Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Городки

Со времен Петра I

Самобытную, удалую игру, в которой ярко выразился характер русского народа, на Руси знали издавна. Игрой в городки увлекался преобразователь Руси Петр I. Возможно, такие фигуры, как «пушка», «артиллерия», берут начало с его времен. Сохранились яркие описания, например, и состязаний на знаменитой Нижегородской ярмарке, когда самые оживленные торги на время прекращались и весь люд – и продавцы, и покупатели – собирались на центральной ярмарочной площади поглядеть на забаву городошную.

В 1923 г. в Москве была создана первая городошная секция, тогда же разработаны и первые правила соревнований. Так что эту дату можно считать годом рождения городков как вида спорта.

Игра в городки практически не имеет противопоказаний по состоянию здоровья, и физическую нагрузку можно легко дозировать. Если говорить о пользе для здоровья, то лучше всего вспомнить народную мудрость: «Сбить городок – прибавить жизни годок».

Биты и городки

Цель игры состоит в том, чтобы бросками бит (палок) выбить из площадки «города» и «пригорода» (трапеция перед «городом») поочередно определенное количество фигур, составленных из пяти городков, или рюх, – деревянных цилиндрических столбиков. Биты лучше делать из твердых пород дерева, длиной 75–80 см, диаметром 4–5 см, городки такого же диаметра и длиной 15 см изготавливаются из круглых березовых черенков.

Лучший инвентарь – это бита «под себя». По правилам игры у каждого спортсмена должно быть две биты, причем обе – с одинаковым весом, длиной и диаметром ручек. При длине около 1 м это метательное орудие весит от 1,5 до 4 кг и, когда поднимаешь его в первый раз, кажется слишком тяжелым для дальнего броска. Со временем городошник настолько привыкает к этому, что возникает проблема недостатка веса и перелета биты.

Современные биты, которыми играют профессионалы, собираются из деревянных вставок, металлических втулок, текстолитовой ручки и стального комля (концевого стакана). Такое членение дает бите гибкость, при правильном броске позволяет ей и «ползти», и легко подпрыгивать по игровой площадке, а в случае поломки любую часть можно легко заменить.

Показательные выступления – вершина городошного мастерства. Профессиональные игроки могут попасть битой в спичку или монетку и выбить городки прямо из-под ног любителя острых ощущений.

До недавнего времени городки были сугубо мужским видом спорта, что не могло не сказаться на терминологии. Самый нелюбимый у игроков городок называют «тещей». В «тещу» автоматически превращается любой городок, подкатившийся к штрафной линии ближе, чем на 20 см. В этом случае он выбивается со штрафной отметки, и даже мастер спорта может потратить на «тещу» и 2, и 4, и 5 бит.

Чемпионат мира проводится по трем видам программы: классические городки тяжелыми битами, полимерными битами и игра в городки по правилам Швеции и Финляндии, причем финны играют на грунте, и биты у них деревянные и толстые.

Площадка и фигуры

Для игры выбирается ровная площадка размером 25?30 м на любом ровном и прочном покрытии – асфальте, траве, земле. Сначала на нее наносится разметка, которая обозначает два «города» размером 2?2 м каждый. На расстоянии 6,5 м и 13 м от линии основания «городов» отмечают соответственно места для бросков: «полукон» и «кон».

Из городков строится 15 фигур: «пушка», «звезда», «колодец», «артиллерия», «часовые», «пулеметное гнездо», «тир», «вилка», «коленчатый вал», «стрела», «рак», «ракетка», «самолет», «письмо», «серп». Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур по итогам трех туров наименьшее число бит.

Все фигуры, кроме «письма», устанавливаются на передней линии «города». Каждую новую фигуру выбивают с «кона», игрок делает по два броска. Как только удается выбить из «города» хотя бы один городок, игрок переходит на «полукон». Удар не засчитывается, если городошник в момент броска переступил линию «кона» («полукона») или бита коснулась земли до «города».

Обыкновенные городки дают такой полет для фантазии, что за 400 лет существования игры из них придумано множество фигур. При написании официальных правил решили ограничиться пятнадцатью. Однако любители этого вида спорта не устают придумывать новые фигуры, которые по договоренности можно включать в игру. Тогда особенно почетным становится выбивание фигуры, придуманной и названной в свою честь соперником.

Маленькие хитрости

Бита будет лететь как угодно и куда угодно до тех пор, пока новичок не освоит три основные хитрости.

Первая: бросать биту старым дедовским способом «взял и кинул» – верный путь к растяжению мышц руки или даже к разрыву связок. Правильно разгонять биту нужно ногами и туловищем. Тогда под конец тренировки руки будут спасены, а вот ноги от нагрузки могут подкашиваться.

Вторая хитрость: важно точно знать, куда именно должна попасть бита. Разбивая горизонтальные городошные фигуры (лежащие в плоскости игрового покрытия), бита будет «ползти» по площадке, сметая городки, словно метла. А в таких фигурах, как «колодец», бита, наоборот, должна подпрыгнуть. Причем, если она подпрыгнет выше, чем нужно, на площадке останутся нижние городки, а если «проползет», то верхние. Важно попасть именно в связку передних городков фигуры, только тогда они разлетятся фейерверком во все стороны.

И последняя хитрость – надо суметь попасть в эту заветную точку. Даже при правильном броске точно в цель где-то на середине пути включается загадочный «фактор случая»: или попадешь, или нет. Теоретически просчитать исход своего броска спортсмен может. Но что именно произойдет, когда бита, пролетев, например, 13 м, столкнется с городками, – загадка даже для опытных игроков. Такое своевольное «поведение предметов» в пространстве делает суеверными как профессиональных игроков, так и новичков.

Из правил проведения игры

  • Игру начинает команда (участники) правого «города», далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит.

  • Все фигуры начинают выбивать с «кона». Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с «полукона». Фигура «письмо» выбивается только с «кона».

  • После окончания партии команды (участники) выстраиваются вдоль боковых линий «городов» лицом друг к другу и после объявления результата по сигналу судьи меняются «городами».

  • Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо по Положению о соревнованиях в одном заходе, команда не допускается к игре.

  • Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.

  • Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов».

  • Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.

  • Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.

  • Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.

  • Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.

  • Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму (более чем на половине длины) и большая его часть осталась в «городе» или «пригороде», бита возвращается, фигура или положение городка восстанавливаются.

  • В соревнованиях детей и подростков городки, выкатившиеся к штрафной линии на расстояние менее 40 см, ставят на расстояние 40 см от штрафной линии по центру «пригорода». В соревнованиях детей городки устанавливаются вертикально.

Упрощенные правила

Массовые соревнования в коллективах физкультуры, молодежных и детских лагерях, местах отдыха могут проводиться по упрощенным правилам. Младшие школьники могут использовать легкие пластмассовые биты и городки. При этом рекомендуется сохранить размеры площадки. Состав команды может быть менее пяти человек. Городки и биты могут не соответствовать требованиям основных правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определить победителя можно по количеству городков, выбитых ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протокола не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

Выбитый и невыбитый городок

  • Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении, кроме штрафной зоны. Городки, выкатившиеся за пределы этих зон и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.

  • Положение городка, остановившегося рядом с границей «города» и «пригорода» с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии ставят вертикально другой городок, и, если городки не соприкасаются, городок считается выбитым.

  • Городки, выкатившиеся в «пригород», но не дошедшие до штрафной отметки, остаются в занятом ими положении. Во всех случаях, когда существует реальная возможность «штрафного» броска или смещения городков по другой причине, их положение судья обязан отмечать мелом или карандашом.

  • Если выбитый городок, вернувшись в пределы «города» или «пригорода», помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, а игроку возвращается бита.

  • Если два городка сталкиваются в «городе» или «пригороде», потом расходятся, то фиксируется их окончательное положение.

  • Если возвратившийся в «город» выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его положение, то последний возвращается в прежнее положение. В этом случае бита игроку не возвращается, а возвратившийся в «город» выбитый городок убирают.

  • Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются «потерянными».

Выигрыш партии

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

  • Игра выиграна одной из команд, если:

  • в игре из трех партий счет: 2:0, 2:1, 2,5:0,5;

  • в игре из пяти партий счет: 3:0, 3:1, 3:2, 3,5:1,5, 3,5:0,5.

При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:

  • третьего тура;

  • второго тура;

  • последней партии третьего тура;

  • фигур: «пулеметное гнездо», «часовые», «тир», «письмо» – во всех партиях соревнования.

 

Рейтинг@Mail.ru