Республика
БАШКОРТОСТАН
Гражданин России
Комплекс
«Гражданин России» является авторской
разработкой заслуженного учителя Республики
Башкортостан Валерия Александровича Крючкова.
Лишь на первый взгляд этот проект кажется одним
из вариантов комплекса ГТО. На самом деле
система, которую предлагает автор, является
хорошо продуманной педагогической технологией,
позволяющей вовлечь всех учеников школы:
спортивных и не очень, здоровых и с различными
заболеваниями, – в работу над своим телом, над
своим здоровьем. Познакомившись с этим проектом,
можно с легкостью трансформировать его под
условия своей школы и помочь ребятам приобщиться
к прекрасному миру физической культуры.
Цели и задачи
Целью создания и включения комплекса
«Гражданин России» в
физкультурно-оздоровительную и спортивную
систему школы является активизация
физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы среди различных параллелей учащихся,
повышение роли физической культуры, спорта и
оздоровления школьников, отвлечение детей от
вредных привычек, совершенствование форм и
методов физического воспитания.
Основными задачами комплекса
«Гражданин России» являются:
1. Повышение уровня физической
подготовленности различных групп населения.
2. Совершенствование нормативного и
программно-методического обеспечения процесса
физического воспитания.
3. Повышение значимости
физкультурно-спортивных занятий.
4. Обеспечение преемственности процесса
физического воспитания.
5. Содействие формированию навыков здорового
образа жизни среди различных
социально-демографических групп населения.
6. Вовлечение детей, подростков и молодежи в
активные занятия спортом.
7. Реализация наиболее эффективных
организационных форм занятий физической
культурой и спортом, в том числе и по месту
жительства.
Содержание комплекса
Первая часть (исходное тестирование на
начало каждого учебного года по видам требования
комплекса) предусматривает общую оценку
состояния физической подготовки учащихся на
основании исходных результатов, характеризующих
состояние физического здоровья детей.
Вторая часть (учебно-тренировочная
подготовка на уроках, домашнее задание,
тренировки самостоятельные, в ДЮСШ, в КФК,
участие в зачетах и соревнованиях)
предусматривает непрерывное совершенствование
физического развития и укрепление здоровья
учащихся всех параллелей.
Третья часть (спортивная) направлена
на вовлечение населения в активные занятия
спортом посредством участия школьников
различных параллелей в соревнованиях по видам
легкой атлетики и по многоборьям комплекса,
содержание которых вариативно и предусматривает
выполнение спортивных разрядов. Третья часть
комплекса, выполняемая на добровольной основе,
состоит из условий выполнения разрядных
требований многоборий и видов комплекса
«Гражданин России».
Все три части комплекса
взаимодействуют между собой и взаимодополняют
друг друга.
Методика
В этом комплексе главный
положительный момент – индивидуальный подход к
каждому ученику, ведь люди изначально имеют
разный рост, вес, физические параметры, а значит,
и требования к их физическому совершенствованию
должны быть разными. В комплексе «Гражданин
России» прослеживается стройная система
последовательного и непрерывного улучшения
физических результатов и здоровья.
В комплексе «Гражданин России» каждый
ученик может получить значок комплекса любого
достоинства, совершенствуя свои физические
качества. Любой, даже самый слабый ребенок при
желании за учебный год может улучшить показатель
максимум в 4 раза, а за 10 лет учебы – в 40 раз.
Домашние задания
Физическое развитие учащихся в
большей степени зависит от систематического
выполнения домашнего задания в виде утренней
гимнастики (на улице или дома) или спортивной
тренировки (дома или вне дома). Самостоятельные
занятия должны носить в основном
общеразвивающий характер, но возможен акцент на
отдельные группы мышц или отдельные физические
качества, недостаточно развитые у конкретных
учащихся. Методическую и инструктивную помощь в
планировании, способе выполнения задания, а
также восстановлении после упражнений обязан
оказать учитель физической культуры.
Ниже предлагаются базовые упражнения
домашнего задания на основные группы мышц для
мальчиков (юношей) и девочек (девушек).
Мальчики (юноши)
1. Подтягивание на высокой
перекладине с различным хватом рук (хват снизу,
смешанный хват, хват сверху; с помощью товарища, с
помощью резинового жгута; с различными
сопротивлениями и в идеале – подтягивание на
одной руке) – на количество раз.
2. Поднимание туловища из положения
лежа на спине руки за голову (до 8-го класса), с
гантелями доступного веса, руки у груди (9–11-е
классы). Желательно делать и поднимание ног в
различных вариациях; поднимание туловища с
различным положением корпуса и с поворотами – на
количество раз.
3. Сгибание и разгибание рук от
гимнастической скамейки, пола (до 8-го класса), в
упоре на брусьях и стойке на руках – на
количество раз.
4. Поднимание туловища из положения
лежа на животе руки за спину, за голову (до 8-го
класса), с гантелями доступного веса с различным
положением туловища (9–11-е классы) – на
количество раз.
5. Прыжки с места (до 8-го класса),
тройной прыжок с места, на ступеньках; с
гантелями в руках (9–11-е классы) – на количество
раз.
6. Выпрыгивание из глубокого приседа,
можно с гантелями доступного веса – на
количество раз.
Девочки (девушки)
1. Подтягивание в висе лежа и в висе
на высокой перекладине с различным положением
рук (до 8-го класса) – на количество раз.
2. Сгибание и разгибание рук от
гимнастической скамейки, пола (до 11-го класса) –
на количество раз.
3. Поднимание туловища из положения
лежа на спине, руки у груди, за голову. Желательно
делать и поднимание ног в различных вариациях (до
11-го класса) – на количество раз.
4. Поднимание туловища из положения
лежа на животе руки за спину, за голову в
различных вариациях (до 11-го класса) – на
количество раз.
5. Прыжки с места (до 8-го класса);
тройной прыжок с места, прыжки на ступеньках,
выпрыгивание из глубокого приседа, можно с
гантелями доступного веса (9–11-е классы) – на
количество раз.
6. Наклоны вперед из положения сидя,
руками тянуться за ступни. Как варианты: до
продольного и поперечного шпагата (до 11-го
класса) – в сантиметрах.
Очень важно выбирать вариант
упражнения, выполнимый для данного ученика
(трудность упражнения, вес гантелей, наклон или
шпагат).
Оценочная система программы
За основу оценки по физической
культуре по разделам программы можно взять
улучшение результата от исходного на начало
четверти, учебного года к результату на конец
каждой четверти, года (конечно, с учетом
анатомо-физического состояния и здоровья
ученика). Такой подход к оценке повысит и
поддержит интерес к занятиям как у слабых, так и у
хорошо физически подготовленных учащихся. Эта
система дает возможность слабым ученикам
постепенно поднять свой уровень физического
развития до желаемого. Учащиеся в процессе
занятий могут получить оценку как за физическую
подготовку, так и за технику выполнения
двигательного действия.
Для контроля результатов физического
развития и физических качеств, а также для
выставления оценок за упражнения домашнего
задания (ОФП) и виды учебной программы
предлагаются протоколы.
Успеваемость по предмету «физическая
культура» определяется также уровнем отношения
к своему самосовершенствованию, знанием
основных положений физической культуры,
прочностью освоения двигательных навыков,
умений самостоятельно решать некоторые вопросы
своей физической подготовленности с учетом
индивидуальных способностей своего организма,
ростовых, весовых, физиологических особенностей
детей данного возраста, пола и состояния
здоровья.
Требования к учащимся
Кроме традиционных оценок за
выполнение физических упражнений и технических
заданий, необходимо ставить поощрительные
оценки. Эти оценки, как правило, стимулируют
учеников на активное участие в учебно-спортивной
жизни школы. Система поощрения в учебном
процессе по физической культуре:
учащиеся, которые регулярно
занимаются в спортивных секциях, имеют не ниже
3-го взрослого спортивного разряда и регулярно
выступают в составе сборной школы, автоматически
получают оценку «отлично» как за четверть, так и
за год;
учащиеся, которые регулярно
занимаются в спортивных секциях и кружках, имеют
не ниже 3-го взрослого разряда, получают по две
дополнительные оценки «отлично» в четверти;
учащиеся, занявшие в школьных
соревнованиях призовые места, получают одну
дополнительную оценку «отлично» в четверти;
за участие в городских соревнованиях
учащиеся получают одну дополнительную оценку
«отлично»;
учащиеся, занявшие призовое место в
городских, межлагерных и т.д. соревнованиях,
получают две дополнительные оценки «отлично»;
дополнительную оценку «отлично»
можно получить и за оформление рефератов, стихов,
рассказов, сочинений, изготовление наглядных
пособий, активное участие в проведении
соревнований, спортивных вечеров, а также за
регулярные занятия закаливанием по какой-либо
системе;
можно поощрить оценкой «отлично» за
образцовое ведение дневника самоконтроля по
физической культуре.
Оценки «5» и «4» ставятся в том случае,
если выполняется условие улучшения спортивного
результата, указанного в таблицах.
Оценка «3» ставится в том случае, если
не наблюдается рост спортивного результата.
Оценка «2» ставится в том случае, если
намечается спад результата по сравнению с
исходным.
Таблица 1
Протокол физической подготовки по
упражнениям домашнего задания (ОФП) для ____ кл.
№ п/п |
ФИО |
Изменение
результатов за год |
Челночный бег
4х9 м |
Подтягивание |
Отжимание |
Упражнение на брюшной
пресс |
Упражнение на гибкость |
Прыжок с места |
«5» – 0,3 с
«4» – 0,2 с |
«5» – 6
«4» – 4 |
«5» – 8
«4» – 5 |
«5» – 12
«4» – 8 |
«5» – 14 см
«4» – 8 см |
«5» – 30 см
«4» – 20 см |
начало года |
четверти |
начало года |
четверти |
начало года |
четверти |
начало года |
четверти |
начало года |
четверти |
начало года |
четверти |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
1
2
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Протокол показателей по видам
программы _____ кл.
№ п/п |
ФИО |
Изменение
результатов за год |
Бег 30 м |
Бег 60 м |
Бег 400 м |
Бег 2000 м |
Прыжок в длину |
Прыжок в высоту |
Лыжные гонки |
Метание |
«5» – 0,3 с
«4» – 0,2 с |
«5» – 0,3 с
«4» – 0,2 с |
«5» – 1,2 с
«4» – 0,8 с |
«5» – 0,5 с
«4» – 0,3 с |
«5» – 35 см
«4» – 20 см |
«5» – 10 см
«4» – 5 см |
«5» – 1,3 с
«4» – 0,5 с |
«5» – 3 м
«4» – 2 м |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
2
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система контрактов
Совершенно
необходимо решить проблему пропусков учащимися
занятий по физической культуре. Очень важен
серьезный подход к пропущенным занятиям – это
выполнение учащимися на дополнительных занятиях
в школе или дома определенной работы под
контролем учителя или родителей. Все
рекомендуемые учителем физической культуры
упражнения заносятся в таблицу. Таблица с
отмеченными выполненными упражнениями с
подписью учителя или родителей подается учителю
для последующего выставления оценки за
выполненную работу.
Таким же образом можно организовать
работу и с очень слабыми учениками: им
рекомендуется дополнительно заниматься
физическими упражнениями дома по той же схеме.
Для регулярного выполнения дополнительных
упражнений в домашних условиях необходимо
заключить контракт с учеником и его родителями.
Работа по контракту ведется следующим образом:
учитель рекомендует упражнения для выполнения,
ученик выполняет упражнения, родители ведут
контроль выполнения, подписывая каждую работу
своих детей. Система контрактов возложит
ответственность за физическое развитие учащихся
не только на учителей, но и на самих учеников и их
родителей. Само заключение такого контракта дает
право ученику получить поощрительную оценку
«отлично» по данному предмету.
Контракт Учитель – Ученик –
Родитель
Учитель_______________________________________________________________________________________________
Обязуюсь оказывать ученику
методическую помощь по упражнениям домашнего
задания, укрепляющего физическое здоровье, и
оценить ученика по итогам выполнения этого
задания.
Ученик________________________________________________________________________________________________
Обязуюсь выполнять рекомендации по
упражнениям домашнего задания, способствующего
укреплению моего здоровья.
Родитель______________________________________________________________________________________________
Обязуюсь контролировать выполнение
домашнего задания сыном (дочерью).
Учитель __________
Ученик ___________
Родитель __________ |
Дата ________________ |
|
Валерий КРЮЧКОВ,
заслуженный учитель
Республики Башкортостан |