Республика
БАШКОРТОСТАН
Как стать учителем?
Не секрет, что в педагогических вузах остро
стоит вопрос подготовки специалистов для
общеобразовательных школ: многим выпускникам
трудно по окончании университета адаптироваться
к педагогической деятельности. Каждый факультет
старается найти наиболее эффективные пути
решения этой проблемы. Надеемся, что наш опыт
заинтересует не только коллег, работников
педагогических вузов из других регионов (по
статистическим данным, больше 50% наших
выпускников работают по специальности), но и
учителей, так как элементы данной методики можно
успешно использовать на уроках физической
культуры в старших классах.
Шаг первый: учитель для однокурсников
На мой взгляд, необходимо с первых дней
максимально приблизить студентов к практической
деятельности. Так, изучая учебную дисциплину
«гимнастика», студенты 1-го курса нашего
университета уже в первом семестре, кроме сдачи
комплексов ОРУ, тестов по ОФП и зачетных
упражнений на гимнастических снарядах, обязаны
усвоить азы элементарного управления группой
(классом).
В первом семестре студенты поочередно
встают в позицию учителя («ученики» – его или ее
однокурсники) и командуют выполнением строевых
упражнений. В результате у молодых людей
вырабатывается умение давать четкие
распоряжения, ориентироваться в спортивном зале,
держать себя перед группой.
Во втором семестре студенты
самостоятельно проводят ОРУ для своей группы,
причем по специальным заданиям, направленным на
освоение разнообразных способов проведения
упражнений (проходным способом, поточным,
раздельным и т.п.) и самих упражнений (с
гимнастическими палками, гимнастическими
обручами, в парах, на скамейке, со скамейкой и
т.п.).
На втором курсе внимание уделяется
методике обучения упражнениям и проведения
подготовительной части. Студенты после
практической подготовки на первом курсе
самостоятельно проводят подготовительную часть
школьного урока физической культуры в своей
группе, разрабатывая по заданию преподавателя
подробный конспект.
При таком подходе учебная практика
позволяет студенту уверенно справляться с
заданием, вживаться в роль учителя физической
культуры. Завершающим этапом такого подхода
является проведение студентами 3-го курса в
первой половине учебного года полного
45-минутного урока гимнастики, но пока еще в своей
группе.
Примерно такой же подход используется
и при обучении преподаванию других дисциплин
физической культуры (легкая атлетика, лыжная
подготовка, спортивные игры, плавание и т.п.).
Шаг второй: помощник мастера
На вторую половину 3-го курса
запланирована двухнедельная педагогическая
практика в школе, где студенты знакомятся с
системой преподавания физкультуры, посещают
уроки, помогают учителям проводить с классом
подготовительную часть урока, подвижные игры,
организуют соревнования, участвуют в судействе и
т.д.
Конечно, двух недель недостаточно, но,
тем не менее, студенты начинают понимать, что им
необходима еще большая практическая подготовка
и теоретическая база. Как правило, после первой
педагогической практики у студентов значительно
повышается активность в учебе.
Шаг третий: спортивное
совершенствование и судейство
В учебном плане по госстандарту
факультета также предусмотрена дисциплина
«Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование» (ПФСС). В плане творческого
подхода к преподаванию данной дисциплины у
преподавателей имеются все возможности, так как
она изучается на протяжении всех пяти лет учебы.
Студент с первого курса выбирает вид ПФСС
(гимнастика, кикбоксинг, русская лапта, легкая
атлетика, плавание
и т.д.). Рабочие программы предусматривают не
только спортивное совершенствование студентов
через тренировочный процесс по выбранному виду
спорта, но и большую практическую работу по
организации и судейству соревнований, т.е.
студенты осваивают методику судейства,
самостоятельно организуют соревнования,
выполняют обязанности секретаря соревнований,
судьи, старшего судьи, а иногда и главного судьи.
Это еще один шаг к эффективной подготовке
будущего учителя. Конечно, в идеале студент,
получив диплом университета, должен уметь хорошо
судить школьные соревнования по волейболу,
футболу, баскетболу, легкой атлетике и т.д., но в
силу ограниченности часов на изучаемые
дисциплины нет времени на практику судейства. В
лучшем случае студент старшего курса в
совершенстве знает методику судейства своего
вида, а остальное придется постигать по ходу
работы.
Шаг четвертый: принятие
ответственности за учеников
Этим возможности практической
подготовки будущих педагогов не ограничиваются.
На нашем факультете студентам с 3-го курса
предоставляется возможность совмещать учебу с
преподаванием в школе, тренерской работой или
работой в подростковом клубе. Это дает студентам
возможность поддержать свой небольшой бюджет и,
естественно, набраться опыта работы с детьми.
Результаты
Факультет физической культуры
Башкирского государственного педагогического
университета им. М. Акмуллы открыт в 1989 г.,
первый выпуск специалистов состоялся в 1993 г.
На сегодня у нас подготовлено 1370 специалистов.
Примерно 50% старшекурсников совмещают
учебу с тренерско-преподавательской работой,
работой в спортивных, подростковых клубах. В
течение учебного года к нам обращаются десятки
организаций с просьбой направить к ним на работу
студентов старших курсов, а впоследствии эти же
организации предпочитают оставить у себя
работающих студентов.
Ежегодное распределение выпускников
факультета показывает, что почти все студенты на
момент выпуска имеют ходатайства на имя ректора
из различных образовательных учреждений
Республики Башкортостан о направлении на работу.
Кроме этого, Министерство образования дает
заявку на распределение.
Мы разослали специальные письма
руководителям отделов образования районов и
городов с просьбой дать информацию о занятости
выпускников и о сферах их деятельности.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что
только учителями в общеобразовательных школах
работают не менее 400 специалистов,
подготовленных факультетом БГПУ (30%). В высших и
средних специальных учебных заведениях по
профилю работают более 120 выпускников (9%). Не
менее 200 выпускников стали тренерами, работают в
ДЮСШ, СДЮСШОР, подростковых клубах, что
составляет 15%.
Отличные результаты тренерской работы
показывают педагоги, выступая со своими
командами на соревнованиях различного масштаба
(футбол, баскетбол, волейбол, лапта, спортивная
аэробика, легкая атлетика, лыжные гонки и др.), –
это напрямую связано с развитием базовых видов
спорта на факультете и с качеством преподавания
специальных дисциплин. Учитывая хорошую
физическую и теоретическую подготовленность,
органы МВД и Вооруженные силы с удовольствием
берут на работу выпускников факультета (2,5%).
Более 6% выпускников факультета заняты в сфере
предпринимательства, что говорит о том, что они
мобильны, не теряются в современных рыночных
условиях.
В целом в области образования заняты
более 55% специалистов, подготовленных
факультетом физической культуры.
Проблемы
Однако результаты
профессионально-педагогического мониторинга
трудоустройства выпускников факультета
физической культуры не успокаивают, так как 40%
выпускников по окончанию БГПУ выбирают не
профильную сферу деятельности. Необходима
кропотливая работа по отбору абитуриентов с
устойчивой мотивацией к педагогической
(тренерской) деятельности, целенаправленная
работа по профессионально-педагогическому
мониторингу.
Возможно, главная проблема
трудоустройства специалистов нашего факультета
физической культуры – в том, что на факультете
обучается более 80% юношей, которые подлежат
призыву в ряды Вооруженных сил: по окончании
университета выпускники устраиваются на работу
в лучшем случае через 1–2 года. При этом, конечно,
теряется их квалификация и мотивация.
Вторая не менее важная проблема
трудоустройства – это низкая заработная плата
педагогов в школах. Так как 80% выпускников –
будущие кормильцы семьи, то им приходится искать
работу с более высоким достатком.
Третья проблема – жилищная…
В завершение хочется отметить, что
данный подход не единственно правильный, мы
продолжаем работать над поиском новых путей
усовершенствования подготовки педагогических
кадров. Хотелось бы узнать мнение молодых
учителей физической культуры, услышать мнения
коллег по совершенствованию подготовки
специалистов в системе высшего и среднего
специального образования.
Виктор ЩЕМЕЛИНИН,
декан ФФК БГПУ,
к.п.н.,
г. Уфа |