Правила игры в русскую лапту
Продолжительность игры
Игра состоит из двух таймов по 30 мин.
каждый с 5-минутным перерывом между ними.
Разминка
За 15–30 мин. до начала встречи
команды проводят разминку. При проведении
заключительной части разминки (за 5–10 мин. до
начала игры) на игровом поле одна из команд
занимает правую половину поля, другая – левую.
Условной границей при этом является
воображаемая линия, проходящая через центр круга
подачи параллельно боковым линиям до линии
«кона».
Жеребьевка. Начало игры
Перед началом игры по свистку старшего
судьи команды выходят на контрольную линию через
боковые линии навстречу друг другу для
приветствия.
После приветствия старший судья
проводит жеребьевку, в которой участвуют
капитаны команд.
Игроки команды, которой по жребию
выпало начинать первый тайм в защите, занимают
исходные позиции в поле, а первый номер
нападающей команды встает с битой на площадку
подающего у круга подачи. Остальные игроки
находятся на скамейках своих команд. От команды
защитников подающий игрок встает так же у круга
подачи.
По свистку старшего судьи подающий
делает подачу, а нападающий – первый удар по
мячу.
Подача и удары по мячу
Подача мяча проводится одним из
игроков защиты открытой ладонью над кругом
подачи на высоту 1,5–2 м или на высоту,
указанную нападающим. В момент подачи мяча
нападающий и подающий игроки располагаются на
площадке подающего по разные стороны круга
подачи. Каждый игрок нападения имеет право на
использование двух попыток.
Если после одного из ударов мяч
оказался в игре (выбит на игровое поле за
пределами штрафной линии, или, коснувшись поля,
вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за
линию кона по земле или по воздуху между флагами),
игроки нападения, имеющие право на перебежку,
могут ее начать.
Игрок нападения, не сумевший ввести
мяч в игру после двух попыток, получает право на
перебежку из «пригорода» только при следующем
правильном ударе одного из игроков своей
команды.
В случае, если мяч подан для удара с
нарушением правил, но оказался введенным в игру,
такой удар засчитывается, при промахе удар также
засчитывается.
В случае, если при выполнении удара по
мячу бита вырывается из рук и падает на площадку,
удар засчитывается как промах.
Игрок, совершающий подачу мяча,
находясь в поле, пользуется правами игрока
защиты.
Если игрок выполняет подачу с
нарушением требований, то ему делается
замечание, при повторном нарушении он заменяется
другим игроком команды.
В начале каждого тайма, а также после
перехода из защиты в нападение игроки нападения
выходят на удар согласно поданной заявке,
сохраняя очередность. Пред началом второго тайма
команды могут поменять расстановку игроков в
нападении, о чем предупреждают старшего судью и
секретаря. Право на последующий удар игроки
получают только после полной перебежки. Если в
ходе игры у нападающей команды не окажется
игроков, имеющих право на удар, то происходит
свободная смена.
Удары по мячу после совершенных
перебежек осуществляются в порядке очередности
пересечения линии «дома». В случае совершения
полных перебежек двумя и более игроками
одновременно удары по мячу проводятся согласно
расстановке игроков в данном тайме. В случае
промаха пяти игроков команды нападения или в
ситуации, когда в «пригороде» находятся 5
игроков, а шестой выполняет удар, при
действительном ударе защитники обязаны быстро
вывести мяч из игры, если нет необходимости
осаливания игроков нападения.
Игроки нападения, пока мяч находится в
игре, имеют право выполнять перебежку за линию
«кона» и наступить на площадку двумя ногами, в
этом случае они также получают очко и имеют право
на удар, возвращаясь в «дом».
Удар считается действительным, если
мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху
за боковые линии.
Возвращение мяча в «дом»
Игроки защиты, получив мяч, обязаны
вернуть его в «дом», если не возникнет ситуации
для осаливания. При возвращении мяча в штрафной
зоне не должно находиться более одного игрока
команды. Мяч возвращается без задержки и
считается вышедшим из игры, если он пересекает
линию «дома» между флажками. Обратно из-за линии
«дома» мяч на площадку не может быть возвращен,
так как считается, что он уже вышел из игры.
Перебежки
Каждый игрок нападения, который
совершил после правильного удара по мячу (или
ввода мяча в игру) полную перебежку из
«пригорода» или площадки подающего за линию
«кона» и обратно за линию «дома» и при этом не был
осален или самоосален, приносит своей команде 2
очка. Игрок, совершивший правильный удар, может
начать перебежку из площадки подающего.
Нападающие, имеющие право на
перебежку, в любой момент могут начать перебежку,
пока мяч находится в игре и не возвращен в «дом».
Если до пересечения мячом линии «дома»
игроки нападения начали перебежку, то они
обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из «дома»
за линию «кона», может при необходимости
остаться там и возвратиться в «дом» после одного
из последующих ударов своей команды, что также
является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если
игрок начал движение в соответствующем
направлении и при этом коснулся игрового поля
двумя ногами или всем телом пересек линию «дома»
или «кона». Начальной фазой перебежки считается
касание ногой игровой площадки, после чего игрок
не имеет права вернуться за линию «дома» или
«кона» и может быть осаленным игроками
защищающейся команды. Перебежка считается
оконченной, если игрок хотя бы одной ногой
заступил за линию «дома» или «кона», а другая
нога при этом не касается игрового поля, или
игрок пересек линию «кона» или «дома» по воздуху
после финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки
нападения оказались за линией «кона», то
защитники обязаны доставлять мяч без задержки в
«дом» для продолжения игры.
Осаливание
Игрок, совершающий перебежку,
считается осаленным, если его коснется в
пределах игрового поля мяч, брошенный в него
любым игроком защиты. Попадание мячом в голову
осаливанием не считается. За нарушение этого
правила игроку защиты делается предупреждение, а
при повторном нарушении он удаляется с поля.
С целью осаливания игроков нападения
защитники имеют право передвигаться с мячом по
своему усмотрению или передавать мяч любому
игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты
обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так
как осаленная команда может произвести ответное
осаливание. Ответные осаливания могут
продолжаться до тех пор, пока все игроки
последней осалившей команды не убегут за линию
«кона» или «дома».
При попытке осаливания игроки не имеют
права касаться друг друга, в противном случае
нарушители могут быть наказаны.
Для ответного осаливания игроки
команды нападения, находящиеся за линией «дома»,
имеют право выбегать на площадку, помогая своим
игрокам.
Самоосаливание
Игрок нападения считается
самоосаленным, если он начал перебежку и
возвратился за линию «дома» или «кона». В этом
случае команда нападения уходит играть в защиту.
Игрок нападения считается
самоосаленным, если он начал перебежку и
наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.
Игрок защиты считается самоосаленным,
если он после осаливания или самоосаливания
нападающего сам оказался за боковой линией
последним или коснулся мяча после совершенного
осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и
осаливания) фиксируется судейским свистком и
соответствующими жестами судей.
Если к моменту осаливания или
самоосаливания игроки нападения не успели
завершить перебежку в «дом», то очков команде они
не приносят, а только получают право на удар.
Игроки, задержавшиеся при этом за линией «кона»,
при возвращении в «дом» также очков не приносят.
Если один из игроков оказался
самоосаленным, то игрок противоположной команды,
находящийся с мячом, обязан положить его так,
чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть
площадку за линию «дома» или «кона» вместе со
своими игроками.
Умышленное самоосаливание.
Ловля мяча с лета
Если защитник поймал отбитый мяч с
лета в пределах поля или вне его, то он приносит
своей команде очко и обязан быть готовым к
осаливанию игроков нападения, если они выйдут на
перебежку.
Очки
Очко своей команде приносит игрок,
поймавший «свечу», а также игрок, совершивший
полную перебежку, оставшись при этом
неосаленным, или до осаливания другого игрока
своей команды.
Результат игры
Результат игры определяется по
наибольшему числу очков, набранных командой за
игровое время.
При равном количестве очков
фиксируется ничья.
При проведении стыковых игр или игр по
системе с выбыванием в случае ничейного
результата после основного времени игры
проводится (после жеребьевки) дополнительный
период продолжительностью 10 мин., или
несколько таких периодов, необходимых для
получения преимущества одной из команд. Между
дополнительными периодами предусматриваются
перерывы продолжительностью до 3 мин., в начале
каждого дополнительного периода проводится
жеребьевка.
Поражение
Если в процессе игры у одной из команд
на площадке остается меньше четырех игроков, то
игра прекращается, и этой команде засчитывается
поражение.
Если команда, которой засчитывается
победа из-за снятия с игры соперника, имеет к
этому моменту преимущество в счете, то
фиксируется этот счет. Если команда не имела
преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее
пользу.
Окончание игры
Игра заканчивается по звуковому
сигналу старшего судьи, извещающего об истечении
игрового времени соответствующим жестом. |