Республика
БАШКОРТОСТАН
Урок физической культуры глазами
художника
Работая в школе, я столкнулся с
проблемой неготовности учащихся выполнять
упражнения на гимнастических снарядах ввиду
слабой силовой подготовки. На основе
бодибилдинга мной создана система занятий на
тренажерах для учащихся школы и написана книга
«Силовая подготовка и коррекция осанки учащихся
старшего школьного возраста на уроках
физкультуры».
В настоящее время я пишу книгу
«Сильные мира» – о чемпионах Республики
Башкортостан в силовых видах спорта.
Свою главную задачу я вижу в том, чтобы
привить любовь к физкультуре. Со временем часть
учебного материала забудется учащимися, а любовь
к физкультуре и спорту останется навсегда.
Очень важно, чтобы учащийся провел
время занятий на высоком эмоциональном уровне.
В своей практике я столкнулся с
некоторыми перегибами в преподавательской
деятельности, например, в качестве
дисциплинарного наказания учителя лишали
учащихся двигательной активности, записывая
замечания в дневники.
Когда в школе проводили
социологическое исследование, на вопрос, что
важнее: профессионализм или доброе отношение
учителя, учащиеся выбрали второе. Над этим стоит
задуматься.
Работая в школе № 107, я превратил урок в
игру. Учащиеся начинали урок во время перемены, и
заканчивался он во время следующей перемены. Они
осваивали программу, даже не задумываясь об этом.
Когда спортивный зал был закрыт на ремонт, а
лыжная база отсутствовала, мы играли в
раздевалке в шахматы и в настольный теннис. Я
никогда не думал, что учащиеся настолько могут
этим увлечься. Я не боялся им проигрывать, и это
правильно.
Придя работать в другую школу, заметил,
что здесь отсутствовала олимпийская атрибутика
(флаги, музыка и т.д.). Прежде всего я нарисовал
олимпийский флаг, включал гимн и проводил
мероприятия. Это было очень эффектно.
Особое значение для нашей работы имеет
оборудование спортивного зала и оснащение
тренерской комнаты. Вся наглядность должна быть
яркой, красочной и привлекать к себе внимание. А
тренерская комната – чистой, светлой, без
нагромождений и запаха табака. Учащиеся, входя в
зал, попадают в храм здоровья, а мы должны
пропагандировать здоровье.
Проводя уроки в младшей школе, я
столкнулся со стандартностью мышления
преподавателей. Мне говорили, что проводить
уроки, как проводил я, – нельзя. Во время разминки
я использую имитацию движения таких животных,
как страус, медведь, лягушка, заяц и т.д. Эти
задания вызывают у детей массу эмоций, что
особенно важно для нашего предмета. Что касается
разминки, которая выполняется под счет,
проводить ее традиционно мне скучно, поэтому я
выполняю ее, имитируя движения спортсменов в
различных видах спорта, таких, как плавание,
танцы, штанга, каратэ, бокс. Разминку я всегда
стараюсь проводить под музыку. Не каждый
преподаватель имеет смелость показать эти
движения. Не надо бояться быть смешным: если
ученики смеются, они смеются не над вами, а потому
что им весело.
Очень важно знать психологию
отношений между учителем и учащимся, особенно в
старших классах. Здесь не должно быть
подкалывания, сарказма и направленных анекдотов.
Ребята достаточно взрослые и обижаются на это.
Однажды на тренировке ученица сказала,
что мне надо было быть клоуном. Сначала я это
воспринял с обидой, но впоследствии понял, что
это высшая оценка наших с ними отношений.
Учителя стараются взять максимальное
количество часов, что приводит к собственному
выхолащиванию. Приходя на урок, учитель должен
обладать достаточной энергией, чтобы отдавать ее
детям.
Работа в течение многих лет на одном
месте и в одной должности приводит к тому, что
учитель перестает быть активным, творческим и с
трудом меняет свое отношение к происходящему.
Только тот учитель, который может
интересно организовать процесс обучения и
воспитания, творчески подходит к своей работе,
может требовать от учащихся высоких показателей.
Очень полезно посмотреть на себя со стороны.
Тогда вы увидите возможности для воплощения
инновационных идей.
Александр КАЗИН,
СОШ № 18,
г. Уфа |