Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Республика БАШКОРТОСТАН

Физическое образование или образование по физической культуре?

Одно из ключевых понятий теории и методике физической культуры – «физическое образование» – было предложено П.Ф. Лесгафтом. В процессе эволюции всей науки о физической культуре (физкультурологии) оно мало подвергалось анализу, и содержание его до настоящего времени существенных изменений не претерпело. К настоящему времени назрела необходимость анализа содержания понятия «физическое образование» в соответствии с достижениями современной науки физкультурологии.

Физическое образование

Физическим образованием называются процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Имеется в виду процесс обучения, но с использованием только одного из средств физического образования – физических упражнений.

Данное определение понятия «физическое образование» составлено исходя из определения «образование», которое приводится в «Большом советском энциклопедическом словаре» в следующем виде: «Образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». В учебном пособии для студентов институтов физической культуры «Введение в теорию физической культуры» (1989) определено, что обучение движениям – это процесс системного освоения человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. В данном определении раскрывается содержание обучения, а также основная цель образования по физической культуре.

Физическое воспитание

Главный путь получения образования – обучение в образовательном учреждении, где оно связано с воспитанием. Эти понятия взаимосвязаны, но они означают параллельно развивающиеся процессы. Критерии физического образования и физического воспитания разные. Физически воспитанный человек и физически образованный человек – это не одно и то же, поскольку пути развития этих процессов различны. Процесс физического воспитания может осуществляться даже при отсутствии элементов обучения двигательным действиям, при этом физическое воспитание не будет направлено на развитие основных физических способностей.

Физическая культура

В учебном плане общеобразовательных учреждений имеется учебный предмет «физическая культура», основная задача которого – достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части общего образования учащихся.

Однако статус школьного предмета «физическая культура» изменился, так как роль образования по физической культуре в обществе к настоящему времени значительно возросла. Изменилось и содержание данного предмета: образовательная и воспитательная задачи решаются одновременно. На уроках физической культуры наряду с овладением техникой выполнения физических упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры. Рамки школьного предмета «физическая культура» значительно расширились и включают в себя задачу физического воспитания. Безусловно, физическое воспитание как педагогическая система физического совершенствования человека остается понятием ключевым и является частью общего воспитания и в целом всей физической культуры человека.

Образование по физической культуре

Образование по физической культуре как часть общего образования может быть начальным, средним, высшим. В начальных классах общеобразовательных школ в рамках учебного предмета «физическая культура» решается задача общего образования по физической культуре как составной части общего начального образования. В средних общеобразовательных учреждениях главной задачей этого предмета является содействие формированию физической культуры школьников как составной части общего среднего образования. Образование по физической культуре в средних общеобразовательных учреждениях может быть с профессиональной направленностью, т.е. с учетом получаемой профессии. Высшее образование по физической культуре решает более профессиональные задачи – формирование физической культуры с точки зрения требований конкретной профессии, и средства для достижения этой цели значительно отличаются.

Образование по физической культуре – это непрерывный процесс, который предполагает результат на каком-то конкретном отрезке времени. Как результат итоговой образованности выдается типовой документ об образовании по физической культуре, или же в типовой документ об общем образовании вносится оценка по физкультуре.

Теперь вспомним, что слово «физическое» – прилагательное, образованное от слова «физика», что, как известно, означает природу. Поскольку природы без движения не существует, эти понятия стали неотделимыми. Вместе с тем, понятие «физическое образование» означает образование по физике, и оно возникло значительно раньше, чем физическое образование применительно к образованию по физкультуре. Поэтому использование словосочетания «физическое образование» для обозначения содержания образования по физкультуре нам кажется неправомерным, ибо оно заимствовано из другой науки – физики. Понятие «физическое образование» большинство людей воспринимают как образование по физике.

Понятие «двигательное образование», часто встречающееся в литературе как синоним физического образования, на наш взгляд, означает содержание двигательной деятельности. Средствами двигательного образования являются в основном физические упражнения. Понятие «двигательное образование» значительно уже, чем «образование по физической культуре», так как образование по физической культуре состоит из двигательного образования и его результата – телесного образования, которое получило свое развитие еще во времена П.Ф. Лесгафта.

Нами предложено понятие «образование по физической культуре». Во всех учебных заведениях есть учебный предмет «физическая культура», а в вузах функционируют кафедры физической культуры, имеются факультеты и институты физической культуры, где обучающиеся получают соответствующее образование по физической культуре. Следовательно, образование по физической культуре более логично по аналогии с образованием по истории, образованием по математике, образованием по биологии и др. По нашему мнению, можно предложить такое определение понятия «образование по физической культуре»: «Образование по физической культуре есть составная часть общего образования – процесс формирования физической культуры личности». При этом образование по физической культуре выступает как главный фактор в формировании физической культуры личности.

Е.А. ЖДАНОВА, В.Ю. ШАУЛО,
Р.Р. ЯГАФАРОВ, Э.Р. ХАЛИУЛЛИНА, Р.А. КАМАЛОВ,
БЭГУ,
г. Уфа

Рейтинг@Mail.ru