Республика
БАШКОРТОСТАН
Использование информационных
технологий на уроке физической культуры
В наш век информационных технологий у
учителя появилась возможность проводить
теоретические уроки по физической культуре,
используя новые технологии и мультимедийные
средства.
Наш проект теоретического урока
создан при использовании учебников:
«Физическая культура» для учащихся
1–11-х классов общеобразовательных учреждений
под редакцией В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского,
Г.Б. Мейксона;
«Физическая культура» – учебное
пособие для учащихся 1–11-х классов
общеобразовательных учреждений под редакцией
Р.Х. Яруллина, Р.А. Абзалова.
Содержание учебников было переложено
на блок-слайды, адресованные учителю (для
организации и проведения уроков теории по
физической культуре) и учащимся (для
самостоятельного изучения данных тем, для
выполнения домашнего задания и подготовки к
экзаменам, олимпиадам по физической культуре).
В младшем школьном возрасте
преобладает наглядно-действенное (практическое)
и наглядно-образное мышление. Теоретическое
мышление в данном возрасте развито слабо,
поэтому теоретические уроки проводятся больше в
игровой форме. Ученики рассматривают рисунки,
отвечают на вопросы, отгадывают загадки,
выполняют физические упражнения, которые
изображены на блок-слайдах. В ходе игры они
приобщаются к миру движений, познают себя, тем
самым начинают понимать суть здорового образа
жизни. Использование в работе иллюстрированных
цветных юмористических рисунков помогает узнать
о своем организме, о значении физических
упражнений, о современных Олимпийских играх и
т.д. В школьной учебной программе для 1–4-х
классов нами уделяется большое внимания темам:
«Личная гигиена» и «Твой организм».
В среднем возрасте очень важны такие
вопросы, как значение физической культуры для
всестороннего развития человека, история
развития физической культуры и самоконтроль при
занятиях физическими упражнениями. В 8–9-х
классах мы акцентируем внимание на
морфофизиологических особенностях организма,
тем самым прослеживаются межпредметные связи с
анатомией и химией. Изменение строения мышечной
ткани и опорно-двигательного аппарата под
влиянием физических упражнений отражено в
слайдах с учетом возрастных и половых
особенностей учащихся. Большое внимание в
блок-слайдах уделяется описанию упражнений для
развития силы, выносливости, ловкости и скорости
движений с учетом индивидуальных возможностей
организма.
В старшем возрасте работа направлена в
основном на выбор профессии, подготовку к
будущей трудовой деятельности, организацию и
проведение самостоятельных занятий физическими
упражнениями, а также на успешную сдачу
экзаменов по предмету «физическая культура».
Программно-методический комплекс имеется на
CD-диске и используется учащимися для
самостоятельного изучения некоторых тем с
использованием компьютера дома.
Наши разработки содержат материал
разного уровня сложности, так как они адресованы
учащимся с 1-го по 11-й класс с учетом возраста и
степени подготовленности. После каждой темы
приведены контрольные вопросы и электронный
вариант тестирования. Основной акцент делается
на осознанный подход к применению
индивидуальных методик самосовершенствования и
укрепления собственного здоровья за счет знаний,
умений и навыков, полученных на теоретических
уроках с использованием слайдов.
Данный проект теоретического урока по
физической культуре апробирован на районном и
республиканском конкурсах.
А.И. ЗИЯТДИНОВА, Л.Г. ЕРЕМИНА, А.
АСХАТОВ,
ТГГПУ,
г. Казань |