Республика
БАШКОРТОСТАН
Физкультура и спорт – основа
здорового образа жизни
Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя
быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще
Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все,
но без здоровья все остальное – ничто. Трудно с
этим не согласиться. Действительно, нет врага,
равного болезни, нет друга, равного здоровью.
Кому нужен больной отличник, впоследствии –
работник с огромным багажом знаний, но обивающий
пороги больниц, проводящий время на больничной
койке, который не в состоянии применить свои
знания на благо людей? Здоровье – бесценный дар
природы, и его надо уметь сохранить. В школе
большую помощь в этом можем оказать именно мы,
учителя физкультуры.
Слабое развитие физических качеств детей,
снижение показателей их здоровья, а также
стремление работать по-новому заставили меня
пересмотреть свои взгляды на работу. Изучив
методическую литературу, я начал использовать
комплексный подход к развитию физических
качеств и двигательных навыков учащихся.
Основное внимание на уроках уделяю
разностороннему развитию координационных и
кондиционных способностей (скорости, силы,
выносливости и гибкости).
Чтобы было полезно
На уроках используется комплексный
подход к развитию физических качеств и
двигательных навыков учащихся. Основное отличие
комплексных уроков заключается в том, что в
процессе одного занятия учащиеся одновременно
выполняют упражнения из различных разделов
программы. При разработке уроков планируется
использование комплексов скоростных,
скоростно-силовых, силовых упражнений, а также
упражнений для развития специальной
выносливости в беге с учетом учебного материала
и раздела программы. Это позволяет избежать
«сезонных колебаний» уровня развития физических
качеств, обеспечивает их равномерное повышение
от начала к концу учебного года и способствует
повышению моторной плотности и интенсивности
нагрузки на уроке.
В подготовительную часть урока
включаются ходьба, бег, прыжки и упражнения,
направленные на развитие статокинетической
устойчивости, подвижности в суставах, силы мышц
брюшного пресса и плечевого пояса.
Начало основной части урока отводится
на обучение новому упражнению или
совершенствование техники изученного. Вторая
половина посвящается развитию физических
качеств, где учащиеся сначала выполняют
скоростно-силовые упражнения скоростной
направленности и упражнения для развития
специальной выносливости в беге, а затем
собственно силовые упражнения.
Специальная разметка в спортивном
зале и наличие достаточного количества
инвентаря обеспечивают повышение моторной
плотности урока. Разметка в спортивном зале для
челночного бега позволяет выполнять беговые и
прыжковые упражнения, разнообразные упражнения
на технику перемещений в волейболе и баскетболе,
проводить беговую подготовку на дистанциях
150–1500 м. На уроках используются специальные
перекладины со ступеньками для улучшения
силовых качеств слабо подготовленных детей.
Для систематического контроля
физической подготовленности в каждом классе
заведена рабочая тетрадь многолетнего учета.
Данная методика позволяет осуществлять
целенаправленное развитие физических качеств на
всех уроках в течение учебного года, что
способствует повышению эффективности учебного
процесса.
Чтобы было интересно
Но знание различных методов и приемов
еще не залог успешного проведения урока. Важно
поддерживать интерес ребят к занятиям. Для этого
нередко приходится импровизировать, отклоняться
от намеченного плана. Часто уроки проводятся в
игровой форме, особенно в младших классах, ведь
известно, что все дети любят играть. В начале
урока перед тренировочной работой объявляю, что,
как только выполним это задание, будем играть в
футбол, волейбол или во что-то другое. Так в
ожидании игры ребята выполняют основательную
тренировочную нагрузку.
Чтобы поддержать слабо
подготовленных, имеющих различные отклонения в
развитии учащихся, нельзя оставлять без внимания
их даже малейшие успехи. Это помогает им поверить
в свои возможности. Поэтому с каждым работаю
индивидуально. Например, юношу, имеющего лишний
вес, не заставляю подтягиваться перед всем
классом (он и так чувствует себя неловко,
стесняется своей полноты), а предлагаю ему
выполнить задание с гирями, с которыми он на «ты»,
а потом даю индивидуальное задание на дом. Иначе
можно надолго отбить охоту от посещения уроков
физкультуры.
Поощряю систематичность и
регулярность занятий физической культурой и
спортом, умение самостоятельно заниматься.
Помогаю строить самостоятельные занятия по
избранному виду спорта, даю советы по подбору
определенных упражнений для устранения
отклонений в здоровье, недостатков телосложения,
для развития силы. Знакомлю с нетрадиционными
системами оздоровления Порфирия Иванова,
Геннадия Малахова.
Чтобы спорт + физкультура = ...
Учебная работа находит свое
продолжение во внеурочной деятельности. В
спортивных секциях по волейболу, баскетболу,
легкой атлетике, теннису, лыжам, гиревому спорту
занимаются 54% всех учащихся нашей школы. Для
этого у нас имеются 4 площадки для мини-футбола,
2 баскетбольные и 2 волейбольные площадки,
гимнастический городок, 2 спортзала, 4 теннисных
стола. И вообще любой пустырь я стараюсь
превратить в игровую площадку.
Для занятий силовыми упражнениями
мной разработаны специальные комплексы
упражнений с гирями на каждую учебную четверть с
методическими указаниями, по которым ребята
занимаются в секциях, дома и даже во время
подвижных перемен. Для этого у нас имеются более
20 гирь.
Известно, что спорт и физкультура
решают разные задачи. Нужен ли детский спорт?
Конечно! Нужны соревнования, победы, медали. Это
хорошая пропаганда и агитация для вовлечения в
мир движения и здоровья. Нужны чемпионы, кумиры,
чтобы было, на кого равняться, с кого брать
пример. Учащихся, особенно младшего и среднего
возраста, только простыми речами о здоровом
образе жизни и призывами заниматься физическими
упражнениями ради здоровья не убедить. Поэтому
нужно проводить больше внеклассных мероприятий
игровой направленности, где царит дух
соперничества, сопереживания, взаимовыручки,
дружбы. И уже во взрослой жизни приятные
воспоминания, эмоции, пережитые в детстве, будут
вновь тянуть их в спортзал поиграть в волейбол,
потягать гири и др.
Но очень хотелось бы, чтобы у учителей
физкультуры стремление во что бы то ни стало
завоевать больше грамот, побед на соревнованиях,
блеск медалей не затмили главного. Основное для
нас не подготовка чемпионов, а здоровье наших
детей, особенно слабых. А победы придут сами
собой. Как говорится, где массовость, там и
мастерство.
Особой популярностью в нашей школе
пользуются соревнования по волейболу,
баскетболу, теннису. Например, соревнования по
волейболу проводятся в разных вариантах: среди
смешанных команд классов (4 мальчика + 4 девочки),
команд по параллелям (6-й «А» и 6-й «Б», 7-й «А» и 7-й
«Б» и т. д.) и команд, в состав которых входят
классные руководители. Такие соревнования
сплачивают классный коллектив, сближают
классного руководителя с ребятами. А классные
руководители, испытав азарт спортивной борьбы,
становятся лучшими помощниками учителя
физкультуры.
Проводим также чемпионаты по футболу.
У нас в школе есть своя высшая лига (старшие
классы), первая лига (младшие классы). Команды
младших классов могут перейти в высшую лигу, если
обыграют своих соперников, а проигравшие
вылетают в первую лигу. Ребята сами придумали
названия команд, есть у нас свои «Локомотив»,
«Спартак», «Олимпик», «Реал», «ЦСКА» и др. Эти
соревнования стараюсь проводить в несколько
кругов: если проиграл в одном круге, то можно
отыграться в другом. Ребята увлекаются, царит дух
борьбы, азарт. Но главное на этих соревнованиях
не чемпионские звания, а возможность вовлечь как
можно больше детей в мир спорта, движения и
здоровья, чтобы у ребят горели глаза при виде
мяча.
Стало традиционным проведение Дней
здоровья, самого веселого праздника «Масленицы»
с блинами и спортивными играми, который не
позволяет забывать народные традиции и обычаи.
В обычные дни зал работает допоздна:
действуют спортивные секции, ведется подготовка
к соревнованиям. В вечернее время спортзал
посещают бывшие выпускники, проводятся
товарищеские встречи и соревнования по
различным видам спорта.
И тогда...
Эта повседневная работа дает свои
результаты. По итогам комплексной спартакиады
среди школьников команда учащихся школы
является пятикратным чемпионом района. В течение
ряда лет команда школы становится абсолютным
победителем районных кроссов и соревнований по
легкой атлетике. Наши легкоатлеты – участники и
призеры республиканских соревнований.
Есть у меня и преемники. В настоящее
время в спортивных вузах республики обучаются
4 выпускника нашей школы.
Особое внимание стараюсь уделять
детям из неблагополучных семей. Они не имеют
возможности купить спортивный инвентарь и
спортивную форму, поэтому именно таким детям я в
первую очередь стараюсь выдать лыжи, футбольные
мячи, теннисные ракетки и многое другое. Такие
дети, почувствовав доброе отношение, отеческое
тепло, сопереживание, готовы часами проводить
время в спортзале. Они приходят задолго до начала
секции и уходят поздно вечером со мной, к
сожалению, опять в тот же дом, где пьянство и
брань. И все-таки, если удается оторвать от улицы
хотя бы одного ребенка, у которого появится
радость в глазах, ради этого стоит работать
учителем. Ведь цена этому – целая человеческая
жизнь.
Габдулла АХМАДУЛЛИН,
МОУ СОШ
с. Ангасяк,
Дюртюлинский р-н,
Республика Башкортостан |