Скакалочка-выручалочка
Урок для 1-го класса
Тип урока: учебно-тренировочный.
Цель урока: развивать интерес к
урокам физической культуры посредством
совместных игровых упражнений.
Задачи урока:
1. Ознакомить учащихся с
общеразвивающими упражнениями, выполняемыми с
короткой скакалкой под музыкальное
сопровождение.
2. Обучать прыжкам через короткую скакалку;
развивать ловкость, закреплять навыки мягкого
приземления.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Оснащение урока: короткие скакалки.
Часть урока, время |
Основные методы и приемы,
ключевые слова, формы организации |
Содержание и дозировка
упражнений |
Вводная часть (15 мин.) |
Учитель: Постарайтесь-ка,
ребятишки, отгадать мою загадку:
«Я в руках ее кручу
И скачу, скачу, скачу!»
Ребята! Сегодня мы будем учиться прыгать
через скакалку. Некоторые мальчики считают, что
скакалка – развлечение для девочек, и поэтому
прыгают неохотно. Прыжки через скакалку – это не
только детская забава, но и полезное упражнение
для укрепления сердца и легких. Прыжки развивают
мышцы ног, ловкость, прыгучесть. Наши лучшие
спортсмены включают в свои тренировки
упражнения с короткой скакалкой. Упражнения со
скакалкой используются при подготовке летчиков
и космонавтов.
Сегодня вас ждут сложные и очень
интересные упражнения.
Выполнение общеразвивающих упражнений
под музыку влияет на повышение функциональных
процессов организма, содействуя его общему
оздоровлению и формированию правильной осанки,
воспитывает художественный вкус, любовь к
движению, вызывает у детей положительный
эмоциональный настрой.
Форма организации – фронтальная.
Показ упражнений учителем (10 мин.). В
конце комплекса ОРУ со скакалкой дать
возможность попрыгать произвольно, затем
приступить к обучению. Скакалку надо вращать
круговыми движениями кистей, слегка сгибая руки
в локтях, прыгать на носках, слегка сгибать
колени.
1. Стоя на месте, вращать сложенную вдвое
скакалку одной рукой сбоку; то же другой рукой.
Следить, чтобы рука со скакалкой все время была
свободно опущена и вращение производилось
только кистью.
2. Каждому ученику определить длину
скакалки (по росту). Взять скакалку за концы,
встать на нее (ноги врозь) и натянуть так, чтобы
кисти были на уровне пояса. Остаток скакалки
намотать на кисти.
3. Вращая скакалку, прыгать с одной ноги
на другую. После 10–15 прыжков – пауза. Во время
остановки детям даются рекомендации.
4. Научить детей складывать скакалку и
завязывать узлом. |
Построение, рапорт, сообщение
задач урока (30 сек.)
Беседа
Ходьба в заданном направлении с
принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и
др.) (1 мин.). Бег в разных направлениях и с
меняющимся темпом (1 мин.).
Комплекс ОРУ со скакалкой под музыку
И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны,
сложенная вчетверо скакалка находится в правой
руке. 1–2 – встать на носки, руки опустить вниз,
сводя лопатки, передать скакалку за спиной в
левую руку; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.
И.п.: стоя, ноги вместе, сложенную вчетверо
скакалку держать сзади внизу хватом двумя
руками. 1–2 – полуприсед, натянутую скакалку
назад; 3–4 – и.п.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч,
сложенную вдвое скакалку держать внизу хватом
двумя руками. 1–2 – скакалку поднять вверх; 3–4 –
скакалку отвести назад вниз; 5–6 – скакалку
поднять вверх; 7–8 – и.п.
И.п.: ноги на ширине плеч, сложенная
вчетверо скакалка натянута сзади на лопатках. 1–3
– 3 пружинящих наклона вправо; 4 – и.п.; 5–8 – то же
влево.
И.п.: ноги на ширине плеч, стоя на
скакалке, скакалку держать хватом за два конца,
руки впереди. 1–2 – отводя руки в стороны, наклон
вперед прогнувшись; 3–4 – и.п.
И.п.: ноги на ширине плеч, сложенную
вчетверо скакалку держать вверху хватом двумя
руками. 1 – наклон вперед, скакалку опустить вниз;
2–3 – приподнимая сначала носки, а затем пятки,
продеть скакалку под ногами; 4 – выпрямиться,
скакалка находится сзади внизу; 5–8 – то же в
обратном порядке.
И.п.: сидя, скакалка, сложенная вчетверо,
натянута на коленях хватом двумя руками за концы.
1–4 – сгибая ноги, выполнить перемах через
скакалку, вернуться в сед (скакалка под ногами);
5–8 – перемах в и.п.
И.п.: лежа на спине, сложенную вчетверо
скакалку держать вверху хватом двумя руками. 1–2
– сесть, наклон вперед, скакалку вперед,
коснуться натянутой скакалкой носков ног; 3–4 –
держать; 5–8 – и.п.
И.п. – лежа на животе, сложенная
вчетверо скакалка находится вверху. 1 –
натягивая скакалку, руки поднять вверх,
прогнуться назад, правую ногу отвести назад; 2–3
– держать; 4 – и.п.; 5–8 – то же с левой ноги.
И.п. – стоя ноги вместе, скакалку
держать впереди хватом за два конца. 1 –
перепрыгнуть вперед через скакалку; 2 – то же
назад.
|
Основная часть (20 мин.) |
Салки – это лучшая
профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у
ребенка. Игра на развитие быстроты и ловкости.
Совершенствование двигательной реакции детей.
Учитель. Становитесь все вокруг,
«Сыграем в прыгающий круг». Вот беда, у нас нет
круга! А вы знаете, как с помощью скакалки можно
нарисовать круг? (Учитель показывает, как можно
нарисовать с помощью скакалки и мела ровный круг
без чертежных принадлежностей). Обратить
внимание на мах руками с одновременным
отталкиванием двумя ногами и мягкое приземление.
Например, прыгнуть и взмахнуть руками,
как птички.
Методические указания. Мышцы лица
должны быть расслаблены. Звук «р-р» произносится
на полуулыбке, при слегка разжатых челюстях, язык
мягкий. Звук должен быть негромким, непрерывным,
нужно придерживаться низкого звучания.
Цель упражнения: укрепление дыхательных
мышц; обучение полноценному продолжительному
равномерному выдоху; стимулирование различных
обменных процессов в организме. Развитие
согласованности движений отдельных частей тела;
развитие ловкости, быстроты в игровых условиях. |
«Салки – скакалки». Пара
водящих держится за концы скакалки. Когда
водящим удается осалить (поймать) кого-то из
остальных игроков, то он замедляет одного из
водящих – того, кто дольше водил (1–1,5 мин.).
Подвижная игра «Кто быстрее».
В середине – центральная линия, на
расстоянии 10 м по обе стороны от центральной
обозначаются две финишные линии. На центральной
линии с интервалом в 1 м раскладываются скакалки,
которых вдвое меньше количества детей (оно
должно быть четным). Играющие встают по двое у
концов скакалок спиной друг к другу. Напротив
каждого из них на финишной линии отмечены
ориентиры, дети обегают их и, вернувшись,
стараются выдернуть скакалку в свою сторону,
опередив товарища. Побеждают те, кому удалось
сделать это. Игра повторяется 3–4 раза (5 мин.).
Игра «Прыгающий круг». Дети стоят по
кругу, в центре круга – учитель, который двумя
руками держит прыгалки с привязанным на конце
мешочком с песком. Учитель вращает веревку над
полом, а дети перепрыгивают через нее, стараясь
не задеть (3 мин.).
«Собака рычит».
Упражнение дыхательной гимнастики.
Загадка
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
И.п. – о.с. 1-я фаза – выдох через рот со
звуком «р-р»; 2-я фаза – пауза; 3-я фаза – вдох.
Повторить 4 раза (2 мин.).
«Забегалы»
Составляются две команды по 5–7 человек.
Двое крутят длинную скакалку. По сигналу игроки
одной команды, затем второй поочередно пробегают
под вращающейся скакалкой и выстраиваются на
противоположной стороне площадки. Выигрывает
команда, выполнившая задание 2–3 раза с
наименьшим количеством ошибок (5 мин.). |
Заключительная часть (5
мин.) |
Развитие слухового внимания,
сообразительности.
Ну что ж, пора нам
Прощаться со скакалкой,
Но думаю, что всем вам
С ней расставаться жалко.
Поэтому, ребята,
О ней не забывайте!
И в ваши игры чаще
Скакалку приглашайте! |
«Три, тринадцать, тридцать»
Играющие встают по кругу и размыкаются
на вытянутые руки. Выбирают водящего, который
встает в центр круга, по сигналу водящего «Три!»
дети отводят руки в стороны, по сигналу
«Тринадцать!» – поднимают руки вверх, по сигналу
«Тридцать!» – ставят руки на пояс. Игрок,
допустивший ошибку, отходит к стене и принимает
положение правильной осанки. После того как 5–6
игроков выйдут из игры, выбирают нового водящего,
и игра повторяется (3–5 мин.).
Задание на дом: придумать игры со
скакалкой. Индивидуальное задание каждому на
дом: прыгать на ходу, на правой ноге, на левой
ноге, прыгать вдвоем, стоя друг к другу лицом, и
т.д. |
Юлия ФИЛИМОНОВА,
МОУ СОШ № 8 им. А.С. Пушкина,
Иркутская область, г. Черемхово
|