От физкультминуток до гимнастики
Методика организации нетрадиционных
малых форм физкультурно-оздоровительной работы
с учащимися начальной школы
Хорошо известно, что в последние годы в
России наметилась тенденция ухудшения состояния
здоровья детей и подростков, обучающихся в
образовательных учреждениях. Данные медицинских
осмотров свидетельствуют о том, что за период
обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4–5
раз. Огромное значение в деле сохранения и
улучшения здоровья школьников имеет предмет
«физическая культура». Многие творчески
работающие учителя физической культуры пытаются
решить проблему оздоровления детей.
Большинство работ по оздоровлению
учащихся можно разделить на два направления.
Первое направление – организация уроков
физической культуры на открытом воздухе,
использование в системе физического воспитания
детей природных факторов, элементов закаливания.
Второе направление связано с поиском новых форм
и методов оздоровления школьников –
оптимизацией физкультурно-оздоровительной
работы в режиме школьного дня. К
физкультурно-оздоровительным мероприятиям в
режиме учебного дня принято относить: гимнастику
до учебных занятий, физкультминутки во время
уроков, физические упражнения и подвижные игры
на удлиненных переменах. По нашему мнению,
недостаточное внимание уделяется оптимизации
содержания малых форм
физкультурно-оздоровительной работы –
гимнастики до учебных занятий и физкультминуток,
а ведь именно они при умелом подходе и
организации могут дать большой оздоровительный
эффект.
Нами был разработан и апробирован в
2004–2005 учебном году специальный комплекс
мероприятий в режиме учебного дня, направленный
на оздоровление школьников. Данный комплекс
представляет собой модификацию традиционных
малых форм физкультурно-оздоровительной работы
в режиме школьного дня для учащихся 1–4-х классов.
Задачи исследования:
1. Разработать содержание и методику
организации утренней гимнастики до учебных
занятий и физкультминуток.
2. Путем педагогического
эксперимента исследовать эффективность
разработанных нами методик организации малых
форм физкультурно-оздоровительной работы.
3. Установить влияние
нетрадиционных упражнений дыхательной
гимнастики в сочетании с элементами
рефлексотерапии (акупрессуры), самомассажа,
психологическими приемами – упражнениями
«гимнастики мозга» на уровень мотивации
учащихся, темпы их физического развития, уровень
физической подготовленности учащихся,
функциональное состояние энергообеспечивающих
систем организма, на динамику заболеваемости
учащихся простудными заболеваниями.
4. Определить эффективность
воздействия разработанных методик на повышение
уровня здоровья учащихся.
Подготовительная часть эксперимента
заключалась в разработке и подготовке
комплексов утренней гимнастики до учебных
занятий и физкультминуток. Используя
разнообразную литературу и свой десятилетний
опыт работы, мы попытались изменить
содержательную часть малых форм
физкультурно-оздоровительных мероприятий таким
образом, чтобы был достигнут максимальный
оздоровительный эффект для школьников. В
качестве основы комплексов мы предложили
дыхательные упражнения по А.И. Стрельниковой,
элементы рефлексотерапии (акупрессуры),
самомассажа, а также психологические приемы –
упражнения «гимнастики мозга». Данная работа
проводилась с мая по сентябрь 2004 г.
Организационная часть эксперимента
состояла в реализации разработанных комплексов
упражнений гимнастики до учебных занятий и
физкультминуток на базе МОУ «Красносельская
средняя общеобразовательная школа».
Методика организации гимнастики до
учебных занятий
Гимнастика до учебных занятий. Как
показывает практика, во многих классах она либо
проводится в душных пыльных рекреациях или в
классах, т.е. в антисанитарных условиях, либо не
проводится совсем.
В нашей школе организационная часть
гимнастики строится так. Дежурные по школе
приходят к 8.00 и до 8.15 проветривают классы
начальной школы (открывают окна при любой
погоде). С 8.20 до 8.30 под руководством классного
руководителя проводится комплекс упражнений
гимнастики под музыкальное сопровождение
(магнитофонную запись).
Особое внимание мы уделяем содержанию
комплексов утренней гимнастики. Традиционные
комплексы упражнений даже с обновлением через
каждые две недели быстро надоедают детям.
Учащиеся выполняют упражнения вяло, неохотно. Мы
предложили в качестве такого комплекса
дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой,
адаптировали ее для учащихся младших классов.
Выбор данной гимнастики объясняется ее большим
оздоровительным эффектом. Суть парадоксальной
гимнастики – в активном, направленном коротком
вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной
системы. Выдох после активного, «эмоционального»
вдоха происходит как бы сам собой. Особенностью
этой методики является сочетание дыхательных
циклов с движениями тела. Упражнения дыхательной
гимнастики активно включают в работу все части
тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной
пресс, плечевой пояс и т.д. – и вызывают общую
физиологическую реакцию всего организма.
В данных упражнениях рекомендуется
выполнять вдох при наклоне вперед, а выдох – при
выпрямлении (обычно вдох делается при расширении
грудной клетки, выдох – при сжатии). Отсюда и
название – парадоксальная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики активно
включают в работу все части тела: руки, ноги,
голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой
пояс и т.д. и вызывают общую физиологическую
реакцию всего организма. Дети осваивали
стрельниковскую дыхательную гимнастику
постепенно: на первом занятии изучались первые
три упражнения комплекса, каждый последующий
день мы добавляли по одному новому упражнению.
Ниже приводится комплекс дыхательной
гимнастики, внедренной нами в качестве, а точнее,
вместо традиционной гимнастики до учебных
занятий, и рекомендации к его проведению.
Особенности такой гимнастики для
учащихся начальных классов:
1. Дети охотнее выполняют
дыхательную гимнастику, если она идет в
музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо
превратить в игру. Все основные правила
выполнения упражнений даются в игровой форме.
Например, для тренировки предельно активного и
шумного, разного и короткого вдоха можно дать
детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда?
Тревога! Нюхайте!» или «Нюхайте быстро, как
хлопок в ладони!», «Накачивайте легкие, как шины!»
и т.д. Все упражнения имеют игровые названия,
например, «Кошка», «Насос» и так далее.
3. Для выполнения дыхательной
гимнастики необходима мотивация. Как было
указано выше, у учащихся начальных классов
отсутствует мотивация сохранения и укрепления
собственного здоровья, поэтому вводная беседа о
важности этих упражнений может быть такой:
«Ребята! Наши предки, жившие в пещерах,
ежесекундно нюхали воздух: «Кто может съесть
меня? Кого – я?» Так поступают все дикие животные.
Иначе – не выжить, потому что только обоняние
(нюх) поможет обнаружить затаившегося врага или
добычу. И мы будем тренировать вдох предков,
резкий, как хлопок в ладоши. А выдох уходит сам, мы
не будем обращать на него внимания».
4. Большинство авторов
(Л.И. Пензулаева, 1990, В.И. Лях, 2001 и др.)
считают, что содержание утренней гимнастики
нужно периодически обновлять за счет
разнообразия выполняемых упражнений. При этом
устраняется скука и повышается интерес к
зарядке. Однако есть и другие мнения: постоянный
комплекс упражнений может вполне обеспечить
решение задач гимнастики до учебных занятий, не
снижать к ней интереса (В.А. Смирнов, 1991). В
данном случае упражнения изучены до автоматизма,
их легко выполнять. Такой подход является
оптимальным в наших условиях. Как показала
практика, учащиеся начальной школы быстро
освоили комплекс утренней дыхательной
гимнастики по Стрельниковой и в дальнейшем
выполняли его с большим удовольствием, испытывая
эмоциональный подъем.
5. Важное условие эффективности
такой гимнастики – в том, что ее нужно выполнять
регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей
делать упражнения комплекса и дома, и в выходные,
и в праздничные дни.
Комплекс упражнений дыхательной
гимнастики
Упражнение 1. «Где пахнет?»
(повороты головы).
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины
плеч. Повернуть голову вправо – сделать шумный,
короткий вдох носом с правой стороны. Затем
повернуть голову влево – «шмыгнуть» носом с
левой стороны. Вдох справа – вдох слева.
Посередине голову не останавливать, шею не
напрягать, вдох не тянуть.
Норма: 1 серия (32 вдоха-движения).
Упражнение 2. «Ушки».
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины
плеч. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо
идет к правому плечу – шумный, короткий вдох
носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое
ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть
покачать головой, как будто кому-то мысленно
говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть
нужно перед собой. Вдохи делаются одновременно с
движениями. Выдох должен происходить после
каждого вдоха (не открывать широко рот).
Норма: 1 серия (32 вдоха-движения).
Упражнение 3. «Маятник головой».
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины
плеч. Опустить голову вниз (посмотреть на пол) –
резкий, короткий вдох. Думать: «Откуда пахнет
гарью? Снизу? Сверху?» Выдох должен успевать
«уходить» после каждого вдоха. Не задерживать и
не выталкивать выдохи (они должны уходить либо
через рот, но незаметно, либо, в крайнем случае, –
тоже через нос).
Норма: 1 серия (32 вдоха-движения).
Упражнение 4. «Ладошки».
И.п.: встать прямо, согнуть руки в
локтях (локти вниз) и «показать ладоши зрителю».
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и
одновременно сжимать ладони в кулаки
(хватательные движения). Подряд делать 4 резких
ритмичных вдоха носом (т.е. «шмыгнуть» 4 раза).
Затем руки опустить и отдохнуть 3–4 сек. –
пауза. Сделать еще 4 коротких шумных вдоха и снова
пауза.
Норма: «пошмыгать» носом 8 раз по 4
вдоха.
Упражнение 5. «Погончики».
И.п.: встать прямо, кисти рук сжать в
кулак и прижать к животу на уровне пояса. В момент
вдоха резко толкать кулаки вниз к полу, как бы
отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые,
тянутся к полу). Затем кисти рук вернуть в и.п. на
уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушел».
Выше пояса кисти рук не поднимать. Сделать подряд
уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3–4 сек.
и снова 8 вдохов-движений.
Норма: 4 серии по 8 вдохов-движений.
Упражнение 6. «Кошка».
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины
плеч (ступни ног в упражнении не должны
отрываться от пола). Вспомнить кошку, которая
подкрадывается к воробью. Повторять ее движения.
Сделать необходимое приседание и одновременно
поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох.
Затем такое же приседание с поворотом влево и
тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи
происходят между вдохами сами, непроизвольно.
Колени слегка сгибать и разгибать. Руками делать
хватательные движения справа и слева на уровне
пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в
талии.
Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.
Упражнение 7. «Обними плечи».
И.п.: вытянуться, руки согнуты в локтях
и подняты на уровне плеч. Бросать руки навстречу
друг другу до отказа, как бы обнимая себя за
плечи.
И одновременно с каждым «объятием»
резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия»
идут параллельно друг другу (а не крест-накрест),
ни в коем случае их не менять (при этом все равно,
какая рука сверху – правая или левая); широко в
стороны не разводить и не напрягать. Освоив это
упражнение, можно в момент встречного движения
рук слегка откидывать голову назад (вдох с
потолка).
Норма: 4 серии по 8 вдохов-движений.
Упражнение 8. «Насос».
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины
плеч, руки вдоль туловища (о.с.). Сделать легкий
наклон (руками тянуться к полу, но не касаться
его) и одновременно – шумный и короткий вдох
носом во второй половине наклона. Вдох должен
закончиться вместе с наклоном. Слегка
приподняться (но не выпрямляться), и снова наклон
и короткий, шумный вдох. Взять в руки свернутую
газету или палочку и представить, что вы
накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед
делаются ритмично и легко, слишком низко не
наклоняться, достаточно «поклона» в пояс.
Спина круглая, а не прямая, голова
опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме
строевого шага.
Норма: 4 серии по 8 вдохов-движений.
Упражнение 9. «Большой маятник».
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины
плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И
сразу без остановки (слегка прогнувшись в
пояснице) наклон назад – руки обнимают плечи. И
тоже вдох. «Кланяться» вперед – откидываться
назад, вдох «с пола» – вдох «с потолка». Выдох
происходит в промежутке между вдохами сам, не
задерживать и не выталкивать выдох.
Норма: 4 серии по 8 вдохов-движений.
Методика организации физкультминуток.
Физкультпаузы (физкультминутки)
Традиционные физкультминутки
проводятся во время уроков с целью снятия
утомления. Проведение физкультминуток прежде
всего благотворно влияет на восстановление
улучшенной работоспособности учащихся, повышает
эмоциональный настрой детей, снижает
статические нагрузки, предупреждает тем самым
нарушение осанки. Нашей задачей являлась
оптимизация этой формы
физкультурно-оздоровительной работы с целью
получения максимального оздоровительного
эффекта.
В комплекс упражнений мы включили
элементы рефлексотерапии (упражнения №№ 1–4).
Рефлексотерапия – это совокупность
приемов целенаправленного, преимущественно
точечного, воздействия на организм путем
раздражения рецепторного аппарата кожи и
подлежащих тканей. Точечно-пальцевый метод
(акупрессура) оказывает воздействие через так
называемые активные точки. В ответ на
раздражение определенных активных точек в
организме возникают реакции, обеспечивающие его
адаптацию к изменениям внешней среды, и другие
защитные реакции, активизируется деятельность
внутренних органов, регулируется мышечный тонус,
снижается нервно-психическое напряжение,
достигается релаксация.
От места (точки акупрессуры) во многом
зависит эффект (управление жизненной энергии).
Так, через воздействие на активные зоны ступни –
этого своеобразного распределительного щита –
можно «подключиться» к любому органу
человеческого организма и стимулировать или
тормозить его деятельность (В.А. Иванченко, 1988).
Воздействие на активные зоны коленного сустава
способствует повышению сопротивляемости
организма к вирусным и аллергическим
заболеваниям, поскольку раздражения этих зон
приводит к увеличению синтеза интерферона
(А.Т. Озернюк, 1991). Пальцы наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в
центральную нервную систему. Нажатие на средний
палец стимулирует мозг, снижает кровяное
давление; воздействуя на мизинец, можно улучшить
сердечную деятельность (Намикоси Токудзиро, 1990).
С помощью массажа биологически активных точек на
ушной раковине можно быстро поднять общий тонус
нервной системы, снять утомление, мобилизовать
функции систем, лимитирующих работоспособность
(В.А. Иванченко, 1988).
Кроме этого, мы использовали
психологические приемы – упражнения
«гимнастики мозга», способствующие улучшению
зрения, слуха, усилению произвольного внимания
(А.Т. Озернюк, 1991). (Упражнения №№ 5–7).
Также в комплекс включены упражнения
дыхательной гимнастики по Стрельниковой,
вызывающие у занимающихся эмоциональный подъем,
улучшающие кислородный обмен, дающие хороший
оздоровительный эффект. (Упражнения №№ 8–10).
Методика освоения и проведения
физкультпауз:
1. Физкультминутки проводятся на
каждом уроке между 20-й и 25-й минутами в течение
1,5–2 мин.
2. Каждый комплекс физкультминуток
состоит из 5–6 упражнений, повторенных 5–6 раз, из
них 3 упражнения – из предложенных нами (по
одному из каждого блока).
3. Учителя, работающие в начальных
классах, изучают весь материал – в том числе и
теоретические обоснования.
Комплекс упражнений, рекомендованных
для включения в физкультминутки
Упражнение 1. Воздействие
надавливанием на пальцы рук (по методике
японского врача Намикоси Такудзиро).
Пальцы наделены большим количеством
рецепторов, посылающих импульсы в центральную
нервную систему. Такудзиро утверждает, что
пальцы представляют собой «пути обратной связи»
с теми или иными органами. Например, нажатие на
средний палец тонизирует мозг, снижает
повышенное кровяное давление; воздействуя на
мизинец, можно улучшить сердечную деятельность.
В своей физкультурно-оздоровительной
работе мы используем надавливание на пальцы рук
в сочетании с дыхательными упражнениями по
методу Стрельниковой, и эти воздействия
значительно улучшают самочувствие. Нажимать
следует от основания пальца до кончика, включая
подушечку, в 3–4 приема. Надавливать палец нужно
попеременно на лицевую, тыльную, а затем и на
боковые стороны пальцев. Продолжительность
надавливания – 3 сек., сила – средняя.
Обрабатываются пальцы обеих рук поочередно.
Можно выполнять такие надавливания,
одновременно проговаривая стихотворение:
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарил сам,
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
Упражнение 2. Воздействие на
активные точки ног (по методике К. Динейки).
Надавливая на активные точки подошвы,
мы стимулируем функции многих внутренних
органов. Чтобы оказать общее воздействие на все
активные точки подошв, следует сидя катать палку.
Продолжительность – 2–3 мин. На обычную палку
мы приклеили узкие продольные полоски из
пластмассы. Катание такой палки будет оказывать
более сильное воздействие на активные точки.
Массаж рефлексогенных зон стопы –
особый способ борьбы с утомлением. Зональный
самомассаж подошвы оказывает удивительно мощное
тонизирующее, общеукрепляющее действие
(В.А. Иванченко. Секреты вашей бодрости. – М.:
Знание, 1988).
Упражнение 3. Массаж биологически
активных точек на ушной раковине.
С помощью их массажа можно быстро
поднять общий тонус нервной системы, снять
утомление, мобилизовать функции систем,
лимитирующих работоспособность
(В.А. Иванченко).
Тщательно помассировать
надавливанием средней силы ушные раковины от
верхней точки до мочки. Продолжительность –
10–15 сек.
Упражнение 4.
И.п.: сидя за партой, ноги согнуты, руки
на коленях. «Перекатывание» стоп с пятки на
носок. Руками массировать биологически активные
зоны колена. Продолжительность массажа – 8 сек.
Упражнение 5. «Слон».
Стоя, ноги на ширине плеч или сидя,
прижать голову к плечу и оглядеть комнату (класс).
Стараться двигаться всей верхней частью тела,
как будто рисуете «восьмерку». Во время движения
вытянуть руку и смотреть на пальцы (если в поле
зрения движения вся рука, значит, упражнение
выполнено хорошо). Повторить другой рукой.
Упражнение 6. «Сова».
Обхватить плечо и «размять» мышцы.
Повернуть голову и посмотреть через одно плечо,
затем через другое. Опустить голову на грудь,
дышать глубоко, расслабляя мышцы. Повторить
упражнение, разминая другое плечо.
Упражнение 7. «Желтая обезьяна».
Сидя за партой, опустить голову на
руки, закрыть глаза, расслабиться и думать только
о желтой обезьяне (созидательный образ). Образ
можно менять, например, на «зеленую обезьяну» и
т.п
Упражнение 8. «Кошка» (по
Стрельниковой).
Упражнение 9. «Насос» (по
Стрельниковой).
Упражнение 10. «Большой маятник» (по
Стрельниковой).
Примечание. Упражнения №№ 8–10
выполняются на 32 вдоха-движения.
Сергей НАПРЕЕВ,
учитель физической культуры
Красносельской СОШ,
Нижегородская обл. |