Работа над собой
Уроки физической культуры во 2-м классе
с применением упражнений, развивающих волю,
самоконтроль, самокритичность,
организованность, собранность, чувство долга,
чувство ответственности
«Какой дорогой ты ни пойдешь в
будущем,
предпосылки твоего поведения заложены в твоем
характере».
Тельман
Урок 1. Упражнения, развивающие волю
Цель: учить преодолевать
отрицательные свойства: лень, отсутствие воли,
упрямство, драчливость, непрактичность;
развивать желание и интерес к физическим
упражнениям.
Вводная часть (3 мин.)
Игра «Секрет».
Краткая беседа о роли зрения в жизни
человека. Упражнения для укрепления глазных
мышц:
а) плотно закрывать и широко
открывать глаза 5–6 раз подряд;
б) посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не
поворачивая головы;
в) вращать глазами по кругу: вниз, вправо, влево
и в обратную сторону.
Разминка (5 мин.)
Игра на преодоление двигательного
автоматизма: добавляя слово «пожалуйста», дети
выполняют строевые упражнения.
Упражнения в движении: ходьба и бег с
различными положениями рук.
Массаж для улучшения носового
дыхания (особенно для тех, кто подвержен
простудным заболеваниям):
1) легкое поглаживание носа снизу
вверх, вокруг глаз и опять носа – сверху вниз;
2) похлопывание пальцами по всему
носу справа и слева, затем по лбу и щекам около
носа;
3) потереть под носом, по
перегородке, приподнимая его кончик;
4) сморщив нос, собрать его складками
вверх;
5) похлопывая средними пальцами по
ноздрям – выдох, легкое поглаживание носа снизу
вверх – вдох;
6) зажать левую ноздрю и сделать вдох
и выдох правой, затем наоборот.
ОРУ (6 мин.)
1. Ходьба на месте, высоко поднимая
колени, с движениями рук вверх, в стороны, назад
(30–40 сек.).
2. «Петушок». И.п. – о.с.: руки в
стороны. Выполнять быстрые движения руками
вперед, в стороны, хлопая в ладоши. Повторить 3–5
раз.
3. «Пришей пуговицу». И.п.: ноги
вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно
отводить руки в стороны, как бы пришивая
пуговицу. Повторить 8–10 раз в каждую сторону.
4. «Вертушка». И.п.: ноги на ширине
плеч. Правую руку положить на левое плечо, левую
заложить за спину. Поворачивать туловище вправо
и влево, меняя положение рук. Повторить 4–6 раз в
каждую сторону.
5. «Журавль». И.п.: ноги вместе, руки
на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене,
выпрямить ее движением вперед, вернуться в и.п.
Повторить 4–6 раз каждой ногой.
6. «Мельница». И.п.: ноги на ширине
плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево,
одновременно поднять правую руку. Выпрямиться,
опустив руку. Повторить 2–4 раза в каждую сторону.
7. «Воробушки» – прыжки с поворотами
влево (вправо), ноги вместе, руки на поясе.
Дыхательные упражнения: левая рука на
груди, правая на животе; вдох – наполняем
воздухом живот, выдох – поднимается грудь.
Основная часть (28 мин.)
Воспитание выносливости. Закрепление.
1. Игра «Конькобежцы». Имитировать
движения конькобежца, двигаясь в командах (у кого
выполнение более правильно, те – победители).
2. Игра «Приветливое выражение» –
надо сделать добрую, ласковую, милую улыбку и
постараться держать ее во время прыжков.
3. Тренировка на скакалке:
выполнять различные прыжки через
скакалку (30ґ4 раза);
выполнять прыжки в парах: один
вращает скакалку, второй прыгает, стоя лицом к
первому, затем смена позиций.
Дыхательные упражнения: вдох через
нос, выдох через слегка полуоткрытый рот.
4. Игра «Видение других» (на
внимательность друг к другу):
описать внешний вид одного ученика –
костюм, прическу, обувь, и т.д.;
не называя кого-либо, восстанавливать
его поведение, настроение, высказывания с самого
начала урока до данного момента.
5. «Мини-футбол» маленьким ватным
мячиком.
(Рекомендации: быть спокойным,
уравновешенным и не поддаваться на уловки,
выпады противника).
Заключительная часть (3 мин.)
Упражнения на дыхание – вдох и выдох
через нос выполнять бесшумно, незаметно, без
напряжения.
Игра «Секрет» – чему научился на
уроке? (Учащиеся отвечают по одному.)
Домашнее задание: в движениях
показать дружбу домашних животных и человека.
Урок 2. Упражнения, развивающие
самоконтроль и самокритичность
Цель: осваивать упражнения на
расслабление для регулирования эмоциональной
сферы ребенка.
Вводная часть (5 мин.)
Выполнить домашнее задание –
имитационные движения домашних животных,
проявляющих любовь к человеку (работа в парах).
Краткая беседа о гимнастике. Слово
«гимнастика» – старинное спортивное слово.
Гимнастика – упражнения для приобретения
физической силы, ловкости и красоты тела.
Упражнения на расслабление:
Для рук: поднять руки в стороны и
уронить их до раскачивания. Для шеи: уронить
(расслабленно наклонить вперед) голову, затем
назад, в сторону, слегка сгибая ноги.
Для спины: и.п. – стойка ноги врозь,
туловище немного наклонено вперед, руки свисают.
«Уронить» (наклон вперед) туловище, не напрягая
рук и не препятствуя свободному движению их
назад. При обратном движении рук вперед
выпрямить туловище, не сгибая ног.
Общие: и.п. – стойка ноги врозь.
«Уронить» туловище вперед и выполнить круговые
движения расслабленно при некотором сгибании
колен.
Разминка в движении (ходьба и бег по
сигналу).
ОРУ со скакалкой (8 мин.)
1. «К солнышку». И.п. – о.с. Сложенная
вчетверо скакалка внизу. 1 – натягивая скакалку,
руки вверх; 2 – подняться на носки, прогнуться и
потянуться, вдох; 3–4 – и.п., выдох. Повторить 6–8
раз.
2. «Круть-верть». И.п.: широкая стойка,
сложенная вдвое скакалка внизу. 1 – поднимая руки
вперед и в стороны, натягивая скакалку, поворот
туловища вправо. 2 – и.п.; 3–4 – то же с поворотом
влево. Дыхание произвольное, равномерное.
Повторить 8–10 раз.
3. «Мельница». И.п.: стойка ноги врозь
на скакалке, скакалку держать свободно за концы. 1
– наклон влево, сгибая левую руку, натянуть
скакалку, выдох; 2 – выпрямляя левую руку вниз,
вдох; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 10–12
раз.
4. «Штангист». И.п. – стойка ноги
вместе, сложенная вчетверо скакалка за головой,
руки к плечам. 1 – наклон вперед, сводя руки
вперед и нажимая скакалкой на шею, выдох; 2 –
выпрямиться, отводя плечи назад, вдох. Выполнить
до 12 раз.
5. «Высота». И.п. – о.с. Сложенная
вчетверо скакалка внизу. 1–2 – согнуть ногу
вперед и перешагнуть через скакалку;
3–4 – и.п. Упражнение выполнять поочередно левой
и правой ногой, стараясь поднимать колено повыше.
При сгибании ноги – выдох; при выпрямлении –
вдох. Повторить 8–10 раз каждой ногой.
6. «Котята». И.п.: упор с согнутыми
ногами, скакалка на полу сбоку. 1–2 –
поворачиваясь кругом, лицом к скакалке, встать на
четвереньки и пересесть на другую сторону; 3–4 –
тем же способом вернуться в и.п. Повторить 8–10
раз.
Основная часть (28 мин.)
Проверка умения прыгать со скакалкой (1
мин.) – прыжки на двух ногах, вращение вперед.
Упражнения для нормализации
протекания нервно-динамических процессов и
усиления положительных эмоций:
сидя, дышать особым образом: вдох
начинаем с левой пятки до головы; выдох – по
правой стороне до пятки;
затем дышать словно бы через точку
между бровями.
Проведение групповых эстафет:
1. «Гусеница» – держась за локти,
пройти в полном приседе до отметки и обратно.
(Развивает гибкость суставов, силу ног,
координацию.)
2. «Гонка мячей в колонне» –
передать мяч сверху, снизу, слева, справа из рук в
руки. (Развивает быстроту движений рук, гибкость,
собранность.)
3. «Построить мост» – стоя в колонне
по одному, каждый по очереди проползает между ног
и останавливается впереди своей колонны. Надо
построить мост до противоположной стороны как
можно быстрее, не сталкивая участников с места.
Обратно команда возвращается, взявшись за руки
«ручейком». (Это упражнение развивает гибкость,
быстроту.)
4. «Мяч в обруч» – игра двух команд
через волейбольную сетку. На полу каждой
половины площадки лежат по три обруча.
Перебрасывая мяч через сетку, нужно попасть им в
обруч. (Игра развивает ловкость, контроль и
самоконтроль, поддержку во время игры, дружбу.)
Самостоятельно выполнить дыхательные
упражнения, разученные раньше.
5. Игра «Мнение» – назвать лучшее
качество одного из ребят (каждый говорит одному).
Заключительная часть (4 мин.)
Дыхательные упражнения: вдох и выдох
через нос (4ґ4).
Игра «Секрет» – чего достиг?
Домашнее задание: Только при
помощи рук показать противоположные состояния:
гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и
бодрость.
Урок 3. Игровые задания,
способствующие формированию дружеских
отношений
Цель: учить оценивать не личность,
а ее деятельность и способы общения.
Вводная часть (5 мин.)
Продолжаем игру «Секрет». Выполнение
домашнего задания. Разминка в движении.
Разучить танцевальные упражнения:
«Приглашение к танцу». И.п.: руки на
поясе. 1–2 – два шага с продвижением вперед; 3 –
шаг левой, левую руку вперед и в сторону, ладонь
вверх, голову влево; 4 – правую ногу приставить,
левую руку обратным движением в и.п.; 5–8 – то же,
но с правой ноги.
«Поклон». И.п. – о.с. 1–2 – два шага
начиная с правой, руки вперед и в стороны, ладони
вверх, прогнуться, голову вперед-вверх, вдох; 3–4
– левую приставить, полунаклон, руки и голову
вниз, выдох; 5–8 – то же, но с левой назад.
ОРУ в парах с гимнастической палочкой
(8 мин.)
1. «Вертушка». Держа руками вдвоем
гимнастическую палочку внизу, надо, не выпуская
ее из рук, движением рук и туловища влево (вправо)
повернуться одновременно кругом в и.п.
2. «Ласточка». И.п.: то же, расстояние
друг от друга – один шаг. Выполнитъ «ласточку» на
левой (правой) ноге, помогая друг другу
удерживать равновесие.
3. «Силачи». Сидя спиной друг к другу,
палку взять согнутыми руками. Упираясь спиной и
стопами, медленно подняться; выпрямившись, снова
сесть.
4. «Ну-ка, подними!» Сидя лицом друг к
другу и упираясь подошвами ног, взяться за
гимнастическую палку. По сигналу потянуть на
себя соперника, пытаясь его приподнять.
5. «Толкание шеста». Стоя в кругу и
взявшись за концы гимнастической палки, упираясь
ногами в пол, попытаться вытолкнуть противника
из круга.
6. «Эквилибрист». Поставить палку на
ладонь вертикально и, уравновешивая ее,
сосредоточенно смотреть на ее верхний конец;
теперь переступать влево и вправо; и, наконец,
попробовать поворачиваться влево и вправо,
двигаясь так же (это упражнение особенно полезно
для тех, кто страдает рассеянностью).
Основная часть (28 мин.)
1. Игровое упражнение на
согласованность, «созвучие» мыслей, от которых
зависит синхронность движений:
выходят два ученика: их задача –
медленно удаляясь в противоположные стороны,
одновременно оглянуться, остановиться, идти и
опять оглянуться, и так три раза;
снова выходят двое.
Первый ученик стоит в 2–3 м от
второго спиной к нему так, что второй глядит ему в
затылок.
Задача второго ученика – глядя
пристально на первого, в неизвестное для всех
время дать мысленный приказ оглянуться. Первый
знает о задаче второго, но не знает, когда
последует мысленный приказ.
Задача второго – быть свободным и
готовым всем существом почувствовать своего
партнера. Вариант для всех: второй шевелит
пальцами.
2. Игры для выведения чрезмерной
эмоциональной активности:
«Куобах» – якутская национальная
игра (рассказ о том, как один охотник, бродя по
лесу, наступил внезапно на зайца, который,
выскочив из-под его ног, умчался прыжками, и
охотник так и не смог его поймать. Тогда охотник
решил попробовать прыгать так же, как это делал
заяц, но у него ничего не получилось).
Задание: «Сейчас каждый из вас
попробует выполнить
12 прыжков на двух ногах, стараясь их держать
вместе. Я буду отмечать мелом ваш двенадцатый
прыжок, и кто окажется дальше всех, тот будет
победителем».
Задание: «Вожак кентавров посылает
одного на поле, где тот прыжками на одной ноге
старается догнать и осалить любого игрока. Как
только водящий устанет, его заменяют другим
кентавром».
Игра продолжается до ловли последнего игрока или
до истечения 10 мин.
Нельзя: «кентавру» вставать на обе ноги,
находиться двум «кентаврам» на поле.
Задание:
а) мысленно представить, что мы идем
на прогулку в лес;
б) мысленно стараться увидеть восход солнца;
в) представить себя здоровым, жизнерадостным,
уверенным, спокойным, доброжелательным.
Заключительная часть (4 мин.)
Каждый открывает свой «Секрет» –
что изменил в себе.
Домашнее задание: сделать на
альбомном листе рисунки или наклеить 2–3 вырезки,
изображающие танцы; подписать названия танцев.
Нина ТЕСЛЕНОК,
МОУ Тевризская СОШ № 1,
Омская обл. |