В ситуации модернизации образования и
перехода на 12-летнее обучение создание
профильных классов, несовершенство системы
обучения неблагоприятно отражается на состоянии
здоровья школьников и организации всего
воспитательно-образовательного процесса.
Анализ отчетов школьного врача МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 7» г.
Мариинска отразил следующую ситуацию. Так,
например, по результатам медосмотра,
проведенного в сентябре 2000 г., видно, что 32%
детей пятого класса имели отклонения в развитии
опорно-двигательной системы, а в 11-м классе таких
детей насчитывался 61%. Неутешительные результаты
были получены и при исследовании остроты зрения
учащихся. В 5-м классе наблюдалось снижение
остроты зрения у 23% учащихся, а в 11-м классе 37%
детей нуждались в его коррекции. Что касается
других заболеваний, то картина тут была не лучше:
учащихся с диагнозом «вегетососудистая
дистония» в 5-м классе – 28%, в 11-м классе – 34%;
количество тубинфицированных детей
увеличивается с каждым годом в среднем на 40%.
При обследовании детей в 2001 г. было
установлено, что заболеваемость увеличилась в
среднем на 37%. Таким образом, можно говорить о
несоответствии современных требований,
необходимых для процесса становления и
самоопределения школьников в условиях постоянно
развивающейся социально-культурной среды, и
уровня физического и психического здоровья
детей.
Учитывая данные медицинских осмотров
и тот факт, что в течение учебного года 63% детей
систематически пропускали занятия по болезни, в
нашей школе весь учебно-воспитательный процесс
был сориентирован на использование
здоровьесберегающих технологий.
Программа «Здоровье», по которой в
этом направлении работает наша школа,
разработана на 2002–2007 гг. При разработке
концептуальных подходов сформулированы
проблема, цель и задачи программы. Учащиеся с
недостаточным физическим развитием и низкой
физической подготовленностью, а также те, кто
имеет незначительные отклонения в состоянии
здоровья, включены в подготовительную
медицинскую группу. Этой категории обучающихся
разрешается заниматься физической культурой по
программе для основной группы с учетом некоторых
ограничений в объеме интенсивности физических
нагрузок (в том числе временных).
В рамках программы была создана
специальная медицинская группа для учащихся,
которые на основании медицинского заключения о
состоянии их здоровья не могут заниматься
физической культурой по программе для основной
группы (10–15% от общей численности школьников) и
занимаются по щадящему режиму.
Специальную медицинскую группу
условно можно разделить на две подгруппы:
подгруппа «А» (обучающиеся с обратимыми
заболеваниями, которые после
лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть
переведены в подготовительную группу); подгруппа
«Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями,
т.е. с необратимыми заболеваниями).
При комплектовании групп учащиеся
были объединены по следующему принципу: 1-я
группа – заболевания сердечно-сосудистой
системы, органов дыхания, миопия; 2-я –
желудочно-кишечные, гинекологические
заболевания, пиелонефрит. Учащихся с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата
можно подключать в любую из групп. При занятиях
необходимо строго соблюдать ограничения в
выполнении упражнений.
Основным критерием для включения
учащегося в СМГ является установление диагноза с
обязательным учетом степени нарушения функций
организма.
Другим важным критерием является
степень физической подготовленности, то есть
необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка. Особое внимание здесь
обращается на функциональное состояние
сердечно-сосудистой системы. Обязательный
момент – обследование учащихся с нарушениями
центральной нервной системы, от деятельности
которой во многом зависят особенности
двигательных реакций. Заключительный этап
работы – оценка внешних факторов: условий жизни
учащихся, особенностей их питания,
психологического климата в семьях.
Главная задача, которую должен ставить
перед собой коллектив, работающий с детьми СМГ, –
научить их сознательно относиться к своему
здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и
методами физического воспитания для
восстановления утраченного здоровья. Правильная
организация занятий и подбор упражнений
помогают больному ребенку превозмочь болезнь.
Преодоление собственной слабости формирует
волю, характер, преображает личность: исчезает
скованность, страх, комплекс неполноценности.
Единство воспитательных, оздоровительных и
образовательных задач для учащихся СМГ является
залогом успеха в процессе адаптации их к
условиям школы и дальнейшей жизни.
На занятиях с учащимися СМГ мы
придерживаемся общепринятой структуры урока. Но
есть одна особенность: занятие состоит из
четырех частей.
Вводная часть (3–4 мин.):
подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения.
Подготовительная часть (10–15 мин.):
ОРУ, которые выполняются сначала в медленном, а
затем в среднем темпе. На первых занятиях каждое
упражнение повторяется 4–5 раз, а в дальнейшем –
6–8 раз. Одним из первых подготовительных
упражнений является потягивание, которое
облегчает выполнение последующих физических
упражнений, способствует тому, чтобы
сердечно-сосудистая система лучше
приспособилась к условиям мышечной
деятельности. В этой части занятий особое
внимание следует уделить специальным
дыхательным упражнениям, которые позволяют
уменьшить степень функционального напряжения,
испытываемого организмом.
Основная часть (15–18 мин.) отводится
для обучения и тренировки. В ней решаются
основные образовательные задачи.
Физиологическая кривая занятий должна иметь
наибольший подъем во второй половине основной
части. Очень важно в это время избегать
утомления. Комплексы физических упражнений
следует подбирать с учетом специфики
заболеваний.
Заключительная часть (5 мин.):
упражнения на расслабление и дыхательные.
По ходу занятия учащиеся должны
самостоятельно (и этому тоже детей надо учить)
измерять частоту пульса. Такой подсчет (в течение
10 сек.) производится 4 раза в течение каждого
занятия по сигналу преподавателя:
непосредственно перед занятием; в середине –
после наиболее утомительного упражнения
основной части; в течение первых 10 сек. после
занятия; через 5 мин. восстановительного периода
по окончании занятия.
Учебная программа по предмету
предусматривает для учащихся специальной
медицинской группы освоение зачетных требований
по теоретическому разделу, который является
таким же и для учащихся основной медицинской
группы. Результатом освоения программы учащихся
спецмедгруппы является их перевод в
подготовительную группу.
Не секрет, что наибольшее число детей,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе, – с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата. С расчетом, в
первую очередь, на работу с ними и была
организована специальная медицинская группа.
Начали с того, что на основании
антропометрических данных учащихся и
результатов контрольных тестов были составлены
таблицы 1 и 2.