Физкультура в школе полного дня
Центр образования «Школа здоровья» №
2000 (Москва) работает по системе полного дня уже
несколько лет. За это время учителями физической
культуры была разработана и апробирована
авторская программа по физической культуре и
спорту, позволяющая по-новому подойти к
организации физического воспитания детей.
Зарядка как творчество
Обычно старшеклассники относятся к
зарядке с улыбкой, чаще – с недоумением: кому она
нужна? Малыши крутятся под музыку – кто как
пожелает, и уж, конечно, им не до того, чтобы
думать о нагрузке на мышцы.
А если по-другому? Если комплекс
упражнений для зарядки составляют сами учащиеся?
На осеннюю четверть, например, – ученики 4-го
класса, на зимнюю – третьеклассники, на весеннюю
– второклассники, на последнюю, самую
долгожданную, – первоклашки. За каждым классом в
течение года закреплен физорг из
старшеклассников. Его задача – обучить ребят
начальной школы зарядке: какие упражнения и
почему для нее следует подбирать; как их
выстраивать, как сделать зарядку интересной.
Продолжительность комплекса не превышает
6–7 мин., а для учащихся младших классов –
5–6 мин. Кроме поиска упражнений, надо еще и
музыку подобрать: зарядка проводится под
музыкальное сопровождение, которое периодически
обновляется. И в этом старшеклассники с
удовольствием забирают инициативу в свои руки:
сначала по подбору музыки, а затем в качестве
судей оценивают, чье выполнение зарядки было
самым лучшим. Причем судьями выступают только те
учащиеся, кто подбирал упражнения и музыку.
И хотя старшеклассники по-прежнему
относятся к зарядке с улыбкой, она, тем не менее,
приобретает совсем иной смысл: становится
нормой, правилом здорового образа жизни,
творчеством, которому старшие с каждым днем все
увереннее обучают младших. А хорошие традиции
еще никому не мешали.
Урок: выбрать оптимальное
Что-то новое надо было привнести и в
урок: как-никак – основная форма физического
воспитания.
Суставная гимнастика с первого дня,
как только была предложена в качестве постоянной
разминки, оказалась востребованной и с точки
зрения медицинских показателей, и с точки зрения
интереса к ней школьников.
Но если на уроке гимнастики в
начальной школе в зале среди спортивных снарядов
суставная гимнастика смотрится естественно, то
на уроке баскетбола у старшеклассников увидеть
ее в качестве разминки было несколько
неожиданно. Оказалось, что такая разминка на
уроках – норма. Все учащиеся знакомы с суставной
гимнастикой, большинство могут не только
правильно выполнить, но и объяснить упражнения.
За несколько лет использования суставной
гимнастики на уроках физкультуры ей так и не
удалось найти достойную «замену», положительно
влияющую на улучшение осанки, исправление
плоскостопия, общее оздоровление организма и
настроение.
И даже деление класса на уроке
физкультуры на три группы (на основе результатов
медосмотра и заключения врача), предусмотренное
учебным планом «Школы здоровья», на занятия
суставной гимнастикой не распространяется. Ее
выполняют все, но при этом каждый учащийся знает,
какое упражнение для него наиболее полезно (в
соответствие с заболеванием), а какое ему
выполнять не рекомендуется.
Где начинается домашнее задание?
Представить, что школьники дома
вечером с удовольствием выполняют домашние
задания по физкультуре, реально, пожалуй, в
единичных случаях. Самостоятельно и
целенаправленно – ради укрепления собственного
здоровья – выполнять физические упражнения для
ребенка очень непросто. Заставить его
невозможно, убедить – не всегда получается,
остается одно – заинтересовать. Но как и где? На
уроке.
Вызвать у ребенка желание выполнить
дома какое-то задание – для учителя одна из
главных задач урока, которую решать надо с
первого класса.
– Чтобы ребенок захотел выполнить
упражнение дома, его недостаточно только
показать на уроке, о нем должно быть рассказано
все полезное, за что ребенок захотел бы это
упражнение полюбить. Такая предварительная
подготовка может быть очень эффективной, если ее
ввести в практику с первых уроков физкультуры в
начальной школе. К тому же это лучшее время для
того, чтобы вместе с детьми заинтересованными
участниками домашней физкультуры стали
родители, – считает Лариса Валентиновна
Муратова, руководитель школьного методического
объединения учителей физкультуры. – А теперь
представьте, что ученику с заболеванием
опорно-двигательного аппарата вы подбираете,
например, 5–6 упражнений – с какой-нибудь
интересной историей, с рассказом о пользе
каждого упражнения, если делать его регулярно, с
подбором иллюстраций, – и показываете
правильное выполнение каждого упражнения. И
пусть это увидят и услышат остальные учащиеся,
перед которыми, в свою очередь, учитель поставит
задачу помочь товарищу осилить «трудные»
элементы. Опыт показывает, что помощников будет
достаточно.
Сделаем паузу и – подвигаемся!
Физкультурные паузы давно стали
частью всех общеобразовательных уроков в школе.
Особенно им радуются малыши, которых жажда
подвигаться одолевает намного раньше, чем
прозвенит звонок. Выполнения на каждом уроке 3–4
упражнений с небольшой амплитудой, не требующих
сложной координации движений, в течение 1–2 мин.
– вполне достаточно, чтобы поддержать внимание и
работоспособность на уроке. При подборе
упражнений постоянно в поле зрения – упражнения
для глаз и позвоночника.
Одна из больших перемен под
руководством дежурного учителя или
физорга-старшеклассника – «подвижная»: ковровые
площадки коридоров отданы на 20 мин. эстафетам,
групповым играм и соревнованиям на полу и на
тренажерах. А когда после урока на этажи
врывается зажигательная мелодия, значит,
начинается танцевальная перемена. Здесь в
организаторах недостатка нет: студия
современного спортивного танца для учащихся от 8
лет – одна из самых многочисленных в системе
дополнительного образования в школе.
«Спортивный час» в продленной группе
«Спортивный» час – это дополнительная
физкультура в группе продленного дня. Без
физкультурного актива здесь не обойтись.
«Спортивный час» обязателен для всех учащихся,
независимо от того, к какой медицинской группе по
состоянию здоровья они относятся.
Преподаватель-воспитатель и медицинская сестра
контролируют соблюдение гигиенических условий и
физическую нагрузку.
Для любителей спорта одного часа явно
недостаточно, впрочем, и двух тоже мало. Особенно
интересно оказаться в школе часам к четырем в тот
день, когда почти одновременно начинаются
занятия в танцевальной студии и в волейбольной
секции.
Начальная школа успевает принять
участие во всем: после обеда, прогулки и домашних
заданий, как по расписанию, врывается в зал, на
ходу сбрасывая лишнюю одежду. И начинается
праздник броуновского движения с использованием
всего инвентаря, который руководитель секции
вынес в зал. Постепенно страсти утихают,
начинается другая работа, более
профессиональная и целенаправленная. И вдруг –
вспомнили: танцы! Но минут через сорок «танцоры»
вновь вернутся. И так будет, наверное, еще долго,
пока, наконец, выбор не состоится.
К соревнованиям допускаются все!
Каждый учитель физкультуры в школе
знает: если ему придется составлять программу
какого-то школьного соревнования, она должна
быть рассчитана на участие каждого ребенка,
независимо от группы здоровья.
Отличительная особенность – в большом
количестве школьных соревнований, в которых
учащиеся каждой группы здоровья выступают по
своей программе. Например, при проведении «Дня
бегуна» учащиеся, отнесенные по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе,
соревнуются в шагах – «гигантах» и «лилипутах».
В «День метателя» эти же ребята выполняют
упражнения вместе со всеми, но без разбега.
Подобным образом корректируются все виды
упражнений. Главное, что достигается при таком
подходе, – хороший микроклимат в классе, когда
учащиеся с ослабленным здоровьем чувствуют себя
равными с остальными.
С оценки психологического климата в
коллективе школа начинает и подведение итогов
каждого учебного года, и планирование дальнейшей
деятельности. Ни одно даже прекрасно проведенное
мероприятие или самый замечательный план не
смогут компенсировать отсутствие радости
обучения, заменить желание детей быть
услышанными и понятыми. Поэтому создание
положительного микроклимата в школе, в классе
является самой главной задачей и заботой любой
школы, ставящей на первое место здоровье детей.
Валентина РЕПИНА |