Содержание программыОсновы знаний 1. Здоровье и физическое развитие человека. 2. Оценка собственного здоровья. 3. Влияние физических упражнений на организм человека. 4. Азы массажа и самомассажа. 5. Закаливание и здоровье. 6. Питание и здоровье. 7. Образ жизни как фактор здоровья. Общая физическая подготовка 1. Развитие координационных способностей: – ОРУ без предметов в сочетании с
ходьбой и бегом; 2. Развитие скоростных способностей: – эстафеты, старты из различных
исходных положений; 3. Развитие силовых способностей: – лазание по канату, гимнастической
стенке; 4. Развитие выносливости: – бег с препятствиями; 5. Развитие гибкости: – ОРУ с повышенной амплитудой
движений, на растягивание; 6. Физические упражнения прикладного характера. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метания, лазание), используемые в естественных условиях. Упражнения в ходьбе усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем краях стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями и т. д. Варианты лазания (ползание, перелезание, подлезание и пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Специальная физическая подготовка 1. Дыхательные упражнения – гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических дыхательных упражнений: – упражнения для овладения полным
дыханием; 2. Корригирующие упражнения – это специальные гимнастические упражнения, способствующие устранению отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным воздействием мышечной тяги на патологически измененный участок опорно-двигaтeльного аппарата. 1) Упражнения для формирования естественного мышечного корсета: – для укрепления поверхностных мышц
спины; Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не играющих основной роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления мышечного корсета целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами. 2) Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя): – для растягивания мышц шеи и затылка; 3) Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.): – упражнения, вытягивающие
позвоночник; 4) Тренировка основных исходных положений. 5) Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной смены, стоя перед зеркалом). 6) Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. 3. Упражнения в равновесии направлены на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполняются с использованием опоры умеренной площади, с изменением положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, с поворотами и т.д. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. 4. Упражнения на расслабление – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, вызванное однотипными упражнениями, способствуют улучшению крово- и лимфотока в перенапряженных мышцах. Требования к учащимся 1. Знать о влиянии упражнений на организм, об их назначении. 2. Знать правила питания и закаливания. 3. Осознанно выполнять комплексы специальных упражнений, подобранных по заболеванию. 4. Уметь выполнять простейшие приемы самомассажа. Методическое обеспечение программы Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе двигательной деятельности. Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений у вертикальной стены, стоя перед зеркалом (развитие «мышечно-суставного чувства»), упражнений с удерживанием груза на голове и упражнений в равновесии. Упражнения на укрепление мышц спины (наклоны вперед, назад, прогнувшись) полезны для школьников среднего и старшего звена. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, следует чередовать сокращение и растягивание мышц. Для младших школьников, в первую очередь, нужно рационально подобрать физические упражнения, которые бы «разгрузили» позвоночник, т.е. для учащихся этого возраста полезно в большей мере принимать исходные положения, изменяющие направление силы внутрибрюшного давления и силы тяжести самих органов (положения с приподнятым тазом, коленно-локтевое, коленно-ладонное, лежа на спине или животе). Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс играет важную роль в поддержании правильной осанки. Большое значение имеет и воспитание у детей на уроке и дома мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей, степени напряжения и расслабления мышц в покое и в движении, что приобретается посредством многократного изменения положения тела: лежа, сидя, стоя, проверкой этих положений у стены, гимнастической стенки, у зеркала на каждом занятии. Также ставится задача развития у детей самоконтроля и взаимоконтроля, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в играх, очень важны упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуются упражнения с удерживанием груза на голове. Целесообразно некоторые упражнения давать индивидуально – как домашние задания. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, а также то, что в группе могут быть ученики с различными диагнозами. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий. Александр КОКОРИН,
|