Физкультура
для учащихся 1–11-х классов специальных
медицинских групп: тематическое
планирование, игры и упражнения /Авт.-сост. К.Р.
Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 83 с.
В данном методическом пособии, адресованном
учителям физической культуры
общеобразовательных учреждений, предлагаются
правила построения уроков для учащихся СМГ, а
также календарно-тематическое планирование
уроков в начальной, средней и старшей школе с
учетом использования разных видов упражнений:
общеразвивающих, специальных, строевых,
оздоровительных и подвижных игр. Для подготовки
к аттестации выпускников, отнесенных к данной
группе здоровья, подобраны вопросы и
практические задания. Кроме спортивных игр по
упрощенной программе, рекомендуются упражнения
для индивидуальной работы на уроках и дома с
предметами и без предметов, направленные на
укрепление мышечной силы организма, развитие
двигательных способностей.
Физкультура для учащихся 1–11-х классов
специальных медицинских групп: тематическое
планирование, игры и упражнения
Календарно-тематическое планирование
по физической культуре для учащихся 9–11-х
классов
Номер уроков |
Вид
упражнений, требования программы, ОМСООП
стандарта начального общего образования |
Календарные
сроки |
Темы уроков |
Формы
контроля |
Оснащенность
урока |
1 |
Основы техники
безопасности и профилактики травматизма |
сентябрь |
Вводный инструктаж
по технике безопасности на занятиях физической
культуры в СМГ |
Фронтальный опрос |
Инструкция по
технике безопасности |
2 |
Определение частоты
сердечных сокращений (ЧСС). Строевые упражнения
(СУ) |
сентябрь |
Определение частоты
пульса за 15 сек. Упражнения на внимание. Эстафеты
с учетом характера заболевания |
Занести в личную
карточку частоту пульса в спокойном состоянии |
Секундомер, набивные
мячи, эстафетные палочки |
3–4 |
ЧСС, двигательные
умения (ДУ), двигательные умения и навыки (ДУН) |
сентябрь |
Во всех последующих
уроках ЧСС определяется в начале урока после
основной части и в конце после заключительной
части. ДУ, метание малого мяча (весом 150 г) в цель.
Комплекс общеразвивающих упражнений (КУ) |
Корректировка
техники метания мяча. Контроль за правильным
дыханием |
Мишень, малые мячи |
5–6 |
СУ, ДУН, ОРУ |
сентябрь |
Ходьба с изменением
скорости движения, с изменением направления
движения, то же в беге.Техника прыжка в длину с
места. КУ |
Бег в сочетании с
ходьбой (3–4 повтора) |
Рулетка |
7–9 |
СУ, ДУН |
сентябрь |
Ходьба с изменением
скорости движения по сигналам. Поточно прыжки в
длину с места. Метание малого мяча способом
«из-за спины через плечо». Метание гранаты в цель |
Бег в сочетании с
ходьбой (4–5 повторов) |
Мишень, малые мячи,
гранаты из резиновых трубок, рулетка |
10–12 |
СУ, ДУ, ДУН |
октябрь |
Ходьба с изменением
скорости движения, медленный бег до 2–3 мин.,
дыхательные упражнения. Пробегание отрезков 30–50
м с высокого старта. Прыжок в высоту способом
«перешагивание», высота 60–70 см |
Пробегание отрезков
30–50 м не более 2–3 раз |
Прыжковая яма,
стойки, планка, беговая дорожка |
13–14 |
ДУН, оценка
физических качеств (ОФК) |
октябрь |
Медленный бег с
обеганием набивных мячей. Эстафеты с обеганием
набивных мячей. Челночный бег с переносом
кубиков, бросок набивного мяча сидя на полу.
Определить динамометрию правой и левой кистей |
Вес набивного мяча
1–2 кг |
Динамометр, набивные
мячи, кубики |
15–17 |
ДУН, ДУ |
октябрь |
Ходьба с
перешагиванием набивных мячей, медленный бег с
обеганием набивных мячей, дыхательные
упражнения, упражнения на равновесие |
Бег не более 3 мин. |
Набивные мячи – 6–8
шт., гимнастические скамейки |
18–19 |
ОФК, ДУ |
ноябрь |
Ходьба с изменением
скорости движения, медленный бег до 2–3 мин.,
дыхательные упражнения. Полоса препятствий.
Пробежать 10 м, взять набивной мяч и пройти с ним
по гимнастической скамейке, прокатить обратно
мяч вдоль скамейки, добежать до стены, влезть на
гимнастическую стенку и спуститься вниз. ДУ |
Полоса препятствий
проводится поточным методом – 2–3 раза |
Набивные мячи,
гимнастические стенки, гимнастические скамейки |
20–21 |
ОРУ, ДУН, ДУ |
ноябрь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег с
изменением направления по сигналу. Построение в
две шеренги лицом друг к другу, передача и ловля
мяча от груди. Ведение мяча шагом и ускоренным
шагом |
Бег с изменением
направления движения – 80 сек. Передача мяча –
2 мин. Ведение мяча – 2–4 м |
Баскетбольные мячи,
спортивная площадка, спортзал |
22–23 |
ОРУ, ДУН, ДУ |
ноябрь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег с
изменением направления по сигналу. Построение в
колонны, ведение мяча 10–15 м правой рукой, обратно
левой рукой, передача мяча партнеру |
Бег с изменением
направлений движения – 80 сек. Ведение мяча (4–5
повторов) |
Баскетбольные мячи,
спортивная площадка, спортзал |
24–26 |
ОРУ, ДУН |
декабрь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Построение в две шеренги лицом друг к другу,
передача и ловля мяча различными способами.
Ведение мяча. Броски в кольцо на количество
попаданий |
Оценка техники
исполнения |
Баскетбольные мячи,
баскетбольная площадка |
27–29 |
ОРУ, ДУН |
декабрь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение способов держания ракетки в настольном
теннисе. Стойки и перемещения в настольном
теннисе |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
30–32 |
ОРУ, ДУН |
декабрь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение в настольном теннисе техники ударов и
подач. Удар толчком, удар подставкой |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
33 |
Основы техники
безопасности |
январь |
Повторный инструктаж
по технике безопасности на уроках физической
культуры |
Фронтальный опрос |
Инструкция по
технике безопасности на уроках СМГ |
34–36 |
ОРУ, ДУН |
январь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение вариантов подач (прямая подача,
«маятник», «челнок»). Двусторонняя игра в
настольный теннис |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
37–39 |
ОРУ, ДУН |
январь |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Закрепление и совершенствование вариантов подач
(прямая подача, «маятник», «челнок»).
Двусторонняя игра в настольный теннис |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
40–42 |
ОРУ, ДУН |
февраль |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение подвижной игры на базе настольного
тенниса «Мельница». Двусторонняя игра в
настольный теннис |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
43–45 |
ОРУ, ДУН |
февраль |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение техники наката слева и справа.
Двусторонняя игра в настольный теннис |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
46–47 |
ОРУ, ДУН |
февраль |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение техники подрезки слева и справа.
Двусторонняя игра в настольный теннис |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
48–49 |
ОРУ, ДУН |
февраль |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Изучение техники и тактики в парной игре.
Двусторонняя игра в парах |
Оценка техники
исполнения |
Спортзал. Инвентарь
для настольного тенниса |
50–51 |
ОРУ, ДУН |
март |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Подвижная игра «Мяч через сетку» с элементами
волейбола |
Оценка техники
исполнения |
Волейбольная
площадка, мячи |
52–53 |
ОРУ, ДУН |
март |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег.
Передача мяча сверху, нижняя прямая передача |
Оценка техники
исполнения |
Волейбольная
площадка, мячи |
54–55 |
ОРУ, ДУН |
март |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег. Прием
мяча снизу двумя руками, игра в волейбол по
упрощенным правилам |
Оценка техники
исполнения |
Волейбольная
площадка, мячи |
56–57 |
ОФК, ОРУ, ДУН |
апрель |
Ходьба обычная с
переходом на ускоренную. Бег правым и левым
боком. Упражнения с набивным мячом |
Бег в среднем темпе |
Спортивная площадка,
набивные мячи |
58–59 |
ОФК, ОРУ, ДУН |
апрель |
Ходьба с выполнением
ОРУ, дыхательные упражнения. Бег с высоким
подниманием бедра, семенящий бег, эстафетный бег |
Бег в среднем темпе |
Спортивная площадка,
эстафетные палочки |
60–61 |
ОФК, ОРУ, ДУН |
апрель |
Медленный бег в
сочетании с 5–6 ускорениями, приседания в
произвольном темпе, упражнения на дыхание и
расслабление |
Дозировка
индивидуальна |
Спортивная площадка |
62–64 |
ОФК, ОРУ, ДУН |
май |
6-минутный
равномерный бег с переходом в случае
необходимости на ходьбу. Прыжок в длину с места.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
1–1,5 м – девушки, 2 м –
юноши.
40–60 см – девушки, 70–100 см – юноши |
Спортивная площадка,
полоса препятствий |
65–66 |
Оздоровительное
занятие (ОЗ), ДУН |
май |
Броски и ловля
теннисного мяча с расстояния 1 м от стенки в
течение 30 сек. в максимальном темпе. Проведение
учащимися комплексов ОРУ. Игра в баскетбол по
упрощенным правилам |
Игра в среднем темпе
в течение 5 мин., отдых – 3 мин. |
Теннисные мячи.
Баскетбольная площадка |
67–68 |
ОЗ, ДУН |
май |
Теория: закаливание.
Прыжки через скакалку на двух ногах. Игра в
волейбол по упрощенным правилам |
Фронтальный опрос |
Скакалки.
Волейбольная площадка
|
Формы и приемы работы на
уроках физической культуры с учащимися,
отнесенными по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе
1. Игра «Волейбадминтон».
Игра проводится на волейбольной
площадке в спортзале или на улице, в зависимости
от времени года и погоды. В игре используются
ракетки от бадминтона, а вместо волана – мяч из
поролона или легкой губки (объемом немного
меньше теннисного). Если нет ни поролона, ни
губки, можно использовать воздушный шарик
небольшой величины. Играть можно: 3ґ3, 4ґ4, 5ґ5 и 6ґ6.
Примерные правила игры. Подача
мяча производится ракеткой с середины площадки,
количество пасов не ограничено. Если мяч попадет
на поле соперника, то команда получает очко. Счет,
определяющий команду-победительницу, можно
оговаривать, учитывая время, выделенное на
проведение игры. При необходимости волейбольная
сетка может быть опущена на удобную для игры
высоту.
Игра в волейбадминтон не требует
специальной подготовки, она доступна учащимся
разного возраста, ее проведение вызывает
положительные эмоции; она развивает
двигательные умения, координацию.
Волейбадминтон является своеобразной
подготовкой к таким играм, как настольный теннис,
бадминтон.
2. Игра «Мельница».
Позволяет за одним теннисным столом
играть семи-восьми учащимся. После игры в
волейбадминтон освоить технический прием или
удар толчком, являющийся самым простым приемом в
настольном теннисе, несложно. Эта игра также
помогает обучить учащихся простой подаче.
Примерные правила игры. Игроки с
ракетками для настольного тенниса встают в
шеренгу друг напротив друга, соблюдая
очередность. Состав участников может быть
следующим: 2ґ2, 3ґ2, 3ґ3, 4ґ3, 4ґ4 человека. Подачу
производят в той шеренге, где игроков больше.
Если игроков равное количество, то подают по
жребию.
Начинает игру первый номер с подачи по
диагонали и сразу переходит в шеренгу напротив,
вставая последним. Игрок шеренги, ставший первым,
принимает мяч и отбивает шарик на другую
половину стола, и уже не имеет значения, в какую
часть стола попадет шарик, лишь бы он не попал в
сетку или за пределы стола. Затем сам игрок
быстро переходит в шеренгу напротив. Дальше игру
продолжают вторые, третьи и другие игроки до тех
пор, пока какой-либо из игроков не ошибется, и
тогда он временно выбывает из игры. Игра
продолжается до двух игроков, которые
разыгрывают очко на «больше-меньше», т.е. до двух
выигранных очков. Победитель получает одно очко.
Потом игра «Мельница» возобновляется и
продолжается до тех пор, пока один из игроков не
наберет три или пять очков по договоренности, в
зависимости от времени, выделенного на игру в
рамках данного урока.
Проигравшие участники выполняют
упражнения, разрешенные с учетом их
индивидуальных особенностей и характера
отклонений в состоянии здоровья, например,
приседания, сгибание и разгибание рук, в упоре
лежа, из упора присев – подскок с хлопком
ладонями над головой и др.
3. Игра «Упрощенный волейбол».
Игра проводится на волейбольной
площадке как в спортивном зале, так и на стадионе,
в зависимости от времени года и погодных условий.
В игре могут принимать участие по 3, 4, 5 или 6
игроков в каждой команде. Подачу волейбольного
мяча производит игрок зоны 2 как сверху, так и
снизу. Количество приемов мяча одним и тем же или
несколькими игроками не ограничивается, лишь бы
не было касания мячом площадки. Правила игры
такие же, как и в волейболе. Счет, определяющий
команду-победительницу, можно оговаривать,
учитывая время, выделенное на проведение игры в
рамках одного урока. При необходимости
волейбольная сетка может быть опущена на удобную
для игры высоту.
Игра «Упрощенный волейбол» развивает
чувство коллективизма, формирует двигательные
навыки и умения, знакомит с технико-тактическими
действиями в волейболе. Так как розыгрыш мяча
производится дольше по сравнению с обычным
волейболом, это повышает эмоциональность и
интерес к игре «Упрощенный волейбол».
4. Игра «Волейфутбол».
На волейбольной площадке с каждой
играющей стороны могут принимать участие по 3, 4, 5,
6 участников игры. Волейбольный мяч подается
рукой так же, как и в подвижной игре «Мяч через
сетку». Прием мяча может производиться любой
частью тела, кроме рук. Мяч может ударяться о
площадку, и пока «подпрыгивает» на площадке или
даже за площадкой, он находится в игре, его можно
отпасовать партнеру (ногой, головой, грудью и т.
д.) или направить через сетку на сторону команды
соперника. Количество касаний одним или
несколькими игроками не ограничено. Очко
присуждается в том случае, если мяч не
отскакивает от пола, а катится по площадке или за
площадкой. Счет, определяющий победителя,
ведется по договоренности. При необходимости
волейбольная сетка может быть опущена на удобную
для игры высоту.
Игра стимулирует навыки владения
мячом, применяемые в мини-футболе, развивает
тактическое мышление, воспитывает чувство
коллективизма и проходит, как правило, с
проявлением положительных эмоций.
5. Игра «Волейбаскет».
Игра проводится в спортивном зале; в
игре могут участвовать по 4, 5, 6 игроков в каждой
из команд.
Примерные правила игры. Игроки
располагаются по обеим частям площадки,
разделенной волейбольной сеткой. Подачи
производятся так же, как и в подвижной игре «Мяч
через сетку». Мяч может быть волейбольным или
футбольным. Учитывая, что занятия ведутся в
специальной медицинской группе, во избежание
травм пальцев рук при приеме подачи не следует
использовать для игры баскетбольный мяч. Если
мяч не пойман и попал на площадку, подающая
команда получает очко. Если мяч пойман, то,
используя приемы баскетбола, учащийся может
вести мяч сам или отдать пас партнеру, а тот, в
свою очередь, тоже может отдать пас тому, кто
ближе к баскетбольному щиту на своей площадке,
или ведет мяч сам и бросает в кольцо. Если мяч
заброшен в кольцо, то команда получает очко и
право подачи мяча. Если же мяч не попадает в
кольцо, то очко присуждается в пользу подававшей
команды. Побеждает команда, набравшая большее
количество очков за время, отведенное на данную
игру в рамках одного урока.
Игра «Волейбаскет», как и предыдущие
подвижные игры с элементами спортивной
направленности, развивает двигательные навыки и
умения, координацию движений, в игре
присутствуют командный дух борьбы и игровой
азарт.
6. Игра «Три мяча через сетку».
Игра проводится на волейбольной
площадке в спортивном зале. В игре могут
принимать участие от 5 до 8 участников в каждой
команде.
Примерные правила игры. Игра
проводится по тем же правилам, что и подвижная
игра «Мяч через сетку», но тремя мячами: то есть
учащийся, подающий по сигналу учителя, поднимает
с пола волейбольные мячи один за другим и бросает
их через сетку на сторону соперника. В игре
отсутствует аут, запрещаются только броски мяча
в потолок. Соперники стараются тут же после
приема первой подачи мяча перебросить его на
сторону противника. Аналогично все остальные
мячи, попавшие на площадку, также должны быть
переброшены на сторону соперника. Очко получает
команда, которая сможет зафиксировать положение,
когда все три мяча будут находиться на стороне
соперника, – соответственно, эта команда
получает право подачи мяча. Игроки производят
подачу по одному разу, затем право подачи
получает следующий игрок.
Игра азартна и проходит с высоким
эмоциональным напряжением, что может привести к
перевозбуждению, поэтому ее необходимо
ограничивать во времени.
7. Игра «Серсо».
Играют в эту игру по двое. Задача
состоит в том, чтобы один из игроков при помощи
палочки бросал деревянные кольца, а другой ловил
их на палку. Расстояние между играющими – 3–5 м.
Если учащиеся не могут сразу ловить кольца на
кий, можно сначала подбрасывать их рукой и ловить
также на руку, а затем уже использовать кий.
Выигрывает тот, кто больше поймает колец.
8. Метод (формулы) ПМТ
(психомышечной тренировки).
В процессе овладения самовнушением по
методу ПМТ каждую предварительную формулу,
вызывающую два ощущения, следует произносить в
замедленном темпе и, конечно, с соответствующими
интонациями.
Формулы психомышечной тренировки:
1) Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2) Мои руки расслабляются и теплеют.
3) Мои руки полностью расслабленные... теплые...
неподвижные.
4) Мои ноги расслабляются и теплеют.
5) Мои ноги полностью расслабленные... теплые...
неподвижные.
6) Мое туловище расслабляется и теплеет.
7) Мое туловище полностью расслабленное...
теплое... неподвижное.
8) Моя шея расслабляется и теплеет.
9) Моя шея полностью расслабленная... теплая...
неподвижная.
10) Мое лицо расслабляется и теплеет.
11) Мое лицо полностью расслабленное... теплое...
неподвижное.
12) Состояние приятного (полного, глубокого)
покоя.
9. Психотренинг – «локализация
эффекта»: как снять стресс?
Поза «мумии» снимает нервные
состояния, мышечные спазмы, восстанавливает
равновесие в организме, его работоспособность.
1) Лягте на коврик на спину, пятки и
носки ног вместе, руки вдоль туловища.
2) Смотрите вверх прямо перед собой.
3) Закройте глаза. На мгновение максимально
напрягите все тело и резко расслабьтесь. При этом
ступни слегка расходятся в стороны, руки
разводятся ладонями вверх, а голову следует
немного повернуть набок.
4) Проконтролируйте полное расслабление мышц
всего тела, начиная с кончиков пальцев ног,
ступней, икр, коленей и бедер, затем от кончиков
пальцев рук, ладоней, запястий и выше до плеч.
После этого переходите к мышцам туловища, шеи и
лица.
5) Убедитесь в полном расслаблении всего тела,
с ощущением чувства разливающегося по телу тепла
и приятной тяжести. Время выполнения упражнения
– 5–10 мин.
6) После полного и глубокого расслабления, лежа
с закрытыми глазами, постарайтесь представить
образ безоблачного голубого неба, себя –
белокрылой чайкой, свободно парящей в высоте.
7) После отдыха откройте глаза, перенесите руки
за голову и приятно потянитесь.
10. Игра с метанием «Кто самый
меткий?»
Учитель делит группу учащихся на 4–5
звеньев. У одной из сторон спортзала (площадки)
проводится черта, а на расстоянии 3 м от нее
ставятся 4–5 (по количеству звеньев) одинаковых
мишеней (щиты с нарисованным кругом, вертящаяся
цель) или между двумя стойками натягивается шнур,
к которому подвешиваются 4–5 обручей. Ученики, по
одному из каждого звена, выходят на линию и
бросают мешочек с песком, стараясь попасть в
цель. Попавшему засчитывается очко. Когда все
бросили мешочки по одному разу, подсчитывается
количество очков в каждом звене. Звено,
получившее большее количество очков, считается
победившим.
Игру можно продолжить, предложив
выявить самого меткого стрелка. Для этого все
игроки, получившие очко, снова бросают в цель, но
уже с большего расстояния (3,5–4,5 м). Не попавшие в
цель выходят из игры, а оставшимся можно
предложить цель меньшего диаметра. Игра
кончается, когда остаются 1–2 самых метких
ученика.
11. Игра «Охотники и звери».
Учащиеся изображают лесных зверей:
зайцев, медведей, лисиц. «Охотники» (двое детей)
стоят в стороне, у противоположных концов
комнаты (площадки). В руках у каждого два мяча.
Дети бегают по всей площадке, передавая
движениями характерные особенности
изображаемых зверей. По сигналу «Охотники!»
«звери» «замирают» – останавливаются, а
«охотники» «стреляют» – бросают мяч. «Охотники»
бьют мячом с места два раза (в ноги детей). Тех,
кого «подстрелили», «охотники» отводят в свой
«дом». После одного-двух повторений игры
подсчитывают, кто из «охотников» подстрелил
большее число «зверей», затем назначаются новые
«охотники» (не из числа «подстреленных»), и игра
возобновляется.
Варианты игры:
1) «Охотники» (их число может быть
увеличено до 3–4 человек) находятся в своем
«доме» на одной стороне площадки, на
противоположной стороне – «лесная чаща», а между
«домом» «охотников» и «чащей» – «поляна», где
бегают «звери». По сигналу «Охотники!» «звери»
убегают в «чащу», а «охотники» «стреляют» в них с
места.
2) «Охотники» могут бежать за
«зверями» и «стрелять» в них, но не забегать в
«чащу».
12. Игра «Ловушка с мячом».
Играющие образуют круг, стоя друг от
друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один
из играющих по указанию учителя встает в центр
круга – это водящий. У его ног лежат два
небольших мяча. Водящий называет или выполняет
ряд движений (приседание, хлопки, наклоны и т.п.), а
играющие за ним повторяют. Внезапно учитель
говорит: «Беги из круга», и играющие разбегаются
в разные стороны (в пределах установленных
границ площадки, если игра проводится на
площадке, или спортзала). Водящий поднимает мяч и
старается, не сходя с места, попасть в убегающих.
Если первый раз он не попал, то бросает второй
мяч. Затем по сигналу учителя «Раз, два, три – в
круг скорей беги!» дети снова образуют круг,
выбирается новый водящий, и игра возобновляется.
Если игра проводится зимой на
площадке, мячи заменяются снежками. |