Виды контроля за детьми с
отклонениями в состоянии здоровья
В данной работе речь идет о важности
врачебно-педагогического контроля за детьми,
имеющими отклонения в состоянии здоровья, во
время занятий физической культурой.
По мнению авторов, в настоящее время
актуальной является проблема адаптивного
физического воспитания, так как существенного
улучшения здоровья и физического развития детей
и подростков за последние годы не отмечается.
Детям, которые перенесли какие-либо заболевания
или часто и длительно болеют, особенно
необходима двигательная активность,
адаптированная к функциональному состоянию
организма. И чем больше комплексов физических
упражнений, методов, различных форм организации
занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического
воспитания болеющих детей.
Занятия физической культурой с детьми,
отнесенными к СМГ, имеют свои особенности. В
числе основных критериев комплексной оценки
занятий в СМГ выделены:
– установление диагноза с
обязательным учетом степени нарушения функций
организма;
– выяснение степени физической
подготовленности в связи с необходимостью учета
индивидуальных особенностей больного ребенка;
– функциональное обследование учащихся с
нарушениями центральной нервной системы (ЦНС), от
деятельности которой во многом зависят
особенности двигательных реакций.
Состояние ЦНС исключительно важно для
оказания эффективной помощи физическими
упражнениями. Учитель физкультуры должен
контролировать физическое и психологическое
состояние учащихся, использовать все средства
для создания положительного эмоционального фона
во время занятий, вселить в ребенка уверенность в
своих силах.
Индивидуальные показатели
физического состояния учащихся служат главным
критерием при отборе упражнений. Упражнения
подбираются доступные, легко дозируемые,
избирательно направленные на формирование
адаптационных возможностей, стимулирующие
восстановление пострадавших мышц, мышечных
групп и нарушенных функций как
опорно-двигательного аппарата, так и других
функциональных систем.
По количеству перенесенных за год
острых заболеваний авторы выделяют следующие
группы детей: ни разу не болевшие; болевшие
эпизодически (1–3 раза в течение года); часто
болевшие (4 раза и более). Отсутствие острых
заболеваний в течение года или их эпизодический
характер свидетельствует о хорошей
сопротивляемости организма ребенка, высокой
способности адекватно реагировать на меняющиеся
условия жизни и сохранять определенную
устойчивость к воздействию неблагоприятных
факторов или болезнетворных микроорганизмов.
Оценка уровня физического состояния
детей может быть критерием оздоровительной
эффективности занятий физическими упражнениями
и готовности ребенка к выполнению нагрузок
различного характера.
Авторы подробно останавливаются на
разделении детей и подростков по группам в
соответствии с показателями здоровья, считают,
что принадлежность к специальной медицинской
группе – ситуация временная. Изменить ее может
практически каждый, если будет «трудиться» над
своим здоровьем постоянно. Степень готовности к
переводу учащегося из специальной медицинской в
подготовительную группу, а затем и в основную
также должна находиться под контролем врачей и
педагогов. А убедить детей в том, что этот переход
естествен, необходим и реален, – задача учителя
физкультуры.
Е.А. БАБЕНКОВА, к.п.н.,
Т.М. ПАРАНИЧЕВА,
«Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка», № 1, 2006 |