Конституциональная гипермобильность
Особенности проведения физкультурных
занятий с гипермобильными детьми
В медицине есть такое понятие –
конституциональная гипермобильность, которую
следует рассматривать как один из вариантов
нормального развития ребенка. Это состояние
обусловлено врожденными индивидуальными
особенностями мышечной регуляции.
Гипермобильные дети плохо справляются с
заданиями на физкультуре, неуклюжи, неловки.
Между взрослыми и детьми по этому поводу часто
возникают конфликты. Между тем, физические
нагрузки таким детям просто необходимы.
…Совсем обычные истории
…Старшая группа детей дошкольного
возраста в полном составе гуляет на улице.
Девочки окружили воспитателя, общаются «о
своем». Мальчишки организовали игру в мяч:
перебегая с места на место, бросают его друг
другу. Увлечены все. Антон, один из играющих, как и
остальные, передвигается по площадке, пытается
быть в игре, но... то, что у других получается
легко, мальчику дается с трудом: мячи выскакивают
из рук, а бег выходит медленным и неуклюжим.
Постепенно ребята оттесняют Антона в сторону, и
он, огорченный, садится на скамейку, чуть не
плачет. На предложение воспитателя вернуть
ребенка на поле играющие протестуют: «Зачем он
нам? Только под ногами путается...»
Родители Антона в недоумении: почему
так? По всем показателям (обследование,
результаты анализов, консультации с врачами)
здоровье сына в порядке, не жалуется ни на что, и
желание двигаться, бегать у него есть, но в связи
с физкультурными неудачами желания этого
становится все меньше.
…Свете 6,5 лет, она посещает
подготовительную группу детского сада. На
занятии по рисованию детям предложили тему: «Я и
моя группа». Работа девочки яркая, фигуры детей
четко прорисованы, все играют в «догонялки».
– А где здесь ты? – спрашиваем
Свету.
– Меня нет, я никого догнать не могу,
а меня догоняют сразу, поэтому я сижу в
раздевалке и никого не хочу видеть. Надо мной все
смеются.
Детская память избирательна: что-то
уходит, не оставив следа, а что-то остается на всю
жизнь, трансформируясь в черты характера,
отношение к себе, к людям. И кто знает, как
«аукнутся» в будущем сегодняшние спортивные
неудачи Светы.
Осторожно – дети!
В практике мануальной медицины есть
такое понятие – конституциональная
гипермобильность, о которой должны знать как
врачи, так и работники физического воспитания.
Конституциональную гипермобильность следует
рассматривать как один из вариантов нормального
развития ребенка, и связана она с врожденными
индивидуальными особенностями мышечной
регуляции. В основе общей гипотонии мышц лежит
конституционный фактор. Конституциональная
гипермобильность становится патологической
лишь тогда, когда нагрузка превышает способность
мускулатуры переносить ее. В отличие от
гипермобильоности, связанной с тренированностью
мышц при занятиях спортом, при
конституциональной гипермобильности мышцы
изначально не приспособлены к активной работе,
что особенно заметно при статической нагрузке.
Конституциональная гипермобильность внешне
проявляется как неловкость, неумелость,
неуклюжесть ребенка. Такие дети, по всем
остальным физическим параметрам не отличающиеся
от других, гораздо медленнее и качественно хуже
осваивают новые двигательные навыки, даже самые
простые упражнения выполняют не так, как
остальные дети, «некрасиво». Физкультурные
занятия и даже подвижные игры не вызывают у них
интереса, они либо остаются сидеть на скамейке,
либо очень быстро выходят из игры и лишь пассивно
наблюдают за общим действием. На занятиях
физкультурой стесняются делать лишние движения,
переживают по поводу насмешек и оценок со
стороны сверстников. В повседневной жизни эти
дети чаще, чем другие, запинаются, падают, роняют
предметы, разбивают посуду.
По всем остальным физическим
параметрам и состоянию здоровья они ничем не
отличаются от физически более успешных, но вот
случилось родиться именно таким.
А так как авторитет в детской среде
формируется в том числе и за счет спортивных
успехов, у детей снижается самооценка,
начинаются проблемы в отношениях с окружающими:
им кажется, что все знают об их неудачах, смеются
над ними, дети становятся очень восприимчивыми к
мнению других людей.
Немаловажную роль в проблемах
гипермобильных детей играют взрослые
(воспитатели, преподаватели физкультуры,
родители), которые, как правило, стараются
активизировать таких детей, настойчиво
привлекают их к занятиям, заставляют выполнять
упражнения «как все», а в более старшем возрасте
требуют выполнения определенных нормативов.
Генетически не приспособленная к физическим
нагрузкам мышечная система гипермобильных детей
не справляется с заданиями, между взрослыми и
детьми возникают конфликты. Педагоги, родители
обвиняют детей в лености, в отсутствии старания,
в пассивности. Дети обижаются переживают,
испытывают психологический дискомфорт, у них на
долгие годы формируется стойкая неприязнь к
любым физическим упражнениям, развивается
комплекс неполноценности.
Ребенка надо принимать таким, каков он
есть, но при этом помогать ему развиваться в
возможном для него направлении. То же самое
касается и детей с конституциональной
гипермобильностью. С одной стороны, их организм
изначально генетически не приспособлен к
большим физическим нагрузкам, с другой – мышцы
не могут переносить и статические нагрузки,
например, долгое сидение за партой, рабочим
столом или на той же скамеечке на уроках
физкультуры. Из-за неприспособленности мышц при
нагрузке «положением» появляются боли в спине,
шее, плечах, головные боли.
Все это усугубляет положение и еще
больше отдаляет ребенка от физкультуры.
Между тем, физические нагрузки для
гипермобильных детей просто необходимы. На это
нелишне еще и еще раз обратить внимание
родителей и педагогов в том числе и потому, что
грамотные занятия физкультурой – это путь к
здоровью. Но упражнения должны быть
специальными, а физкультурные занятия хорошо бы
проводить или отдельно, или учитывая особенности
гипермобильных детей.
Заниматься первое время (пока не
освоены упражнения) лучше ежедневно, потом –
достаточно двух раз в неделю, индивидуально или в
малых группах. Длительность занятий от 20 до
40 мин. Упражнения должны быть для ограниченной
группы мышц (выполняющих одинаковую функцию).
Амплитуда движений небольшая. Количество
повторений от 3–4 в начале курса занятий до 8–10 в
конце. Темп медленный и средний. Общая нагрузка
на таком занятии незначительная, но
гипермобильные дети могут после занятия ощущать
утомление, может даже появиться боль в
работавших мышцах. И обязательно следует
включать в занятие упражнения на растяжение
мышц. Это наклоны головы в разных направлениях,
широкое разведение рук в стороны и вверх, наклоны
туловища вперед, в стороны, назад, а также
упражнения на координацию движений и равновесие.
Необходимо, чтобы все, кто занимается
физическим развитием детей, отвечает за него или
просто заботится о душевном состоянии детей,
знали о конституциональной гипермобильности,
учитывали особенности таких детей в своей
деятельности и в быту и не требовали от них
невозможного (ведь не будет же никто заставлять
ребенка во что бы то ни стало играть на скрипке,
если у него нет музыкального слуха). И тогда
гипермобильные дети смогут избежать многих
психологических травм.
Примеры специальных упражнений
1. И.п. – стоя, подняться на носки и
несколько секунд удерживаться, не шатаясь
(лодыжки вместе). Медленно опуститься на пятки.
Тренируются мышцы свода стопы и тазового пояса.
2. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.
Медленно сесть на пятки. Вернуться в и.п. При этом
ребенок учится удерживать позвоночник
равномерным сокращением всей опорной
мускулатуры, укрепляются все мышцы туловища,
особенно нижней части.
3. И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты
вперед, полусогнуты, руки на затылке. Медленно
поворачивать туловище вправо-влево. Спина должна
быть прямая. Тренируются опорные мышцы,
координация движений ротаторов, улучшается
осанка.
4. И.п. – сидя на стуле прямо, руки
свободно опущены. Максимально поднять плечи,
затем максимально опустить. Сначала с одной
стороны, потом с другой, с обеих, попеременно.
Цель – обучение расслаблению мышц плечевого
пояса (трапециевидной, мышц шеи).
5. И.п. – то же. Сокращением
межлопаточных мышц сместить плечевые суставы
назад. Цель – разгрузка шейного отдела
позвоночника.
6. И.п. – то же, руки в стороны.
Потянуться за рукой вправо, влево, смещая грудную
клетку в сторону. Цель – укрепление мышц живота,
компенсация сколиотической осанки.
7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки
на поясе. Потянуть руки вверх, прогнуться назад,
отставив назад на носок ногу (попеременно) –
вдох. На выдохе вернуться в и.п. и сделать
полуприсед.
8. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на
поясе. Развести руки в стороны и отставить ногу в
сторону на носок (попеременно) – вдох. Вернуться
в и.п. и сделать полуприсед – выдох.
9. И.п. – стоя, ноги вместе, руки подняты
над головой – вдох. Сделать шаг одной ногой в
сторону, руки на пояс, полуприсед – выдох.
Вернуться в и.п. – вдох. То же – другой ногой.
10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль
туловища. Приподнять голову на 1–2 сек.,
опустить.
11. И.п. – лежа на спине, руки вдоль
туловища. Подтянуть ноги к груди (можно сначала
поочередно) – вдох. Вернуться в и.п., полностью
выпрямить ноги – выдох.
12. И.п. – лежа на животе, руки вдоль
туловища. Приподнять плечи и голову, прогнувшись
в пояснице, – вдох. Вернуться в и.п. – выдох.
Татьяна БИЧЕВИНА,
медицинский психолог
Медико-психологического центра,
Татьяна БЕЛОУСОВА,
врач ЛФК
ОГУЗ «Ангарский
специализированный дом ребенка»,
г. Ангарск,
Иркутская обл. |