Роль второго плана
Размышления о программе физического
воспитания
Время летит стремительно, но если бы
только время! Жизненные ориентиры меняются
быстро, невзирая на то, готовы ли мы к этому. Но мы
приспосабливаемся, осваиваем новое, чтобы не
отстать от времени. Однако наступает момент, и мы
вдруг чувствуем, что движемся не совсем в нужном
направлении. Чтобы в этом убедиться, достаточно
побывать на уроках физкультуры и любых массовых
соревнованиях школьников в округе или районе.
Многие годы программа по физическому
воспитанию оставалась неизменной. А ведь в школе
нет ни одного другого предмета, который бы
изучали с 1-го класса по 11-й, – только физическая
культура. Каждый учебный год она строится по
одному и тому же плану: прыжки в длину, метание
мяча, бег на строго определенные дистанции.
Дальше по ходу учебного года – баскетбол,
волейбол, в редких школах осталась еще пока
спортивная гимнастика, по выбору – лыжная
подготовка.
И точно такой же план и набор дисциплин
у всевозможных межшкольных соревнований.
Учитель поставлен в жесткие рамки. По сути
получается, что уже с самого первого урока, с
первого класса мы начинаем отбор лучших и отсев
худших ради того, чтобы прилично выступить на
соревнованиях. Больше внимания, в том числе и на
уроках, уделяется тем, кто подвижнее, сильнее,
выносливее. Учитель начинает «натаскивать»
лидеров на результат, оставляя «на потом»
индивидуальную работу с учащимися по
результатам тестирования, образовательную
направленность урока, знакомство с новыми
подвижными играми, без которых на Руси не
обходился ни один праздник и не представлялось
физическое развитие детей.
Сегодня наша физическая культура,
хотим мы того или нет, подчинена, во-первых,
программе, ориентированной на цифровые
результаты в виде метров, секунд, очков, а,
во-вторых, постоянному соревновательному режиму,
в который вовлечены школы.
Но с какой целью мы все время
соревнуемся? Какие ценности при этом воспитываем
и закрепляем в наших детях?
Даже если допустить, что от
соревнований никуда не уйти, почему акцент в них
не перенести на товарищество, взаимовыручку,
командный дух, справедливость и с точки зрения
именно этих критериев строить программу участия
команд?
Я мечтаю, чтобы у нас больше стало
соревнований, в которых классы участвовали бы в
полных составах, независимо от возраста и
физической подготовленности. Уже одно то, что
ребенку доверяют, может изменить его отношение и
к самому себе, и к предмету, и к коллективу.
Условия должны быть разработаны таким образом,
чтобы каждый участник, даже самый
«неспортивный», мог принести решающие очки в
актив всей команды. В свою очередь, такой подход к
соревнованиям потребует и совершенно иного
подхода к работе на уроках физкультуры, других
методик.
Предвижу вопрос: «А что же тогда делать
с одаренными в спортивном плане детьми?» Ответ
простой: ради них надо сотрудничать со
спортивными школами. Учитель, если он
профессионал и любит свое дело, всегда увидит
талантливого ребенка и найдет возможность для
его роста.
Теперь допустим, что у класса
появилась возможность в полном составе
представлять школу или район на каких-то
соревнованиях. Но в полном составе может
получиться только тогда, когда условия
соревнований позволяют выставить команду,
независимо от возраста. А если, например, нужна
команда одного года рождения? Сегодня такой
подбор, как правило, не часто встречается. У нас в
школе, например, даже одного такого класса нет.
Спортивный отбор, в том числе и по
возрасту, – дело спорта. У физкультуры – другая
забота: сделать активными и здоровыми всех. Это
самое важное. И как объяснить ребенку, что его
класс не участвует в соревнованиях только
потому, что не набирается, например, необходимых
20 человек одного года рождения и что именно он не
может участвовать?
В качестве дублера для спорта
физкультура не подходит. Она, скорее, – стартовая
площадка для того, чтобы научить наших детей
оставаться здоровыми в любой деятельности. Зачем
надо выполнять физические упражнения, как
правильно дышать при выполнении упражнений, как
восстановить себя после усталости? На эти и
многие другие вопросы дети должны получить
практические ответы на уроках физической
культуры.
Если следовать Библии, то в жизни для
человека важно быть здоровым, успешным и
счастливым. Уверенность ребенка в том, что он
сможет этого добиться, во многом зависит и от нас:
от тех ценностей, которые мы поможем ему в себе
воспитать. Показать, например, ребенку, особенно
не уверенному в себе, как можно совершенствовать
свое тело, свои навыки и умения, из урока в урок
помогать убеждаться в пользе физических
упражнений, спортивных занятий, поднимающих
настроение, желание быть активным, жизнелюбивым,
– разве это не значит сделать его счастливее?
Ведь никто не будет спорить, что для ребенка
уверенность в своих силах не заменить ничем. А
успех – это уже дело наживное.
Лариса МУРАТОВА,
учитель физической культуры,
зам. директора по учебно-воспитательной работе
Центра образования «Школа здоровья» № 2000,
Москва
|