Жертвоприношение ради победы
Статья американского ученого и
журналиста Джеральда Нила, которую мы предлагаем
вашему вниманию, заставляет по-новому взглянуть
на один из основных принципов, используемых при
подготовке юных спортсменов: на принцип
состязательности. Речь идет о якобы заложенном в
каждом ребенке стремлении стать победителем,
стать лучшим, хотя бы в одном виде спорта.
Мотивируя именно этим стремлением, Росспорт
пытается полностью заменить физическую культуру
спортивными секциями – чтобы каждый занимался с
удовольствием, с азартом, чтобы стремился стать
первым в выбранном виде спорта.
Джеральд Нил уверен: делая упор на
состязательности и конкуренции, взрослые
навязывают детям не свойственные им ценности.
Упорство и труд все перетрут?
Недавно я встретился со своим другом
Роном, тренером по футболу. Он, как обычно, начал
рассказывать о своих воспитанниках, об их
проблемах и достижениях. Мы и не заметили, как
завязалась серьезная дискуссия.
– Неужели стремление к победе –
единственное, что может сплотить команду
футболистов?
– Может, и не единственное, но,
бесспорно, самое главное. Общество ожидает от
команды победы, и только победы. Мы постоянно
чувствуем на себе это давление – нас заставляют
побеждать.
– Разве победа – единственный
показатель успешности спортсменов?
– Нет, конечно. Спортсмены учатся
многому: работать в команде, добиваться
намеченной цели, планировать свое время. Они
становятся сильными и при этом приобретают
множество полезных для жизни навыков.
– Тогда зачем им нужно побеждать?
Что случится, если они не будут выигрывать?
– Значит, нужно больше
тренироваться, работать не покладая рук. Чтобы
выиграть! Для этого и нужен тренер: чтобы из
мальчиков вырастить мужчин.
– А что, если ребята полностью
выложатся, повзрослеют, но так и не станут
победителями?
– Тогда я должен буду прекратить
тренерскую деятельность и поискать другое место,
чтобы прожигать свой талант впустую.
– А как ты мотивируешь своих ребят
на работу, если они проигрывают? Разве не бывает,
что после этого они просто бросают
тренироваться?
– К сожалению, ты прав, после
постоянных поражений спорт бросают многие.
Особенно те, у кого характер не очень сильный,
ведь никто не хочет быть проигравшим, «лузером».
Такие ребята вынуждены выслушивать множество
шуточек и от сверстников, и от педагогов: о своем
поражении, о своем неумении и бессилии.
– А как ты мотивируешь на
тренировки тех, кто всегда находится на скамейке
запасных и вообще не участвует в игре?
– Они учатся помогать команде и
верят, что рано или поздно обязательно выйдут на
поле.
Спонсор публикации статьи интернет-магазин "В Футболке". Магазин предлагает Вам приобрести прикольные футболки с надписями на заказ - широкий выбор ассортимента, гарантия качества, низкие цены. Мужские, женские и детские футболки, футболки для беременных и для молодожёнов, на сайте есть большой выбор ассортимента, удобный поиск по категориям, возможность создания своего уникального дизайна, а также специальные условия для оптовиков. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете
здесь.
– Как ты думаешь, что они чувствуют
при этом? Им не больно?
– Мое дело – вести их к победе, я
фокусирую свое внимание на тех, кто сегодня
играет в основном составе. Если ребенок хочет
играть, значит, он должен больше тренироваться.
Все очень просто.
– Скажи, а тебя когда-нибудь сажали
на скамейку вечных запасных? Если да, что ты тогда
чувствовал?
– Однажды я играл за одну
калифорнийскую команду, и мне пришлось бросить
эту работу всего через пару недель. Дело в том,
что там мне не давали по-настоящему делать свое
дело, не позволяли играть в основном составе.
– Что же ты не начал работать
активнее, не приложил больше усилий, чтобы
добиться намеченной цели и войти в основной
состав?
– Потому что это была не моя
команда, я там был чужаком. Я мог там
тренироваться миллион лет и все равно не стал бы
для них лучше, не вошел бы в основной состав.
– Что ты тогда чувствовал?
– Честно? Я чувствовал себя
опустошенным, одиноким, словно часть меня умерла
и жизнь закончилась. Я решил, что никогда больше
не буду заниматься спортом. Кстати, именно
поэтому (и именно тогда!) я и стал тренером.
– Последний вопрос. Ведь ты тогда
был уже взрослым человеком. Как ты думаешь, что
происходит в такой же ситуации с ребенком?
– Наверное, дети чувствуют что-то
похожее, только острее. Наверное, им гораздо хуже,
чем мне было тогда...
Кому нужны соревнования?
К сожалению, мы, взрослые, часто
забываем: всем, кто борется за победу, нужна
поддержка. Постоянная конкуренция легко может
разрушить чувство защищенности, так необходимое
детям.
Самоуважение и природная
любознательность толкают детей на пробу своих
сил в разных областях человеческой деятельности,
но результаты этих проб бывают разными. В мире
взрослых потеря работы, снижение уровня жизни по
сравнению с родственниками и друзьями часто
становятся причиной психологической травмы.
Если мы допускаем публичное унижение детей,
исключая их из команды или держа на скамье
запасных без всякой надежды на изменение
положения, то губим в них возможность быть
пластичными, и они часто полностью теряют
уважение к себе.
Примитивный дарвинизм
Почти все защитники элитарности
спорта, даже если на самом деле они так себя не
называют, вольно или невольно ставят
учеников-победителей на сконструированный
взрослыми пьедестал. Тренеры и учителя
фокусируют внимание всех на тех, кто победил:
этих детей ставят другим в пример, в их честь
устраивают праздники, их хвалят, ими восхищаются.
Но… нет победителей без проигравших.
Нельзя забывать: мы возвышаем победителей за
счет других ребят. Иногда команда обыгрывает
всех соперников и начинает открыто смеяться над
ними. По иронии судьбы, недавно сын Рона играл в
школьной команде в баскетбол, и их команда
проиграла со счетом 46:0. Разгромив всухую
противников, победители устроили радостные
танцы сразу после игры, перед командой
пораженного противника и перед всеми
болельщиками. Представляете, что в этот момент
чувствовали проигравшие?
Если вы хотите понять, кто на самом
деле устраивает состязания за победу в спорте,
посмотрите внимательно на взрослых,
присутствующих на детских соревнованиях.
Обратите внимание, как они радуются, когда игроки
команды соперников допускают ошибку, как они
кричат на судей и не могут успокоиться, даже если
дети уже внутренне приняли решение арбитров и
продолжают игру. Послушайте, как взрослые
«утешают» проигравших детей, рассуждая о великой
роли поражения для стимулирования новой
деятельности и новых перспектив.
Анкетирование детей показало, что для
мальчиков победа в спорте стоит только на
восьмом месте в ранге значимости занятий
спортом. Для девочек – на двенадцатом... Для
детей, согласно этому исследованию, главным
стимулом является внутренняя награда,
самопознание.
По данным спортивного психолога Терри
Орлика, более 80–90% детей старше 15 лет вообще не
занимаются физкультурой и спортом. Большинство
из них потеряло интерес к спорту за годы учебы в
средней школе. Их стремление заниматься было
уничтожено рассуждениями о требованиях к
командной игре, о слаженности команды и укорами:
«Ты плохо играешь! Из-за тебя мы снова на
последнем месте!». Разговоры об этом не
прекращаются и в классе, в котором уроки
физкультуры обычно ведет тренер школьной
команды, старающийся «разогреть» детей,
заставить их заниматься спортом, чтобы набрать в
команду лучших ребят и победить на межшкольных
соревнованиях.
По иронии судьбы, именно эти дети – те,
кто бросил занятия физкультурой и спортом
благодаря «стараниям» тренеров и учителей, –
больше всего в них нуждаются. Они очень быстро
становятся аутсайдерами, проигравшими и
навсегда отказываются от тренировок. Лишь
немногие из них, самые стойкие, обладающие
огромной силой духа, не оставляют занятия.
Честно говоря, это просто безжалостно.
Спорт – всего лишь отражение нашей
культуры. Родители с легкостью ставят по пять
долларов на победу команды своей школы в каждой
из двадцати игр в сезоне, но при этом
отказываются платить 10$ в год на нужды школы. На
футбольное поле приходят больше взрослых, чем на
любой творческий вечер или детский концерт. Дети,
которые в соревнованиях не участвуют, с болью
переживают это, ведь для них важно, чтобы
взрослые принимали их, чтобы кто-то восхищался
ими.
Что можно сделать?
Межшкольные соревнования плотно
вросли в нашу культуру, и попытка отказаться от
них ни к чему не приведет. Однако мы можем
изменить суть происходящего там.
Недавно я болел за команду своего сына,
игравшую в баскетбол с командой Рона, о которой я
говорил выше. «Наши» довольно быстро стали
обыгрывать соперников, но, так как мы живем в
довольно небольшом поселке и все хорошо знаем
друг друга, нам удалось сделать игру менее
травматичной для проигравших. Во-первых, все – и
болельщики обеих команд, и игроки побеждающей
команды – старались поддержать проигрывающих.
Мы дружно аплодировали каждому удачному броску,
удачной подаче. Все старались поддержать детей –
так, как это должно быть в настоящем спорте.
Ребята начали играть увереннее, к концу матча
набрав 20 очков. А потом обе команды пошли в
«Макдональдс» – не как противники, как друзья:
шутили, веселились, вспоминая игру и понимая, что
это была всего лишь игра и не стоит ей придавать
слишком большое значение. Если так будут
относиться к спортивным соревнованиям все
взрослые, многие дети не перестанут заниматься
спортом к 15 годам.
А еще можно ввести правило: в каждой
школе должно быть как минимум две команды, а если
школа большая – три или четыре. Конечно, это
связано с финансированием команд и их поездок,
что очень неудобно для нас, взрослых. Но тогда
возможность заниматься спортом будет у каждого
желающего ученика, а не только у тех, кто может
принести своей школе долгожданную победу.
Ведь мы понимаем, что каждый ребенок
должен ощущать свою причастность к школе,
гордиться ею и, что еще важнее, гордиться самим
собой. И тогда школа по-настоящему выиграет в
самых главных соревнованиях.
Джеральд В. НИЛ, США
Перевела Ольга ЛЕОНТЬЕВА
|