Система выставления оценокДанная рейтинг-система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными очками за сданные нормативы. Набрав к концу учебного года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку за год. С целью контроля достижений учащихся выставляются текущие очки за каждую четверть в 4–9-х классах и за полугодие в 10–11-х классах. Схема соответствия оценок и очков по системе рейтинга выглядит так:
На выполнение каждого норматива дается три попытки. Первую попытку школьник выполняет в первой четверти, вторую – в третьей и третью – в конце учебного года. В зависимости от показанного результата ученик получает не оценки «2», «3», «4», «5», а соответствующее этим оценкам количество очков: 20, 30, 40 или 50 с возможной прибавкой. При сдаче норматива на «5» с первой попытки (а их, как было сказано выше, всего три) дают 50 премиальных очков, по 25 за неиспользованную попытку. Если оценка «отлично» получена со второй попытки, то всего начисляют 75 очков (50 очков за выполненный на «5» норматив и 25 премиальных очков – за неиспользованную третью попытку). Если с первой попытки ученик сдает норматив, например, на «3», то получает 30 очков на «карандаш», так как он может улучшить результат во второй попытке, и если выполняет норматив, допустим, на «4», то получает уже 40 очков вместо 30. Если со второй попытки норматив сдан на «5», то в «копилку» идет 75 очков. Если же со второй попытки результат не улучшен, то остается третья попытка, и за показанный в ней результат, соответствующий оценке «5», премии нет, т.е. ученику начисляется 50 очков. Чтобы те дети, которые сдали норматив на оценку «5», не успокаивались и не теряли интереса к урокам, предусмотрена система штрафных очков. Например, если результат, показанный в первой попытке, соответствовал оценке «5», а во второй попытке он ухудшен, то начисляют 15 штрафных очков, которые вычитаются из 100, но их можно вернуть, если в третьей попытке вновь улучшить результат первой попытки и получить 15 премиальных очков. Таким образом, даже те ученики, которые выполняют нормативы на оценку «5», должны постоянно тренироваться и улучшать свои результаты. Есть дети, которые в силу своих особенностей сколько бы ни бились, все равно не смогут показать результат, предусмотренный нормативом, и получить положительную оценку. Значит, такие ученики обречены на «двойку» и им никогда не улыбнется счастье преодолеть себя и быть отличником? А есть такие, для которых выполнение нормативов на «5» не представляет никаких трудностей. Даже пропустив урок без уважительной причины, они с легкостью сдают все недостающие зачеты. КопилкаУчитывая все это, в существующую систему была введена так называемая «копилка», куда дети могут складывать дополнительные очки, помимо учебных нормативов, со знаком «+» или «–». Те ученики, которые добросовестно и постоянно занимаются на уроках, могут в виде поощрения получить дополнительные очки за:
И, наоборот, за недобросовестное отношение к уроку можно потерять уже имеющиеся баллы:
Таким образом, в конце учебного года из «копилки» достаются все очки со знаком «плюс» и «минус», прибавляются к общей сумме очков за выполнение учебных нормативов, и получается общая сумма, за которую выставляется годовая оценка. Алгоритм подсчета очковЗдесь хотелось бы остановиться на сумме очков, набранных учениками, и на том, как эта сумма может изменяться в зависимости от количества нормативов, предлагаемых к сдаче. Все нормативы предусмотрены авторской программой «Волейбол как средство физического воспитания», и количество их постепенно возрастает, начиная с младших классов и заканчивая выпускными. Если учесть, что ученик сдает все нормативы на «3» и получает за каждый 30 баллов, то общая сумма в конце учебного года на «3» будет равняться количеству нормативов, умноженному на 30; сумма баллов, соответствующая отметке «4», – количеству нормативов, умноженному на 40; сумма баллов, соответствующая отметке «5», – количеству нормативов, умноженному на 50. Для учащихся, которые легко справляются с нормативами, хороший стимул – получить звание «Отличник по физической культуре», для этого они должны набрать общую сумму – 100 очков, умноженные на количество нормативов. Ценность рейтинговой системы заключается еще и в том, что здесь идет совместная работа учителя и ученика: в тетради, которую ведут дети, и рейтинг-листе, заполняемом учителем. В тетрадь вносятся записи по основам знаний, «Школе движений игры в волейбол», технике безопасности, уровню физического развития. Тетрадь служит еще и своеобразным связующим звеном с родителями, которые могут следить за успехами своих детей по количеству набранных очков и делать выводы. (После окончания каждой четверти родители проверяют тетрадь и расписываются в ней). По данной системе я работаю уже 13 лет и хорошо изучил ее преимущества, как, впрочем, и дети, а это самое главное. В ходе работы по рейтинговой системе были внесены некоторые изменения и дополнения: введена «копилка», система штрафных очков за снижение результата. Подавляющее большинство учеников с интересом обучаются по данной системе оценивания и подтверждают это в ежегодных опросах, что наглядно видно на диаграмме за последние 5 лет. Дети делают такие выводы потому, что данная система оценивания дает им:
Анализируя результаты работы по данной системе, можно сравнить качество знаний, умений и навыков выпускников средней школы, которые обучались по обыкновенной 5-балльной системе и по рейтинговой системе. Средний показатель у школьников, обучавшихся по 5-балльной системе за 12 лет, с 1981–82 по 1993 гг., составил 62%, а показатель у школьников, обучавшихся по рейтинговой системе, начиная с 1994 по 2005 гг., составил 71%. Налицо явный рост качества, потому что он напрямую зависит от сознательности и активности детей на уроке, чему и способствует система рейтинга. С целью выявления отношения учащихся к данной системе оценивания проводилось анкетирование учащихся восьмых классов в 2003–04 и в 2005–06 учебных годах. Вопрос: Для чего, по вашему мнению, введена рейтинговая система оценивания?
Вопрос: Что вам нравится в рейтинговой системе оценивания?
Из ответов видно, что интерес к рейтинговой системе оценивания не снижается, а, наоборот, повышается. Для меня как учителя данная система важна тем, что обеспечивает: – бесконфликтность общения,
комфортность, доброжелательную атмосферу урока; Не менее важно это и для ребят. А значит, появляется реальная возможность для всех учащихся без исключения стать активными участниками учебного процесса на уроке. Наверное, в этом и состоит наша главная задача. Евгений МАТВЕЕВ,
|