Подвижные игры на уроках легкой атлетики
Благодаря использованию подвижных игр
на уроках физической культуры учащиеся
увлеклись легкой атлетикой, посещают школьную
спортивную секцию. Команда школы является
постоянным победителем районных соревнований,
участвуя в областных соревнованиях, занимает
призовые места в командном первенстве, а в личном
первенстве ребята становятся призерами.
Победители первенства принимают участие в
составе сборной Кировской области во
всероссийских соревнованиях по легкой атлетике.
Хочу поделиться своим опытом работы с учащимися.
Известно, что бег – эффективное
средство развития выносливости. Во время бега
тратится много энергии, усиливается работа
органов кровообращения и дыхания. Однако не все
формы бега равноценны в воспитании этого
качества. Наиболее высокие сдвиги в развитии
органов кровообращения и дыхания наблюдаются
при длительном беге. Но ученики испытывают при
этом неприятные ощущения усталости. Однообразие
длительного бега усиливает это чувство. Часто
слабовольные ребята прекращают бег, а более
сильные теряют интерес к бегу на выносливость.
Все это заставило искать новые формы
организации занятий бегом, чтобы пробудить
интерес к нему и благодаря этому увеличить объем
беговых упражнений на уроке. Выбор пал на
специальные игры, основное содержание которых –
бег.
Примерные игры, методика и
последовательность их применения по годам
обучения (длина дистанций, темп бега, число
повторений пробежек, указанное в тексте, –
наиболее оптимальные в условиях моей работы,
установленные в результате многолетней
практики).
5–6-е классы. Дети 10–13 лет, по
данным научных исследований, хорошо реагируют на
правильно дозированную работу на выносливость.
Лучшее средство развития выносливости в этом
возрасте – продолжительный бег в невысоком
темпе. Целесообразно использовать такие игры.
«Смена лидеров». Класс
делится на 3–4 группы, равные по силам. Ученики
получают задание пробежать указанную дистанцию.
По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер)
замедляет темп и пропускает вперед (справа от
себя) всю группу бегунов, после чего
пристраивается сзади бегущих товарищей. По
новому сигналу снова происходит смена лидеров.
Интервалы смены лидеров преподаватель
определяет сам и объявляет ученикам. Учитель
заранее устанавливает и темп бега для каждой
группы, который должен быть легко доступным для
ребят. Дети склонны переоценивать свои
возможности и часто превышают скорость бега.
Необходимо следить за темпом и учеников,
превышающих установленную скорость бега,
отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый
учащийся обязательно побывал в роли лидера.
Игру проводят в I четверти в конце урока. Начинают
с 300 м и постепенно доводят длину дистанции в
5-м классе до 600 м (девочки) и 700 м (мальчики), а
в 6-м – до 700 м (девочки) и 900 м (мальчики). Игру
можно проводить как на стадионе, так и на
местности.
«Следуй за мной». В игре
наряду с развитием выносливости вырабатывается
умение изменять темп бега.
В группе из 5–10 человек назначается старший,
который будет вести бег. Ученики бегут (на
дорожке стадиона или на местности) в темпе,
предложенном старшим группы. Бегуны не имеют
права обгонять его, строго следуя за ним, в
точности изменяя темп и ритм бега. Время бега
определяется преподавателем в зависимости от
подготовленности учеников. Если общий темп бега
излишне завышен, учитель немедленно
устанавливает должный темп. Полезно назначать
старшими более слабых ребят. Это придает им
уверенность и делает темп бега приемлемым для
всей группы. Изменения в темпе бега не должны
быть частыми и длительными. Ориентировочно –
20–30 м на 100–120-метровом отрезке. Примерные
дистанции: 5-й класс – до 300 м (девочки) и до
400 м (мальчики); 6-й класс – до 500–600 м
(девочки) и до 600–700 м (мальчики).
Лучше всего проводить эту игру в конце I четверти
и в начале IV четверти, когда ученики уже
приобрели некоторую выносливость.
«Круговорот». Предложите
ученикам, построенным в колонну по 8–12 человек,
бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый
последний бегун должен выходить вперед, чтобы
вести бег. Предупредите бегунов, чтобы они не
ускоряли темп бега. Дистанция бега (300–500 м)
определяется преподавателем и заранее
объявляется ученикам. Каждый раз, когда
последнему ученику нужно выйти вперед, он должен
выполнить ускорение. Число ускорений, их длина и
скорость находятся в прямой зависимости от числа
учеников в группе и от темпа бега, заданного всей
группе. В 5–6-х классах число ускорений и их
продолжительность не должны быть большими. В
связи с этим в 5-м классе группы состоят из 8–10
человек, а в 6-м – из 10–12 человек. Игру
целесообразно проводить в IV четверти.
7-й класс. Задачи по развитию
выносливости в 7-м классе те же, что и в 5–6-х
классах: дальнейшее развитие функции
сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Поэтому целесообразно использовать те же игры,
что и в 5–6-х классах. Однако в связи с улучшением
функциональных возможностей организма
несколько изменяется методика проведения игр.
Дистанция пробежек увеличивается и доходит до
1200–1300 м для мальчиков и до 900–1000 м – для
девочек. В этом возрасте резче проявляются
различия между мальчиками и девочками, что нужно
учитывать при установлении дистанции и темпа
бега.
В 7-м классе больше внимания уделяется
развитию способности бежать в заданном темпе. С
этой целью дают такие игры.
«Кто точнее?» Класс делят на
4–5 групп. Все бегут на одинаковую дистанцию в
заданном темпе. В 7-м классе такой дистанцией
может быть 100–150 м. 100 м пробегают 5–6 раз, а
150 м – 4–5 раз. Темп бега должен быть таким,
чтобы он не вызывал у ребят чрезмерно неприятных
ощущений. Время засекается по последнему бегуну
в группе. Поэтому ведущих бег нужно каждый раз
менять. Важно, чтобы в этой роли побывали все
ученики.
Группа, которая покажет время, наиболее близкое к
заданному, получает очко, остальные команды –
соответственно занятым местам – 2, 3, 4 очка и т.д.
Команда, набравшая после всех пробежек
наименьшее количество очков, выигрывает.
Стартуют команды поочередно. Ожидание своей
очереди – отдых (около 2 мин.) между пробежками.
Это обстоятельство необходимо учитывать при
выборе длины пробегаемого отрезка.
«Кто меньше?» Это вариант
игры «Кто точнее?». Класс делится на 4–6 групп, в
которых выбирают капитанов. Всем командам
назначается одинаковое время на общую для всех
дистанцию (100–150 м), приемлемую для этого
возраста. Пробежки выполняются командами до тех
пор, пока дистанция не будет пройдена точно в
заданное время или с ошибкой в 0,2–0,5 сек. (это
зависит от подготовки групп). Побеждает группа,
которой понадобилось для этого меньшее число
пробежек. Время засекается по последнему бегуну.
Капитаны могут переизбираться после каждой
пробежки. Группы могут состоять как отдельно из
мальчиков и девочек, так и быть смешанными (это
зависит от подготовки тех и других).
8-й класс. Основная задача в 8-м
классе – дальнейшее повышение функциональных
возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Для этой цели подходят все игры, которые
использовались в 5–7-х классах. Однако дистанция
для бега у мальчиков увеличивается до 1600–1800 м,
у девочек – до 1000–1200 м. Игры с таким
длительным бегом обычно даются в конце урока.
Такие игры, как «Круговорот», «Смена лидеров», в
8–9-х и в дальнейшем в 10–11-х классах часто
проводятся в начале урока для разминки. В играх
«Кто меньше?», «Кто точнее?» длина дистанций для
девочек – 600 м, для мальчиков – 800 м с
повторением не более двух раз, темп остается
невысоким (4 мин. на 800 м и 3 мин. на 600 м).
Благодаря последовательному применению
длительного бега возможности организма
становятся выше, и можно вводить интервальный
бег. Отличным средством для этой цели служит игра
«Эстафета-преследование».
«Эстафета-преследование».
Участвуют две команды (например, «белые» и
«черные») с неограниченным числом игроков.
Каждая команда делится на две группы – «четные»
и «нечетные». Беговая дорожка стадиона отмечена
так: «белые» с четными номерами находятся на
линии Б, а с нечетными номерами – на линии А.
Четные номера «черных» стартуют с линии А, а
нечетные – с линии Б. Первые номера стартуют
одновременно с линии А и с линии Б, бегут полкруга
по своей дорожке и передают эстафетную палочку
своим вторым номерам, вторые номера на
противоположной прямой передают палочку своим
третьим номерам и т.д. Команда, догнавшая своих
соперников (или приблизившаяся к ним),
выигрывает. Затем игру можно повторить.
Количество повторений зависит от длины беговой
дорожки, однако сумма отрезков, пробегаемых
одним учеником, не должна превышать 400–600 м.
В 10–11-х классах наряду с общей
выносливостью важно развивать и скоростную
выносливость. Для этого в сочетании с
перечисленными играми применяются и новые.
«Бесконечный эстафетный бег».
Участвуют две команды и более. На беговой дорожке
чертят несколько линий на одинаковом расстоянии
одна от другой, обозначающих этапы (100 или 200 м).
Все члены команд рассчитаны по порядку. Только на
первом этапе сзади первых номеров стоят
последние номера. По сигналу учителя первые
номера бегут ко вторым и передают им эстафету, а
сами остаются на их местах. Последние номера
занимают место первых, как только те покинут свои
этапы. Вторые номера передают эстафету третьим,
те – четвертым и т.д. Каждый передавший эстафету
остается на этапе принявшего ее. Эстафета
повторяется подряд столько раз, сколько заранее
объявляет учитель. Число повторений зависит от
длины этапов: при 100 м – 6–8 раз, а при 200 м –
3–4 раза. Паузы отдыха здесь короткие, а скорость
пробежек высокая, в результате чего организм
учеников испытывает большую нагрузку.
Примечание: количество этапов должно быть на
один меньше числа игроков в команде. Эта игра не
должна применяться на первых уроках в I и IV
четвертях.
«Следуй за лидером». В
группе из 5 и более человек назначается старший,
который по заданию учителя (или самостоятельно)
определяет, когда, где и на какую дистанцию они
будут делать ускорение. На дорожке стадиона
проводится линия старта и финиша. Помощник на
финише (освобожденный от занятий на уроке ученик)
каждый раз снимает с дистанции последнего, а при
большом количестве бегунов – двух последних
участников. Они получают задание: самостоятельно
выполнять медленный бег (на поле стадиона).
Остальные ученики продолжают бежать трусцой по
дорожке к следующему месту ускорения. И так до
тех пор, пока не останется два участника.
Последние получают индивидуальные задания, а те,
кто вышел из игры, снова начинают ее, и все
повторяется. Ускорение выполняется не более чем
на 100 м. На круге может быть два ускорения или
три-четыре – при меньшей длине скоростного бега.
Индивидуальными заданиями могут быть различные
метания, прыжковые упражнения.
«Бег в темпе соревнований».
Для игры нужны 2–4 секундомера. Группа из четырех
или более человек, равных по силам, бежит в
заданном темпе, соответствующем возможностям
данной группы. Дистанция бега – 150–300 м. На
финише засекают время первого и последнего
бегунов. Если время последнего ближе к заданному,
первый бегун снимается с соревнования. Если к
заданному ближе время первого, снимается
последний. При большом количестве учеников в
группе можно снимать по два бегуна. Бегуны, не
участвующие в соревновании, получают задание:
например, пробежать трусцой 400–600 м.
Оставшийся бегун становится победителем. Теперь
он получает задание от преподавателя, а
остальные начинают игру снова. Темп бега должен
быть высоким, поскольку число пробежек в этой
игре невелико. После каждой пробежки ученики
трусцой (или шагом) возвращаются к месту старта.
Общие указания к проведению игр.
Во всех случаях, когда ставится цель – развитие
выносливости, игры дают в конце основной части
урока. Лучше всего проводить их после метаний.
При делении класса на группы надо стремиться к
тому, чтобы группа состояла из учеников, более
или менее равных по силе. В таких играх, как
«Смена лидеров», «Круговорот», число учеников в
группах должно быть таким, чтобы каждый побывал
лидером (см. условия игры).
В эстафетах число групп зависит от
количества учеников в классе, числа дорожек,
секундомеров, а также от времени, которым
располагает учитель на уроке. Для экономии
времени группы комплектуют только один раз – в
начале изучения данной игры – и в дальнейшем
состав групп не меняют. Однако отдельных игроков
можно переводить из одной группы в другую. В 5–6-х
классах группы можно делать смешанными (мальчики
и девочки вместе), в остальных классах мальчики и
девочки играют отдельно.
Надо всегда оставлять 2–3 мин. на
подведение итогов игры. В тех играх, где есть
паузы во время проведения («Кто точнее?», «Кто
меньше?», игры-эстафеты), замечания делают во
время пауз. Учитель объявляет
команду-победительницу или ученика-победителя,
поощряет слабых и подбадривает слабовольных.
Здесь уместны интересные примеры из спортивных
биографий известных бегунов. В холодную погоду
подводить итоги игр целесообразнее в помещении.
На проведение перечисленных игр
требуется примерно столько времени: на игры типа
«Смена лидеров», «Следуй за мной», «Круговорот»,
«Следуй за лидером» – до 5 мин. в 5–6-х классах,
до 6–7 мин. в 7–8-х и до 8–9 мин. – в 10–11-х; на игры
типа «Кто точнее?», «Кто меньше?», «Бег в темпе
соревнований» – от 10 до 15 мин. в зависимости от
количества и длины отрезков, а также интервалов
отдыха (примерно такое же время затрачивается и
на проведение эстафет).
Это лишь примерные данные. В каждом
конкретном случае число повторений игры в одном
уроке устанавливают в зависимости от
подготовленности учеников.
Каждую игру не следует повторять более
чем на трех уроках подряд.
О.А. БАЛЫБЕРДИН,
учитель физической культуры,
МОУ СОШ с УИОП,
г. Кирс,
Кировская обл. |