Оздоровительная аэробика для учащихся 9–11-х
классов
Продолжительность занятия: 80 мин.
Группа: 10–11-е классы (второй год
обучения).
Тема занятия: Базовые движения и
связки степ-аэробики.
Цели занятия: совершенствовать
технику выполнения базовых элементов и связок
степ-аэробики, способствовать формированию
представления о видах и направлениях
оздоровительной аэробики.
Образовательные задачи:
1. Сформировать общие представления об
истории возникновения и развития аэробики,
современных видах и направлениях
оздоровительной аэробики.
2. Разучить музыкальную комбинацию, состоящую из
базовых элементов и связок степ-аэробики.
3. Закрепить музыкальную комбинацию из ранее
изученных базовых элементов аэробики.
4. Содействовать развитию психических процессов
(внимания, памяти, мышления).
Оздоровительные задачи:
1. Развивать координационные
способности и физические качества (точность
воспроизведения движений, ритма, скорость и
точность реагирования на сигналы,
согласованность движений, ориентацию в
пространстве, гибкость, выносливость.
2. Формировать правильную осанку.
3. Продолжить работу по включению в занятия
оздоровительной аэробикой дыхательных
упражнений по системе Стрельниковой.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дисциплинированность,
артистичность, чувство коллективизма.
2. Формировать эстетическое наслаждение от
выполненной работы.
Инвентарь: музыкальный центр,
DVD-проигрыватель, CD-диски с музыкальными
программами по аэробике и видеопрограммы по
различным видам и направлениям аэробики,
гимнастические коврики, степ-платформы, подшивка
журналов, иллюстрации.
Содержание занятия
№ п/п |
Части занятия |
Содержание учебного
материала |
Дозировка, время |
Методические указания |
1. |
Подготовительная часть |
Построение, приветствие.
Объявление темы занятия, задач. Напоминание о
соблюдении техники безопасности |
1 мин. |
Нацелить занимающихся на
содержание занятия, что они должны усвоить, чему
научиться и каких результатов достичь |
1.1 |
Теоретическая
подготовка |
Беседа об истории
возникновения одного из видом массовой
физической культуры – аэробики и ее
разновидности – оздоровительной аэробики, о
многообразии видом оздоровительной аэробики на
сегодняшний день |
20 мин. |
Сформировать представление о
видах аэробики, направлениях оздоровительной
аэробики |
Видеоматериал о различных
направлениях оздоровительной аэробики, системах
преподавания: российская, американская школа |
|
Обратить внимание на технику
выполнения базовых элементов оздоровительной
аэробики |
|
Самоконтроль |
Подсчет пульса
(самостоятельно) |
|
На шее – 80 уд./мин.; два пальца
расположить на сонной артерии или лучезапястном
суставе |
2. |
Разминка |
Построение в шеренгу (4 линии).
1. Ходьба на месте.
2. Выполнение ОРУ:
1. И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – наклон головы вправо; 2 – и.п.; 3–4 – в
другую сторону |
|
Дистанция – вытянутые в
стороны руки.
Выполняем не торопясь, голову наклонять
точно в сторону |
2. И.п. – о.с.
1 – наклон головы вперед; 2 – наклон
головы назад |
|
При наклоне головы назад
смотреть точно вверх, при повороте – точно в
сторону |
|
|
3. И.п. – стойка ноги врозь,
полуприсед, руки на бедрах.
1 – поворот головы вправо; 2 – то же в
другую сторону |
|
Следить за осанкой, смотреть
вперед, подбородок не опускать |
4. И.п. – о.с., полуприсед.
1 – плечи, вверх; 2 – вернуться в и.п.
5. И.п. – о.с.
1 – круговые вращения рук вперед; 2 – то
же назад |
|
Стараться тянуться рукой точно
в сторону, вверх |
6. И.п. – стойка ноги врозь.
1 – наклон туловища вправо, руки вверх; 2
– то же в другую сторону |
|
Не прогибаться в области
поясницы, при наклоне туловища назад колени
слегка согнуть. Стараться держать равновесие,
как можно сильнее вытягиваясь на носках вверх |
7. И.п. – стойка ноги врозь, руки
на пояс.
1 – круговые вращения туловища вправо; 2
– то же влево |
|
Проверить правильность
выполнения движений, технику выполнения |
8. И.п. – стойка ноги врозь, руки
вперед.
1–2 – перекаты с пятки на носок |
|
Стопу при выполнении выпадов
стараться ставить на пятку; выполняем присед –
спина прямая, подбородок вверх; колено
притягиваем как можно ближе к животу, спину
держим прямо |
2.1 |
Разучивание и выполнение
музыкальной комбинации |
Базовые элементы
оздоровительной аэробики
1. Выпад влево, присед.
2. Выпад вправо, присед.
3. Ноги на ширине плеч, присед.
4. Присед, носки в стороны.
5. Подъем колена к груди, выпад назад,
руки вперед.
6. Поочередные выпады правой – левой
вперед |
8 мин.
(3 повтора) |
|
Самоконтроль |
Подсчет пульса
(самостоятельно) |
|
На шее – 110–120 уд./мин. – норма |
3. |
Основная часть (аэробная часть) |
Упражнения на степ-платформе |
20 мин.
(4 повтора) |
П – правая нога; Л – левая нога |
3.1 |
– показ танцевальной связки
педагогом (метод, используемый при разучивании,
– усложнение);
– выполнение музыкальной связки
занимающимися – фронтально;
– коррекция ошибок при выполнении
движений, индивидуальный подход |
1. П – Л – вверх; руки – в
стороны, вверх, вниз.
2. П – вверх по диагонали, руки – вперед;
Л – вверх по диагонали, руки в стороны.
3. П – вверх; Л – согнута назад, руки
скрестно на груди, Л – вверх; П – согнута назад.
4. П – вверх, по диагонали влево, руки –
от груди в стороны; Л – подъем колена. То же
другой ногой.
5. «С конца платформы боком»: П – Л –
вверх, поворот, то же вниз.
6. Боком приставной – вправо, П – выпад,
подъем колена к груди, то же в другую сторону,
руки в стороны.
7. Выпады П – Л, руки согнуты к груди –
поочередное сгибание, наклон головы вперед, ноги
вместе, присед |
|
Стопу ставим на середину
степ-платформы, выполняем небольшой наклон
корпуса вперед, спина при этом прямая.
Стараться не останавливаться; тот, кто
не выдерживает темпа, выполняет ходьбу на месте,
чтобы нагрузка снижалась постепенно.
Следить за темпом и ритмом музыкального
сопровождения.
При самостоятельной работе над связкой
степ-аэробики обратить внимание на
последовательность выполнения упражнений,
выполнять под счет, следить за осанкой |
3.2 |
Серия аэробных упражнений |
1. Ходьба на месте.
2. Прыжки – ноги врозь, вместе.
3. Прыжки – ноги скрестно.
4. Подскоки на месте.
5. Бег вперед по диагонали, вправо.
6. Бег вперед по диагонали, влево.
7. Бег на месте.
8. Ходьба на месте |
5 мин.
(4 повтора) |
При выполнении прыжков
приземляться на всю стопу, следить за дыханием,
осанкой, стараться выдерживать темп выполнения.
Не останавливаться на месте, выполнять
ходьбу |
|
Самоконтроль |
Подсчет пульса
(самостоятельно) |
|
130–160 уд./мин. – норма |
3.3 |
Дыхательные упражнения (по
системе Стрельниковой) |
1. Упражнение «Ладошки».
2. Упражнение «Кошечка» (по 8 вдохов – 3
серии, в последующем количество вдохов
увеличивать) |
10 сек. |
При повороте в сторону
выполняем вдох.
При сжатии пальцев в кулак – выполняем
выдох.
Кто почувствует головокружение –
поднять руку |
Самоконтроль |
Подсчет пульса
(самостоятельно) |
|
На шее – 110–120 уд./мин. |
3.4 |
Упражнения, выполняемые
на полу, на укрепление мышц живота, спины, рук |
1. Прорабатывать мышцы пресса
(верхний пресс, косые мышцы живота, нижний пресс) |
3?10 раз |
Поясница должна быть прижата к
полу, локти развернуты точно в сторону,
подбородок направлен вверх |
2. Упражнение «Лодочка».
И.п. – лежа на животе.
1 – поднять туловище вверх, прогнуться,
руки прямые; 2 – и.п. |
2?10 раз |
Стараться удержать положение,
напрягая мышцы спины, прогибаясь как можно выше
вверх |
3. Отжимание, выполняемое из и.п.
«упор с коленей»:
1 – наклон туловища, касание пола грудью;
2 – и.п. |
3?10 раз |
Не прогибаться в пояснице,
стараться касаться грудью пола, пальцы
направлены внутрь, друг на друга |
4. |
Заключительная часть |
Упражнения на развитие
гибкости, релаксация, дыхательные упражнения –
медленное растягивание до ощущения
напряженности в мышцах, с последующим
фиксированием позиции на 10–30 сек. |
5 мин. |
При выполнении упражнений на
развитие гибкости, не сгибать ноги в коленях.
Упражнения на расслабление выполняются
под медленную музыку, все движения должны быть
плавными, не торопливыми, мышцы должны быть
расслаблены |
5. |
Подведение итогов занятия |
Беседа о видах оздоровительной
аэробики (закрепление теории).
Что вас заинтересовало? |
5 мин. |
Работа с выставкой
методической литературы, аудио-, видеопрограмм. |
5.1 |
Выяснение мнения занимающихся |
Упражнения какого из
предложенных стилей оздоровительной аэробики вы
готовы попробова ть выполнить? |
5 мин. |
Выполнять комплекс из 10
упражнений для коррекции фигуры каждый день
после школьных занятий. |
5.2 |
Домашнее задание |
Выполнять комплекс упражнений
на развитие гибкости, силы |
2 мин. |
Оценить работу каждого
занимающегося, проанализировать достижения |
5.3 |
Оценка деятельности
занимающихся |
Индивидуальная беседа,
поощрение каждого занимающегося.
Заполнение индивидуальных дневников. (Приложение) |
2 мин. |
|
Приложение
Индивидуальный дневник самоконтроля
Дата |
Оценки |
Пульс |
Вес |
Примечания |
|
Общее состояние |
Сон |
Работоспособность |
До занятий |
После занятий |
|
Эмоциональное состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юлия ШИБАНОВА,
зам. директора по методической работе МОУ ДОД
«Центр детский (подростковый)»,
пос. Горноправдинск, Тюменская обл.,
ХМАО
|