Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2007

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Волейбол: спортивная секция для малышей

Вы – молодой специалист и впервые решили организовать, например, волейбольную секцию из учащихся начальной школы. Что вас ожидает?

На первых занятиях – много детей, причем самых разных по своим физическим данным. Но после нескольких занятий их может остаться мало. Почему это происходит?

Во-первых, из-за желания учителя сразу отобрать лучших: кто быстро бегает, лучше координирован, более ловок. Часто записываться в секцию приходят парами, тройками – кто с кем дружит. И вот учитель оставляет одну девочку или одного мальчика, а других отсеивает. На следующей тренировке можно недосчитаться всей тройки.

Вторая причина в начале нового учебного года связана с окончанием каникул. В течение трех летних месяцев у детей было намного больше свободы действий и воплощенных желаний, чем это возможно в рамках спортивной секции, и они успели к ней привыкнуть. Если сразу урезать эту свободу, то получим протест и уход детей из группы. Со старшими было бы иначе, но мы говорим о младших.

Еще одна причина, по которой выбор ребенка может не состояться, связана с родителями: многие из них предпочитают за ребенка решать, где и чем он будет заниматься. Значит, тренеру предстоит и работа с родителями, особенно в тех случаях, когда он видит интерес своего подопечного к занятиям и его успехи. От педагога во многом зависит, будет ребенок успешным или нет. Что касается самого ребенка, то трудно назвать что-то другое, более важное для него в начале любого пути, чем успех.

Итак, в вашей группе нашлось место всем желающим, независимо от физических данных. Теперь важно определить принцип проведения занятий, помня о том, что секция в обычной школе и в спортивной – вещи разные.

Главная особенность заключается в том, что на первом этапе – свободных движений – системы обучения нет. В этом возрасте познание различных движений идет через свободу выбора предметов, с которыми дети хотят играть. Игры или элементы игр они будут придумывать сами – фантазии у них всегда в избытке: вращение обручей, броски и ловля мяча, прыжки на скакалках, перекаты на матах, броски мячей в обруч и др. В понимании детей любые движения с предметами – это игры. Лишение этих эмоциональных увлечений затрагивает их желания и настроение. Каждый ученик выбирает себе предмет, может быстро его поменять, сделать для себя отдых и вновь продолжить игру. Не торопитесь выстраивать их и наводить «порядок» на площадке. Наберитесь терпения, понаблюдайте. Ваша задача в первые месяц-два – помогать им творить без травм, по ходу игры.

Часто дети сами создают групповое упражнение и с увлечением играют. Как долго могут продолжаться «свободные» занятия? Для детей 1–2-х классов этот период будет продолжительным – не меньше двух месяцев. По своему опыту могу сказать: любое желание учителя сократить этот срок приведет к отрицательным последствиям, а результатом может оказаться потеря части занимающихся детей. И совсем не обязательно уйдут менее способные, хотя на начальном этапе очень важно, чтобы именно они остались: научившись чему-то новому, ранее непосильному для себя, эти дети обретут уверенность в своих силах. Поэтому учитель должен быть еще и психологом. И обязательно найдите возможность похвалить каждого ребенка.

Теперь о том, что восполняют эти два месяца «свободных» занятий. Прежде всего, возрастную разницу при наборе детей в спортивные секции. Раньше дети до 12–13 лет полной грудью познавали свободу движений в самых разных играх во дворе. В ходу постоянно были классики, скакалки, вышибалы, салки, футбол, волейбол, городки. Придя в спортивную секцию в 12 лет, они имели хорошую двигательную подготовку, вдоволь наигравшись во все игры. Теперь им хотелось одного – научиться хорошо играть в ту игру, которая им нравится больше остальных, которую они для себя выбрали.

Сегодня этот выбор дети делают, как правило, в спортивной секции. И совсем не обязательно, что, начав заниматься волейболом в 8–9 лет, впоследствии они не поменяют вид спорта. Но именно свобода выбора, которую тренер даст почувствовать в своей спортивной секции, поможет им правильно определиться.

Создав спортивную секцию в школе, учитель сам решает, как и чем заинтересовать детей на занятиях, как вызвать у них радостные эмоции от знакомства с предметами. Прежде всего, предметов должно быть много и разных: обручи, скакалки, волейбольные и теннисные мячи, гимнастические палки – все находится в зале до начала занятий. Как только группа зашла в зал, все разбегаются к своим предметам – и начинается самостоятельная работа. В течение занятия, которое продолжается один час, ребенок может поменять предмет в любой момент, контролируя при этом свой отдых. Не надо забывать и о том, что далеко не у всех есть возможность иметь инвентарь на выбор и место, где можно заниматься.

Роль учителя на этом этапе – не столько организовывать, сколько наблюдать за происходящим (помните, что дети нас тоже учат): кто чем занимается, не допускать столкновения, решать споры, кому какой предмет и какого цвета достанется, кто с кем хочет играть.

В становлении группы большую помощь могут оказать родители. Все мамы и папы хотят видеть своих детей здоровыми, физически развитыми, занимающимися спортом. И надо отдать должное многим из них, кто старается спортивные занятия в жизни ребенка сохранить, а не удалить, если, например, ребенок занимается еще музыкой или языком.

Начальный период в организации любой работы – самый трудный. Но он завершится, и вы увидите, что стало меньше бесцельной беготни, что ваши подопечные увереннее чувствуют себя в пространстве спортивного зала, спокойнее относятся к тому, что товарищ раньше овладел, например, любимым мячом. Наконец – и это самое главное – ваши дети начнут задавать вам главный вопрос: «Что еще можно делать с мячами, скакалками, скамейками, обручами?» Это будет означать, что пришло ваше время – активно включаться в игровой процесс и готовиться к … первой задуманной вами тренировке.

План-конспект первой тренировки

Волейбол. 2-й класс

Задачи:

1) сделать занятие разнообразным, максимально насыщенным, с частой сменяемостью упражнений;
2) показать детям возможности использования спортивного инвентаря в различных играх и упражнениях.

Подготовка игровых точек: игровые мячи, обручи, скакалки, малые набивные мячи весом до 1 кг. Количество точек соответствует числу участников. На каждой точке – весь набор предметов.

1. Индивидуальная работа с предметами

1) Свободный бег:

а) по большому кругу без предметов, в среднем темпе в течение 1 мин.;
б) без предметов с частой сменой направления в течение 1 мин.

2) Ведение волейбольного или резинового мяча по большому кругу: по боковым линиям – со сменой рук, по лицевым линиям – двигаясь приставными шагами с мячом в руках или толкая его одной рукой перед собой по ходу движения.

3) Мячи сменяются на обручи: по сигналу тренера, не мешая друг другу, вращение обруча на месте 20 раз (считается только вращение на корпусе).

4) Прыжки через скакалку в движении по малому кругу. Высоту (длину) скакалки определять так: игрок берет скакалку за ручки, встает пятками на середину скакалки, натягивает ее, поднимая руки вверх. Если руки выше середины корпуса, лишний отрезок наматывается на кисть.

5) Бег по малому кругу с набивным мячом весом до 1 кг, а это совершенно другая нагрузка на пальцы и кисти. Поэтому первые броски себе на ход надо делать широкими кистями снизу. Руки прямые. Расстояние между игроками – не менее 2 м. Мяч ловить обязательно.

6) Перебросы мяча через сетку. Игрок развернут к сетке вполоборота. Прямыми руками перебрасывает мяч высокой передачей через сетку на 2 м вперед; быстро согнувшись, пробегает под сеткой и ловит мяч на другой стороне. Поймав мяч, выполняет бросок на другую сторону. Количество повторов – по усмотрению тренера (пока упражнение интересно учащимся).

7) Каждый игрок стоит в центре своего обруча в прямой стойке с мячом в руках. Как определить центр тяжести? Если игрок в обруче, сделав несколько движений пятками невысоко вверх (руки строго вытянуты вверх, кисти держат мяч, а взгляд направлен в потолок), не сошел с места, – значит, положение корпуса правильное. Из такого положения движением пяток, контролируя прямые ноги и руки, игроки выполняют:

а) только движение вверх, не выпуская мяч;
б) броски мяча не выше 1 м с ловлей его кистью. Правильный бросок – когда мяч (если не ловить его руками) опускается на лоб при взгляде в потолок.

Через несколько тренировок это движение будет для детей не только привычным, но и самым удобным. Если к тому же у вас волейбольная секция, то к упражнению на движение пятками прямых ног вверх придется возвращаться постоянно, потому что оно очень важно для тренировки волейболиста.

2. Упражнения в парах

8) Игроки стоят на линии нападения с обеих сторон, у каждого мяч. Одновременно: слева – бросок мяча через сетку, справа – передача мяча под сеткой по полу партнеру. Правильный ритм – когда один ловит сверху прямыми руками, другой, согнув корпус, быстро поднимает его вверх. Количество повторов – по указанию тренера, начиная с пяти.

9) Один сидит у лицевой линии, ноги вытянуты до линии, второй лежит на спине в центре площадки. По сигналу тренера игрок в центре делает «мост», игрок у линии быстро встает, бежит к товарищу, пролезает под «мостиком», добегает до средней линии, касается ее и возвращается рывком обратно. Количество повторов – по усмотрению тренера.

10) На лицевой линии игрок держит скакалку, второй в центре площадки, согнувшись, держит гимнастическую палку (высоту определяет тренер для каждого игрока). Следует команда «Начали!», и игроки выполняют по 8–10 прыжков. По сигналу «Оп!» бросают скакалки, бегут, выполняют прыжок, добегают до средней линии и, коснувшись ее, возвращаются обратно.

Усложнить упражнение можно, например, выполняя после касания повторный прыжок и рывок. Прыжки можно также выполнять с приземлением на одну ногу, а бег – с высоким подъемом бедра. Можно более конкретно определить касание средней линии, например, правой или левой рукой.

11) В 1 м от сетки стоят игроки с обручами. В центре лицом к ним, в 1–1,5 м, – игроки с мячами. По сигналу тренера первые начинают вращать обруч, вторые – набрасывают им мяч (первые ловят мяч, не останавливая вращение) и бегут к лицевой линии, касаются ее одной рукой и возвращаются в центр. Принимают мяч от партнера в обруче, возвращают обратно и повторяют рывок к лицевой линии. Количество повторов определяет тренер.

12) Один игрок лежит на спине, руки вытянуты за голову, ноги вместе. Второй – стоит в 2–3 м от него, держит мяч в прямых опущенных руках и низко аккуратно набрасывает мяч в кисти партнеру. Смысл движения – поймать мяч не перед лицом на согнутые руки, а обязательно вытянутыми за голову руками. Задачу можно усложнить, бросая мяч прямыми руками, не отрывая корпус от пола. После нескольких занятий, когда игроки закрепляют это движение, можно переходить на броски набивного мяча весом до 1 кг. Упражнение укрепляет мышцы рук и плечи, не причиняя боли.

Однако при работе, особенно с набивным мячом, дети должны быть предельно аккуратными и внимательными по отношению к партнеру. Лучше, если игроки будут лежать в 0,5 м от стены: непойманный мяч далеко не укатится, и его можно будет быстрее ввести в игру. Начинать надо с пяти бросков, довести до десяти, а затем выполнять их сериями: 2ґ5, 4ґ5, 2ґ10, 4ґ10 и т.д. в зависимости от индивидуальной подготовки занимающихся.

3. Упражнения в тройках

13) Два предыдущих упражнения можно соединить в одно. В тройке – два мяча: один игрок лежит с мячом, второй – стоит с мячом, третий – крутит обруч. Все игроки находятся на одной прямой линии. Второй, бросив мяч третьему, быстро разворачивается и ловит мяч от лежащего игрока. Поймав мяч, возвращает его обратно, разворачивается и вновь принимает мяч от игрока с обручем. Смена – через 10 бросков. Упражнение на качество бросков.

14) Один игрок лежит, напротив него в трех-четырех шагах – игрок с набивным мячом. Третий стоит с игровым мячом под углом 45°, в 5–6 м от лежащего игрока. Идет наброс набивного мяча лежащему игроку. Как только лежащий игрок вернул набивной мяч, следует бросок ему игрового мяча. Поймав и вернув игровой мяч другому партнеру, лежащий игрок вновь переключается на партнера с набивным мячом. В это время партнер с игровым мячом обегает лежащего по дуге и с другой стороны выполняет наброс. Смена – после четырех ускорений игрока с игровым мячом.

В заключительной части тренировки выполните несколько упражнений на расслабление, лежа на полу.

 

Сергей БЕЛИЧ,
педагог дополнительного образования
Центра образования «Школа здоровья» № 2000,
Москва

Рейтинг@Mail.ru