Легкая атлетика в начальной школе
1-й класс
Упражнения в ходьбе
Ходьба на носках, пятках, внешней и
внутренней стороне стопы; выпадами; семенящий
шаг с ориентирами; ходьба в приседе, полуприседе;
ходьба с высоким подниманием бедра; ходьба по
ориентирам (по линиям, т.е. разметке спортивного
зала, по разметке в виде расположенных
равномерно/неравномерно геометрических фигур,
точек и др.); ходьба с захлестыванием голени;
ходьба с опорой на руки, согнувшись вперед, назад,
в сторону; приставными шагами; в «коридоре»; по
уменьшенной опоре; переступанием через предметы;
по кубам, скамейкам; с изменением направления.
Упражнения в беге
Бег на носках; бег боком приставными
шагами; многоскоки; бег с выпрыгиванием вверх к
зрительному ориентиру; быстрый бег на дистанции
10 м, 20 м, 30 м; медленный равномерный
(дозированный) бег от 300 м до 2 км; бег с
преодолением небольших препятствий; бег на
короткие дистанции из различных и.п.; бег с
высоким подниманием бедра и с захлестыванием
голени; бег с ускорением и с изменением
направления движения («змейкой», по кругу, спиной
вперед); из разных и.п. и с разным положением рук;
высокий старт с последующим ускорением.
Бег в «коридоре»; бег по
гимнастическим скамейкам; бег с преодолением
препятствий (через скамейку, обруч, набивные
мячи).
Упражнения в прыжках
Прыжки на двух ногах (на месте, в
движении, лицом вперед); прыжки в положении
присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание
вверх по сигналу (зрительному, слуховому,
тактильному); прыжки на одной ноге и с
чередованием двух ног; запрыгивание и
спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на
небольшое возвышение (кубы, гимнастическую
скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным
ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим
скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на
удержание равновесия; выпрыгивание вверх по
сигналу (зрительному, слуховому, тактильному);
прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки,
обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и
высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку
толчком двумя ногами с опорой руками на скамейку.
Прыжки в высоту на месте с доставанием
подвешенных ориентиров; выпрыгивание из
полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.
Прыжки на месте (на одной ноге, с
поворотами направо и налево), с продвижением
вперед и назад, левым и правым боком, в длину и
высоту с места.
Прыжки через скакалку на месте на
одной и двух ногах.
Подвижные игры и игровые задания
Игры: «Пятнашки», «Хвостики», «К своим
флажкам!», «Не оступись!», «Быстро по местам!»,
«Третий – лишний», «Салки-догонялки», «Горелки»,
«Рыбки», «Не попади в болото!», «Волк во рву», «Кто
быстрее?», «Охотники и утки» и др.
Все перечисленные игры строятся на
беговых и прыжковых упражнениях, а также на
упражнениях в метании и комбинациях
перечисленных упражнений. Самые простые игры – с
однократными перебежками из одного места в
другое (по сигналу учителя). Смысл этих игр
сводится к тому, чтобы перебежать на другую
сторону игровой площадки через «опасную зону» и
не быть осаленными водящим (водящих в игре может
быть несколько, например, двое, трое или даже
больше, в зависимости от задач, которые решаются
игрой данного типа). К таким играм из данного
списка можно отнести: «Быстро по местам!», «К
своим флажкам!», «Третий – лишний» (в данном
случае команду к бегу дает убегающий игрок).
К простым игровым действиям можно
отнести также игровые задания на однократное
выполнение того или иного легкоатлетического
упражнения, например, «Кто быстрее?» («Кто
быстрее добежит до противоположной стороны зала
или до определенной ограничительной линии?» При
этом перебежки делаются небольшими группами и
выполняются целыми сериями. По результатам
забега начисляются очки каждому его участнику.
Например, в группе из пяти человек первому
начисляют в одной перебежке 5 очков, а последнему
– 1 очко. Очки суммируются после каждой
последующей перебежки, и по наибольшей сумме
определяется, кто в группе самый быстрый).
Более сложные игры с бегом не
ограничиваются однократными перебежками в одну
и другую сторону (или по кругу), а представляют
собой игровое пространство с постоянно
сменяющимися условиями и обстоятельствами,
когда все играющие перемещаются по площадке
одновременно в разных направлениях и по
различным траекториям, и это вносит определенную
осмысленность в действия играющих (когда
требуется замедлить бег, а когда – ускорить его,
когда – остановиться, а когда – начать бег).
Водящему также предоставляется возможность
перестраивать свои действия по ходу игры: менять
«объекты» преследования, выжидать, делать
«броски» в сторону бегущего рядом. К таким играм
можно отнести «Пятнашки», «Хвостики»,
«Салки-догонялки». Описание такого типа игр
можно найти в брошюре «Освоение
сложноорганизованного пространства» (Высоцкий
В.Л. Освоение сложноорганизованного
пространства: физическая культура в 1 классе. –
М.: Чистые пруды, 2007 // Библиотечка «Первое
сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (14)).
Еще один тип игр – такие, где
используются прыжки. Они могут быть
«одноактными», т.е. прыжки выполняются в заданном
направлении и по ориентирам так, чтобы играющего
не задел рукой водящий, который передвигается
тоже прыжками по ориентирам, но имеет большую
свободу в выборе направления движения, или
«сюжетными», в которых события меняются
постоянно, поскольку свободой в выборе
направления и ориентиров движения обладают уже
все участники игры. К таким играм из приведенного
выше списка относятся следующие: «Не оступись!»,
«Не попади в болото!».
Не менее сложными представляются игры,
в которых используются два или несколько
легкоатлетических упражнений: бег и прыжки, бег и
метание: «Волк во рву» (играющие с разбега
перепрыгивают ров, в котором находится «волк» –
водящий, таким образом, чтобы, с одной стороны, не
попасть ногой в ров, с другой, – не быть осаленным
«волком»), «Рыбки» (те же игры-салки, но с метанием
мягкого поролонового мяча в бегущих участников).
2-й класс
Упражнения в ходьбе
Ходьба перекрестными шагами; ходьба
приставными шагами правым, левым боком; ходьба
спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага;
ходьба по бревну описанными выше способами.
Упражнения в беге
Ускорения до 30 м; бег короткими и
длинными шагами; бег спиной вперед; бег с
выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру,
медленный равномерный дозированный бег от 300 м до
2500 м (бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег
по ориентирам.
Пробегание коротких отрезков из
разных и.п. (привычных и непривычных). Повторное
выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта.
Упражнения в прыжках
Прыжки спиной, боком, вперед. Прыжки в
положение присев, в движении спиной, боком
вперед. Прыжки по заданным ориентирам (обручам,
кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым
коврикам и др.) – на удержание равновесия. Прыжки
на двух ногах в длину и высоту через препятствия
(скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.);
прыжки в приседе и с выпрыгиванием вверх из
приседа. Прыжки способом «перешагивание» лицом,
боком к препятствию.
Перепрыгивание через скамейку сбоку
толчком одной ногой, напрыгивание на скамейку
толчком одной, двух ног; комбинация из толчков и
приземлений (скамейка спереди, сбоку, сзади);
челночное выполнение прыжков через скамейки
(например, комбинация прыжков «3?5», т.е. прыжки
через пять расположенных параллельно на равном
расстоянии относительно друг друга
гимнастических скамеек); прыжки с возвышения и с
приземлением в условленное место: в обруч, в круг,
на гимнастический мат (на точность приземления),
прыжки на месте с поворотом на 90° и 180°, в высоту с
прямого разбега.
Броски и метание
Броски большого мяча снизу из
положения стоя и из положения сидя от груди.
Метание малого мяча на дальность
способом «из-за головы».
Подвижные игры и игровые задания
Игры: «Вызов номеров», «Невод», «Заяц
без дома», «Пустое место», «Мяч соседу»,
«Космонавты», «Пилоты» «Мышеловка» и др.
Описание основных характеристик игр,
предлагаемых в начальной школе, уже было дано
выше, поэтому далее мы просто будем
классифицировать игры по типу или дадим их
краткое описание.
Игры-перебежки: «Пустое место» (смысл
игры – не дать водящему занять пустое место или,
по-другому, «дом», перебегая в то место, которое
стремится занять водящий. Свободное место может
быть одно, но их может быть и больше – в
зависимости от того, сколько человек участвует в
игре. Все играющие имеют свой «дом» или место.
Играющий становится водящим тогда, когда
последний занимает его «дом»); «Невод» (по
сигналу начинаются перебежки играющих с одной
стороны игровой площадки на другую так, чтобы не
попасть в «невод» водящих (два-три человека
встают в одну линию и берут стоящего рядом за
руку); «Заяц без дома» (правила игры схожи с
правилами игры «Третий – лишний», но лишь с той
разницей, что участники не встают в круг, а
располагаются по одному равномерно по всей
игровой площадке в специально отведенных для
этого отмеченных местах – «домах»).
Игры с использованием бега и бросков:
«Мяч соседу» (правила игры создаются самими
участниками игры постепенно с помощью учителя, а
основные правила игры, касающиеся перемещения по
площадке и способа взаимодействия, указаны в
классификации игры и в ее названии). Варианты
этой игры можно найти в брошюре «Освоение
сложноорганизованного пространства».
Игры с использованием бега:
«Космонавты», «Пилоты» (описание игр также
приведено в брошюре «Освоение
сложноорганизованного пространства»).
Игры с использованием бега и прыжков:
«Мышеловка» (варианты игры, аналогичной играм
«Волк во рву» или «Невод», но, в отличие от них, на
площадке устанавливаются несколько таких
препятствий, через которые играющим придется
перемещаться таким образом, чтобы «мышеловка»,
захлопнувшись, осталась пустой).
3-й класс
Упражнения в ходьбе
Перекат с пятки с подъемом на переднюю
часть стопы. Ритмическая ходьба. Ходьба в
полунаклоне. Ходьба с махом прямой ногой вперед,
касаясь ладонями носка.
Упражнения в беге
Бег с ускорением до 60 м; медленный
дозированный бег на дистанции 500–3000 м
(равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на
уменьшенной опоре; семенящий бег; бег с
перепрыгиванием предметов. Бег с изменением
скоростных параметров; бег с высоким подниманием
бедра в упоре на месте; продвижение вперед с
преодолением внешнего сопротивления, бег «в
гору».
Повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся
или уменьшающимся интервалом отдыха); повторный
бег «в гору» (с сохраняющимся интервалом отдыха).
Упражнения в прыжках
Прыжки толчком двух ног и с
приземлением на две ноги (на резиновых ковриках)
по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 30–70
см): прыжок вперед – назад – вправо (влево) –
влево (вправо) – назад – вправо (влево); прыжок
назад – вперед – вправо (влево) – влево (вправо)
– вперед – вправо (влево); прыжок вправо (влево) –
вперед – влево (вправо) – назад – влево (вправо)
– назад – вправо (влево). Прыжок влево (вправо) –
вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад;
прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – назад –
влево (вправо) – вперед; выполнение описанных
упражнений многократно на точность и
устойчивость, скорость, точность и равновесие;
каскадное выполнение прыжков (3, 5, 7). Прыжки
толчком двух ног, одной ноги, с поворотом на 90°,
180°. Прыжки в длину и в высоту с разбега на маты;
прыжки в длину и высоту с прямого разбега
способом «согнув ноги»; прыжки в глубину и из
глубины вверх, многоскоки, повторное выполнение
многоскоков. Перепрыгивание через скамейку
толчком двух ног, одной ноги и поворотом на
90°–180°; напрыгивание на скамью и спрыгивание с
нее с поворотом на 180°. Прыжки на скамейке толчком
двух ног с поворотом на 90°–180° и с приземлением
на скамейку двумя ногами; прыжки через 2, 3, 4, 5
скамеек с 5 и 7–8 беговых шагов. Многократные
прыжки с продвижением вперед на двух ногах, с
ноги на ногу – «шаги», на одной ноге – «скачки»
на горизонтальной и наклонной дорожках. Опорные
прыжки напрыгиванием через автомобильные шины,
«грибки» способом «ноги врозь», выпрыгивание из
приседа на одной ноге. Выполнение прыжковых
упражнений в режиме «партнерства»:
одновременное синхронное выполнение подскоков,
с продвижением вперед; последовательное
выполнение; в режиме «соперничества»: на
минимальное количество на заданное расстояние;
выпрыгивание в высоту до постоянных ориентиров.
Прыжки вверх-вперед толчком одной и
обеими ногами о гимнастический мостик.
Броски и метание
Метание малого мяча правой или левой
рукой из-за головы стоя на месте в цель (в стену,
щит, вертикально весящий обруч, надувной шар и
др.).
Броски в стену и ловля теннисного мяча
в максимальном темпе из разных исходных
положений с поворотами
Подвижные игры и игровые задания
«Салки с ленточками», «Защита
укрепления», «Колесо», «Кто дальше бросит?», «Мяч
на ловле», «Круговая охота» и др.
Игровые задания: «Кто дальше бросит?»
Игры с метанием мяча: «Защита
укрепления» (игрокам, образующим круг или
стоящим просто по периметру площадки, необходимо
сбить либо выбить мячом расставленные в центре
круга или площадки предметы, например кегли,
пластиковые бутылочки, гимнастические булавы,
большие резиновые мячи и т.д. Но их задача
усложняется тем, что их броски отбивает любым
способом защитник «крепости»); «Мяч на ловле» (в
кругу, расположенном по центру игровой площадки,
стоит водящий с мячом в руках, остальные играющие
стоят по всей длине круга. По сигналу учителя
водящий бросает мяч вверх, а это, в свою очередь,
служит сигналом для игры остальным ее
участникам. Они разбегаются по всей площадке и
внимательно наблюдают за водящим, который,
поймав мяч, пытается, не выходя из круга, попасть
в них мячом. При точном попадании водящий
получает помощника, который будет подавать ему
мячи. В случае, если водящий не смог «запятнать»
мячом одного из играющих, он сам может выбежать
из круга, подобрать мяч, вернуться в круг и
продолжить игру дальше).
Игры с использованием бега: «Салки с
ленточками» (это аналог игры «Хвостики», но с
одним лишь отличием: ленточки, которые
закрепляются на поясе у игроков, имеют
порядковое значение, зависящее от их цвета.
Водящий сначала должен снять со всех убегающих
например, красные ленты, и, пока это не будет
сделано, нельзя снимать следующую – желтую
ленту, а после нее и зеленую. Таким образом, после
каждой смены водящего (их может быть несколько)
подсчитывается количество очков, заработанных в
игре: за красную ленту – 1 очко, за желтую – 3 очка,
за зеленую – 5 очков); «Колесо» (4–6 групп
играющих, равных по количеству участников, но не
менее 3 человек в каждой, по своей расстановке на
площадке образуют «велосипедное колесо»: каждая
команда – «спица» колеса. Водящий бежит вокруг
«колеса», останавливается около одной из команд,
хлопает по плечу крайнего участника. Тот, в свою
очередь, подает такой же сигнал впереди стоящему,
а он – следующему, и так до последнего участника
команды. Как только последний участник получит
сигнал к игре, он бежит вдоль своей команды и
далее по кругу. Все остальные участники вместе с
водящим тоже бегут по кругу как можно быстрее,
перегоняя друг друга, для того чтобы вернуться на
прежнее место команды и не оказаться без места.
Игроку, прибежавшему последним или не успевшему
занять место в командной расстановке, предстоит
исполнять роль водящего).
4-й класс
Упражнения в ходьбе
Ходьба с различными движениями рук
(прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт
движениям ног; с одноименными/разноименными
движениями ног и рук, с вращательными движениями
одновременно обеих рук вперед или назад либо с
одновременным вращением одной руки вперед,
другой – назад и т.д.). Ходьба приставными,
перекрестными шагами по предметам (набивным
мячам, кубам), расположенным относительно друг
друга равномерно или неравномерно по
прямой/ломаной линии в соответствии с
определенным рисунком (комбинацией).
Упражнения в беге
Бег с ускорением до 60 м; медленный
дозированный бег на дистанции 500–3000 м
(равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на
уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт,
стартовое ускорение. Финиширование (набегание).
Стартовое ускорение с места и с предварительного
движения.
Повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся
или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на
развитие скоростной выносливости (на дистанцию
100–300 м).
Прыжки
Прыжки толчком двух ног и с
приземлением на две ноги (на резиновых ковриках)
по ориентирам в комбинациях (длина прыжков –
50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м
классе; перепрыгивание через скамейку толчком
двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°,
прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку)
с доставанием маховой ногой ориентира
(подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки
способом «перешагивание» (скамейка спереди) с
доставанием рукой ориентира.
Прыжки через легкоатлетические
барьеры в беге; прыжки на двух ногах с
подтягиванием коленей к груди в продвижении
вперед. Выполнение прыжков в длину на
определенном отрезке («покрыть» расстояние
наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки
напрыгиванием и отталкиванием от
гимнастического мостика через козла способом
«ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение
на колени в упор присев. Прыжки в длину способом
«согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в
режиме «партнерства»: одновременное синхронное
выполнение подскоков, прыжков с места с
продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме
«соперничества»: выполнение прыжковых
упражнений в форме игровых заданий друг другу на
точность исполнения (по способу выполнения
прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на
равновесие в удержании позы при приземлении, по
комбинации прыжков и т.д.).
Броски и метание
Броски набивных мячей в высоком темпе
из разных и.п. и различными способами (в серии –
не менее 5 бросков).
Метание малого мяча из-за головы в
заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5
серий по 10 бросков с чередованием отрезков
метания мяча).
Подвижные игры и задания
Игры: «Пятнашки в парах (тройках)»,
«Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!»,
«Захвати знамя!» и др.
Игры с бросками мяча: «Не давай мяч
водящему!» (участники, стоя в кругу,
перебрасывают друг другу мяч любым способом в
произвольном порядке; водящий в центре круга
старается перехватить передачу мяча).
Игры с использованием бега (командные):
«Захвати знамя!» (на площадке для двух команд
размечаются ее половины. Одна половина площадки
для команды – «своя», а другая – «чужая».
Количество играющих напрямую зависит от
размеров самой площадки. На дальней границе
«чужой» половины площадки стоит знамя, которое
участники другой команды должны захватить и
перенести на «свою» половину так, чтобы соперник
на «чужой» половине не смог задеть его рукой.
Каждая удачная попытка перенести знамя
соперника на «свою» половину приносит зачетное
очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)»
(простые «Пятнашки», но с использованием уже
командной тактики действий водящих в парах и
тройках, требующие умения предварительно
договариваться и предельно четко согласовывать
свои действия в быстро меняющихся игровых
ситуациях).
Игровые задания: «Подвижная цель»
(броски малого мяча в передвигающиеся объекты.
Ими могут быть мячи, которые перекатываются в
разных направлениях и на разном расстоянии от
бросающего мяч: например, мячи перекатываются
навстречу бросающему игроку или от него, а также
в других направлениях на некотором расстоянии от
бросающего), а также другие объекты, в том числе и
сами ученики – участники игры, которые,
используя беговые и прыжковые упражнения,
стремятся увернуться от мяча).
Более подробное описание игр дано в
брошюре «Освоение сложноорганизованного
пространства».
Владимир ВЫСОЦКИЙ,
г. Красноярск
Фото Л. Ларионовой |