Локтев С.А. Легкая
атлетика в детском и подростковом возрасте:
Практическое руководство для тренера.
[Текст] / С.А. Локтев. – М.: Советский спорт, 2007. – 404
с.: ил.
Книга, с которой сегодня мы знакомим наших
читателей, станет хорошим пособием и для
тренеров по легкой атлетике (особенно, для
начинающих тренеров), и для тренеров по другим
видам спорта, использующих элементы легкой
атлетики для развития определенных физических
качеств, и для учителей физической культуры. В
книге подробно описаны принципы организации
секции, принципы развития отдельных физических
качеств и специальная физическая подготовка.
Каждый раздел снабжен подробным описанием
упражнений, даются интересные иллюстрации.
Большое внимание уделено медицинскому аспекту
тренировок. В качестве примера мы приводим одну
из 13 глав книги.
Организация соревнований в детской
легкой атлетике
Виды соревновательной
деятельности в «Детской легкой атлетике ИААФ»
Виды
соревновательных упражнений |
Возраст, лет |
8–9 |
10–11 |
12–13 |
Группа беговых видов
Спринт
Спринт/барьерный бег
Спринт/«слалом»
Бег на выносливость
«Формула-1» |
–
–
+
+
–
|
+
–
+
–
|
–
+
+
+
+
|
Группа прыжковых видов
Прыжки с шестом
Прыжки со скакалкой
Прыжки вперед в приседе
Скачки
Бег по лестнице |
–
+
+
+
–
|
+
–
–
+
+
|
+
–
–
+
+
|
Группа метаний
Метание в цель
Метание детского копья
Метание стоя на коленях
Метание назад
Вращательное метание |
+
+
+
–
–
|
+
+
–
–
+
|
–
+
–
+
+
|
Общее количество видов |
8 |
9 |
10 |
Система зачета в «Детской
легкой атлетике ИААФ» простая – результаты
могут быть зафиксированы сразу после завершения
соревнования. В каждом виде регистрируют только
командные результаты.
В беговых видах время фиксируют (при
помощи ручного хронометра), только если
количество участвующих команд превышает число
имеющихся легкоатлетических дорожек. Если
команд меньше, чем имеющихся дорожек, в
хронометраже нет необходимости. В этом случае
окончательный результат определяют на основании
порядка их прихода к финишу.
Результаты в прыжках и метаниях в
легкой атлетике обычно измеряют точно с
использованием измерительной ленты, при этом
учитывают результат каждой попытки. В «Детской
легкой атлетике ИААФ» процедура измерения
упрощена. Для ускорения процесса измерения в
таких видах, как метание детского копья, метание
из положения «стоя на коленях», метание назад
через голову, используют калиброванную рулетку,
измеряющую результат с интервалами 25 см.
Дистанцию измеряют под прямым углом от линии
метания к точке приземления снаряда (мяча, копья
и т.д.). Если предмет приземляется между
интервалами измерения, метателю засчитывают
более высокий результат.
В прыжках и метаниях каждый участник
должен соревноваться во всех видах, выполняя
определенное число попыток. Общую сумму лучших
результатов всех членов команды регистрируют
как командный результат. Положительным моментом
такой системы зачета является то, что
окончательные результаты команды не зависят от
лучшего выступления отдельных участников.
Победителем соревнования объявляется команда,
набравшая наибольшее количество очков по итогам
всех видов.
Общий зачет сразу же по окончании
каждого вида соревнований фиксируют фломастером
на табло, которое может быть легко и быстро
изготовлено из рулона обоев, больших листов
бумаги, школьной доски и т.п. После завершения
всех видов только один результат каждой команды
суммируют, показывая общее положение каждой
команды в соответствии с полученным общим
результатом. Открытые запись и подсчет
результатов подтверждают, что оценка проводится
честно и справедливо. Табло должно быть
установлено таким образом, чтобы его могли
видеть все участники.
Статья опубликована при поддержке программно-аппаратного комплекса "Спектр ПДД". "Спектр ПДД" - программное обеспечение для автоматизации обучения, проведения тестирований, аттестаций и экзаменов по ПДД. Оптимальная стоимость - программа автошкол и класс ПДД, автономный режим работы, оборудование автошкол, сертификат соответствия. Подробности о продукте Вы сможете узнать на сайте: http://spectr-pdd.ru/.
На всех соревнованиях обязательно
проводят церемонию награждения, так как дети
должны иметь возможность оценить и отметить
достигнутое. Церемонию проводят не позднее чем
через два часа после окончания состязаний.
Каждая команда и каждый юный спортсмен должны
знать общий результат, чтобы понять, каким
образом усилия отдельных спортсменов
способствовали его достижению.
Спринт/барьерный бег –
комбинированная «челночная» эстафета, состоящая
из спринта и барьерного бега. Детское название
вида – «Побег Канга». Для каждой команды
необходимы две дорожки – одна с барьерами,
другая без них. Необходимый инвентарь: два мата,
два секундомера, протокол соревнования, 4 барьера
высотой около 50 см, расположенных на расстоянии 6
м друг от друга, 2 маркера/флагштока, 2 мягких
кольца (эстафетные палочки).
Команды составляют из равного числа
участников, каждая на своей части поля. Номер 1
бежит 40 м по гладкой дорожке из положения стоя.
В конце дистанции участник номер 1 передает
эстафету (мягкое кольцо) ожидающему его номеру 2
из своей команды, принимающему ее, когда его рука
обхватывает флагшток.
Этот участник начинает бег с кувырка
вперед, но бежит по дистанции обратно,
преодолевая барьеры. Передача эстафеты
происходит точно так же, как и между двумя
первыми бегунами.
После кувырка вперед следующий член
команды (номер 3) бежит по гладкой дорожке и
передает кольцо номеру 4, который должен
пробежать по дорожке с барьерами, и т.д.
Соревнование длится до тех пор, пока каждый
участник не пробежит один раз по обеим дорожкам
(рис.1).
Рис. 1
Мягкое кольцо (эстафетная палочка)
находится в правой руке и передается каждый раз в
правую руку принимающего. Каждый новый этап
начинается с кувырка вперед.
Результат определяет время: побеждает
команда, у которой оно самое лучшее.
Следующие команды занимают места
согласно показанному ими времени. Если в каждой
возрастной группе команд меньше, чем имеющихся
дорожек, зачет ставится в соответствии с занятым
каждой командой местом.
На соревнованиях назначается один
помощник на каждую команду, который контролирует
проведение соревнования, ведет хронометраж,
определяет зачет и регистрирует результаты в
протоколе.
Спринт/«слалом» – комбинированная
«челночная» эстафета, состоящая из дистанций
спринта и «слалома». Детское название вида –
«Зигзаг».
Для каждой команды необходимы 2
дорожки: одна – гладкая, другая – с палками для
слалома. Необходимый инвентарь: 2 мата, 2
секундомера, протокол соревнований, 3 шеста для
слалома, 3 барьера (палки для слалома – барьеры), 2
маркера/флагштока, 2 мягких кольца (эстафетные
палочки).
Команды имеют равное число участников.
Первый участник команды (номер 1) бежит
40 м по гладкой дорожке из положения стоя. В
конце дистанции номер 1 передает эстафету (мягкое
кольцо) номеру 2, который принимает ее, когда его
рука обхватывает флагшток. Этот участник тоже
начинает бег с кувырка вперед, но бежит обратно
по дистанции между палками для слалома. Передача
эстафеты происходит точно так же, как между двумя
первыми бегунами, и т.д.
Соревнование продолжается до тех пор,
пока каждый участник не пробежит по одному разу
обе дистанции (рис. 2).
Рис. 2
Мягкое кольцо (эстафетная палочка)
находится в левой руке, ее каждый раз передают в
левую руку принимающего. Каждый новый этап
начинается с кувырка вперед.
Результат определяет время: побеждает
команда, у которой оно самое лучшее.
Следующие команды занимают места
согласно показанному ими результату. Если в
каждой возрастной группе команд меньше, чем
имеющихся дорожек, зачет производится в
соответствии с занятым каждой командой местом.
Для проведения состязания требуется
один помощник на каждую команду, который
контролирует проведение соревнования, ведет
хронометраж, определяет зачет и регистрирует
результаты в протоколе.
Бег на выносливость – 8-минутный бег на
трассе длиной приблизительно 150 м. Детское
название вида – «Марафон» (рис. 3).
Рис. 3
Инвентарь, необходимый для каждой
команды: 2 маркера или шеста для обозначения
углов, 20 цветных карточек (чипов, игровых карт и
т.п.), секундомер, протокол.
Каждая команда должна пробежать 150 м от
заданного места старта. Каждый член команды
старается как можно большее число раз пробежать
дистанцию за 8 мин. Команда «На старт!» дается для
всех команд одновременно (свисток, голосовой
сигнал и т.п.).
Каждый член команды получает одну
карточку после завершения каждого круга. Через 7
мин. дают свисток или голосовой сигнал, чтобы
объявить последнюю минуту бега. Через 8 мин. с
помощью сигнала объявляют завершение
соревнования.
После завершения соревнования все
участники сдают собранные ими карточки
помощнику, подводящему итоги соревнования.
Засчитываются только завершенные круги.
На соревновании требуется два
помощника на каждую команду. Они определяют
линии старта, вручают, собирают и подсчитывают
карточки, а также регистрируют результаты в
протоколе. Кроме того, работает стартер, который
отвечает за хронометраж и подачу сигналов.
«Формула-1» – эстафетный бег как
комбинация гладкого, барьерного и слаломного
спринта (командная эстафета, где каждый участник
должен пройти всю дистанцию). Одновременно могут
соревноваться до шести команд.
Необходимый инвентарь: 12 барьеров, 12
слаломных шестов, устанавливаемых на расстоянии
1 м друг от друга, 4 мата, приблизительно 30
призм/маркеров, секундомер, протокол для
регистрации результатов.
Длина дистанции – приблизительно 80 м.
Ее делят на части: гладкий спринт,
спринт/барьерный бег и спринт на «трассе» для
слалома. В качестве эстафетной палочки
используют мягкие кольца. Каждый участник должен
стартовать после кувырка вперед на раскатанном
мате.
Результат определяет время: побеждает
команда, у которой оно самое лучшее.
Положение следующих команд
определяется в соответствии с показанным ими
временем. Если в каждой возрастной группе меньше
команд, чем может участвовать в одном
соревновании, их места определяются в
соответствии с завоеванными местами (рис. 4).
Рис. 4
Для каждой из зон (барьерный бег,
слалом) требуется не менее двух помощников для
правильной расстановки инвентаря. Помимо
помощников команд, требуется два дополнительных
помощника, которые выполняют роль судей в зоне
передачи палочки. Один человек должен выполнять
обязанности стартера. Необходимо иметь столько
хронометристов, сколько команд участвует в
соревновании. Хронометристы также отвечают за
регистрацию результатов в протоколах.
Прыжок с шестом – прыжок на дальность
с использованием шеста. Детское название вида –
«Летящий шест».
Необходимый инвентарь: короткий шест
длиной не менее 2,5 м (фиброволокно, бамбук и т.п.),
достаточно крепкий, чтобы выдержать массу тела
ребенка, «цели» (велосипедные шины или трубки,
гимнастические маты, веревки, уложенные в форме
круга, и т.п.), рулетка, протокол.
Участник бежит по 5-метровой зоне
разбега по направлению к цели (веревочному
кольцу, шине, мату и т.п.). Отталкивание должно
выполняться одной ногой. Спортсмены-правши
захватывают шест правой рукой сверху. В висе
прыгун проносит себя над вторым маркером в
направлении «цели» (шин или матов).
Цели располагают в соответствии с
направлением разбега следующим образом: цель 1
(два очка) располагается на расстоянии 1 м позади
маркера, цель 2 (три очка), цель 3 (четыре очка), цель
4 (пять очков) и цель 5 (шесть очков) –
последовательно после каждой следующей цели.
Приземление должно осуществляться на
обе ноги (чтобы избежать риска получения травмы).
Шест следует держать двумя руками до полного
приземления. Не разрешается изменять расстояние
между руками, обхватывающими шест (рис. 5).
Рис. 5
Каждому участнику дается две попытки.
Если спортсмен приземляется внутри зоны цели 1,
ему дают два очка. Если спортсмен приземляется
внутри зоны цели 2, ему дают три очка, и т.д. (цель 3
– четыре очка, цель 4 – пять очков, цель 5 – шесть
очков).
Прыжок считают успешным, если при
приземлении произошло касание края шины (мата).
Если при приземлении одна нога попала внутрь
шины или на мат, а другая нога осталась «снаружи»,
у спортсмена вычитают одно очко. Если обе ноги не
попали в цель, участнику дают только одну
дополнительную попытку, чтобы выполнить прыжок
правильно, иначе очки не присуждаются.
Для каждого вида требуется один
помощник, который контролирует высоту, ширину
хвата и правильное выполнение отталкивания, а
также определяет результаты и регистрирует их в
протоколе.
Прыжки со скакалкой – обычные прыжки
со скакалкой. Этот вид соревнований подходит
только для первой возрастной группы (8–9 лет).
Необходимый инвентарь: скакалка,
секундомер, протокол.
Участник занимает и.п. – ноги
параллельны, скакалку держит двумя руками за
спиной. По команде спортсмен перепрыгивает через
скакалку столько раз, сколько это можно сделать
за 15 сек.
Дети должны прыгать на обеих ногах.
Каждому дается две попытки. Участвует каждый
член команды. Засчитывают каждое касание земли
скакалкой. Лучший результат каждого члена
команды засчитывают в общий командный.
Для этого соревнования требуется один
помощник, который дает старт, контролирует
правильное выполнение прыжков, осуществляет
хронометраж, подсчитывает результаты и
регистрирует их в протоколе.
Прыжки вперед в приседе – прыжки на
двух ногах вперед в приседе. Детское название
вида – «Лягушка».
Необходимый инвентарь: рулетка,
маркеры, протокол.
От линии старта участники по очереди
выполняют «лягушку». Первый участник команды
встает на носки на линии старта, затем приседает
и прыгает вперед как можно дальше, приземляясь на
обе ноги. Помощник отмечает точку приземления,
ближайшую к линии старта (положение пяток). Если
участник падает назад, отмечается точка касания
земли рукой (рис. 6).
Рис. 6
В свою очередь, эта точка приземления
становится линией старта для второго прыгуна
команды, выполняющего прыжок «лягушкой» с этой
точки, и т.д.
Соревнование завершается, когда
последний член команды закончил прыжок и его
точка приземления отмечена. Вся процедура
повторяется второй раз (вторая попытка).
Участвует каждый член команды. Общее
расстояние всех прыжков составляет командный
результат, который основывается на лучшем
результате двух попыток.
Измерения фиксируются с точностью до 1
см.
Для этого соревнования требуется один
помощник для каждой команды, который дает старт,
контролирует правильность выполнения прыжков,
регистрирует результаты и фиксирует их в
протоколе.
Скачки – прыжки на двух ногах в разном
направлении. Детское название вида – «Прыжки в
разные стороны».
Необходимый инвентарь: зона для
прыжков (ковровое покрытие и т.п.), секундомер,
протокол.
От центра прыжкового круга участник
прыгает вперед, назад и в стороны. Старт прыжка
вперед осуществляется из центра, затем назад в
центр, затем вправо и назад в центр, затем влево и
назад в центр и, наконец, назад и снова – назад в
центр (рис. 7).
Рис. 7
Каждому члену команды дают 15 сек. на
выполнение попытки, когда он пытается выполнить
как можно больше прыжков на двух ногах. За каждый
выполненный «квадрат» (вперед, в центр, в обе
стороны, назад) дают одно очко (в одном круге
максимально возможно набрать восемь очков). Из
результатов двух попыток в зачет идет лучший.
Для проведения этого соревнования
требуется один помощник для каждой команды,
который дает старт, контролирует и регулирует
процедуру, ведет хронометраж и подсчитывает
количество прыжков, регистрирует результат в
протоколе.
Бег по лестнице – бег вверх и вниз по
лестнице. Детское название вида – «Горячая
нога».
Необходимый инвентарь: лестница, 10
клиньев из поролона или пенопласта (шириной 50 см,
до 10 см в высоту или глубину), две призмы-маркера,
секундомер, протокол.
Две призмы для разметки (на старте и
финише) расположены на расстоянии 9,5 м одна от
другой. Лестницу устанавливают на полу на
одинаковом расстоянии между призмами (2,5 м между
лестницей и призмой с каждой стороны). Участник
занимает стартовую позицию («высокий старт»),
носки на линии старта на одном уровне с первой
призмой.
После сигнала участник бежит к
лестнице, шагает или бежит в обратном
направлении по лестнице (расстояние между
клиньями – 50 см) как можно быстрее, затем бежит ко
второй призме (рис. 8). После того как участник
дотронулся до призмы рукой, он быстро
поворачивается и бежит обратно по лестнице к
первой призме. Когда он дотрагивается до этой
призмы, хронометрист останавливает часы.
Рис. 8
Если участник покидает лестничную
зону или перепрыгивает через нее, помощник
увеличивает расстояние на 1 м до следующей призмы
(помощники располагаются по одному у каждой
призмы). Таким образом, участник штрафуется и
должен пробежать более длинную дистанцию, если
задача выполнена неправильно. Если совершено две
ошибки, расстояние увеличивается на 2 м, и т.д.
Засчитывают лучший из результатов
двух попыток.
Для этого соревнования требуется два
помощника, которые дают старт, контролируют и
регулируют соревнование, осуществляют
хронометраж, регистрируют результаты в
протоколе.
Метание в цель – метание одной рукой.
Детское название вида – «Долой бомбы!».
Необходимый инвентарь: зона для
метаний (мат для прыжка с шестом или в высоту или
подобное покрытие такого же размера), высокий
барьер высотой приблизительно 2,5 м (футбольные
ворота, шесты/стойки с планкой и т.п.), инвентарь
для метания (мячи с ручкой-петлей, мягкое копье и
т.п.), протокол.
Метание в цель производят из 5-метровой
зоны разбега. На высоте приблизительно 2,5 м
устанавливают высокий барьер с зоной для
метания, ограниченной на полу 2,5 м позади барьера.
Участники бросают какой-либо предмет с
определенного расстояния от барьера в цель над
ним. Каждому участнику дается три попытки для
броска в цель. При каждой попытке участник может
выбрать для себя, откуда бросать предмет: с
расстояния 5 м, 6 м, 7 м или 8 м от высокого
барьера. Чем больше расстояние от барьера, тем
больше потенциальных очков можно получить (рис.
9).
Рис. 9
Поражение цели или ее края считают
успешной попыткой. Очки засчитывают за каждый
бросок (броски с 5 м равны двум очкам, с 6 м – трем
очкам, с 7 м – четырем очкам, с 8 м – пяти очкам).
Если предмет переброшен через барьер, но не
попадает в зону, присуждают одно очко. Каждому
участнику дают три попытки, сумму которых
засчитывают в общий результат команды.
Для организации этого соревнования
требуется один помощник на команду, который
контролирует и регулирует порядок проведения
соревнования (измеряет расстояние, на которое
брошен снаряд, и количество попаданий), фиксирует
результаты и регистрирует их в протоколе.
Метание детского копья – метание
детского копья одной рукой на дальность. Детское
название вида – «Метание планирующего копья».
Необходимый инвентарь: 2 детских копья
(мягких или планирующих), калиброванная
измерительная рулетка или измерительная лента,
протокол.
Метание детского копья выполняют из
5-метровой зоны разбега. После короткого разбега
спортсмен метает копье в зону для метания от
линии измерения (для возрастных групп 8–9 и 10–11
лет используют мягкие копья, для 12–13-летних –
планирующее копье). Каждому участнику дается две
попытки (рис. 10).
Рис. 10
В секторе приземления разрешается
находиться только помощникам. Строго
запрещается метать копье в обратном от линии
измерения направлении.
Результат каждой попытки измеряют под
прямым углом к линии старта и фиксируют с
интервалами 25 см (выбирают высший показатель,
если приземление произошло между линиями).
Лучший результат из двух попыток каждого члена
команды засчитывают в общий командный зачет.
Для проведения этого соревнования
требуется два помощника на каждую команду,
которые имеют доступ в сектор приземления копья,
контролируют и регулируют процедуру
соревнований, относят копье к линии метаний,
измеряют результат и записывают его в протокол.
Метание стоя на коленях – метание
набивных мячей двумя руками на дальность из
положения стоя на коленях. Детское название вида
– «Футбольные метания».
Необходимый инвентарь: 2 набивных мяча
весом 1 кг, калиброванная измерительная
рулетка или измерительная лента, протокол.
Участник встает на колени на мат (или
другое мягкое покрытие), отклоняется и бросает
вперед двумя руками через голову на максимальное
расстояние набивной мяч весом 1 кг (рис. 11).
Рис. 11
После броска участник может упасть
вперед, поэтому перед ним должно находиться
мягкое покрытие (мат, подушка и т.п.). Набивной мяч
после выполнения броска никогда нельзя бросать в
обратном направлении – в ту сторону, где
находятся другие участники. Рекомендуется
принести или прикатить его обратно к линии
старта для следующего участника.
Каждому участнику дается две попытки.
Измерения фиксируют с интервалами 25 см
(записывают лучшие показатели, если приземление
произошло между линиями) и производят под прямым
углом к линии старта. Лучшую из двух попыток
каждого члена команды засчитывают в общий зачет
команды.
Для этого соревнования требуется два
помощника для каждой команды, которые имеют
доступ в зону приземления набивного мяча и
контролируют процедуру соревнования, приносят
или катят набивной мяч обратно к линии старта,
измеряют результат и записывают его в протокол.
Метание назад – метание набивного
мяча назад на дальность. Детское название вида –
«Бросок валуна».
Необходимый инвентарь: 2 набивных мяча
весом 1 кг, калиброванная измерительная рулетка
или измерительная лента, протокол.
И.п.: стопы расположены параллельно,
пятки на линии старта, участник стоит спиной в
направлении метания и держит набивной мяч двумя
вытянутыми перед грудью руками.
Далее он приседает до состояния,
предшествующего напряжению мышц бедра, и быстро
выпрямляет ноги, а затем и руки для того, чтобы
бросить мяч назад через голову в сектор для
метания на максимальное расстояние. После броска
участник может заступить за линию измерения
(сделать шаг назад). Каждому участнику дается две
попытки (рис. 12).
Рис. 12
Измерения фиксируют с интервалом 25 см.
Если мяч приземляется между двумя интервалами,
засчитывается высшее значение. Измерения всегда
выполняют под прямым углом к линии старта. В
общий зачет команды включают лучшую из двух
попыток.
Для этого соревнования требуется два
помощника на каждую команду, которые
контролируют и регулируют процедуру проведения
соревнований, измеряют результат полета
набивного мяча, приносят или катят набивные мячи
обратно к линии старта, регистрируют результат и
записывают его в протокол.
Метание с вращением – метание в
различные сложные цели с использованием
«вращательного» стиля. Детское название вида –
«Торнадо».
Необходимый инвентарь: 2 мяча для
метания (или детские диски), 2 стойки (столба) или
футбольные ворота, сетка, протокол.
Всю площадь между двумя стойками (или
между футбольными воротами) делят на три равные
зоны: левую, центральную и правую.
Участник выполняет метания из
положения стоя боком на расстоянии 5 м перед
центральной зоной и бросает мяч (или подобный
предмет) полностью выпрямленной рукой в сетку
или футбольные ворота (в стиле, напоминающем
метание диска или замах ребром теннисной
ракетки). Каждому участнику дается две попытки
для выполнения метания в сектор (рис. 13).
Рис. 13
Если спортсмены-правши выполняют
метание в правую зону, им засчитывают три очка.
Два очка засчитывают за метание в центральную
зону и одно – за метание в левую зону. Самое
большое количество очков присуждают за
попадание в край зоны. Для спортсменов-левшей
очки засчитывают в обратной последовательности.
Если спортсмен не попал в цель или заступил за
линию старта, ему дают только одну
дополнительную попытку.
В зачет команды засчитывают лучший
результат из двух попыток.
Для этого соревнования требуется два помощника
на команду, которые контролируют и регулируют
процедуру проведения соревнований, приносят
снаряды для метания обратно на линию старта,
регистрируют результат и записывают его в
протокол.
|