Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Легендарные имена

Трудная дорога к «золоту»

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта Wood-film.ru, основная цель которого - предоставить максимально широкой аудитории возможность смотреть онлайн фильмы в хорошем качестве и совершенно бесплатно. В онлайн-кинотре на сайте wood-film.net Вы найдете фильмы и мультики любых жанров для зрителей всех возрастов. Устраивайтесь поудобнее перед экраном монитора и с удовольствием смотрите новинки киноиндустрии или же фильмы, которые захотелось пересмотреть еще раз, продолжения уже полюбившихся картин, например, "Зачетный препод 2" или сразу все серии интересного телеромана или киноэпопеи. Старшее поколение, быть может, заинтересует жанр документалистики, ну, а младшее с великой радостью погрузится в волшебный мир приключений сказочных мультипликационных героев.

Дебют россиян на олимпийских водных дорожках состоялся в 1912 г. на V Играх в Стокгольме и завершился полным провалом. Только через 40 лет на XV Играх в Хельсинки было добыто первое очко для неофициального командного зачета. Это сделала брассистка Мария Гавриш, финишировавшая в решающем заплыве на 200 м шестой.

Второй шаг на пути к заветной цели совершил другой брассист – Харис Юничев. На XVI Играх в Мельбурне он пробился к пьедесталу почета, завоевав бронзовую медаль на 200-метровой дистанции. Однако до «золота» оставалось еще долгих восемь лет.

Галина Прозуменщикова

Галина Прозуменщикова

Знаменательная дата в летописи отечественного плавания – 1964 г. На XVIII Играх в Токио 16-летняя Галина Прозуменщикова наконец-то добилась того, о чем мечтали многие поколения русских пловцов: блестяще выиграла финал брассом на двухсотке и завоевала первую в отечественной истории плавания золотую олимпийскую медаль. Но еще задолго до этой победы наши пловцы заставили зарубежных чемпионов считаться с собой.

Сенсация в Антверпене

Бельгийский город Антверпен, тот самый, где в 1920 г. проходили VII Олимпийские игры, летом 1937 г. принимал III Международную Рабочую Олимпиаду. Приезд наших спортсменов ожидался с повышенным интересом. «Прибытие в Антверпен советских спортсменов, – заявил председатель бюро Рабочей Олимпиады Жак Нобель, – даст возможность рабочим-спортсменам оценить результаты, которых позволяет добиваться система физического воспитания применяемая в СССР».

В празднике рабочего спорта приняла участие солидная по тем временам делегация – 54 человека. Плавание представлял Семен Бойченко. В заплыве на 100 м брассом москвич опередил ближайшего соперника почти на полминуты, затем побил мировой рекорд, два года принадлежавший американцу Джимми Хиггинсу (1.10,0). Попытка удалась: достижение заокеанского аса Бойченко превзошел на 2,1 сек. Финская газета «Хувустагбладет» лучшим достижением Олимпиады назвала «феноменальный результат русского Бойченко, который проплыл 100 м брассом за 1.07,9». А французский журнал «Мируар де спорт» назвал Бойченко «феноменальным пловцом».

– Задача была очень трудной, – признался позже Бойченко. – Впервые советский спортсмен должен был показать в заграничном бассейне результат, достойный Советской страны. Все мы волновались. Впрочем, не только новичкам, но и рекордсменам знакомо чувство волнения, наступающее в дни особо ответственных спортивных битв. Не верьте тем, кто говорит, что выходит на старт важного забега или на решающий матч спокойным и уверенным.

В тот день, когда стартовал Бойченко, футболисты московского «Спартака» встречались с командой Дании. Руководитель спартаковцев Николай Петрович Старостин впервые «изменил» футболу.

– Многолетний опыт подсказал ему, как необходимо мне в этот решающий момент присутствие старшего товарища, моральная поддержка, добрый совет, – продолжает Бойченко. – Оставив футболистов, Старостин отправился со мной в бассейн.

После победы Бойченко наш великий футболист и тренер радовался так, словно выиграл он сам.

Высокие оценки экспертов

Триумфальный вояж по Европе Семен Бойченко продолжил в Париже, куда наших чемпионов – пловцов, легкоатлетов, футболистов – пригласила Французская Рабочая спортивная федерация. Ожидания парижан москвич полностью оправдал. В бассейне «Туррель» наш пловец еще раз доказал, что он сильнейший брассист мира: 1.08,2 в плавании на 100 м – это выше официального мирового рекорда.

Среди рекордсменов того времени выделяется имя француза Жака Картоне. В Тулузе 6 августа 1937 г. ему удалось преодолеть стометровку брассом за 1.09,8. Минуло всего два дня, и гость из Москвы в Париже легко превзошел достижение Картоне.

Почему же преемником Хиггинса стал Картоне, а не Бойченко? Дело в том, что после Октябрьской революции наша страна находилась в глубокой изоляции во всех областях, в том числе и в спорте. Ни в какие международные федерации, тем более в Международный олимпийский комитет, советские спортивные организации не входили. Поэтому выдающиеся достижения российских спортсменов не были занесены в таблицу официальных мировых рекордов.

Между тем, тот же Бойченко мог бы стать олимпийским чемпионом. Во всяком случае, в 1936 г., на XI Играх в Берлине, победитель Олимпиады японец Т. Хамуро завоевал «золото» с результатом 2.41,5. Бойченко в тот же период проплыл 200 м за 2.39,4.

Нашлись скептики, которые попытались найти изъяны в технике русского пловца. Однако видные эксперты опровергли все эти нелепые доводы.

Парижская газета «Ото»: «На вокзале нам удалось обменяться несколькими словами со знаменитым венгерским пловцом Чиком, – пишет корреспондент. – Темой нашего разговора был, разумеется, русский пловец Бойченко. «Слышали ли вы о достижении Бойченко в Антверпене?» – спросили чемпиона. «Это достижение свидетельствует о высоких качествах Бойченко как пловца, но в нем нет ничего удивительного, если учесть, кто его автор». – ответил Чик. – Бойченко исключительно одаренный пловец, и потому ничего сенсационного в его рекорде нет. Я ничуть не сомневаюсь в правдоподобности того, что он уже установил на этой дистанции рекорд, равный 66 секундам».

Плавание стилем «брасс»

Плавание стилем «брасс»

Предыстория другой публикации такова. В Париже знаменитый французский пловец Жан Тари – чемпион Европы 1934 г., серебряный призер X Игр в Лос-Анджелесе, экс-рекордсмен мира в плавании на 400 и 800 м вольным стилем – пригласил Бойченко в свой 33-метровый бассейн «Пантен» и попросил гостя проплыть одну длину бассейна. 16,4! – Тари не поверил собственному секундомеру. Быстро разделся и нырнул в воду. Он придирчиво следил за всеми движениями москвича. И не случайно. Кое-кто умышленно распространил слух о якобы неправильном стиле Бойченко: в частности, ноги его при брассе производят, мол, движения, применяемые в плавании кролем. Вспоминал об этом наш герой с улыбкой:

– Ко мне кинулись репортеры и фотографы. «Пти Паризьен» напечатала четырехъярусным заголовком ответ на коварные вопросы: «Мой стиль? Совершенно правилен! Если вы сомневаетесь в этом, приходите завтра в «Туррель».

Григорий Фалько – продолжатель чемпионского пути российских брассистов

Григорий Фалько – продолжатель чемпионского пути российских брассистов

Так не плавал никто

Именно бассейн «Туррель» окончательно расставил точки над «и». Среди зрителей, переполнивших 8 августа 1937 г. его трибуны, находились тренер олимпийской команды Франции Эрман и два других авторитета в спортивном плавании – Ригаль и Дельбор.

– Снова электрические огни заливают зеркальный бассейн, – вспоминал Бойченко. – Магний фотографов ослепляет глаза. Старт дан. Он взят не совсем удачно. Потеряно мгновение, столь важное для результата. Все следят за моими движениями. Чувствую на себе тысячи глаз…

В комментарии об этом событии «Ле Журналь» написал: «Стиль русского пловца поразил тренера. Он стоял с раскрытым ртом: «Какая поразительная сила в работе рук! Какой рывок в плечах! Я никогда не видел, чтобы кто-либо плавал с такой мощью и темпом. Примерно так плавали филиппинцы, особенно в части работы ног. На вопрос о том, правильный ли у Бойченко стиль с точки зрения международных правил, он ответил: «Совершенно правильный. Ноги немного погружаются, но это не удары, принятые в кроле».

На другой день после триумфального заплыва в «Турреле» к Бойченко явились представители одной французской кинофирмы и предложили снять о нем фильм. Последовало и другое предложение – устроить турне по Европе.

Это означало только одно: признание нашего пловца мастером высочайшего международного класса.

От ГТО – к мировым рекордам!

Друзья всегда восхищались неиссякаемым юмором Семена. Не скупился он на шутки и в Париже. Когда один из журналистов поинтересовался: «Кто лучше всех плавает в мире?» – Бойченко, не задумываясь, весело ответил:

– Лучше всех плавают наши черноморские и балтийские моряки. Правда, их показатели не занесены в официальную графу мировых достижений. Я сам – краснофлотец.

Друзьям он не раз рассказывал, как научился творить чудеса на воде еще мальчишкой.

– Жили в деревне, бедно. Пришлось рыбачить на реке, проводя целые дни на воде. Я уже тогда научился диковинному искусству – ходить по воде пешком. Обладая природной «плавучестью», «утиными» способностями, умел, держа тело в вертикальном положении, а руки – над головой, «переходить» реку глубиной до 2–3 м. Это искусство приносила некоторый заработок: за медяк-другой показывал дачникам разные водные фокусы.

Приобретенные с детства навыки помогли молодому моряку Черноморского флота приобщиться к спорту. Во время сдачи норм на значок ГТО по плаванию Семен припомнил былое и отправился перед изумленными арбитрами «пешком по морю». На него, естественно, обратили внимание. В 1934 г. двадцатидвухлетний моряк становится чемпионом Черноморского флота, а затем и победителем всеармейского первенства. Талантливого пловца откомандировали в Москву, в Институт физкультуры овладевать секретами мастерства. От значка ГТО – к мировым рекордам! – такой путь прошел заслуженный мастер спорта Семен Петрович Бойченко.

Виктор ГОРБУНОВ

…и последний бросок над водой

Путь этот неожиданно оборвался поздним ноябрьским вечером 1948 г.: Семена Бойченко арестовали. Он не понимал: почему? Ему нечего было скрывать или бояться. В те годы первый советский рекордсмен мира по плаванию был символом молодого советского спорта не только потому, что установил больше ста всесоюзных и мировых рекордов, но и потому, что был истинным патриотом. После него у нас десятилетия не было рекордсменов мира в плавании.

Семен Бойченко

Семен Бойченко

Он много выступал до войны за границей, всегда успешно и не только в брассе. Специалисты называли его «королем баттерфляя», считая, что он – лучший в этом виде плавания. Однажды во Франции в отель, где остановились наши пловцы, к Бойченко пришли его страстные поклонники, жившие за границей, и стали уговаривать остаться в свободном мире, обещая огромные деньги. Бойченко выгнал их взашей и остался в своем свободном мире, который прославлял на водных дорожках и где позже упрятали его за колючую проволоку, обвинив в антисоветской пропаганде.

Он никак не мог взять в толк, что случилось, не сомневался, что происходящее – жестокая ошибка. Он не знал, что так думали все, кто попадал под колеса машины репрессий.

Герой советского спорта, рекордсмен мира получил десять лет лагерей и отправился в далекий Соликамск. Предъявленное ему обвинение Бойченко не подписал, что было практически невозможно: следователи делали все, чтобы сломить человека. Бойченко не давали спать неделями, постоянно вызывая на допрос после отбоя. Он до утра сидел на табурете напротив следователя, который всю ночь что-то писал. Утром измотанного Бойченко отправляли в камеру – как раз к подъему. И так несколько суток подряд. Ему казалось, что у него остановилось дыхание: словно делал взмах руками над водой, хотел сделать привычный вдох перед нырком, а воздуха не было.

В соликамском отдельном лагерном пункте, когда заключенных распределяли по «командировкам», Бойченко, мало отличавшегося от дистрофика, направили на деревообрабатывающий комбинат. Нарядчиком на комбинате был уже изрядно посидевший в этих местах футболист Кожин, как и Семен, – московский спартаковец. Он и помог мировому рекордсмену пройти нелегкий лагерный путь.

Семена Бойченко освободили в 1954 г., а через два года реабилитировали. Только в спорт он уже вернуться не мог.

После реабилитации Семен Петрович вернулся в Москву, работал тренером, его избрали почетным президентом Федерации плавания Москвы. Он, несмотря на все то, что пришлось ему потерять и пережить, вновь покорял своей жизнерадостностью и постоянной готовностью делать добро. Пришло его второе дыхание.

… На плите из черного мрамора Бойченко так и высечен – в момент вдоха-броска над водой.

Валентина РЕПИНА

 

Рейтинг@Mail.ru