Улыбка учителя
Я
прочитала статью Рифада Валиахметова («Спорт в
школе», 2007, № 7), и мне очень понравилась идея
открытия рубрики «Методические мелочи». Мне
часто приходится искать, придумывать именно
мелочи, которые помогают интересно провести
урок. Также очень важно иметь в своем архиве
такие стихотворения, басни, поговорки, которые
помогут подбодрить ученика, предупредить
недоразумение, избежать обидного замечания.
Например:
Не расти, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
(Сергей Михалков. «Про мимозу»)
Или:
Не умеешь драться – научись быстро бегать.
Зря, дружочек, ты скучаешь –
Так здоровье потеряешь.
«Ах, какое блаженство – знать, что ты
совершенство, знать, что ты идеал!» Эта фраза Мэри
Поппинс помогает детям стать более уверенными в
себе.
Я решаю детские проблемы чаще всего на примерах
из литературы, истории, мифологии и из
собственного опыта.
Часто вижу, как дети выходят из класса: мальчики
не пропускают девочек, толкают их. Как раз на
такой случай у меня есть рассказ из жизни.
Однажды в общеобразовательную школу на игру в
волейбол были приглашены мальчики из
суворовского училища. В дверях они столкнулись с
девочками, выбегающими из спортивного зала.
Суворовцы мгновенно сделали шаг в сторону и
вытянулись в струнку, пропустив выбегающих.
Девочки немного опешили, засмущались и замедлили
шаги. Мальчики, бежавшие за девочками,
застыдились и, опустив головы, медленно вышли.
Дети всегда чувствуют доброе отношение и
хорошо понимают шутки, рассказы, примеры из
жизни. И это важно для учителя, потому что
получаешь душевное удовлетворение, когда дети
уходят с урока счастливые.
От того, как начать урок – с какого приветствия,
какой фразой настроить детей на позитивное
отношение к уроку, – зависит, как он пройдет.
Психологами установлено, что доброжелательное
отношение возбуждает центры положительных
эмоций, помогает трудиться и жить. Человек с
естественной приветливой улыбкой и сам обретает
бодрость и жизнерадостность, и окружающим
улучшает настроение. Улыбка и смех – возбудители
положительных эмоций. По образному выражению
Стендаля, ничто не стоит так дешево и не ценится
так дорого, как вежливость, украшенная приятной
улыбкой.
От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа.
Улыбнись – ведь ты же педагог,
Улыбнись, когда кричать охота.
И тогда наверняка воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив ошибку.
С голубого ручейка начинается река –
Воспитанье начинается с улыбки.
Радость – удивительное чувство, украшающее
жизнь. Радость зависит от мироощущения и от
состояния здоровья. Очень ценным для здоровья
является и чувство юмора, которое вызывает
радостный смех. Дети уважают и любят учителя с
чувством юмора, а сам педагог уважает каждого
ученика.
Представим себе учителя физической культуры –
модную, подтянутую женщину в прекрасной
физической форме, которая в ответ на грубость
ученика по отношению к себе совершенно серьезно
делает ему замечание: «Не обижай бабушку».
Естественно, дети хохочут – они понимают смысл
шутки.
Учитель должен уметь чутко, шутливо, осторожно,
чтобы не обидеть ребенка, сглаживать острые углы.
В нашей школе дети углубленно изучают химию,
биологию, математику, физику, а физкультура для
них, тем не менее, – самый главный предмет. Каждый
уважающий себя человек должен заниматься
физическими упражнениями. А о человеке, который
не занимался развивающими упражнениями, древние
греки говорили: «Ни читать, ни плавать».
Дети так же относятся к уроку, как они чувствуют
учителя, его любовь к ним и к своему предмету.
Например, я сама себе никогда не позволю прийти к
детям на урок в мятой куртке, с пузырями на
коленях брюк. Моя одежда подобрана в
соответствии с разделами программы, цветовая
гамма продумана специально. Учитель – как актер
на виду у молодого зрителя: как зрители подражают
своему кумиру, так и ученики подражают учителю.
Спортивный зал – не ярмарка, а храм физического
развития и совершенствования человека и, так же
как и театр, начинается с вешалки. Забыть форму –
стыдно, и если у школьника есть любовь к уроку
(мотивация), то форму он не забудет.
К ученикам я обращаюсь не только ласкательно,
но и уважительно, а уж если сомневаюсь в их
настроении, то употребляю такие обращения, как
«принцы», «любимые», «господа», «дочка»,
«сыночек», «дружочек» и т.д.
Все эти мелочи помогают устранить такие
отрицательные моменты, как «забыл форму»,
«проспал» и т.д., – ведь это все следствие
неуважения к уроку, к педагогу, к самому себе. Это
воспитательная часть, и если педагог еще и
хороший психолог, то проблема с пропусками
уроков вполне решаема.
А вот начинаю уроки я у всех классов по-разному.
Это зависит и от темы урока, и от времени года, и
от степени утомленности детей. Общее – улыбка на
лице учителя, доброжелательная интонация голоса,
шутки, скороговорки, летучие фразы.
Например:
Очень рада, что пришли,
Я соскучилась, а вы?
Сухо проводить зарядку, особенно с малышами,
мне самой было бы скучно и некомфортно. Приведу
пример общения с детьми при проведении зарядки.
Учитель.
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!
(Дети выполняют прыжки.)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах,
На двух руках.
Дети.
Мы тоже можем так!
Учитель.
Сначала рысью, а потом
Сменили рысь на шаг –
Конь через мост идет шажком…
Дети.
Мы тоже можем так!
У каждого педагога есть секреты учительского
поведения, мастерства общения с учениками разных
классов. От авторитета учителя, его
профессионализма, характера, от любви к детям и к
своему предмету зависит, как относятся к
физическому воспитанию его коллеги, дети,
родители. А то только и слышно: «физ-ра» да
«физ-рук».
Физическая культура – самая важная часть нашей
жизни. И педагог – не физрук, а учитель
физической культуры.
А это уже не мелочь.
Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
учитель физической культуры
школы № 192,
Москва |