Нас ждут большие перемены,
или О новых стандартах и старых
проблемах
«Дорогая, я не смогу приехать:
намечаются большие перемены
в системе образования, очень много работы.
Об этом говорили на последнем съезде КПСС».
Из личного письма молодого аспиранта
своей жене.
30 сентября 1958 г.
В
преддверии наступившего учебного года, беседуя с
министром образования и науки Андреем Фурсенко,
Президент Российской Федерации Владимир Путин
заметил: «Если не заниматься [физкультурой], то
подползают другие угрозы – наркомания,
преступность, пьянство… Организация занятий
физкультурой в школах должна быть изменена и
поднята на новый уровень качества».
В ответ глава Минобрнауки заметил, что в
настоящее время идет работа по изменению подхода
к преподаванию физкультуры в школах,
разрабатываются новые образовательные
стандарты, которые изменят и качество
преподавания в школах.
За разъяснениями мы обратились к научному
руководителю проекта государственного
образовательного стандарта (ГОС) второго
поколения Александру КОНДАКОВУ:
– Александр Михайлович, могут ли повлиять
новые образовательные стандарты на качество
образования? И если могут, то как?
– Принципиальное отличие ГОС второго
поколения, который сейчас разрабатывается,
состоит в том, что он формируется на основе
требований государства, общества и семьи к
системе образования и отвечает запросам
конкретных потребителей. Методологической
основой нового стандарта является
системно-деятельностный (компетентностный)
подход: целью образования становится не только и
не столько освоение учащимися суммы знаний,
умений и навыков, сколько развитие универсальных
учебных действий, определяющих способность
личности учиться, познавать окружающий мир,
сотрудничать с другими в процессе его
преобразования. Такой подход делает результат
образования личностным, а не предметным.
Бесспорно, к набору компетентностей относятся
умения поддерживать собственное здоровье,
добиваться поставленной цели, координировать
действия в группе. Эти компетентности
развиваются в значительной степени именно на
уроках физической культуры.
– Останутся ли в школах уроки физической
культуры после принятия новых стандартов?
– Обязательно. Знаю, что многих учителей
волнует этот вопрос, поэтому сразу отмечу: в
настоящий момент мы планируем оставить учебный
предмет «физическая культура» в базисном
учебном плане.
– Будет ли финансироваться внеклассная работа
учителей физкультуры?
– Конечно. Так как результатом образования
станет развитие личностных качеств ребенка,
кроме аудиторной нагрузки, в базисном учебном
плане будут отведены и часы на внеаудиторную
(внеклассную) и внешкольную работу, которые будут
посвящены социализации ребенка, воспитательным
мероприятиям, удовлетворению образовательных
индивидуальных потребностей учащихся, в том
числе кружковой и секционной работе. В эти часы
планируется включить и занятия спортом, в
основном игровыми и командными видами. Не секрет,
что очень многие качества личности развиваются
именно на тренировках и соревнованиях:
лидерство, умение действовать в команде и
работать на результат. Разработчики стандартов
второго поколения уверены, что предмет
«физическая культура» – один из важнейших,
потому что на нем формируются те личностные
качества, которые будут необходимы успешному
выпускнику общеобразовательной школы в
дальнейшей жизни. Скорее всего, и уроки
физической культуры изменятся: новый
государственный образовательный стандарт
потребует новых программ и методик.
– Сегодня многие учителя целью своей работы на
уроках ставят развитие у школьников умения
самостоятельно организовать оздоровительную
деятельность (например, умение планировать
тренировки в соответствии с собственными
задачами). Однако существующие программы требуют
от педагогов совсем другого: последовательного
изучения элементов различных видов спорта.
Учителя же уверены, что предмет «физическая
культура» гораздо объемнее, что он является
частью культуры человеческой, и именно этому они
должны учить детей. Могут ли они надеяться, что с
введением новых образовательных стандартов их
авторские программы будут иметь законную силу?
– Думаю, что да, но на этот вопрос должны будут
ответить специалисты. Я же отвечаю только как
руководитель группы разработчиков стандарта:
концепция стандарта должна максимально
ориентировать учителей на индивидуальные
потребности каждого учащегося. Безусловно, на
уроке учитель вынужден ориентироваться на класс
в целом, то есть на некоторого «среднего
ученика», и только во внеклассной работе педагог
сможет использовать свои наработки для
конкретных детей, развивая их потенциальные
возможности.
– Агентство по физической культуре и спорту,
стараясь внедрить в школы вместо уроков
физической культуры занятия в спортивных
секциях по выбору (об этом проекте идут дискуссии
как минимум три года), отстаивает свои интересы:
поиск талантливых в различных видах спорта
ребят. Но система общего образования не может
стать подспорьем для большого спорта.
Учитывается ли это разработчиками ГОС?
– Эта проблема не нова: еще во времена СССР шла
полемика между Госспортом и Министерством
просвещения. Конечно, показатели спортивных
достижений важны для страны. Но не все дети могут
стать олимпийскими чемпионами, тогда как
массовая школа должна быть рассчитана на всех
детей, а не на единицы. Успешность и процветание
нашей страны в будущем зависит не только от
спортивных достижений. Конечно, в массовой школе
можно выявить «звездочки», которые будут в
дальнейшем показывать серьезные спортивные
результаты. Эти дети должны тренироваться в
спортивных секциях, в школах олимпийского
резерва. Такая работа требует государственной
поддержки, серьезного финансирования, и, мне
кажется, государство начинает вкладывать
достаточно сил и средств, чтобы поддержать этих
ребят.
– Учитывается ли это разработчиками
стандартов? Могут ли педагоги, в том числе
читатели нашей газеты, принять участие в их
обсуждении?
– Да, конечно, мы с радостью привлекаем
профессиональное (и не только профессиональное)
сообщество к нашей работе. Мы ведем широкую
общественную дискуссию, публикуем материалы. В
заключение я хочу подчеркнуть еще раз: роль
учителя физической культуры как человека,
который отвечает за здоровье подрастающего
поколения, с моей точки зрения, воспринимается
обществом не вполне адекватно. Занятия
физической культурой, игровыми, командными
видами спорта играют важную роль в становлении
личности школьника. Этот предмет требует особого
внимания. Занятия физической культурой нельзя
сводить только к физическому развитию детей –
это и их личностное развитие. Физическая
культура – часть общей культуры человека,
приобщением к которой и должна заниматься
общеобразовательная школа.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА |