Из проекта
«Разработка компонентов стандарта общего
образования второго поколения»
Разработка гигиенических требований к
условиям реализации основных
общеобразовательных программ
Руководитель: д.м.н., проф. В.Р. КУЧМА
Ответственный исполнитель: д.м.н. М.И. СТЕПАНОВА
…Гигиеническая норма двигательной
активности выражается общим числом суточных
локомоций (шаги) и общей продолжительностью (в
часах) двигательного компонента в режиме дня.
Кроме того, суточная двигательная активность
может быть измерена величиной энерготрат и
количеством изменений частоты сердечных
сокращений (ЧСС).
Непременным условием рационально
построенного двигательного режима школьников
является качественное разнообразие движений.
Занятия физическими упражнениями, виды мышечной
деятельности должны быть разнообразными, но
сбалансированными в количественном отношении с
потребностями и возможностями растущего
организма. В социальных и оздоровительных целях
общеобразовательные учреждения должны
создавать условия для удовлетворения
биологической потребности школьника в движении.
Система физкультурно-оздоровительной
работы в школе должна обеспечивать
дифференцированное применение средств и форм
физического воспитания в зависимости от
возраста, пола, состояния здоровья, физической
подготовленности детей и подростков.
Систематичность этой работы, постепенное
увеличение нагрузок и комплексное использование
разнообразных форм и средств физического
воспитания – залог успешного сбережения и
укрепления здоровья подрастающего поколения.
Содержание физического воспитания школьниц
должно строиться с учетом подготовки к
предстоящей им детородной функции, особенно
активно – в возрасте 7–9 лет и старше 14 лет, т.е. до
и на этапе завершения полового созревания.
Содержание программ физического воспитания,
занятия в различных секциях – предусматривать
развитие и тренировку мышц малого таза, брюшного
пресса и др. (Куинджи Н.Н., 2000).
Современные методы диагностики (в том
числе и экспресс-диагностика) функционального
состояния организма, особенностей обменных
процессов, психомоторного развития ребенка
позволяют предложить индивидуальные
рекомендации и регламенты двигательной
активности школьников, учитывающие и состояние
здоровья (Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А., 2001)…
…Соответствие воздействующих на
организм факторов школьной среды и степени
готовности к ним растущего организма
достигается двумя основными путями: во-первых,
формированием среды, ее гигиеническим
нормированием; во-вторых, формированием
организма, его целенаправленным воспитанием и
тренировкой. Пластичность детского организма в
отличие от взрослого позволяет гораздо шире
использовать различные виды воспитания, в том
числе физического, чтобы сделать его более
крепким, приспособленным, а порой и более
устойчивым по отношению к различным факторам
среды. В таких случаях речь идет о «тренировке»
не к заведомо вредным воздействиям,
противоестественным для организма, а к факторам
среды, механизмы приспособления к которым
заложены в организме и поддаются
совершенствованию. При этом под
тренированностью и адаптацией к этим факторам
следует понимать не снижение чувствительности
(повышение порога возбуждения) к ним, а более
быструю и экономную, т.е. более совершенную,
реакцию на них. Воспитание таких реакций — одна
из ступеней к физическому совершенству. Поэтому
целесообразно использовать оба из вышеназванных
путей, обеспечивающих уравновешивание организма
со средой. Однако значение каждого из этих путей
на разных возрастных этапах и по отношению к
разным факторам различно…
Все материалы о разработке
стандартов второго поколения, опубликованные на
сегодняшний день, можно найти на сайте http://www.standart.edu.ru/.
|