Лукьяненко В.П. Концепция
модернизации системы общего среднего
физкультурного образования в России. [Текст] /
В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007 – 120 с.
В данной монографии представлена и обоснована
концепция содержательного и процессуального
обеспечения модернизации общего образования в
области физической культуры. Особенно хочется
отметить, что «физическая культура» в книге не
подменяется «спортом», она рассматривается как
самостоятельный учебный предмет, направленный
на реализацию учения П.Ф. Лесгафта о «физическом
образовании». В монографии дается серьезный
анализ современных подходов к образованию в
области физической культуры, практические
рекомендации делают эту работу интересной не
только для ученых и теоретиков, но и для
практиков: для учителей физической культуры и
тренеров.
Концепция модернизации системы
физкультурного образования
Центральной идеей рассматриваемой концепции
является содействие обеспечению условий для
разрешения противоречия между объективной
необходимостью высокого уровня общего
образования в сфере физической культуры и
субъективной недооценкой его роли как на
государственном уровне, так и в жизни отдельных
людей и современного общества в целом.
Характеристика современного
состояния системы образования в области
физической культуры
Одной из наиболее серьезных причин
неудовлетворительного состояния существующей
системы общего среднего образования в области
физической культуры является откровенная подмена
образовательного содержания учебных
занятий по физической культуре в школе
содержанием других форм физического воспитания:
ОФП, тренировочных, ЛФК, их превращение в
оздоровительные или развлекательные
мероприятия.
Факт подобной деградации учебной дисциплины,
носящей статус базовой общеобразовательной, не
осознается большинством учителей физической
культуры, воспринимается в школе и в обществе
как нечто само собой разумеющееся. Все это
происходит на глазах и с молчаливого согласия
органов управления образованием всех уровней,
вплоть до федерального.
По мнению автора данной концепции, именно это
шокирующее своей очевидной парадоксальностью
обстоятельство является основной причиной
неудовлетворительного решения как
образовательных, так и
оздоровительно-развивающих задач,
нерациональной траты учебного времени, потери
уроком физической культуры своей интегрирующей
функции, превращения его из основной в одну из
заурядных форм физического воспитания, а также
главной причиной сомнений в его необходимости
в сетке учебного расписания школы… Именно
реализуемый в течение всего этого времени сугубо
прагматический подход во многом и явился
причиной плачевного состояния как уровня
физкультурной образованности, так и
двигательной подготовленности, физического
развития и состояния здоровья учащихся.
Из-за выхолащивания общеобразовательного
содержания произошло самоотчуждение
предмета «физическая культура» от учебной жизни
школы, его «выпадение» из системы
общеобразовательных дисциплин.
Низкая эффективность на фоне откровенного
невыполнения общеобразовательных функций
явилась причиной сформировавшегося интуитивного
неприятия физической культуры в качестве
равноправной общеобразовательной учебной
дисциплины со стороны как учителей-предметников,
так и родителей, учащихся, да и самих учителей
физической культуры, которые в душе ощущают
комплекс неполноценности преподаваемого ими
предмета по сравнению с физикой, литературой,
математикой.
Все это является свидетельством того, что существующая
педагогическая система общего образования в
сфере физической культуры уже давно себя изжила
и полностью дискредитировала. Однако в
обществе и даже в среде специалистов данное
обстоятельство еще не осознано в должной
мере.
Этому способствует наличие необычайно прочно
закрепившихся заблуждений в понимании сути
проблем школьной физической культуры.
Одним из примеров подобных заблуждений
является тот факт, что не только в сознании
обычных людей, но и среди специалистов подспудно
сформировалось представление об отсутствии у
предмета «физическая культура» необходимого
общеобразовательного потенциала…
Поэтому многие рассматривают его включение в
число базовых общеобразовательных дисциплин учебного
плана школы несколько надуманным, но, тем не
менее, целесообразным фактором, способствующим
повышению его низкого статуса.
Таким образом, учебной дисциплине «физическая
культура» как бы прощают ее общеобразовательную
неполноценность , которая якобы с лихвой
окупается непосредственным тренирующим и
оздоровительным эффектом от ее реализации.
На наш взгляд, подобные представления о
предназначении учебного предмета «физическая
культура» являются результатом поверхностного
осмысления проблемы и глубоко ошибочны .
Представленные в наших исследованиях
материалы позволяют увидеть совершенно иную
картину.
Они весьма убедительно свидетельствуют о
наличии у предмета «физическая культура» мощнейшего
общеобразовательного потенциала, которому может
позавидовать любая из «настоящих»
общеобразовательных дисциплин.
Только недостаточно глубокое проникновение в
суть проблемы не позволяло на протяжении многих
лет увидеть этот вполне очевидный факт. В
результате поистине уникальный общеобразовательный
потенциал учебного предмета «физическая
культура» еще никогда в должной мере не был
использован в практике его преподавания.
С другой стороны, материалы проведенного нами
теоретического анализа являются свидетельством
явной гипертрофированности представлений
о непосредственном тренирующем и
оздоровительном эффектах от двигательной
активности на учебных занятиях по физической
культуре в школе, которые зачастую не имеют под
собой достаточных теоретико-методологических
оснований, нередко противоречат
элементарной логике и здравому смыслу, а также
законам природы.
Категоричность такого мнения обусловлена
закономерностями, которые лежат в основе
процесса развития тренированности
человеческого организма, укрепления здоровья.
Пора со всей определенностью заявить, что их
объективное существование обусловливает абсолютную
бесперспективность попыток воздействия на
учащихся с тренирующей или оздоровительной
направленностью, организуемых в условиях
школьного урока физической культуры…
Несмотря на всю свою внешнюю
привлекательность, эти утилитарные технологии
сами по себе никогда не смогут обеспечить
решение задач укрепления здоровья и
двигательной подготовленности ни детей и
молодежи, ни населения страны в целом. Надежды
на это иллюзорны и тщетны. Одним из наиболее
красноречивых свидетельств этого служит вся
(почти вековая) практика безрезультатных попыток
их реализации в процессе учебной работы по
физической культуре в школе…
Казалось бы, такие подходы уже давным-давно
должны были рассматриваться как не оправдавшие
надежд и полностью себя дискредитировавшие.
Однако, как это ни удивительно и парадоксально,
имеет место факт их безраздельного господства
в практике учебной работы по физической культуре
в школе и безоговорочной поддержки со стороны
государства в лице органов образования всех
уровней…
В этой связи особенно актуальным и верным
выглядит положение о том, что модернизация
образования (в том числе и общего физкультурного)
– это общенациональная задача. Поэтому она не
должна осуществляться как ведомственный проект. Дело
в том, что интересы общества и государства в
области образования не всегда совпадают с
отраслевыми интересами самой системы
образования, а потому определение направлений
модернизации образования не может замыкаться в
рамках образовательного сообщества и
образовательного ведомства.
Другой причиной существования отмеченного
парадокса явились слабая теоретическая
разработанность и недостаточная
экспериментальная обоснованность подхода,
основанного на приоритете образовательной
направленности учебных занятий по физической
культуре в школе, неглубокое понимание его сути и
связанное с этим недоверие большинства
практических работников. Устранению этого
пробела и были посвящены исследования автора
данной работы.
В ходе их проведения предпринята попытка
прогнозирования, теоретического моделирования и
теоретико-методологического обоснования
концепции построения системы общего среднего
образования в области физической культуры на
основе его фундаментализации с опорой на
эффективное использование общеобразовательного
потенциала физической культуры…
Главное внимание в исследовании уделено
обоснованию направления реформирования ее несущего
звена – учебной работы по физической
культуре в общеобразовательной школе.
Сосредоточение внимания именно на этой
проблеме обусловлено ее стержневым
положением в ряду других.
Роль именно такой основы призван
выполнять учебный общеобразовательный процесс
по физической культуре в школе. Он действительно
представляет собой своеобразный несущий
стержень всей системы формирования
физической культуры личности на начальных
этапах человеческой жизнедеятельности.
В результате достижения цели его реализации
человек должен получить в свое распоряжение
важнейший «инструментарий», который
может быть им использован для совершенствования
своих физических и духовных возможностей на
протяжении всей жизни.
В соответствии с представлениями автора о
сущности учебной физкультурной (в том числе и
двигательной) деятельности она должна не столько
заключаться в процедуре двигательного
«натаскивания», сколько представлять собой
процесс, направленный на преобразование
объекта воздействия (обучаемого) путем
усвоения им такой информации и способов
деятельности, которые бы позволяли ему успешно
познавать и преобразовывать самого себя,
свою физическую природу.
Общеизвестным является положение о том, что
специфика педагогического процесса выражается в
его цели – совершить поворот к саморазвитию,
самодвижению, самовоспитанию человека. В
достижении именно этого результата, на наш
взгляд, должен заключаться основной эффект
педагогической общеобразовательной
деятельности и в области физической культуры.
Однако это невозможно осуществить без
коренных преобразований существующей
системы общего физкультурного образования.
Предлагаемая нами концепция, опираясь на более
эффективное использование общеобразовательного
потенциала физической культуры, обеспечение
осознанности, повышение мотивации к учению,
раскрывает перспективные пути
преобразования учебного процесса в системе
общего физкультурного образования,
значительного повышения на этой основе результативности
всей системы физического воспитания в обществе.
Ее реализация может способствовать реальному
(а не только декларируемому) воплощению в жизнь
плана непрерывного общего образования в сфере
физической культуры, приданию недостающей этому
процессу социокультурной направленности.
Последнему из перечисленных обстоятельств
следует уделить особое внимание.
Как это ни выглядит странным, несмотря на
громадный авторитет П.Ф. Лесгафта, его
безоговорочное признание в роли основоположника
российской системы физического воспитания, с
глубоким сожалением приходится констатировать,
что именно в отечественной практике реализации
этого процесса многие его основные идеи до сих
пор не находят должного применения.
Гуманистические, образовательные,
культурологические по своей сути
направления развития системы физического
воспитания учащейся молодежи, носителем которых
является учение П.Ф. Лесгафта, до сих пор оттеснены
сугубо утилитарными системами, взглядами,
концептуальными подходами. Частые обращения к
работам П.Ф. Лесгафта в большинстве своем носят
формальный характер, граничащий с ханжеством,
когда упоминание о них вызвано не искренним
желанием воплощения в жизнь, а стремлением
отдать некую дань непререкаемому авторитету в
истории науки.
Одним из негативных результатов такого
отношения к наследию замечательного ученого
является факт, что в практике восторжествовал
прагматический подход к определению цели и
содержания физического воспитания
подрастающего поколения…
Объективности ради следует признать, что в ряде
директивных документов упоминается о
необходимости реализации образовательной
направленности учебных занятий по физической
культуре. Однако при этом доминирует упрощенное
понимание ее сути, а попытки внедрения подлинно
образовательных средств, форм и методов
организации учебного процесса не только не
находят поддержки, но и пресекаются.
При этом главный аргумент сводится к
необычайно прочно утвердившемуся, но совершенно
безосновательному и в значительной мере демагогичному
утверждению о том, что занятия теорией на уроках
физкультуры могут усугубить проблему здоровья
учащихся и что на уроках физкультуры дети
должны двигаться, а не заниматься разговорами.
Следует подчеркнуть, что этот тезис по душе
прежде всего сторонникам тренировочной
направленности в организации учебной работы по
физической культуре в школе, в последнее время
особенно активно пропагандируемой в средствах
массовой информации…
Содержание концепции
По глубокому убеждению автора данной работы, на
уроках физической культуры дети должны не просто
(и не только) двигаться, но прежде всего осваивать
специальные знания и способы целесообразного
воздействия на свою физическую природу, которые
должны быть подкреплены двигательной
активностью, организованной в полном
соответствии с их индивидуальными
способностями, возможностями и интересами.
Сторонники тренировочной направленности и
сами понимают, что формулируемые ими задачи и
принципы организационной стратегии не могут
быть реализованы в условиях традиционного
школьного урока. Но при этом они почему-то не
хотят согласиться с тем, что урок как форма здесь
ни при чем, что у него совсем другие функции.
В связи с этим обобщающий вывод о том, что сам по
себе урок как форма является «главным... узлом
противоречий между современными
теоретико-методическими установками и реалиями
школьной физической культуры» (В.К. Бальсевич,
М.П. Шестаков), на наш взгляд, является глубоко
ошибочным.
Таким образом, решение проблемы состоит не
в том, чтобы заменить урок тренировочными
занятиями во второй половине учебного дня (как
это предлагают сделать сторонники тренировочной
направленности), а в том, чтобы сделать учебный
предмет «физическая культура» подлинно
общеобразовательной дисциплиной, подкрепив ее
полноценными практическими занятиями с
тренирующей или рекреационно-оздоровительной
направленностью, организуемыми за пределами
учебного расписания в соответствии с
индивидуальными возможностями, способностями и
интересами учащихся.
Пожалуй, впервые открыто и без всяких оговорок
выдвигается кажущаяся большинству специалистов
крамольной, а в глазах некоторых – кощунственной
мысль о том, что настоящими уроками физической
культуры могут называться только те учебные
занятия, на которых изучаются ее теоретические
и практико-методические основы, познаются
способы рационального воздействия средствами
физической культуры на организм занимающихся.
Предлагаемая нами концепция построена на идее
подлинной реализации учения П.Ф. Лесгафта (не на
словах, не в декларациях, а на деле). Она
представляет собой один из практических
прикладных результатов теоретической
деятельности, направленной на реанимирование и
дальнейшее развитие этого учения,
осуществляемой с учетом современных жизненных
реалий и новейших достижений теории физической
культуры, педагогики и науки в целом.
В соответствии с этими положениями в структуре
общего среднего образования в сфере физической
культуры выделяются три основных этапа, или три
его ступени.
I ступень – начальное общее образование
(1–4-е классы).
Начальная общеобразовательная школа призвана
дать всем учащимся необходимый уровень
интеллектуального развития, элементарные знания
основ наук, сформировать первоначальные учебные
навыки, возбудить интерес к учебной
деятельности.
В этот период происходит интенсивное
умственное развитие, формирование приемов
общеучебной деятельности, начальных
способностей самостоятельного приобретения
знаний и их применения при решении
познавательных задач, формирование мотивов и
желания учиться. Происходит ознакомление с
наиболее общими нормами и ценностями
общественной жизни. Это этап эмоционального
освоения немногих, но предельно всеобщих
духовно-нравственных «абсолютов» (ценность
жизни, свободы, мира и др.).
Общая направленность физического воспитания в
начальной школе должна быть оздоровительной,
а содержание физкультурного образования –
ориентированным на формирование сознательного
отношения к регулярным занятиям физическими
упражнениями, гигиенических навыков, правил
поведения во время таких занятий.
Это этап формирования начального умения и
желания самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, выработки грамотного отношения к
своему здоровью, овладения основами личной
гигиены, здорового образа жизни, формирования
первоначальных представлений о своей
телесности, месте физической культуры в жизни
человека и общества.
Основной вид учебных занятий – практические.
Количество уроков – не менее трех в неделю.
Сообщение теоретических сведений из разделов о
правилах поведения в процессе занятий
физическими упражнениями, гигиене, здоровом
образе жизни, технике безопасности, а также
элементарных знаний по истории физической
культуры и технике выполнения отдельных
упражнений должно осуществляться в процессе
практических занятий. Основным их содержанием
должны быть игры, эстафеты, обучение жизненно
важным двигательным умениям. Содействие
развитию физических качеств должно
осуществляться в виде сопутствующего фактора.
Начиная с 3-го класса необходимо проведение
одного-двух уроков в начале и в конце каждой
четверти в виде занятий теоретического и
инструктивно-методического характера. Такие
уроки должны выполнять в основном роль вводных и
итоговых занятий, на которых осуществляются
разъяснение наиболее общих задач, сообщение
сведений наиболее общего характера, закрепление
наиболее важных из них и подведение итогов за
четверть.
II ступень – основное общее образование
(5–9-е классы).
Этот возраст характеризуется тем, что личность
учится ставить перед собой значимые цели, у нее
возникают профессиональные намерения, которые
выражаются в первичной ориентировке в различных
сферах профессиональной деятельности. В этом
возрасте уже складываются механизмы
самоорганизации личности и общие способы
теоретического мышления, происходит овладение
методами научного познания, возникают
профессиональные и познавательные намерения.
Это этап инициации, предполагающий освоение
норм и ценностей, составляющих содержание
культурных традиций, которые должны быть
осознаны не как безусловная данность, а как
результат длительного исторического развития.
Содержание образовательной деятельности в
основной школе предполагает существенное
расширение познавательных аспектов,
характеризующих закономерности
жизнедеятельности организма под влиянием
физических упражнений, активное разъяснение
губительного влияния на организм вредных
привычек, курения, алкоголя, наркотиков. В
процессе учебных занятий должно формироваться
системное представление о ценностях физической
культуры как социального явления,
элементах физической культуры личности и
критериях их сформированности, освоение
методики разработки индивидуальных программ по
физическому самосовершенствованию.
Общее физкультурное образование на этом этапе
должно предполагать проведение не менее
четырех учебных занятий в неделю, одно из
которых должно носить теоретический или
инструктивно-методический характер и быть
посвящено формированию:
– знаний о культурно-исторических,
психолого-педагогических и медико-биологических
основах физкультурной деятельности;
– понимания закономерностей функционирования и
способов целесообразного воздействия на
совершенствование физиологических систем,
грамотного отношения к своему здоровью;
– целостного представления об олимпийском
движении.
Эти занятия должны также служить:
– удовлетворению индивидуальных
познавательных интересов;
– формированию экологического мышления, умений
самостоятельно выполнять физические упражнения,
функционально направленные на профилактику
здоровья, коррекцию телосложения, культуры
движений;
– внедрению домашних заданий с подробным
инструктированием и систематическим контролем
качества их выполнения;
– предупреждению травматизма, формированию
теоретических знаний и практических умений для
оказания первой помощи при травмах.
Остальные занятия (не менее трех в неделю)
должны носить практический характер и быть
посвящены:
– выявлению общих и специальных,
индивидуальных физических возможностей
учащихся;
– совершенствованию жизненно важных
двигательных умений и навыков с сопряженным
развитием физических качеств;
– воспитанию самостоятельности в использовании
средств физической культуры, инициативы,
вовлечению в активную практическую
физкультурно-спортивную деятельность;
– освоению правил и методики страховки,
самостраховки, помощи и взаимопомощи при
выполнении осваиваемых физических упражнений;
– сообщению сведений о видах и типах спорта,
истории развития, правилах и судействе наиболее
популярных из них.
В целом все занятия должны способствовать
расширению кругозора в сфере физической
культуры, привлечению к активной практической
физкультурно-спортивной деятельности как важной
предпосылке и непременном условии успешного
формирования физической культуры личности и
здорового образа жизни.
III ступень – среднее (полное) общее
образование (10–11-е классы).
В мировоззренческом плане это этап
трансценденции (от лат. transcendo – «выхожу за
пределы»; противоположность имманентного). В
связи с этим в данном возрасте становится
возможным формирование целостной
мировоззренческой позиции, ценностных
ориентаций, необходимых для успешного
проектирования своего будущего, путей
достижения личных целей, осознания себя
гражданином общества, участником его
научно-технического и социального прогресса.
Этот этап связан с переходом к преимущественно
рационально-логическому восприятию мира, с
осознанием идей социального равенства,
духовного самоусовершенствования и др.
Проявляется стремление к самореализации в
общественной жизни, сознательному
саморегулированию своего поведения. Формируются
способности реально оценивать свои учебные,
профессиональные возможности и намечать пути
дальнейшего образования и профессионального
самоопределения.
Для старшей ступени общего среднего
образования особенно характерны вариативность
структуры, дифференциация, учет жизненных планов
и интересов молодежи. Поэтому обучение должно
строиться на основе профильной дифференциации, в
том числе через индивидуальные образовательные
программы.
Содержание образовательной деятельности в
сфере физической культуры в старшей школе должно
быть направлено на формирование целостного
представления о ней как об одном из наиболее
характерных социальных явлений современного
общества, необходимой составляющей культурной,
цивилизованной личности.
На этом этапе должно осуществляться глубокое дифференцированное
обучение на основе индивидуальных интересов
и потребностей учащихся в сфере физической
культуры. В этот период может быть организовано
начальное обучение несложным профессиям в сфере
физической культуры. Однако такая профильная
подготовка не должна подменять собой функции
начального профессионального образования.
Общее физкультурное образование должно
предполагать проведение в этот период не
менее пяти учебных занятий в неделю: одного
теоретического, одного
инструктивно-методического и не менее трех
практических.
Теоретические занятия должны быть
посвящены освоению основ фундаментальных
знаний по истории, теории и методике физической
культуры, а также связанных с ними знаний по
физиологии двигательной активности, анатомии,
медицине, социологии, биомеханике, биохимии и др.
Они должны служить также обобщению и закреплению
знаний, полученных на предыдущих этапах
образовательного процесса.
Занятия инструктивно-методического
характера должны быть направлены на
ознакомление с содержанием современных систем
физических упражнений, педагогических
технологий, методикой развития отдельных
физических качеств.
Важнейшее значение имеют знания и умения,
связанные с организацией самостоятельных
занятий, например такие, как отличительные
особенности организации, принципов и правил
занятий физическими упражнениями с
оздоровительной и спортивно-тренировочной
направленностью, а также знания и умения,
связанные с особенностями организации
физического воспитания детей.
В процессе проведения практических занятий
должно происходить расширение объема знаний о
разнообразных формах физкультурной и
соревновательной деятельности, практическое их
использование с целью совершенствования
индивидуальных двигательных возможностей,
осуществляться содействие формированию
стремления к культуре движений, красивому
телосложению, оптимальному физическому
состоянию организма.
Такие занятия должны быть организованы по
интересам учащихся, желательно во второй
половине учебного дня. Они должны
соответствовать индивидуальным возможностям,
склонностям старшеклассников, способствовать
реализации их потребностей в занятиях избранным
видом спорта.
В целом содержание образования на
данном этапе должно быть направлено на обеспечение
условий для целенаправленного и
систематического использования средств
физической культуры в последующие периоды
жизнедеятельности.
Реализация такого подхода предполагает
определенную меру физкультурной образованности
на основе овладения всеми учащимися (наряду с
реализацией программы той или иной профильной
подготовки) первоначальными профессиональными
умениями и навыками, достаточными для
организации ими в будущем самостоятельных
занятий физическими упражнениями с учетом
специфики профессиональной деятельности, а
также для эффективной организации физического
воспитания ими своих детей.
Ожидаемые результаты образования
Важнейшим следствием достижения такого
результата реализации содержания общего
физкультурного образования должны явиться умения
осуществлять мониторинг собственного здоровья, оценивать
состояние своего организма, его динамику под
влиянием физических упражнений и на этой основе самостоятельно
вносить коррективы в их использование в
зависимости от тех или иных условий
индивидуальной жизнедеятельности.
Именно в этом феномене учебной работы, общего
физкультурного образования и состоят главный
смысл и непреходящее значение в решении
задач по укреплению здоровья и повышению
двигательной подготовленности.
И эту проблему, по нашему мнению, вполне реально
решить в процессе 11-летнего преподавания учебного
предмета «физическая культура» при условии
наполнения его соответствующим содержанием и
разработки соответствующих подлинно образовательных
(не по названию, а по сути) технологий его
реализации.
Наряду с этим надежды добиться непосредственного
эффекта в решении задач укрепления здоровья
и физического развития за счет двигательной
активности на уроках физической культуры не
имеют под собой никаких достаточно веских
оснований.
Самым убедительным подтверждением
справедливости такого мнения являются
результаты продолжающихся уже многие годы
совершенно безрезультатных попыток реализации
такого подхода и многочисленные удручающие
данные о неуклонном ухудшении состояния
здоровья подрастающего поколения и населения
страны в целом.
При этом главной причиной неудач является не
бездарность ученых или нерадивость
специалистов-практиков, бьющихся над этой
проблемой уже многие десятилетия, а объективно
обусловленная принципиальная невозможность
ее решения в рамках школьного урока физической
культуры. В ее основе лежит целый ряд
обстоятельств, главными из которых являются:
– недостаточность времени воздействия,
которого бы не хватило для успешного решения
проблемы даже в условиях шести уроков в неделю
(здесь уместно напомнить о норме организованной
двигательной активности учащихся, которая
должна составлять не менее 12–16 часов в неделю, а
также привести известное высказывание Н.А.
Семашко о том, что здоровьем надо заниматься 24
часа в сутки);
– неприспособленность урока к решению
задач оздоровительного и тренировочного
характера.
Позиция автора по данной проблеме основана на
убежденности в том, что достижение желаемого
результата в укреплении здоровья, повышении
уровня двигательной подготовленности может
быть только следствием целенаправленной
системной работы, кумулятивного эффекта от
разносторонних воздействий, формирующих
отношение человека к окружающему миру, образу
жизни, самому себе. И в этом процессе трудно
переоценить значение полноценного общего
физкультурного образования.
Настало время для более глубокого осознания
и понимания этих аксиом, что могло бы избавить
нас в дальнейшем от бесполезных затрат
интеллектуальных, материальных и финансовых
ресурсов, позволило бы направить
исследовательскую и практическую деятельность
по модернизации системы общего физкультурного
образования в более конструктивное русло. |