Художественная гимнастика в школьной программе
Почему именно художественная
гимнастика?
Как отмечают многие исследователи,
уровень двигательной активности школьников по
мере взросления снижается. Особенно это касается
девушек 10–11-х классов. Одной из причин такого
положения дел является то, что программы
физического воспитания в большей мере
ориентированы на юношей: быть сильными,
выносливыми, защитниками Отечества. Включение в
программу уроков упражнений художественной
гимнастики предполагает отход от жесткой
регламентации занятий, повышение их
эмоциональной насыщенности и приведение
содержания физического воспитания в
соответствие с естественными потребностями
школьниц.
В программе по физической культуре
(Матвеев А.П., 2004–2005 гг.) имеются предложения по
содержанию раздела художественной гимнастики
для школьниц 10–11-х классов. Однако там дано лишь
примерное содержание, которое требует уточнения
и конкретизации. Кроме того, такое содержание
разработано только для учениц старших классов.
Мы же считаем, что использование упражнений
художественной гимнастики целесообразно
значительно раньше, начиная с 5-го класса.
Занятия проводятся в одном зале с
мальчиками, которые в это время занимаются
спортивной гимнастикой. Для ведения такого урока
преподавателю следует иметь помощников. Ими
назначаются наиболее одаренные в двигательном
отношении ученицы.
Девочек следует приучать к домашним
заданиям и ведению дневника по учету своей
самостоятельной работы. Содержание домашних
занятий составляется учителем для каждого
класса и индивидуализируется в зависимости от
уровня физической подготовленности
занимающихся.
Музыкальное сопровождение
В зависимости от целей каждой части
урока заранее подбирается и соответствующая по
ритму музыка. Пользуясь на уроках магнитофоном,
следует соблюдать некоторые правила. Перед
записью музыки на пленку записывается команда
преподавателя к исполнению того или иного
упражнения. После объяснения упражнения и
опробования его без музыки преподаватель
предупреждает детей о выполнении задания под
музыку. В конце музыкального отрывка должна быть
также записана на пленку команда «Стой!». Во
время выполнения упражнения преподаватель
делает короткие замечания, иногда подсчитывает,
помогая уточнить темп и ритм движения.
Запись на магнитофон музыкальных
отрывков для разучивания различных комбинаций, с
предметами и без предметов, должна быть сделана в
двух вариантах. Первый раз отрывок записывается
по частям (по 4–8 тактов с интервалами
8–10 сек.). Паузы в записях дают возможность
напомнить учащимся следующие после нее движения
или повторить только что выполненные. Второй
вариант – это запись музыкального отрывка
целиком для исполнения всей комбинации.
В любом музыкальном произведении
обычно чередуются звуки разной длительности. За
единицу счета принимается какая-то определенная
длительность, чаще всего это одна четверть,
соответствующая одному целому счету «раз», или
«два», или «три» и т. д.
В любом музыкальном произведении
отдельные звуки имеют ударения, т.е. звучат более
громко и отчетливо. Для ведения правильного
счета преподаватель гимнастики должен уметь
различать ударные звуки в любом музыкальном
произведении. На ударные звуки в марше
приходится шаг левой ноги, в общеразвивающих
упражнениях – фаза главного действия.
Для ходьбы и бега обычно подбирается
музыкальный материал двух- и четырехдольного
размера: марш, песня, полька и другие подобные им
по темпу и ритму музыкальные произведения.
Произведения типа польки можно рекомендовать в
тех случаях, когда ходьба чередуется с
подскоками.
Спортивный зал и оборудование
Местом проведения занятий может быть
спортивный зал школы, асфальтированная площадка,
спортивное поле. Часто используется
специализированное оборудование: станок для
хореографии, зеркала, гимнастическая стенка. В
спортивном зале необходимы вспомогательные
помещения для снарядов. На занятиях используются
различные предметы.
Мяч. Размеры резиновых
мячей, используемых в художественной гимнастике,
различны. Для начальной школы целесообразно
использовать мячи диаметром 8–12 см, в среднем
звене – 15–20 см, в старшем звене – более 20 см.
Скакалка.
Изготавливается из пеньковой веревки. Концы ее
завязываются в узелки и обматываются
изоляционной лентой. Длина веревки должна
соответствовать росту занимающихся. Проверить
длину скакалки можно так: встать на середину
скакалки (ноги на ширине плеч) и потянуть ее
кверху. Кисти должны касаться подмышечных
впадин.
Лента. Длина ленты
3–4 м – для среднего звена (5–9-е классы),
3–5 м – для девушек 10–11-х классов. Наиболее
удобны легкие палочки из бамбука сечением от
5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3–4 м
требуется палочка длиной 40–50 см, для ленты
длиной 5 м – палочка длиной 50–60 см. На конце
палочки крепится рыболовный карабинчик, колечко
и ниткой крепится к ленте. Используется атласная
лента без синтетических волокон (синтетическая
лента прилипает к полу и телу). Начало ленты
должно быть сложено в два слоя. Один конец (длиной
1 м) загибается и прострачивается по краям.
Ленту следует накрахмалить. При выполнении
упражнений палочку свободно держать большим,
указательным и средним пальцами так, чтобы конец
упирался в ладонь у основания большого пальца.
Перечень основных средств,
применяемых на уроках хореографии в гимнастике
полуприседание – деми плие (demi plie);
приседание – гран плие (grand plie);
выставление ноги на носок – батманы
тандю (battement tendu);
махи на высоту 45° – батман тандю жэтэ
(battement tendu jete);
полуприседание с выставлением ноги на
носок – батман тандю сутеню (battement tendu soutenu);
приседание на одной, другая согнута
(прижата) к щиколотке – батман фондю (battement fondu);
нога согнута, колено в сторону, носок у
щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюр
ле ку де пье (sur le cou-de-pie);
нога согнута, колено вывернуто, носок у
колена опорной – пассэ (passe);
резкое сгибание ноги в положение сюр ле
ку де пье и разгибание на 45° – батман фраппэ
(battement frappe);
круги ногой по полу – рои де жамб пар
терр (rond de jambe par terre);
круги голенью из положения нога в
сторону на высоте 45° – рон де жамб ан лэр (rond de jambe
en lair);
медленно – адажио (adagio);
подъем на полупальцы – релеве (releve);
махи ногами на 90° и выше – гран батман
жэтэ (grand battement jete);
махи ногами вперед-назад – гран батман
жэтэ балансе (grand battement jete balanse)
двойной – дубль (double);
движение ногой вперед, в сторону, назад,
в сторону – «крестом» вперед (en dehors);
движение ногой назад, в сторону, вперед,
в сторону – «крестом» назад (en dedans);
поднимание ноги вперед, в сторону,
назад – батман девлоппэ (battement developpe).
Упражнения без предметов
Разновидности ходьбы и бега
Использование ходьбы и бега на
занятиях художественной гимнастикой
способствует развитию силы мышц ног, формирует
осанку. Применяются следующие виды ходьбы:
на полупальцах, на пятках;
в полуприседе, в приседе;
острым шагом (с перекатом с носка на
всю стопу);
пружинным шагом (с резким подъемом на
полупальцы после небольшого приседа);
высоким шагом (высоко поднимая
колени);
выпадами;
переменным шагом.
Бег отличается от шага наличием фазы
полета. Многие разновидности бега являются
аналогами шагов и сохраняют соответствующее
терминологическое определение. Например:
Движения с расслаблением
Применяются для устранения излишней
координационной и тонической напряженности
мышц, воспитания навыка свободного,
незакрепощенного движения.
Волны и взмахи
В волнах и взмахах проявляется
способность занимающихся к слитности движений,
переключению напряжении расслаблений мышечного
аппарата:
пружинное движение руками в сторону,
вперед;
волна руками;
волна туловищем (сидя на коленях, руки
за спину).
Равновесие
Под равновесием в художественной
гимнастике понимаются по преимуществу
разновидности стоек на ногах. Принято различать
статическое и динамическое равновесие.
Статическое – равновесные позы на
одной или обеих ногах без какого-либо движения
тела в целом относительно опоры.
Динамическое – выполнение поворотов
(вращений) в движении.
Повороты
Эти упражнения выполняются у опоры
(лицом, боком), затем на середине зала. В структуре
поворотов можно выделить четыре характерные
фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза
поворота, завершающая.
Повороты выполняются учениками на
месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу.
Более сложные повороты выполняются на одной
ноге.
Прежде чем приступать к изучению
различных поворотов, занимающимся следует
овладеть стойкой на высоких полупальцах,
сохраняя подтянутое положение ног и туловища.
Повороты выполняются на двух ногах и на одной, на
месте и с продвижением. Положение рук, туловища и
свободной от опоры ноги во время поворота бывает
различным и изучается предварительно. Повороты
выполняются вперед и назад. Поворот вперед, т. е.
одноименный, выполняется на правой ноге направо.
Поворот назад, т. е. разноименный, выполняется на
правой ноге налево.
Виды поворотов:
1. Повороты переступанием
выполняются на высоких полупальцах, руки в
стороны, плечи развернуты, голова слегка
приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими
шажками поворачиваться вокруг своей оси,
сохраняя правильную осанку и прямые ноги.
Повороты переступанием можно сочетать с
танцевальными шагами, например, полькой.
2. Скрестные повороты на 180° и 360°.
Поставив одну ногу скрестно вперед,
надо подняться на носки, выполнить поворот на 180°
или на 360°, затем опуститься на всю стопу, приняв
и.п. Скрестные повороты можно выполнить с
различными движениями рук: лицевыми кругами
кверху и книзу. Для тренировки вестибулярного
аппарата скрестные повороты полезно выполнять
поточно.
Прыжки
Прыжки на уроках с элементами
художественной гимнастики – эффективное
средство развития силы, выносливости,
координации движений. На схеме показаны основные
виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для
которых характерны малая высота и небольшая
амплитуда движений.
Прыжки в гимнастике характеризуются
разнообразием поз, принимаемых в фазе полета.
Изучению прыжка всегда предшествует освоение
соответствующей позы. Перед толчком в прыжке
обычно выполняется полуприсед. Приземление
перекатом с носков в мягкий полуприсед на всю
стопу делает его бесшумным и мягким.
Виды прыжков:
1. Прыжок толчком с разведением двух
ног в полете и с последующим приземлением на две
ноги. Прыжок выполняется у опоры, затем на
середине зала.
2. Прыжок толчком двух ног с
приземлением в вертикальное равновесие на одной
ноге.
3. Подбивной прыжок. Все формы
подбивных прыжков требуют высокого вылета вверх,
чтобы успеть в воздухе подбить толчковой ногой
маховую.
4. Прыжок шагом. Выполняется толчком
одной ноги с приземлением на другую. В фазе
полета одна нога вперед, другая назад.
Упражнения с предметами
Упражнения с мячом
На занятиях по художественной
гимнастике мы применяем мяч. Для упражнений с
мячом характерна мягкость движений, округлость
форм, слитность и плавность перехода от одного
движения к другому. В упражнениях с мячом во
избежание отскока исключается жесткий хват,
поэтому все приемы мяча сопровождаются фазой
амортизации. Основные упражнения с мячом
рекомендуются в следующей последовательности:
1. Изучение правильного удерживания
мяча двумя руками, одной рукой на тыльной
стороной кисти, между кистями, скрестно.
2. Отбивание мяча о пол: перед собой,
сбоку, меняя высоту отбивания.
3. Махи руками с удерживанием мяча на
ладони; круги кистью вокруг мяча с ударом о пол;
без удара о пол; без удара о пол; выкруты перед
телом, над головой.
4. Броски и ловля мяча обеими руками
с ударом о пол, без удара о пол.
5. Броски и ловля мяча одной рукой с
ударом о пол, без удара о пол, броски по дуге над
головой, перед телом, броски под плечо.
6. Перекаты по полу, по телу (по двум
рукам, по одной), по спине, по руке – груди.
7. Выполнение перебросок, перекатов,
передач в парах, тройках, четверках.
Упражнения со скакалкой
Упражнения способствуют развитию
скоростно-силовых качеств, выносливости.
Скакалка – мягкий предмет, что определяет
специфику работы с ней. Наиболее характерными
движениями со скакалкой являются прыжки через
нее, махи и круги. Использование пеньковой
веревки позволяет выполнять броски и ловлю,
обкрутки, обводки.
Последовательность изучения
упражнений со скакалкой:
1. Освоение правильных хватов одной,
двумя руками.
2. Махи скакалкой вперед-назад перед
телом, сбоку, с перескоком через нее; махи и круги
во всех направлениях сложенной вдвое скакалкой
хватом за концы одной рукой.
3. Прыжки через скакалку с вращением
вперед-назад, со скрестным вращением, одинарные,
с двойным подскоком.
4. Переводы скакалки, обмотки.
5. Броски скакалки с последующей
ловлей за концы двумя руками.
Изучение упражнений без предмета и с
предметами строится на принципах симметричного
обучения правой и левой стороны. Необходимо
помнить, что изучению упражнений с предметами
предшествует освоение простейших движений без
предметов. На следующем этапе, одновременно с
изучением более сложных движений без предметов
(прыжков, поворотов), осваиваются основные навыки
владения предметами, а именно: хваты, махи, круги,
вращения, ловля. В дальнейшем осваиваются
отдельные элементы, соединения, комбинации, в
которых движения с предметами сочетаются с
элементами без предметов.
Упражнения с лентой
Выполняя различные рисунки лентой, не
следует прерывать ее движение в воздухе. В
комбинациях ленту рекомендуется передавать из
одной руки в другую. Передавать палку надо быстро
и слитно, без нарушения рисунка.
В процессе обучения упражнения с
лентой разучиваются раздельно, а затем
соединяются. Трудность упражнений зависит не
только от сложности рисунков лентой и их
сочетаний, но и от длины ленты. Для учащихся 7–9-х
классов длина ленты рекомендуется 3–4 м.
Комбинации упражнений с лентой повторяются
несколько раз подряд, являются средством
выработки выносливости. Лентой выполняются махи
и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски.
Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов
в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях.
При выполнении кругов палочка с лентой должна
быть продолжением руки. В зависимости от радиуса
вращения круги могут быть большими, средними и
малыми. Большие круги выполняются движением в
плечевом суставе, средние – предплечьем, малые –
кистью.
Дугой вперед мах лентой влево и вправо.
Движение выполняется прямой рукой.
Круги – выполняются в
боковой плоскости, горизонтальные круги под
головой.
«Змейки» бывают вертикальные
и горизонтальные и выполняются по полу и по
воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу
определяет ее название. В вертикальной «змейке»
зубцы обращены вверх. «Змейки» выполняются
движением в лучезапястном суставе; локоть слегка
согнут, хват палочки свободный. Горизонтальная
«змейка» за головой выполняется с продвижением
вперед на шаг, бег или танцевальным шагом.
Спирали бывают вертикальные
и горизонтальные и выполняются по полу и по
воздуху. Спираль лентой образуется круговым
движением предплечья и кисти при согнутом локте.
В вертикальной спирали витки лентой
располагаются вертикально полу, палочка –
горизонтально. В горизонтальной спирали,
наоборот, палочка находится вертикально к полу, а
витки ленты – горизонтальны.
Начинать обучение следует со спиралей по полу,
добиваясь равной величины и частоты витков.
Вальс: и.п. – руки влево, лента в правой.
1–4 – четыре вальсовых шага вперед с левой,
вертикальная спираль по полу слева в боковой
плоскости, вращая ленту наружу.
5–7 – поворот переступанием на носках на 360°
направо, вертикальная спираль по воздуху наружу.
8 – мах лентой назад-вправо, передавая ее в левую
руку; и.п.
«Восьмерки» – бывают
вертикальные и горизонтальные, большие, средние
и малые. Большие выполняются движением в
плечевом суставе, средние – предплечьем и
кистью, малые – кистью. «Восьмерки» выполняются
последовательными поворотами руки внутрь и
наружу. При выполнении горизонтальной
«восьмерки» в боковой плоскости круги
располагаются впереди и сзади относительно тела.
Хореографическое обеспечение уроков с
элементами художественной гимнастики
Правильная постановка ног и рук,
красивая осанка, изящество и выразительность
исполнения упражнений достигаются с помощью
классического экзерсиса. Без него невозможно
представить современную методику
художественной гимнастики.
Классический экзерсис включают в
занятия уже на первых этапах обучения. В него
входят комплекс общеразвивающих упражнений и
основные элементы балетного экзерсиса,
выполняемые из облегченных исходных положений,
чтобы избежать неблагоприятных воздействий на
костно-связочный аппарат.
Позиции ног
1-я позиция: пятки вместе, носки в
стороны (ступни развернуты под углом 180°), тяжесть
тела равномерно распределена по всей стопе,
живот и таз подтянуты, плечи слегка опущены.
2-я позиция: то же, что 1-я позиция,
но между пятками расстояние, равное одной ступне.
3-я позиция: пятка передней ноги
плотно прижата к середине ступни задней ноги,
носки развернуты.
4-я позиция: ступни развернуты
горизонтально, пятка передней ноги точно на
уровне носка задней ноги, расстояние между
ступнями равно одной ступне, тяжесть тела
равномерно распределена на обе ноги.
5-я позиция: то же, что 4-я позиция,
но пальцы передней ноги плотно прилегают к пятке
задней ноги, и наоборот.
Методические указания. В
начальный период обучения разворот ног в
тазобедренных суставах должен определяться
индивидуальными возможностями. Движения
перехода от одной позиции к другой должны
выполняться точно, с необходимым мышечным
напряжением. Давать упражнения в основном из 1-й,
2-й и 3-й позиций.
Позиции рук
Подготовительная: руки внизу,
слегка скруглены (венцом), ладони развернуты к
телу и вверх, концы пальцев «смотрят» друг на
друга на расстоянии 10–15 см, плечи слегка
развернуты.
1-я позиция: руки вперед (на уровне
диафрагмы), локти скруглены, ладони обращены к
туловищу.
2-я позиция: руки в стороны,
несколько ниже линии плеч, округлены, ладони
вперед-внутрь.
3-я позиция: руки вперед-вверх так,
чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы,
ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.
Методические указания.
Добиваться мягкой округлой линии рук и
минимального мышечного напряжения (движения рук
осваиваются труднее, так как требуют тонкой
координации); необходим постоянный самоконтроль
за плавностью и выразительностью движений рук
при смене позиций, следить за осанкой, движениями
головы, направлением взгляда.
Урок
Урок с элементами хореографии
I. Подготовительная часть.
1. Разновидности ходьбы.
2. Разновидности бега.
3. Танцевальные шаги, комбинации.
4. Общеразвивающие упражнения.
II. Основная часть.
У опоры:
1. Деми плие, гран плие с различными
движениями руками – в сочетании с волнами,
выпадами, наклонами.
2. Различные варианты батман тандю.
3. Различные варианты батман жэтэ.
4. Рон де жамб пар терр, различные варианты рон
де жамб пар терр с волнами, взмахами, наклонами,
выпадами.
5. Гран плие.
6. Различные варианты батман фраппэ.
7. Различные варианты батман фондю.
8. Рон де жамб ан лэр.
9. Батман девлоппэ; сочетания батман девлоппэ с
равновесиями, наклонами, поворотами, элементами
акробатики (медленные перевороты).
10. Упражнения на растягивание.
11. Разновидности гран батман жэтэ. Различные
сочетания гран батман жэтэ, батман жэтэ с
равновесиями, выпадами, поворотами, наклонами,
прыжками.
12. Адажио.
13. Прыжки.
III. Заключительная часть.
1. Упражнения для рук.
2. Волны, наклоны.
3. Упражнения на растягивание умеренной
интенсивности.
4. Различные танцевальные элементы и соединения.
5. Упражнения на расслабление.
Примеры упражнений с лентой (для
учащихся 10–11-х классов)
1. И.п. – руки в стороны, лента
в правой руке.
1 – шаг правой вперед, левую назад, круг
лентой справа книзу-вперед в боковой плоскости.
2–4 – держать высокое равновесие, три круга
лентой справа.
5–7 – наклоняясь вперед, перейти в
горизонтальное равновесие, три малых
горизонтальных «восьмерки» по полу.
8 – выпрямляясь, левую ногу к правой, мах лентой
влево.
2. И.п. – правая рука с
лентой влево.
1 – круг лентой справа в боковой
плоскости книзу-назад, толчком левой прыжок
через ленту вправо на правую ногу с последующим
приставлением левой и махом ленты влево, ноги
слегка сгибаются вперед.
2–4 – повторить движения такта 1, продвигаясь
вправо.
5–6 – скрещиванием левой перед правой поворот на
360° направо, два горизонтальных круга лентой над
головой вправо.
7 – передавая ленту в левую руку, мах ею влево по
ходу движения ленты.
8 – руки в стороны. Прыжки через ленту
выполняются в момент прохождения ее по полу.
3. Соединить упражнения №№ 1, 2
в одну комбинацию, выполняя правой и левой рукой.
Таблица 1
Зачетная комбинация с лентой
Такт |
Счет |
Описание движений |
1–2
3–4
5
6
7–8
9
10
11–12
13
14
15–16
17–19
20
21–23
24
25
26
27–28
29–30
31
32 |
1–3
1–3
1–3
1–3
3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3 |
1-я часть
Шагом правой выпад вправо, левая в
сторону на носок, вертикальная «змейка» лентой
слева направо по воздуху (на уровне плеч).
Опускаясь на левое колено, перейти в
сед на левое бедро, правую вытянуть в сторону,
левая рука упором в пол слева, вертикальная
«змейка» по полу справа налево в лицевой
плоскости.
Подтянув правую ногу к левой, встать на
колени, правая рука с лентой вверх с последующим
кругом лентой в боковой плоскости справа-книзу.
Сесть на пятки, круг лентой в боковой
плоскости слева.
Встать на колени, правая рука вверх за
головой.
Шагом левой легкий бег вперед,
горизонтальная «змейка» лентой за головой,
закончить движение стойкой на носках, руки
вправо, передать ленту в левую руку.
Шагом левой прыжок, правую согнуть
вперед (голень параллельно опорной ноге),
горизонтальный круг лентой над головой влево.
Повторить движение такта 9.
Поворот на 360° налево скрещением
правой перед левой, вертикальная спираль лентой
по воздуху справа, правая рука в сторону-назад,
поворот головы направо.
Спружинив, встать на носки, мах лентой
снизу вверх.
Опускаясь в полуприсед,
горизонтальная «змейка» сверху вниз.
Бег спиной назад, вертикальная спираль
по полу наружу с передачей ленты в правую руку,
перестроение в две шеренги на левой и правой
половине зала лицом к центру (в шахматном
порядке).
2-я часть
Три прыжка шагом, три круга лентой
справа в боковой плоскости книзу-вперед, левая
рука в сторону (шеренги меняются местами, проходя
мимо идущего навстречу партнера с правого бока).
Приставляя левую в стойку на носках,
мах лентой вперед-вверх, передать ленту в левую
руку.
Шагом левой назад, правая вперед на
носок, наклон назад (плечи параллельно полу), три
круга лентой слева в боковой плоскости
кверху-назад (по ходу ленты).
Выпрямляясь, приставить левую к правой
в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх,
передать ленту в правую руку.
С поворотом налево, лицом к основному
направлению, приставной шаг левой влево, лицевой
круг лентой влево-книзу.
Шаг левой влево, правая в сторону на
носок, мах лентой влево (по ходу ленты). (Вторая
шеренга выполняет движения тактов 25–26 с
поворотом направо, круг лентой вправо).
Повторить движения тактов 25–26 в
другую сторону.
С поворотом налево, правым плечом к
основному направлению, шагом левой два прыжка со
сменой ног сзади, два лицевых круга лентой
книзу-влево. (Вторая шеренга выполняет такты 29–30
с поворотом направо, левым плечом к основному
направлению, шагом правой прыжки со сменой ног
назад, лицевые круги лентой книзу-вправо).
Приставляя левую, полуприсед, лицевой
круг лентой влево.
Встать на носки, поймать свободный
конец ленты левой рукой, прогнуться |
Технология оценивания
качества выполнения двигательных действий
Сдачу зачетных комбинаций на оценку
можно проводить в форме соревнований. Это
повышает интерес школьников к урокам физической
культуры. Для проведения таких соревнований
необходимо создать судейскую коллегию из самих
учащихся. Большую помощь преподавателю могут
оказать гимнастки, занимающиеся в ДЮСШ.
Целесообразно привлекать детей к
выставлению оценок своим товарищам за
выполнение различных упражнений. Выслушав
мнение ребят, преподаватель называет свою оценку
и объясняет недостатки и достоинства выполнения
упражнения тем или иным учеником.
Преподаватель может определить в
баллах «стоимость» различных элементов,
входящих в разучиваемые учебные комбинации.
Рекомендуется заранее и в процессе работы
сообщить учащимся «стоимость» элемента и ошибки,
за которые будет снижаться оценка.
Таким образом, учащиеся уже в процессе
урока будут готовы к выполнению своих судейских
обязанностей. Кроме того, зная предъявляемые к
ним требования, они смогут сознательно
добиваться устранения ошибок.
Оценивая выполнение упражнений по
десятибалльной системе, ошибки следует
классифицировать как мелкие, значительные и
грубые.
Таблица 2
Ошибки |
Баллы |
Мелкие |
0,1 |
Значительные |
0,3 |
Грубые |
0,5 |
Прежде всего учащиеся должны
разобраться, как оценивать выполнение
упражнений без предмета, состоящих из наклонов,
поворотов, равновесий и прыжков. В этих
упражнениях надо обращать внимание на амплитуду
движения при наклонах и махах, высоту вылета в
прыжках, устойчивость в равновесиях. Если все
упражнение выполнено легко и грациозно, то
оценку повышают.
Невытянутые носки, расслабленные ноги,
небольшие колебания туловища при выполнении
различных равновесий, неточное выполнение
поворота (недовернулась на 45°), недостаточно
мягкое приземление после прыжков и т.п. считаются
мелкими ошибками. Эти же недочеты в выполнении
упражнений, выраженные в большей степени,
например, угловатые движения, потеря равновесия,
сопровождающаяся шагом в каком-либо направлении,
подпрыгивание, касание руками пола,
рассматриваются как значительные ошибки.
Подскоки на опорной ноге во время поворота,
опускание на пятку, неточное выполнение поворота
(в пределах 90°), жесткое приземление, маленький
вылет, сильно согнутые ноги в прыжках тоже
считаются значительными ошибками.
К грубым ошибкам относятся: 1) опора
руками о пол при выполнении различных
равновесий; 2) вращение на всей стопе или
неоднократные подскоки на опорной ноге во время
поворота; 3) приземление на прямые ноги; 4) очень
маленькая амплитуда движения ног в полете,
сильно согнутые ноги при выполнении прыжков.
Ошибки в выполнении упражнения с
лентой
К мелким ошибкам относятся:
1) волнистость ленты и прерывистость
движения при выполнении махов и кругов;
2) неодинаковые по высоте зигзаги ленты при
выполнении «змеек» и выпрямленный ее конец;
3) выполнение «змейки» не кистью, а всей рукой;
4) при выполнении спиралей: круги неодинакового
размера, конец ленты не участвует в движении,
спираль выполняется с помощью плеча;
5) при выполнении «восьмерок» обе ее части
неодинаковы по величине.
К значительным ошибкам относятся:
1) при перемене направления движения
лентой часть ее падает на пол;
2) запутывание лентой тела с потерей темпа до
4 счетов;
3) завязывание узла или петли;
4) потеря ленты с падением палочки на пол до
4 счетов;
5) большая часть ленты не участвует в движении
«змейки» или спирали;
6) нет полной «восьмерки» (только одна
половина).
К грубым ошибкам относятся:
1) потеря ленты с остановкой движения
больше 4 счетов;
2) продолжительное запутывание ленты вокруг тела,
рук или ног, влекущее за собой пропуск элемента.
Все упражнения с предметами
сочетаются с элементами равновесий, наклонов,
прыжков и поворотов. Снижение оценки за ошибки в
выполнении последних определяется по правилам
судейства упражнений без предметов.
Светлана МИХЕЕВА |