В конце августа 2007 г. на сайте http://www.mkset.ru/ появилась
статья, которую мы печатаем с небольшими
сокращениями. Предлагаем читателям обсудить на
страницах нашей газеты проблему плохой
дисциплины на уроках физической культуры,
педагогической этики и мер, которые могли бы
исключить подобные ситуации из жизни школы.
Учитель физкультуры приучал детей к
спорту рукоприкладством и площадной бранью
Попал под суд учитель физкультуры,
избивший 10-летнего мальчика. Педагог был
недоволен спортивными успехами
четвероклассника и не нашел ничего лучше, чем
заставить постигать спортивные науки силой.
Избитый школьник не стал ничего рассказывать
родителям, однако мама заинтересовалась ушибом
на темени сына и отправилась с ним в больницу.
Парень был вынужден признаться врачам, что рана
появилась после воспитательного процесса на
уроке физкультуры. Учитель сначала постучал по
голове подопечного железным ключом, а потом
засадил ему в висок мячом. Потрясенные
жестокостью воспитателя медики сообщили о
происшедшем в милицию. Как рассказывают дети,
педагог не чурался ненормативной лексики и часто
разговаривал с ними только бранными словами. В
день, когда мужчина побил четвероклассника,
мальчишки без спросу взяли волейбольные мячи.
Это так разгневало воспитателя, что он тут же
начал ругаться и наказал самого беззащитного
мальчика, ударив его мячом.
Как сообщила старший помощник
прокурора, милиционеры сначала отказали в
возбуждении уголовного дела против
разнузданного педагога, но после вмешательства
надзорного ведомства все-таки довели дело до
суда. Физруку предъявили обвинение сразу по двум
статьям Уголовного кодекса: ч. 1 ст. 156
(«Ненадлежащее исполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего педагогом,
соединенное с жестоким обращением с
несовершеннолетним») и ч. 1 ст. 116 («Нанесение
побоев»). На следствии учитель признал свою вину,
и Фемида приговорила его к штрафу в три тысячи
рублей. Однако осуждение по «педагогической»
статье должно сказаться на карьере воспитателя.
Физкультурник теперь не имеет права работать с
детьми. Правда, в лицее после вступления решения
суда в законную силу не стали увольнять
физкультурника, мотивируя тем, что на эту
должность не просто найти педагога. В надзорном
ведомстве же намереваются теперь привлечь к
ответственности руководство учебного
учреждения за нежелание расторгать трудовой
договор с человеком, который травмировал ребят
как физически, так и морально.
искуссия о том, чему и как нужно учить
на уроках физической культуры, в последнее время
разворачивается очень активно. Президент
Российской Федерации сфокусировал на этой
проблеме внимание министра образования и науки,
а средства массовой информации дружно
подхватили тему.
В основном обсуждается необходимость
так называемой «спортизации» уроков:
большинство людей, далеких от школьных проблем,
уверены, что стоит только заменить уроки
физической культуры на занятия в спортивных
секциях по выбору, как все дети тут же полюбят
тренировки и занятия физкультурой. Приведем
выдержки из статьи, опубликованной 31 августа в
газете «Время новостей» и поставленной на сайт
Росспорта:
«…По данным Росстата, за последнее
десятилетие доля здоровых детей снизилась с 45,5%
до 32,1%. Не менее 60% учащихся в России имеют ту или
иную патологию, у 80% выявлена низкая двигательная
активность, которую не компенсируют уроки
физкультуры… Специалисты Росспорта разработали
и подготовили предложения по модернизации
системы физического воспитания детей и развитию
детско-юношеского спорта в образовательных
учреждениях. Суть их сводится к тому, чтобы
создавать на базе школ спортивные клубы со своей
многоуровневой системой соревнований. В основе
урока физкультуры должен возобладать игровой
подход, а выполнение упражнений на шведской
стенке, отжимания и бег останутся только в виде
легкой разминки перед матчем. Речь идет о
внедрении спортивно ориентированного
воспитания, которое предполагает, что каждый
ребенок сможет найти себе занятие по силам и
интересам. Так, например, для девочек
рекомендовано организовывать классы аэробики, а
мальчиков обучать боевым искусствам. Дети с
ослабленным здоровьем составят отдельную группу
с пониженными нагрузками».
Вопрос о том, что в группу «детей с
ослабленным здоровьем» войдут от 60% до 70%
современных школьников, почему-то мало кого
волнует. Главное – поиграть, посоревноваться,
победить… А остальные, те, кому регулярная
физическая нагрузка необходима, но занятия
спортом противопоказаны по причине ослабленного
здоровья, будут продолжать приносить справки,
сидеть на скамейках в спортзале и от этого вряд
ли станут здоровее.
В номере, который вы держите в руках,
опубликовано интервью о новых образовательных
стандартах, которые в настоящее время
разрабатываются в Академии наук, а также
выдержки из проекта стандартов, касающиеся
физической культуры. Этими статьями мы
приглашаем всех читателей к разговору о
стандартах в образовании: до тех пор, пока они не
приняты, учителя могут повлиять на их содержание,
высказывая собственные суждения, задавая
вопросы разработчикам.
А сразу после стандартов мы предлагаем
вам познакомиться с книгой Виктора Лукьяненко
«Концепция модернизации системы общего и
среднего физкультурного образования в России»,
которая вышла в августе 2007 г. Эта концепция могла
бы стать альтернативой
«спортивно-ориентированному воспитанию», так
как базируется на принципиально иных подходах к
физкультурному образованию. Автор монографии
готов вступить в дискуссию с нашими читателями,
ответить на вопросы.
|