Гимнастика
II четверть
Пояснительная записка
Гимнастика
является частью комплексной программы по
физическому воспитанию и одной из основных
дисциплин учебного плана физической культуры в
нашей школе.
Гимнастика имеет свои достоинства: многообразие
упражнений, разносторонность и гармоничность их
влияния на формирование физических способностей
занимающихся, воспитание социально приемлемых
форм межличностных отношений, построенных на
стратегии партнерства и сотрудничества. Учителя
физкультуры школы № 654 Центрального округа г.
Москвы уделяют изучению этой темы большое
внимание, используя современные методы и
средства. Раздельное обучение мальчиков и
девочек позволяет проводить уроки, учитывая
особенности психологии и индивидуальности
учащегося. Мы предлагаем программу на II четверть
для 3-х классов, так как по психологическим
критериям и мотивации дети способны показать
качество изученных элементов и проявить себя в
произвольной программе, и для 5-х классов, где
появилась снарядная гимнастика. В этих классах
начинается обучение, а в 4-х и 6-х классах идет
совершенствование материала.
Мы разделили программу по гимнастике
на два этапа в начальной и три этапа в средней
школе, так как с 5-го класса добавляется
спортивная гимнастика на снарядах.
Всего получается три этапа:
1.
Обязательная гимнастика включает в себя виды
гимнастических упражнений, выполняемых с
музыкальным сопровождением:
– групповые вольные упражнения;
– акробатические прыжки;
– гимнастические прыжки
(авторы-составители А.Б. Лагутин и Г.М.
Михалина).
2. Произвольная гимнастика строится на
основе изученных программных элементов с
включением дополнительных элементов, из которых
создаются оригинальные композиции по видам.
3. Спортивная гимнастика (с 5-го класса)
основана на программном материале и выполняется
на спортивных снарядах:
– гимнастическое бревно (девочки);
– разновысокие брусья (девочки);
– нижняя перекладина (мальчики);
– лазание по канату, шесту в три приема.
Подготовка учителя
Для
проведения качественных уроков, получения
хороших результатов и удовлетворенности от
работы учитель должен обеспечивать
эффективность учебно-воспитательного процесса.
Этого можно достичь путем плановой работы в
соответствии со стабильным расписанием,
правильного определения целей и задач каждого
занятия, подбора средств для решения
поставленных задач, оказания квалифицированной
помощи учащимся (показ, объяснение упражнений,
исправление допущенных ошибок, обеспечение
страховки), организации занимающихся на активное
овладение специальными двигательными навыками
на фоне положительного эмоционального состояния
школьников.
Техника безопасности
На последнем уроке I четверти детям
сообщается о соответствующей форме одежды для
занятий гимнастикой.
На первом уроке II четверти проводится
инструктаж по технике безопасности.
После беседы учащиеся расписываются в
журнале о знании правил техники безопасности, и
эти правила напоминаются по мере необходимости.
Зал всегда открыт на переменах,
учитель находится в зале, и для исключения
травмоопасных ситуаций, связанных с
гимнастическими снарядами, организовано
выполнение комплексов упражнений,
подготовленных учащимися дома. Во время уроков
гимнастики страховка на снарядах осуществляется
учащимся и учителем.
Физическая подготовка учащихся
Домашнее
задание, которое дается всем, должно выполняться
на перемене перед уроком физкультуры:
– поднимание туловища (пресс);
– подтягивание, отжимание;
– гибкость (наклон из положения сидя);
– «пистолетики» (с опорой, без опоры).
Нагрузка варьируется.
1. На перемене, перед уроками с утра,
после уроков проходят дополнительные занятия с
ребятами, которые нуждаются в более серьезной
помощи учителя для освоения программы.
2. С учащимися, освобожденными от
занятий физкультурой по медицинским показаниям,
тем не менее, проводятся занятия с учетом их
возможностей, где дается комплекс упражнений,
рекомендованных врачом или учителем,
подготовленных по программе ЛФК.
3. На каждом уроке уделяется внимание
осанке, при этом используются разные средства.
4. Контроль осуществляется путем
принятия тестов, сдачи контрольных нормативов с
учетом результатов соревнований.
Тематическое планирование
Задачи
1.
Научить правилам техники безопасности на
занятиях гимнастикой.
2. Научить новым строевым упражнениям.
3. Научить новым комплексам упражнений.
4. Научить новым упражнениям в висе, в упоре, в
равновесии, в лазании, перелезании, акробатике,
опорных прыжках.
5. Ознакомить учащихся с содержанием, правилами
организации и проведения соревнований по
обязательной и произвольной гимнастике,
выполнения упражнений на полосе препятствий.
6. Совершенствовать технику дыхания во время
выполнения физических упражнений.
7. Способствовать формированию правильной осанки
и профилактике плоскостопия, применяя
упражнения корригирующей гимнастики и используя
гимнастические снаряды, тренажеры, эспандеры,
средства отягощения.
8. Способствовать развитию двигательных качеств.
9. Подготовить учащихся к сдаче программных
нормативов.
Требования к учащимся
1. Соблюдать правила техники
безопасности.
2. Уметь выполнять комплексы гимнастических
упражнений.
3. Уметь составлять произвольную программу.
4. Уметь показать технику выполнения упражнений
на спортивных снарядах.
Теоретические сведения можно сообщать
учащимся в любой части урока.
Таблица 1
Примерное тематическое планирование
3-й класс
Учебный материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
I. Основы знаний:
– правила безопасности |
+ |
В процессе уроков |
– влияние физических
упражнений на осанку |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Cтроевая подготовка:
– расчет на 1–2 |
р |
Совершенствование в процессе уроков |
– построение в две шеренги |
Р |
– перестроение из одной в
две-три шеренги |
Р |
III. ОРУ на осанку с
использованием различного инвентаря |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
IV. Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Лазание и перелезание: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– по гимнастической стенке |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
– по наклонной скамейке |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
– по шесту и канату |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Упражнения в равновесии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– стоя на полу |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
– стоя на скамейке |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– стоя на бревне высотой 60 см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Акробатика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– понятия «упор присев»,
«группировка» |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– перекаты в группировке |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– стойка на лопатках |
|
|
+ |
+ |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– «мост» из положения лежа на
спине |
|
|
+ |
+ |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– кувырки вперед, назад |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
4. Висы и упоры: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– висы на гимнастической
стенке, перекладине |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
– упоры на скамейке, полу,
бревне |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
5. Опорные прыжки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– на банкетку |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
– на гимнастического козла, на
колени, в упор присев |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. Обязательная программа
соревнований |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– групповые вольные
упражнения |
р |
з |
с |
с |
с |
с |
у |
|
|
|
|
|
|
|
– акробатические прыжки |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
К |
|
|
|
|
|
|
– гимнастические прыжки |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
К |
|
|
|
|
|
|
7. Произвольная программа.
Составление индивидуальных композиций: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– акробатика на матах |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
– упражнения на бревне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
– упражнения на шестах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
– опорный прыжок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
V. Учебные тесты и нормативы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Лазание по шесту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
2. Стойка на лопатках |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. «Мост» |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Гимнастические прыжки |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
5. Вольные упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
6. Акробатические прыжки |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
УРОКИ 1, 2
1.
Беседа по технике безопасности на уроках
гимнастики, о влиянии физических упражнений на
осанку.
2. Строевая подготовка: построение в две шеренги,
перестроение из одной в две-три шеренги на месте
и в движении.
3. Повторение понятий «упор присев»,
«группировка»; легкий разминочный бег с
остановкой по сигналу учителя (например, один
свисток – остановиться в упоре присев, два –
сгруппировавшись).
4. Перестроение в три колонны, ОРУ на осанку.
5. Разучивание групповых вольных упражнений со
счетом.
6. Прохождение полосы препятствий: лазание по
гимнастической стенке, по наклонным скамейкам
разными способами, по шесту, канату; ходьба по
узкой рейке скамейки, по «кочкам» и пр.
7. Построение – игра на сохранение равновесия
стоя на полу в разных положениях с закрытыми
глазами.
8. Домашнее задание: выучить программу вольных
упражнений.
УРОКИ 3, 4
1. Беседа о значении разминки перед
акробатикой.
2. Строевая подготовка.
3. Ходьба на носках, на пятках, с высоким
подниманием бедра при разном положении рук.
4. Групповые вольные упражнения под музыку со
счетом.
5. ОРУ на гимнастических матах.
6. Перекаты в группировках, стойка на лопатках,
«мост» из положения лежа на спине.
7. Кувырки вперед, назад; на 4-м уроке –
ознакомление с акробатическими связками.
8. Игра «Ныряльщики» – спрыгивание с
гимнастических скамеек из положения «старт
пловца» с мягким приземлением.
9. Домашнее задание: выучить акробатические
связки.
УРОКИ 5–7
1.
Объяснение правил по обязательной программе
соревнований в классе.
2. Групповые вольные упражнения под музыку, на 7-м
уроке – на оценку.
3. ОРУ; 5-й урок – выполнение упражнений «мост»,
«стойка на лопатках» на оценку.
4. Совершенствование акробатических связок.
5. Опорные прыжки на банкетку, на гимнастического
козла. Освоение программы гимнастических
прыжков.
6. Игры с лазанием и перелезанием («Птицы и буря»,
«Кролики», «Парашютисты» и т.п.).
7. Домашнее задание: подготовка к соревнованиям.
УРОК 8
Соревнования по гимнастике.
Обязательная программа.
Отбор детей для подготовки к районным
соревнованиям.
УРОК 9
1.
Знакомство с условиями соревнований в
произвольной программе. Правила составления
индивидуальных композиций и организации
судейства.
2. Бег в чередовании с ходьбой с различным
положением рук.
3. ОРУ с использованием гимнастических скамеек.
4. Упоры на гимнастической скамейке, полу, бревне.
5. Висы на гимнастической стенке, перекладине.
6. Объяснение и составление индивидуальных
акробатических композиций на матах.
7. Игра на равновесие стоя на гимнастической
скамейке – «Над пропастью».
УРОКИ 10–12
1. Ритмическая гимнастика, стретчинг.
2. Составление индивидуальных композиций: 10-й
урок – на шестах, 11-й урок – на бревне (девочки),
на низкой перекладине (мальчики).
3. Опорные прыжки на гимнастического козла на
колени, в упор присев.
4. Лазание по шесту и канату (12-й урок – зачет).
5. Лазание по гимнастической стенке, наклонной
скамейке разными способами.
6. Музыкальные игры («Затейник», «День и ночь»,
«Пустое место» и т.п.).
7. Упражнения в равновесии.
УРОКИ 13, 14
1.
Стретчинг.
2. ОРУ из и.п. – упор на скамейке, полу, бревне, вис
на гимнастической стенке.
3. Подготовка к соревнованиям:
– акробатика на матах;
– упражнения на бревне (девочки), на низкой
перекладине (мальчики);
– упражнения на шестах;
– опорные прыжки.
Дети создают творческие композиции,
учитель корректирует и направляет их работу.
4. Полоса препятствий – «Пожарные на
учениях»: 13-й урок – эстафета с перелезанием, 14-й
урок – эстафета с ползанием.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание на каникулы: подготовка к
урокам на лыжах; комплексы ОРУ на осанку.
Клара ДЕМЕНТЬЕВА,
Мария КОРЖОВА,
ЦО № 654,
Москва |