Учебник по физкультуре – для ученика или для
учителя?
Долгое
время физическая культура в школе была
единственным из предметов, по которому не
существовало учебников. Весь теоретический
раздел программы преподавался учителями на
уроках, а при подготовке к уроку педагоги
пользовались собственными знаниями, личной
библиотекой и библиотеками
спортивно-педагогических вузов.
В последние 10 лет ситуация резко изменилась. Не
проходит и года, чтобы не появилось нового
учебника. Их издают разные авторы, печатают
разные издательства для работы с детьми самого
разного возраста. Помогают ли современные
учебники учителям физкультуры в их работе?
Все уже привыкли к тому, что учитель
физкультуры в школе – это
универсал-«многостаночник»: он и уроки проводит,
и соревнования с праздниками организует, и детей
возит на разные мероприятия, и родителей с
другими учителями к здоровому образу жизни
привлекает. Он и судья, и тренер, и врач, и
менеджер, и психолог, и методист… да много еще
кто – всего и не перечислишь. А теперь он еще и
должен понять, как авторы учебников
предполагали, чтобы с их учебниками работали…
Проведенный мною опрос среди учителей
физкультуры (всего около 30 респондентов из трех
субъектов Российской Федерации) показал, что
никто из них не использует учебник в работе с
детьми. При этом многие (но не все) учителя
учебники по физкультуре видели, держали в руках,
читали, но практического применения им не нашли.
И основная причина – не в том, что нужно убедить
руководство школы эти учебники в нужном
количестве приобрести, а в том, что, к сожалению,
учителя физкультуры не умеют с ними работать. Их
просто этому не учили. А жаль. Ведь учебник нужен
как ученику, так и учителю. И он должен содержать
не только необходимую информацию по предмету, но
и практические рекомендации, вопросы для
контроля, которые учитель будет проверять. Так,
по крайней мере, работают наши коллеги –
учителя-предметники. И тому, как работать с тем
или иным учебником, их учат со студенческой
скамьи.
А нужен ли учебник по физкультуре
вообще? Получается странная картина: наши
коллеги – учителя-предметники – в своей работе
все больше стараются перейти к практической
работе, мы же, наоборот, уходим в теорию.
Правильно ли это? Бесспорно, без теоретических
основ физическая культура невозможна. Но не
стоит из-за этого большую часть времени изучать
теорию. Особенно в наше время, когда год от года
падают и уровень физической подготовки детей, и
их двигательная активность. Правы те учителя,
которые утверждают, что двух уроков в неделю не
хватает для того, чтобы освоить весь
практический материал. А теория, как известно,
без практики мертва…
Безусловно, учебник по физкультуре
нужен. Он несет детям ту информацию, которую
учителя порой дать забывают. Да и дети должны
иметь возможность лишний раз прочитать то, о чем
уже говорил учитель. То есть учебник становится
как бы книгой для домашнего (или, как говорят,
внеклассного) чтения. Но ведь кто-то же должен
дать детям это задание, объяснить, на что
обратить внимание, проверить, наконец! И поэтому
учитель физкультуры должен знать о выходе
учебника заранее, его должны обучить тому, где и
на каких уроках стоит обращаться к учебнику, что
задавать на дом, – и это тоже немаловажно,
учитывая нынешнюю перегруженность детей. Пока же
получается, что книга выпущена, а пользы она не
приносит.
Выходит, что авторам нужно задуматься
не над тем, чему учить, а над тем, как учить. К
сожалению, теоретические уроки по физкультуре в
современной школе (будь то основы знаний по
предмету или подготовка к экзамену) в основном
проходят как лекции. А ведь можно провести
урок-диспут, дебаты, ролевую игру, урок-семинар
или урок-конференцию. Тогда и теоретический урок
по физкультуре станет интересным. Но и этим
современным педагогическим технологиям
учителей нужно обучить.
Конечно, 30 опрошенных мною коллег –
это капля в море, и не стоит делать выводов о том,
что все так плохо и никто с учебниками не
работает. Уверен – это не так. И потому
призываю вас, уважаемые коллеги, поделиться на
страницах газеты своим опытом использования
учебника по физкультуре в своей работе. Может
быть, кто-то из вас сам создает такие учебники и
они реально работают? А может, и без учебника по
физкультуре у вас есть интересные разработки в
виде теоретических занятий?
Николай РЯБИНИН,
г. Курск
|