Соревновательно-игровой метод
Успешное выполнение учебной программы
по физическому воспитанию сегодня немыслимо без
разнообразного и всестороннего применения
современных средств и методов, в том числе и
соревновательно-игрового.
Гибкий вариативный характер этого
метода позволяет рационально использовать
различные средства физического воспитания.
Значительно повышается заинтересованность
учащихся, увеличиваются моторная плотность
уроков и их эффективность. Эмоциональный
характер воздействия соревновательных
упражнений и подвижных игр позволяет комплексно
воспитывать широкий диапазон физических
качеств, например динамическую силу, прыжковую
выносливость, гибкость, ловкость и т.д.
Воспитание морально-волевых качеств
осуществляется в условиях борьбы с соперником,
при коллективном характере действий,
значительном физическом и эмоциональном
напряжении. Личные интересы в играх или
соревнованиях подчиняются коллективным целям,
вырабатывается уважение к товарищам по команде,
к сопернику. Роль соревновательно-игровых
упражнений возрастает, когда они тесным образом
связаны с учебным материалом урока.
Воспитываются смелость и настойчивость в
достижении цели, коллективизм и товарищество,
быстрота и ловкость, сила и гибкость,
выносливость и воля к победе. Использовать эти
задания можно во всех частях урока, особенно
когда необходимо внести в него новизну
эмоционального восприятия упражнений.
Сначала подбираются разнообразные
упражнения и подвижные игры, отвечающие задачам
урока. Сложные игровые упражнения чередуются с
более простыми, не требующими
концентрированного внимания.
Подвижные игры и соревновательные
упражнения должны соответствовать той части
урока, в которую они введены. Во вводной
части урока используются упражнения,
способствующие подготовке организма учащихся к
предстоящей работе. Это различные комплексы
общеразвивающих и специальных упражнений в
движении и на месте в виде соревнований,
проводимых в парах с элементами силовых
единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее
число раз добьется победы.
Примерный комплекс упражнений для
уроков легкой атлетики
1. Ускорение на отрезках прямой 30 м с
промежуточным финишем в середине дистанции.
2. Многоскоки. Преодолеть большее расстояние при
помощи 15 прыжков.
3. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Кто
раньше выполнит задание. Юноши – 20 раз, девушки –
10 раз.
4. Бег на отрезках прямой 60–100 м с гандикапом. При
повторном выполнении участники меняются
местами.
5. Передвижения в низком приседе. Кто быстрее
преодолеет расстояние 25–30 м.
6. Передвижения спиной вперед на 20–30 м и т.д.
Примерный комплекс упражнений для
уроков гимнастики
1. Ходьба с круговыми движениями рук и
сменой направления вращения на каждый счет.
2. Бег по «кочкам». Как можно быстрее преодолеть
дистанцию.
3. Ходьба широко расставленными ногами с
вращением головы в левую и правую сторону,
стараясь не сбиться с прямой.
4. Передвижение в упоре сидя ногами вперед.
5. Передвижение приставными шагами правым и левым
боком.
6. Передвижение прыжками в приседе, руки на поясе
и т.д.
Выполнять соревновательно-игровые
задания в основной части урока
можно как в ее начале, так и в середине либо в
конце. Главное, чтобы соревновательно-игровая
деятельность логически вытекала из потребности
закрепить те или иные умения и навыки.
В заключительной части урока
соревновательно-игровые задания используются
для расслабления и успокоения организма после
нагрузки или после эмоционального подъема.
При использовании
соревновательно-игрового метода нужно помнить о
следующих правилах:
1. Повышать заинтересованность учащихся
путем применения гандикапа не только в беге, но и
в других видах легкоатлетической подготовки.
2. Обеспечивать постоянное возрастание объема и
интенсивности физической нагрузки.
3. Проводить соревнования в условиях,
приближенных к реальным, с обязательной оценкой
достигнутого уровня.
4. Поощрять инициативу учащихся в разнообразии
применения технических приемов и способов
выполнения заданий.
5. Регулярно поощрять не только сильных, но и
слабых учащихся, сумевших добиться улучшения
своих личных результатов.
Игровые задания для уроков легкой
атлетики
«Быстро по местам»
Задачи: развитие быстрой реакции на
сигнал, сообразительности, совершенствование
умения ориентироваться.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
По первому сигналу
игроки разбегаются, по второму – все должны
построиться в указанном месте.
Варианты построения:
а) в общей или отдельной шеренгах;
б) в общем или отдельном круге;
в) квадрат |
Команда, сумевшая
быстрее занять свое место, побеждает |
Заранее познакомить
с сигналами, исходным положением, формой строя и
местом |
«Точно в цель»
Задачи: развитие скоростно-силовых
качеств, закрепление техники метания малого мяча
в соревновательных условиях.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Построение в колонну
по одному. Игроки метают мяч в стену на дальность
отскока, с попаданием в цель.
Варианты: метание проводится по различным кругам
мишени |
Кто попал большее
число раз, тот победил. За дальность отскока
добавляется очко |
По мере освоения
добиваться более точного броска, сильного
отскока, используя разбег |
Эстафетный бег
Задачи: развитие скоростной
выносливости, ловкости, внимательности.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Команды соревнуются
в эстафетном беге.
Варианты:
а) построение в колонны по одному;
б) построение в шеренги, при перебежке команды
меняются местами |
Игроки стартуют
раздельно или одновременно. Побеждает та
команда, которая быстрее справится с заданием |
Четко разъяснить
правила игры |
Игровые задания для уроков
лыжной подготовки
Применение соревновательно-игровых
заданий является эффективным средством
совершенствования лыжных ходов, а также развития
физических качеств на уроках лыжной подготовки.
С помощью игр и соревновательных заданий
учащиеся приобретают необходимые навыки
передвижения по дистанции, куда входят спуски и
подъемы, а также закрепляют умение применять
технику лыжных ходов с учетом рельефа местности.
Игровые и соревновательные задания
можно разделить на группы:
1. Совершенствование техники лыжных
ходов на учебной лыжне.
2. Повороты на месте и в движении.
3. Совершенствование техники спусков и подъемов
на гористой местности.
4. Развитие физических и функциональных
возможностей организма.
5. Приобретение умения соревноваться и
тактически противостоять сопернику,
ориентироваться на местности, рационально
использовать лыжную технику.
«Скользи дальше»
Задачи: совершенствование техники
одновременного бесшажного хода, развитие силы
при отталкивании палками, выносливости.
Эстафета «елочкой»
Задачи: совершенствование техники
подъема «елочкой», развитие силовой
выносливости в игровых условиях.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Со старта учащиеся
преодолевают подъем «елочкой», затем спускаются
вниз, после чего стартует следующая пара |
В паре побеждает
игрок, быстрее поднявшийся в гору. Побеждает
команда, у которой больше побед |
В конце подъема
поставить флажки |
Можно использовать также игры
«Гонка с выбыванием», «Гонка за лидером», «К
своим палкам», «Лучший гонщик» и др.
Игровые задания для уроков спортивных
игр
Соревновательно-игровой метод особенно
популярен на уроках со спортивными играми, когда
он применяется для закрепления и
совершенствования игрового навыка. Техника
владения мячом успешно отрабатывается как в
эстафетах, так и в подвижных играх. Для овладения
техникой перемещения применяются следующие
упражнения: разновидности бега с остановкой по
сигналу, эстафеты с разновидностью прыжков,
подвижные игры. При обработке и
совершенствовании передачи и ловли мяча
используются всевозможные передачи в парах,
тройках, эстафеты во встречных и параллельных
колоннах, кругах, шеренгах. Много игровых заданий
выполняется для закрепления бросков мяча (с
места, с шага, в прыжке, в движении, после
остановки, после поворота, с сопротивлением).
«Подбрось – поймай»
Задачи: формирование навыка
подбрасывания и ловли мяча, развитие координации
движений.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Построение в две
шеренги. По сигналу учащиеся подбрасывают мяч
перед собой вверх, ловят его и прокатывают
партнерам, а те, в свою очередь, выполняют то же
самое |
Побеждает команда, у
которой будет:
а) меньшее число падений;
б) более точное прокатывание |
Ловлю и
подбрасывание мяча можно выполнять с ударом о
пол или стену, стоя на месте или в прыжке |
«Обведи и передай»
Задачи: совершенствование навыка
ведения мяча с изменением направления,
закрепление навыков передачи и ловли мяча.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Построение в колонны,
впереди лежат мячи. Первый игрок обводит
препятствие, в конце разворачивается и передает
мяч другому игроку, а сам встает позади всех |
При потере мяча
начинать с того места, где произошла эта потеря |
Ведение мяча
выполняют правой и левой руками |
«Снайперские броски»
Задачи: формирование навыка
техники броска мяча в корзину, закрепление ловли
мяча.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Построение в колонну
к щитам. Игрок после ведения мяча бросает его в
корзину, затем ловит и передает следующему
игроку, а сам встает в колонну.
Варианты:
а) игрок бросает мяч, пока не попадет в цель;
б) броски с места или в прыжке |
Побеждает тот, кто
забросит больше мячей в корзину или раньше
закончит эстафету |
Необходимо следить
за техникой движений и точностью попаданий в
корзину |
Игровые задания для уроков
гимнастики
Для повышения заинтересованности
учащихся в качественном выполнении порядковых и
строевых упражнений они выполняются в
соревновательно-игровой обстановке.
Соревнование может проходить в колоннах или
шеренгах, как с выбыванием участников,
нарушивших строй или допустивших ошибку, так и
без выбывания, но с получением штрафных очков,
количество которых в итоге определит
победителей игры (соревнований).
Для привлечения внимания в начале урока
проводится игра, в которой участник должен
выполнять строевые команды, если в начале
команды присутствует слово «группа» или «класс».
При выполнении общеразвивающих упражнений
команды могут соревноваться на выполнение
большего количества упражнений за определенный
промежуток времени как на месте, так и в движении,
например: кто раньше выполнит 10 наклонов,
приседаний, отжиманий, различных прыжков и т.п.
Общеразвивающие упражнения могут быть включены
в эстафеты. Например, после передвижения на одной
или двух ногах через определенное количество
шагов ученики выполняют какие-либо упражнения,
после чего передвигаются к своей команде,
передавая эстафету следующему учащемуся.
В соревновательно-игровой обстановке
хорошо выполняются акробатические упражнения:
различные кувырки, стойки, «мостик», «домик» и
т.д. Для разнообразия при проведении эстафет
применяются дополнительные предметы:
гимнастическая палка, скакалка, мячи, кегли и др.
«Построй мост»
Задачи: закрепление акробатических
элементов в игровой форме, развитие ловкости.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Первый игрок бежит до
первой отметки и делает «мост». После этого
выбегает второй игрок, пролезает под «мостом» и
строит второй «мост» за первым. Затем под двумя
«мостами» пролезает третий и т.д. Последний игрок
пролезает под последним «мостом», подает
команду: «Встать!», и все бегут на свои места |
Побеждает команда,
которая построится первой. «Мост» не должен
падать |
Необходимо следить,
чтобы игроки правильно выполняли задание и
хорошо держали «мост» |
Эстафета с гимнастической
палкой
Задачи: совершенствование навыка
выполнения гимнастических упражнений с палкой,
развитие прыгучести, координации движений,
воспитание коллективизма.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Построение встречных
колонн.
Первая пара одной из сторон держит за концы
гимнастическую палку. По сигналу пары бегут
навстречу друг другу: одна – взявшись за палку,
другая – за руки. При встрече вторая пара
перепрыгивает через палку. Первая пара передает
палку следующей. |
Игра заканчивается,
когда каждая пара сделает две перебежки – с
палкой и без палки |
Выполнение задания
зависит от слаженности действий игроков |
«Удержи равновесие»
Задачи: закрепление навыков
выполнения упражнений в равновесии; развитие
ловкости, точности, координации движений.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
На перевернутых
скамейках находятся две команды. Соперники
стараются вывести друг друга из равновесия.
После падения одного игрока другому
засчитывается очко. Затем выходит другая пара
игроков.
Вариант: победитель продолжает бороться до тех
пор, пока у него остаются соперники |
Побеждает команда,
набравшая большее количество очков |
Участники могут
состязаться одновременно на концах и на середине
скамейки, а также на нескольких скамейках |
Эстафета с кувырками
Задачи: совершенствование кувырка
вперед, развитие ловкости, координации движений.
Построение |
Содержание |
Правила |
Методические
указания |
|
Первый участник
добегает до первого мата и делает кувырок, затем,
взяв мяч, бежит ко второму мату. Прижав мяч к
животу, делает кувырок, затем бежит обратно, мяч
кладет у первого мата и передает эстафету
второму игроку.
Вариант:
а) игрок подбрасывает мяч и делает кувырок,
вставая, ловит его;
б) после кувырка игрок метает мяч в цель |
Игрок должен
выполнить все задания. За ошибку он получает
штрафное очко. Побеждает тот, кто выполнит
задание быстрее и получит меньше штрафных очков |
Маты положить на
одинаковом расстоянии. Рядом с первым матом
положить мяч |
Игорь БАЛЫБЕРДИН,
г. Кирс,
Кировская обл. |