Методика обучения стойке на руках
При выполнении различных
акробатических упражнений у учащихся порой
возникает чувство страха, вполне нормальное и
нужное для человека. Другое дело, что оно не
должно выходить за рамки разумного. Существуют
две основные крайности:
1. Страх перед изучением и выполнением
новых движений.
В этом случае учителю стоит обратить
внимание на подготовительную работу над легкими
координационными движениями, базовой
специальной и физической подготовкой,
многообразием подготовительных упражнений и
нефорсированным их преподнесением. Важно
выработать у ученика доверие к себе и умение
контролировать свое тело в движении.
2. Излишняя самоуверенность, ни на чем
не основанная.
Этот случай более сложен и требует от
преподавателя особой бдительности. Порой самые
легкие акробатические упражнения бывают
коварны. Основная работа заключается в подборе
упражнений, которые будут ставить ретивого
ученика в такие рамки, где он почувствует свою
уязвимость, а может быть, и легкую неуверенность.
В особых случаях можно предложить использование
сложного элемента, когда ученик почувствует
слабый страх (на грани удивления – «Как же я
так?»). Безусловно, все упражнения выполняются
под четким контролем, с дальнейшим объяснением
происшедшего и разговором, переходящим в шутку.
Для примера предлагаю описание
цикла упражнений по обучению стойке на руках.
Упражнение
1. Лечь на спину на полу, руки вверх.
Одновременно оторвать руки, плечи и ноги от пола
на 2–3 см. Удерживать 10 сек. Почувствуйте, как
работает передняя поверхность туловища. Так
будет и при стойке на руках.
Упражнение 2. Лечь на живот,
руки вверх. Одновременно оторвать от пола руки,
плечи и ноги на 2–3 см. Удерживать 10 сек.
Почувствуйте, как работает задняя поверхность
туловища. Так будет и при стойке на руках.
Если ученику не удается удерживать данные
положения в течение 10 сек., – значит, у него
недостаточно развиты мышцы брюшного пресса, с
одной стороны, и мышц спины и ягодиц – с другой.
Их можно развить, выполняя те же упражнения,
постепенно увеличивая время удержания позы.
Упражнение 3. Упор лежа. Носок
на стопе, руки строго прямые (под углом 90° к полу),
пальцы рук растопырены, чуть повернуты друг к
другу. Удерживать 10 сек. Корпус тела строго
прямой. Передняя и задняя части туловища
находятся в тонусе, как и в упражнениях 1 и 2.
Если не удается удерживать данное положение на
прямых руках в течение 10 сек., – значит,
трехглавые мышцы плеча недостаточно развиты.
Развивать их нужно отжиманиями от пола,
увеличивая амплитуду движений, количество
повторений и совершенствуя технику.
Упражнение 4. Встать спиной к
стене, руки вверх. Пятки ног и руки прижаты к
стене. Максимально втягивая живот, вытянуться
вверх (не отрывая пятки) всем корпусом,
представив, что стопы приклеены к полу, а руки
кто-то вытягивает наверх. Создать сильный тонус
во всех мышцах, особенно в мышцах плеча, живота,
спины, ягодиц и бедер. Удерживать 10 сек. Так будет
и в стойке на руках.
При этом ученик должен превратиться в жесткую,
прямую конструкцию, что позволит при стойке на
руках стоять «на костях», а не на силе огромного
количества мышц, что будет гораздо легче и
позволит даже слабым ученикам выполнять это
упражнение.
При его выполнении обратить внимание на
расстояние между стеной и позвоночником в
области крестца. Если в это пространство
помещается больше, чем ваша кисть в вертикальном
положении, – следует обратить внимание на
позвоночник. В таком случае нужно выполнить
упражнения для мышц спины. Подойдут также
предложенные упражнения 1 и 2, если выполнять их
минимум по 2 подхода, удерживая позы по 20 сек.
Упражнение 5. Встать лицом к
стене на расстоянии 1,5 м. Ноги вместе, руки вверх.
Напрячь мышцы. Шагом удобной ноги вперед
поставить обе руки на пол на расстоянии одной
кисти до стены и на таком же расстоянии одна от
другой. После этого сразу сделать небольшой мах
ногой так, чтобы обе ноги чуть-чуть оторвались от
опоры. При постановке рук перевести взгляд на
кончики пальцев рук. Руки на опоре, ноги – нет.
Почти стойка на руках.
В упражнении обратить внимание на основные
моменты стойки на руках:
– пальцы рук растопырены, чуть
повернуты друг к другу;
– руки в локтях не сгибать;
– при постановке рук и махе ногой плечи и голову
не подавать вперед;
– глаза должны смотреть на кончики пальцев рук,
руки прижаты к голове (это более удобно);
– сохранять тонус мышц живота, спины, ягодиц,
бедер, не прогибаться в пояснице.
Упражнение 6. Повторить
предыдущее упражнение, увеличивая мах ногой до
такой степени, чтобы она немного не касалась
стены. При этом вторая (назовем ее опорной) нога
также приподнимается выше, но не соединяется с
маховой. Постепенно увеличить расстояние до
стены, чтобы можно было делать свободный шаг
ногой (как в жизни) и свободно сгибать колено для
мягкой постановки рук на опору насколько
возможно далеко и в то же время удобно.
Упражнение 7. Не изменяя и.п.,
выполняем стойку на руках, присоединяя опорную
ногу к маховой. Постепенно поднимаем обе ноги
выше, но не прислоняем к стене. В упражнении
отрабатывается глубина маха ноги, который
определяет, насколько точно удастся попасть в
равновесие стойки. «Недомах» грозит тем, что
стойки вообще не будет, а «перемах» – потерей
равновесия.
Упражнение 8. Не изменяя и.п.,
выполняем стойку на руках. После маха обе ноги
одновременно касаются стены очень мягко, при
этом на мгновение первыми касаются стены пятки.
Выровнять положение корпуса, проверить опорные
моменты. Слегка оттолкнувшись от стены, встать в
стойку на руках, попробовать удержать
равновесие.
Упражнение 9. Увеличить
начальное расстояние от стены еще на одну стопу.
Расстояние, на котором руки находятся от стены,
также увеличивается. Выполнить стойку, сразу
попав в равновесие. При «недомахе» поставить на
пол сначала опорную, а затем маховую ногу. При
«перемахе» – дождаться, когда обе ноги коснутся
стены, при этом четко соблюдая основные моменты.
Затем оттолкнуться той ногой, которой удобнее, от
стены, вернуться в и.п. Попробовать еще раз.
Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет
выполнена поставленная задача – удержать
равновесие в стойке на руках на протяжении 2–3
сек.
Упражнение направлено на выработку чувства
равновесия при стойке на руках и на преодоление
чувства страха в случае потери равновесия. В этом
случае нужно, прежде всего, удерживать основные
моменты (подчинять себе изменяющуюся ситуацию, а
не поддаваться ей). При завале на спину следует
больше упираться кончиками пальцев на пол, при
завале на живот – переместить пятки в
направлении спины.
Все упражнения ученик выполняет при страховке
преподавателя.
Олег СПИСКОВ,
мастер спорта по акробатике,
Москва |