Гимнастика с основами акробатики
1-й класс
Общеразвивающие упражнения без
предметов
Произвольное преодоление препятствий;
передвижения с остановками, с изменением
направлений, с заданными позами; ходьба по
гимнастической скамейке, гимнастическому
бревну; простые висы, упоры, прыжки.
Ходьба на носках, с предметами на голове
(задание – удерживать правильную осанку).
Динамические упражнения с переменой
опоры на руки и ноги.
Широкие стойки на ногах, ходьба с
включением широкого шага.
Общеразвивающие упражнения с
предметами
Скакалка
Перешагивание через вертикальную
скакалку; бег через вращающуюся скакалку на
месте и с продвижением вперед; прыжки в движении
лицом спиной, боком вперед через вращающуюся
(вперед, назад, перекрестно) скакалку; прыжки
через горизонтальную скакалку способом
перешагивания (вращение скакалки одной рукой
внизу горизонтально относительно опоры).
Обруч
Наклоны туловища в сторону, вращая обруч
по направлению движения часовой стрелки (обруч в
руках вертикально перед собой); из о.с.,
придерживая сверху вертикально стоящий обруч,
присесть и пролезть в обруч боком и встать с
другой стороны; вращение обруча рукой (над
головой, отведенной рукой в сторону); прыжки
через вертикально вращающийся обруч на месте и в
движении, ловля соперника обручем в игровых
формах выполнения упражнений и подвижных играх
– по сигналу (внешнему стимулу) из положения о.с.,
ноги вместе, врозь, упор присев, упор лежа, сидя,
сед и др. – бег из основной стойки, поймать
обручем соперника, двигающегося произвольно по
площадке в группе детей, такими же способами
действия (ловящий стоит вне площадки); пятнашки,
салки, ловишки – подвижные игры по существующим
правилам, но с изменением положения исходных
условий для участников.
Гимнастическая палка
Прыжки со сменой ног (палка на полу) на
незначительном возвышении; прыжки на месте через
палку, находящуюся сбоку; то же самое, но с
поворотом на 180° лежа на спине, палка внизу перед
собой, поочередно перенести правую, левую ногу
через палку; то же самое, но с одновременным
переносом обеих ног; упражнения на преодоление
сопротивления – в положении седа ноги согнуты,
стопы на полу, хват сверху (снизу), поднять
соперника, находящегося «зеркально» в том же
положении, с пола на ноги.
Подвижные игры и игровые задания
Игровые задания с использованием
строевых упражнений. Игры: «Бой петухов»,
«Тройка», «Раки», «Совушка».
2-й класс
Общеразвивающие упражнения без
предметов
Передвижения с меняющимися темпом и
длиной шага, поворотами и приседаниями;
комплексы упражнений на координацию с
ассиметричными движениями рук и ног, упражнения
на равновесие.
Качество освоения навыков проверяется с
помощью теста «Бег 3?10 м».
Динамические упражнения на локальное
развитие мышц туловища с использованием веса
тела и дополнительного отягощения до 1 кг;
комплексы упражнений с постепенным включением в
работу основных мышечных групп.
Глубокие выпады в приседе; наклоны
вперед, назад, в сторону в стойке на ногах и в
седе.
Степень освоения навыков проверяется с
помощью тестов: «Поднимание туловища за 1 мин.»,
«Подтягивание в висе», «Сгибание – разгибание
рук в упоре лежа».
Общеразвивающие упражнения с
предметами
Скакалка
Перешагивание через скакалку вперед и
назад (скакалка в руках натянута); лежа на спине
(скакалка в руках, сложенная вчетверо, внизу
перед собой), согнув ноги вперед, завести их между
скакалкой руками и опустить вниз (обратно то же);
бег через вращающуюся скакалку на ограниченной
опоре; прыжки через вращающуюся скакалку в
положении «стойка ноги врозь»; прыжки на месте
через вращающуюся (назад, вперед) скакалку на
двух ногах, на одной ноге, переходами с одной ноги
на другую, с двух ног на одну и обратно; прыжки на
скакалке с изменяющимся темпом ее вращения.
Обруч
Вращение обруча движением тела вокруг
ног, туловища; вращение на опоре в вертикальной
плоскости; перекаты обруча партнеру в парах;
подбрасывание обруча вверх, вверх-вперед и ловля
его одной рукой, двумя руками; то же самое, но
вместе с партнером; прыжки через вертикально
вращающийся обруч на месте и в движении вместе с
партнером в расстановке лицом друг к другу, друг
за другом; кувырки и перевороты (вперед, в
сторону) с обручем (хват сверху, широкий), бег и
ходьба в обручах по уменьшенной опоре:
гимнастическому бревну, скамейке, кубам; в
слаломном и челночном беге; бег и ходьба в
обручах по двое (в различных игровых заданиях);
бег из основной стойки – поймать обручем
«своего» соперника, двигающегося произвольно по
площадке в группе детей, но позиция ловящего
персонифицируется не в начале действия, а в ходе
уже самого действия, когда все участники имеют
исходно одинаковую позицию; пятнашки, салки,
ловишки – подвижные игры по существующим
правилам, но с изменением исходных условий для
участников.
Гимнастическая палка
Прыжки со сменой ног (палка на полу, на
незначительном возвышении), но с поворотом на
180–360°; прыжки с поворотом на 180–360° из о.с., ноги
врозь, палка между ног (на полу, на возвышении,
лежащая горизонтально, наклонно); лежа на груди,
палка на вытянутых вперед руках, перевод палки за
голову на лопатки в положении лежа на груди,
прогнувшись; палка горизонтально – держать
двумя руками, хватом снизу, подбросить и поймать
палку; балансирование палкой (установленной на
ладони или пальцах правой, левой руки) на месте;
балансирование палкой в приседании, в переходе в
положение стойки на коленях, присев, сед; поднять
соперника с пола на ноги, но с опорой стоп в
разноименные стопы соперника; в положении стоя
лицом друг к другу, держа за концы (справа и слева
от себя) две палки («паровоз»), выполнить при
сопротивлении движение руками (одновременно,
попеременно) вперед; то же самое, но на
уменьшенной опоре; то же самое, но на наклонной
поверхности.
Подвижные игры и игровые задания
«Конники-спортсмены», «Отгадай, чей
голос?», «Что изменилось?», «Посадка картофеля»,
«Прокати быстрее мяч»; эстафеты «Веревочка под
ногами», «Эстафета с обручем».
3-й класс
Общеразвивающие упражнения без
предметов
Игры на переключение внимания,
концентрацию ощущений, расслабление мышц.
Комплексы корригирующих упражнений на
контроль ощущений, на контроль осанки в движении
тела и его звеньев, стоя, сидя, лежа; комплекс
упражнений на укрепление и коррекцию мышечного
корсета.
Выпады и полушпагаты на месте; высокие
взмахи ногами, стоя у гимнастической стенки.
Степень освоения упражнения
проверяется с помощью тестов: «Подтягивание в
висе», «Поднимание туловища за 1 мин.», «Сгибание
– разгибание рук в упоре лежа».
Общеразвивающие упражнения с
предметами
Скакалка
Скакалка над головой, вращение скакалки
над головой в сторону (вверх) и передача скакалки
в другую руку перед собой (над головой), вращение
на ограниченной опоре; прыжки на ограниченной
опоре с вращением короткой скакалки рукой,
вытянутой в сторону; то же самое, но с передачей
скакалки в другую руку; прыжки с вращением лицом,
спиной, боком через скакалку на ограниченной
опоре (горизонтальной, наклонной); прыжки на
месте через вращающуюся (назад, вперед) скакалку
с двух ног на одну и обратно; прыжки через
вращающуюся скакалку с перемещением на заранее
определенные ориентиры; прыжки через
вращающуюся скакалку в паре с партнером в
положениях лицом, спиной, боком друг к другу, друг
за другом, вбеганием и впрыгиванием в зону
прыжков, пробеганием через вращающуюся скакалку;
гимнастическая скамейка (бревно) между ног, на
месте и с продвижением вперед; то же самое, но с
чередованием прыжков в положениях «стойка ноги
врозь», «скамейка (бревно) между ног», «стойка
ноги вместе на скамейке (бревне)»; выкруты со
скакалкой.
Обруч
Передача вращающегося обруча с одной
руки на другую над головой, перед собой: на месте
и в движении (вперед, назад, в сторону,
перекрестными и приставными шагами); вращение
обруча на руке, бросок вверх, вверх-вперед (назад)
с последующей ловлей на руку во вращении; прыжки
через вертикально вращающийся обруч на месте и в
движении спиной друг к другу; каскадные прыжки в
горизонтально расположенные на разной высоте
обручи, кувырок через обруч и в обруч,
расположенный в вертикальной и горизонтальной
плоскости соответственно (обруч держит партнер)
с места и с 5–6 беговых шагов.
Гимнастическая палка
Сед в группировке, палка зажата под
коленями, перекаты назад на лопатки и вперед в
положение сед; кувырки вперед, палка в руках
(широкий, средний хват); палка горизонтально –
хватом сверху поднять руки, выпустить палку и
поймать ее внизу; палка горизонтально – хватом
снизу за середину одной рукой подбросить ее и
поймать двумя руками, одной рукой (правой, левой)
хватом снизу (сверху). Балансирование в движении.
Броски палки двумя руками замахом из-за головы
вперед на заданное расстояние или в предметы:
кегли, городки, мячи, на маты и т.д. В положении
стоя, лицом друг к другу, держа палку сбоку
(справа, слева) смешанным хватом, перетянуть к
себе соперника; то же самое, но палку держать
горизонтально перед собой разными хватами; лежа
на животе с опорой на предплечье в «зеркальном»
расположении друг к другу, захватить лежащую
горизонтально палку (хват снизу, средний) и
сгибанием рук в предплечье переместить
соперника на свою сторону. Выкруты с
гимнастической палкой.
Подвижные игры и игровые задания
«Парашютисты», «Уворачивайся от мяча»,
«Гонка мячей по кругу», «Догонялки на марше».
4-й класс
Общеразвивающие упражнения без
предметов
Жонглирование предметами, преодоление
гимнастической полосы препятствий.
Комплексы корригирующих упражнений на
контроль ощущений, на контроль осанки в движении
тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплекс
упражнений на укрепление и коррекцию мышечного
корсета.
Переноска партнера в парах; комплексы
упражнений с дополнительным отягощением и
индивидуальные комплексы избирательной
направленности на отдельные мышечные группы.
Комплексы упражнений, включающие в себя
максимальное сгибание и прогибание туловища.
Степень освоения навыков проверяется с
помощью тестов: «Подтягивание в висе»,
«Поднимание туловища за 1 мин.», «Сгибание –
разгибание рук в упоре лежа».
Общеразвивающие упражнения с
предметами
Скакалка
Вращение укороченной скакалки рукой с
последующим ее броском вверх и ловлей
определенной рукой; прыжки через скакалку на
месте в определенном сочетании ритма
(ритмического рисунка) движений рук и ног (ритм
движений рук и ног один, ритм движений рук выше
ритма движений ног, «двойное вращение» и,
наоборот, с «прокруткой» прыжком); прыжки через
длинную вращающуюся скакалку с попеременным
вбеганием и выбеганием, впрыгиванием и
выпрыгиванием в зону и из зоны прыжков следующим
способом: на одной ноге, на двух ногах, со
скрещиванием ног, с поворотом на 90–180°, в приседе,
в полуприседе, в упоре лежа, в сочетании двух и
более способов; то же самое, но совместно с одним
или более партнерами (попарно, в тройках, в других
схемах, расстановках).
Обруч
Передача вращающегося обруча с одной
руки на другую над головой, перед собой в
положении «мост» и в движении (вперед, назад, в
сторону, перекрестными и приставными шагами) на
уменьшенной опоре (гимнастической скамейке,
бревне); броски обруча одной рукой (отведенной в
сторону) вверх по дуге над головой и ловля его
другой рукой; броски обруча вперед-вверх,
придавая ему вращение «на себя» с последующей
ловлей; сед углом, упор сзади, удержание обруча
между ног, вращение обруча на одной ноге, другая
согнута в колене; прыжок через вертикально
расположенный обруч (обруч держит партнер)
способом перешагивания с места и выполнение
5–6 беговых шагов; кувырки и перевороты (вперед, в
сторону) с обручем (хват сверху, широкий).
Гимнастическая палка
Кувырки вперед, палочка зажата под
коленями; палка вертикально, хватом за середину
одной рукой подбросить и поймать палку
одноименной (разноименной) рукой за середину,
конец (верхний, нижний) палки; передача палки из
руки в руку перед собой, за спиной, вверху над
головой, под ногой (приподнятой), за спиной –
вперед (через плечо), перед собой – назад (через
плечо); балансирование палкой в движении, но с
поворотами на 180–360°; подбрасывание и ловля
попеременно двух палок (жонглирование);
подбрасывание палки (удерживаемой вертикально,
горизонтально) ногой и ловля рукой в положении
стоя, лежа на спине, сед, согнув ноги; броски палки
одной рукой из-за головы с места и с 5–6 беговых
шагов на дальность; броски палки замахом сбоку на
точность приземления (попадание в цель);
перебрасывание палки партнеру одной рукой
хватом снизу, сверху (палка горизонтально),
хватом за середину, конец палки (палка
вертикально), ловля партнером одной рукой, двумя
руками указанными выше способами; встречное
перебрасывание двух палок по схеме «бросить
правой – поймать левой» или наоборот; переброска
партнеру двух палок одновременно.
Подвижные игры и задания
Задания на координацию: «Веселые
задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и
расслаблением определенных мышц тела). Развитие
координации проверяется с помощью теста
«Челночный бег 3?10 м».
Владимир ВЫСОЦКИЙ,
г. Красноярск
|