Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Автоспорт

В этом году женский экипаж России впервые принял участие в автопробеге по пустыне Сахара на автомобиле «Ниссан». Первый пилот – Елена ГОЛУБКИНА, второй пилот – Елена ПРАВДИНА. Обе – кандидаты в мастера спорта.

Русские «газели»: прорыв в женский Дакар

Основное условие соревнований – «собрать» все контрольные точки, расставленные в пустыне, и постараться проехать их как можно прямее. За 8 дней участницы должны преодолеть более 2500 км песчаных дюн, и именно в тех местах, где пролегает маршрут легендарного автомарафона Париж – Дакар. Правда, в отличие от Дакара, участницам Rallye Aicha des Gazelles категорически запрещено иметь на борту автомобиля любые спутниковые приборы навигации: GPS, road book (дорожную книгу), телефоны, фотоаппараты, бинокли. А ориентироваться в пустыне можно только с помощью топографической карты 1966 г. и хорошо всеми забытого компаса. Ежегодно в «ралли “Газелей”» принимают участие более 100 женщин в возрасте от 18 до 70 лет из разных стран. И до этого года соревнования проводились без участия спортсменок из России.

На старт ралли­2007 вышли 79 экипажей, а к финишу смогли прийти только 71. Российский экипаж Елена Голубкина – Елена Правдина закончил соревнование на 25й позиции абсолютного зачета.

Ралли стартовало во французском городе Сете. Весь спортивный караван пересек Средиземное море и высадился в марокканском городе Танжерсе. Девушки признались, что сравнивают свое участие в соревнованиях с полетом Гагарина:

– Он толком не знал, куда летит и что там, в космосе, его ждет. Так вот и мы не знали, на что шли. Первый шок был, когда увидели все эти карты и подержали в руках компас – нашу путеводную звезду…

Когда на финише первого же спецучастка организаторы соревнования увидели в числе лидеров номер 158 – «Ниссан» российского экипажа, они были просто поражены. Судьи не поверили, что такое возможно.

– Попросили остановить машину, чтобы найти запрещенные средства навигации, – вспоминает Лена Голубкина. – Мы даже рассердились. Говорим: да, есть у нас GPS, – и показываем на головы: вот здесь, в пространстве под коробочкой.

После трех дней ралли­рейда российский экипаж занимал шестое место. Многое изменил четвертый день, когда путь спортсменкам перегородил труднопроходимый песчаный эрг, где дюны достигали высоты девятиэтажного дома. Лены признались, что к такому бархану и психологическито сложно подъе­хать, а уж пересечь... Решили немного изменить маршрут.

– Ехать по прямой было невозможно: барханы располагаются хаотично, а между ними – деревья и кусты, которые автомобиль периодически «целует», – говорит Голубкина. – Когда впервые подъезжаешь к эргу и видишь перед собой огромные дюны, а стрелка компаса тупо показывает, что надо ехать прямо, теряешь ощущение реальности происходящего. Первая навязчивая мысль: «Это нельзя сделать. Это безумие, здесь проехать невозможно». Потом вспоминаешь рассказы бывалых, как они преодолевали «непроходимые» дюны, собираешь волю в кулак и идешь на штурм.

О картах на камушках и берберах

Преодолев самый длинный спецучасток марафона (364 км), идущий через открытые равнины, экипажи должны были использовать все свои топографические знания и умение читать карту местности. Начинаются горы, и самое интересное здесь – навигация.

– Вспоминаю постоянную борьбу за сохранность огромных карт, которые нам выдавали на старте каждого участка, – добавляет Правдина. – Мы закладывали их камушками, держали в четыре руки, но ветер безжалостно их трепал, раздирая на множество маленьких кусочков.

Преодоление гребня – это всегда прыжок, а при приземлении часто можно попасть в песчаную ловушку. Несколько раз Ленам приходилось откапываться руками, стирая их до крови.

– Однажды сели в самую коварную – «плоскую» – ловушку, – говорит Правдина. – Всё, – думаем, – сидеть нам тут, пока кто­нибудь из русских не спохватится. Вдруг откуда ни возьмись – берберы: «У вас проблемы?» – «Да нет, все в порядке, загораем», – отвечаем. Ну, они, слава Богу, наш юмор не поняли и помогли выбраться: дали дельный совет, как сделать необходимый маленький уклончик. Мы им на радостях отдали все, что смогли найти в машине, и берберы так же неожиданно исчезли.

Как заблудиться, но не пропасть

Заключительный спецучасток оказался одним из самых сложных: огромные горы песка, которые практически невозможно объехать, и минимум ориентиров на местности. После изнурительного пути в дюнах на финишной стадии девушки… заблудились и оказались в Алжире. Приехав по дюнам в какое­то непонятное место, Правдина и Голубкина с удивлением обнаружили еще порядка десяти практически закопанных экипажей. Почти три часа наш экипаж помогал коллегамбедолагам выбираться из дюн.

– Только развели костер – тут же приехала алжирская полиция во главе с важным полковником, – улыбается Голубкина. – Он нам стал читать лекцию о террористах. Девочки из Нигерии и так постоянно плакали, а здесь – ну просто рыдали, назад к маме хотели. Как только рассвело в шесть утра, решились выехать. Но тут новый подвох: песчаная буря – видимость три­четыре метра. Пришлось уговорить военных указать нам проход, которого нет на карте.

Финиш на берегу океана был особенно красивым. Машины, выстроившись в ряд и торжественно сигналя, проехали мимо рукоплещущей толпы встречающих. Традиционно гонка собирает огромное количество поклонников. Как и на других соревнованиях, экипажи делились на классы, но победитель определяется в абсолютном зачете. В этом году победу на «“ралли “Газелей”» одержал французский экипаж – они отклонились от идеального маршрута всего на 136,74 км.

«Когда снова?»

– Ощущение такое, что побывали в армии, в войсках специального назначения. И это несмотря на нашу серьезную подготовку! – говорит Правдина. – И хотя угрозы жизни особо не было – змей и скорпионов не встречали, – но здоровье… Не отдыхаешь, встаешь в четыре утра, а ложишься в двенадцать. Ночью не высыпаешься, все время кудато едешь, кудато опаздываешь. Вскакиваешь в поту: быстренько все собираешь, проходишь инструктаж – и все: на старт бегом марш! Поесть физически не успевали. До девяти вечера попьешь на КП да сухие булочки пожуешь. 80% новичков сказали, что больше никогда не будут участвовать в подобных мероприятиях, что одного раза им хватило. И только мы, русские, громко спросили: «А когда снова?»

C 15 по 30 марта 2008 г. уже три российских экипажа вновь бросят вызов Сахаре.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА

 

Рейтинг@Mail.ru