Автоспорт
В этом году женский экипаж России впервые
принял участие в автопробеге по пустыне Сахара
на автомобиле «Ниссан». Первый пилот – Елена
ГОЛУБКИНА, второй пилот – Елена ПРАВДИНА. Обе –
кандидаты в мастера спорта.
Русские «газели»: прорыв в женский
Дакар
Основное условие соревнований – «собрать» все
контрольные точки, расставленные в пустыне, и
постараться проехать их как можно прямее. За 8
дней участницы должны преодолеть более 2500 км
песчаных дюн, и именно в тех местах, где пролегает
маршрут легендарного автомарафона Париж –
Дакар. Правда, в отличие от Дакара, участницам Rallye
Aicha des Gazelles категорически запрещено иметь на
борту автомобиля любые спутниковые приборы
навигации: GPS, road book (дорожную книгу), телефоны,
фотоаппараты, бинокли. А ориентироваться в
пустыне можно только с помощью топографической
карты 1966 г. и хорошо всеми забытого компаса.
Ежегодно в «ралли “Газелей”» принимают участие
более 100 женщин в возрасте от 18 до 70 лет из разных
стран. И до этого года соревнования проводились
без участия спортсменок из России.
На старт ралли2007 вышли 79 экипажей, а к финишу
смогли прийти только 71. Российский экипаж Елена
Голубкина – Елена Правдина закончил
соревнование на 25й позиции абсолютного зачета.
Ралли стартовало во французском городе Сете.
Весь спортивный караван пересек Средиземное
море и высадился в марокканском городе Танжерсе.
Девушки признались, что сравнивают свое участие
в соревнованиях с полетом Гагарина:
– Он толком не знал, куда летит и что там, в
космосе, его ждет. Так вот и мы не знали, на что
шли. Первый шок был, когда увидели все эти карты и
подержали в руках компас – нашу путеводную
звезду…
Когда на финише первого же спецучастка
организаторы соревнования увидели в числе
лидеров номер 158 – «Ниссан» российского экипажа,
они были просто поражены. Судьи не поверили, что
такое возможно.
– Попросили остановить машину, чтобы найти
запрещенные средства навигации, – вспоминает
Лена Голубкина. – Мы даже рассердились. Говорим:
да, есть у нас GPS, – и показываем на головы: вот
здесь, в пространстве под коробочкой.
После трех дней раллирейда российский экипаж
занимал шестое место. Многое изменил четвертый
день, когда путь спортсменкам перегородил
труднопроходимый песчаный эрг, где дюны
достигали высоты девятиэтажного дома. Лены
признались, что к такому бархану и
психологическито сложно подъехать, а уж
пересечь... Решили немного изменить маршрут.
– Ехать по прямой было невозможно: барханы
располагаются хаотично, а между ними – деревья и
кусты, которые автомобиль периодически «целует»,
– говорит Голубкина. – Когда впервые
подъезжаешь к эргу и видишь перед собой огромные
дюны, а стрелка компаса тупо показывает, что надо
ехать прямо, теряешь ощущение реальности
происходящего. Первая навязчивая мысль: «Это
нельзя сделать. Это безумие, здесь проехать
невозможно». Потом вспоминаешь рассказы бывалых,
как они преодолевали «непроходимые» дюны,
собираешь волю в кулак и идешь на штурм.
О картах на камушках и берберах
Преодолев самый длинный спецучасток марафона
(364 км), идущий через открытые равнины, экипажи
должны были использовать все свои
топографические знания и умение читать карту
местности. Начинаются горы, и самое интересное
здесь – навигация.
– Вспоминаю постоянную борьбу за сохранность
огромных карт, которые нам выдавали на старте
каждого участка, – добавляет Правдина. – Мы
закладывали их камушками, держали в четыре руки,
но ветер безжалостно их трепал, раздирая на
множество маленьких кусочков.
Преодоление гребня – это всегда прыжок, а при
приземлении часто можно попасть в песчаную
ловушку. Несколько раз Ленам приходилось
откапываться руками, стирая их до крови.
– Однажды сели в самую коварную – «плоскую» –
ловушку, – говорит Правдина. – Всё, – думаем, –
сидеть нам тут, пока ктонибудь из русских не
спохватится. Вдруг откуда ни возьмись – берберы:
«У вас проблемы?» – «Да нет, все в порядке,
загораем», – отвечаем. Ну, они, слава Богу, наш
юмор не поняли и помогли выбраться: дали дельный
совет, как сделать необходимый маленький
уклончик. Мы им на радостях отдали все, что смогли
найти в машине, и берберы так же неожиданно
исчезли.
Как заблудиться, но не пропасть
Заключительный спецучасток оказался одним из
самых сложных: огромные горы песка, которые
практически невозможно объехать, и минимум
ориентиров на местности. После изнурительного
пути в дюнах на финишной стадии девушки…
заблудились и оказались в Алжире. Приехав по
дюнам в какоето непонятное место, Правдина и
Голубкина с удивлением обнаружили еще порядка
десяти практически закопанных экипажей. Почти
три часа наш экипаж помогал коллегамбедолагам
выбираться из дюн.
– Только развели костер – тут же приехала
алжирская полиция во главе с важным полковником,
– улыбается Голубкина. – Он нам стал читать
лекцию о террористах. Девочки из Нигерии и так
постоянно плакали, а здесь – ну просто рыдали,
назад к маме хотели. Как только рассвело в шесть
утра, решились выехать. Но тут новый подвох:
песчаная буря – видимость тричетыре метра.
Пришлось уговорить военных указать нам проход,
которого нет на карте.
Финиш на берегу океана был особенно красивым.
Машины, выстроившись в ряд и торжественно
сигналя, проехали мимо рукоплещущей толпы
встречающих. Традиционно гонка собирает
огромное количество поклонников. Как и на других
соревнованиях, экипажи делились на классы, но
победитель определяется в абсолютном зачете. В
этом году победу на «“ралли “Газелей”» одержал
французский экипаж – они отклонились от
идеального маршрута всего на 136,74 км.
«Когда снова?»
– Ощущение такое, что побывали в армии, в
войсках специального назначения. И это несмотря
на нашу серьезную подготовку! – говорит
Правдина. – И хотя угрозы жизни особо не было –
змей и скорпионов не встречали, – но здоровье…
Не отдыхаешь, встаешь в четыре утра, а ложишься в
двенадцать. Ночью не высыпаешься, все время
кудато едешь, кудато опаздываешь. Вскакиваешь в
поту: быстренько все собираешь, проходишь
инструктаж – и все: на старт бегом марш! Поесть
физически не успевали. До девяти вечера попьешь
на КП да сухие булочки пожуешь. 80% новичков
сказали, что больше никогда не будут участвовать
в подобных мероприятиях, что одного раза им
хватило. И только мы, русские, громко спросили: «А
когда снова?»
C 15 по 30 марта 2008 г. уже три российских экипажа
вновь бросят вызов Сахаре.
Татьяна БЕЛОНОЖКИНА |