ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Мониторинг физического развития и
физической подготовленности учащихся
Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1.
Предмет «физическая культура» и его значение в
комплексной оценке качества образования. |
18 |
Лекция № 2.
Факторы, понятия и термины, определяющие
качество образования в сфере физической
культуры. |
19 |
Лекция № 3.
Методика мониторинговых исследований
физического развития, физической и
функциональной подготовленности как важнейших
показателей здоровья учащихся.
Контрольная работа № 1 |
20 |
Лекция № 4.
Технология широкомасштабного тестирования
показателей здоровья на уроках физической
культуры и физкультурно-спортивных праздниках. |
21 |
Лекция № 5. От
тестирования практических умений и навыков – к
тестированию уровня знаний по предмету
«физическая культура».
Контрольная работа № 2 |
22 |
Лекция № 6.
Различные методические подходы к оценке
показателей здоровья. |
23 |
Лекция № 7.
Пример мониторинговых исследований с анализом
результатов учебных достижений школьников по
предмету «физическая культура». |
24 |
Лекция № 8.
Научно обоснованные управленческие решения,
принимаемые органами системы образования по
результатам мониторинга физического развития и
физической подготовленности школьников.
Итоговая контрольная работа |
Лекция № 7.
Методика расчета и оценки результатов
тестирования показателей здоровья
«Единственная красота, которую знаю,
– это здоровье»
Г. Гейне
Расчетный этап
По результатам фактических измерений в
соответствии с методикой выполняется расчет
индивидуальных показателей физического
развития, физической и функциональной
подготовленности каждого человека. Компьютер
рассчитывает рейтинговые значения учащегося,
класса, школы, курса и т. д. Расчетные формулы,
используемые на втором этапе, сведены в табл. 1.
Таблица 1
Расчетные формулы, краткие пояснения,
литературные источники
№
п/п |
Показатели
физического развития |
Формулы |
Пояснения |
1 |
Расчетная масса тела
Р расч1 = L – 100 для роста 150–165 см
Р расч1 = L – 105 для роста 165–175 см
Р расч1 = L – 110 для роста 175–185 см
Р расч2 = L – {100 – [(L – 150)/4]} |
В зависимости от роста
Формулы ростового индекса БрокаБругше [1]
Формула Лоренца для расчета идеальной массы тела |
Р расч3 = 50 + 0,75(L – 150) + 0,25(W
– 21) для мужчин
Р расч3 = 50 + 0,34(L – 150) + 0,2(W – 21) для женщин |
В зависимости от роста,
возраста и пола [6] |
|
Р расч4 = 0,375L
муж
Р расч4 = 0,325L
Жен
Р расч5 = 0,39L
Р расч5 = 0,34L
Р расч6 = 0,41L
Р расч6 = 0,355L |
В зависимости от роста, пола,
строения грудной клетки (телосложения)* [1]
астеники
нормостеники
гиперстеники |
|
Расчет весоростового индекса
Jвр = Ркг/Lсм |
Характеризуют
физическое развитие и наличие либо избыточного
веса, либо дефицит массы [3, 4, 5] |
|
Расчет индекса Кетле или
индекса массы тела
JК = РКГ/LМ2 |
4 |
Расчет индекса Пинье
JП = LСМ – [РКГ+ОГКСМ] |
Определяет пропорциональность
развития и крепость телосложения [5] |
5 |
Расчет индекса
пропорциональности
Iпр = |
Характеризует либо малую, либо
большую длину ног [6] |
6 |
Расчет должной жизненной
емкости легких Д жел
Д жел расч1 = 25L
Д жел расч2 = 40L + 30Р – 4400 (муж.)
Д жел расч2 = 40L + 10P – 3800 (жен.)
Д жел расч3 = (27,63 – 0,122W)L (муж.)
Д жел расч3 = (21,78 – 0,101W)L (жен.)
Д жел расч4 = 63Р (муж.) не занимающиеся
физкультурой и спортом
Д жел расч4 = 55Р (жен.) не занимающиеся
физкультурой и спортом
Д жел расч4 = 70Р (муж.) занимающиеся
физкультурой и спортом
Д жел расч4 = 60Р (жен.) занимающиеся
физкультурой и спортом |
В зависимости от роста
В зависимости от роста, массы тела и пола
В зависимости от роста, возраста и пола
В зависимости от пола, массы тела и интенсивности
физкультурноспортивных занятий [7] |
7 |
Расчет жизненного индекса
J ж = ЖЕЛ мл / Р кг |
Характеризует мощность
аппарата внешнего дыхания [7] |
8 |
Расчет индекса Эрисмана
Iэ = ОГК в покое – L/2 |
Характеризует развитие
грудной клетки [6] |
9 |
Экскурсия грудной клетки (ЭГК)
ЭГК = ОГКна вдохе – ОГКна выдохе |
Характеризует развитие
органов дыхания [1] |
10 |
Расчет индекса силы кисти
JCК = (CККГ/РКГ)100% |
Характеризует силу кисти [5] |
11 |
Расчет индекса становой силы
JCС = (CСКГ/РКГ)100% |
Характеризует развитие мышц
спины [6] |
* Наиболее просто и точно тип
телосложения определяется измерением
окружности запястья руки: у узкогрудых астеников
этот размер менее 16 см (муж.), менее 14,5 см (жен.); у
нормостеников – 16–18 см (муж.), 14,5–16,5 см (жен.); у
широкогрудых гиперстеников – более 18 см (муж.),
более 16,5 см (жен.).
№ п/п |
Показатели
функциональной подготовленности |
Формулы |
Пояснения |
1 |
Расчет артериального давления
AD(СД /ДД).
СД = 1,7W + 83 (для возраста 7–20 лет).
ДД = 1,6W + 42 (для возраста 7–20 лет).
СД = 0,4W + 109 (для возраста 20–80 лет).
ДД = 0,3W + 63 (для возраста 20–80 лет).
ПД =СД – ДД |
CД и ДД в зависимости от
возраста [6] |
|
Мужчины СД = 0,5W + 109 + 0,1P
ДД = 0,1W + 74 + 0,15P
Женщины СД = 0,7W + 102 + 0,15P
ДД = 0,17W + 78 + 0,1P |
СД и ДД в зависимости от пола,
роста и возраста [14] |
2 |
Расчет ортостатической пробы
ЧССв покое лежа – ЧССв покое стоя |
Определяет состояние
механизма регуляции ССС [1] |
3 |
Расчет коэффициента
выносливости
КВ = 10ЧСС/ПД |
Формула Кваса характеризует
работу ССС и является показателем ее
деятельности [1] |
4 |
Индекс Кердо
IКердо = ДД/ЧСС |
Характеризует состояние
вегетативной нервной системы, регулирующей ССС
[1] |
5 |
Расчет индекса Руффье
J r = 0,1 (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3 –
200)
ЧСС1 – пульс в покое, ЧСС2 – после
нагрузки, ЧСС3 – после 1 мин. восстановления |
Функциональная оценка
физической работоспособности [8] |
6 |
Расчет индекса Скибински.
J с = ЖЕЛ мл t3 дых. на вдохе / 100ЧСС4
ЧСС4 – пульс после задержки дыхания на
вдохе |
Оценка сердечнососудистой и
дыхательной системы [1, 9] |
7 |
Расчет уровня функционального
состояния.
УФС = {700 – 3ЧСС – 2,5(ДД + 0,33(СД – ДД)) – 2,7W + 0,28Р} /
/(350 – 2,6W + 0,21L) |
Оценка адаптационных
возможностей организма [10] |
8 |
Расчет адаптационного
потенциала АП.
АП = 0,011ЧСС + 0,014СД + 0,008ДД + 0,0014W + 0,009Р – 0,009L – 0,27 |
Оценка
компенсаторноприспособительных механизмов,
лежащих в основе поддержания системы
кровообращения [11] |
9 |
Индекс функциональных
изменений ИФИ
ИФИ = 0,08W – 0,06П + 0,006ИВР + 0,002ЧСС + 0,012СД + 0,3ЭКГ + 0,62БКГ
– 1,47
В формуле: П – пол (муж. = 1, жен. = 2) ЭКГ и БКГ –
степень изменения в баллах (1 – норма, 2 –
умеренные изменения, 3 – выраженные изменения, 4
– резкие и клинически значимые изменения |
По величине ИФИ оценивается
уровень напряжения регуляторных систем [12] |
10 |
Расчет индекса Кверга
Iк =15 000 / (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3)
ЧСС1 – пульс в положении сидя сразу после
нагрузки за 30 сек., затем ЧСС2 – через 2 мин.,
ЧСС3 – через 4 мин. |
Характеризует физическое
состояние организма после действия комплекса
нагрузок [6]:
– 30 приседаний за 30 сек.;
– бег на месте с максимальной скоростью в
течение 30 сек.;
– 3минутный бег на месте с частотой 150 шагов в
мин.;
– прыжки со скакалкой 1 мин. |
№
п/п |
Показатели
физической подготовленности |
Формулы |
Пояснения |
1 |
Расчет количественных
характеристик физических качеств
Г = (рнвп)/нвп,
где р – фактический результат,
нвп – норма возрастнополовая |
Эта формула для гибкости
пригодна для расчета различных физических
качеств, кроме бега [13] |
|
Б = (нвпр)/нвп |
Формула для бега |
2 |
Расчет ОУФП
(физических
качеств)/n |
Общий уровень ФП равен
отношению суммы всех расчетных значений
физических качеств (О – отжимание, П – прыжки, Б
– бег и т. д.) к их количеству n [13] |
3 |
Расчет рейтинговых значений
физической подготовки каждого
протестированного, группы, класса, курса,
осуществляется по трехуровневой шкале
(результатов ниже
среднего и низких)
(результатов
средних, соответствующих норме)
(результатов выше
среднего и высоких) |
m – количество тестируемых
Элементарный уровень
Базовый уровень
Инновационный уровень |
По ним определяются должные
значения роста, веса, жизненная емкость легких,
артериальное давление; индексы: весоростовой,
жизненный, силовой и т. д.; показатели уровня
функционального состояния, адаптационного
потенциала и др. Все формулы сопровождаются
пояснениями и имеют ссылку на литературный
источник. Компьютерная обработка фактических
измерений веса, роста, окружности грудной клетки,
жизненной емкости легких, силы кисти учащегося
позволяет рассчитать методом центильных таблиц
группу физического развития школьников (I –
здоровые дети, II – дети «группы риска», III – со
значительными отклонениями в здоровье). Этот
метод основан на сравнении контролируемого
показателя со среднестатистическими данными
определенным способом подобранной (по возрасту,
полу и т. д.) группы. В колонках центильной таблицы
содержатся количественные границы
анализируемого показателя у определенного
процента (центиля) обследованной группы. Границы
и количество центильных групп устанавливаются в
зависимости от цели и градации оценки. Задача
оценивания – найти, в какой центильный интервал
попадает измеренная величина, и таким образом
связать ее с определенной оценкой состояния.
Расчет весоростового индекса делит всех
испытуемых также на три группы: с дефицитом массы
тела, избытком массы тела и с массой тела в норме.
По формулам рассчитываются количественные
показатели физической подготовленности как по
каждому тестируемому физическому качеству, так и
по общему уровню физической подготовленности.
Периодическое отслеживание в мониторинге
параметров физического развития, физической и
функциональной подготовленности позволяет
принимать обоснованные управленческие решения,
направленные на сохранение и укрепление
здоровья учащихся.
Выполненные расчеты позволят перейти к
третьему этапу – оценке показателей здоровья.
Оценочный этап
Расчетные значения индексов, проб и
тестов позволяют дать оценку показателей
здоровья в широком возрастном диапазоне для
различных контингентов как занимающихся
физической культурой и спортом, так и не
занимающихся ими.
Физическое развитие
Оценка физического развития имеет в
своей основе взгляды древних эллинов, у которых
культ человеческого тела был достаточно высок.
По Поликлету (древнегреческий скульптор), высота
головы в нормальной фигуре человека должна
укладываться восемь раз в высоте (длине) тела.
Размах распростертых рук равен длине тела. Длина
бедра укладывается четыре раза в длине роста.
Ширина плеч равна длине бедра, а также четвертой
части длины тела. Окружность кулака равняется
длине стопы. Удвоенная окружность запястья равна
окружности шеи, а удвоенная окружность шеи –
окружности талии. Масса тела находится в тесной
связи с ростом человека.
Расчетные формулы и центильные таблицы
позволяют проследить за динамикой показателей
физического развития, характеризующих
гармоничность развития, его темпы, дающих
возможность наиболее раннего выявления
отклонений в здоровье.
Таблица 2
Оценка весоростового индекса
Результат |
Оценка |
Дети до 12 лет |
Подростки 13–17 лет |
Муж. |
Жен. |
|
Менее 0,2 |
Менее 0,3 |
Менее 0,35 |
Менее 0,325 |
Дефицит массы тела |
0,2–0,3 |
0,3–0,4 |
0,35–0,4 |
0,325–0,375 |
Норма |
Более 0,3 |
Более 0,4 |
Более 0,4 |
Более 0,375 |
Избыток массы тела |
Примечание. Обычно весоростовой
индекс несколько ниже у высокорослых.
Таблица 3
Оценка индекса Кетле
Результат |
Оценка |
Менее 20 |
Дефицит массы тела, пониженное
питание |
20–24,9 |
Норма, нормальное питание |
25–25,9 |
Избыток, повышенное питание |
30–39,9 |
Ожирение |
Более 40 |
Риск велик, ожирение IV степени |
Значение индекса Пинье менее 10
характеризует крепкое, а менее 20 – хорошее
телосложение человека. У детей эти показатели
выше (см. табл. 4). Индекс Пинье может применяться
лишь для тех, у кого отсутствуют признаки
ожирения.
Таблица 4
Стандартные показатели индекса Пинье
у детей
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
3 |
25,7 |
27,1 |
4 |
31,1 |
31,0 |
5 |
34,2 |
34,7 |
6 |
36,1 |
37,0 |
Отрицательное значение индекса
Эрисмана указывает на недостаточное развитие
грудной клетки. Это бывает, как правило, у людей
худых, высоких, недостаточно физически развитых.
Физическая нагрузка вызывает увеличение
размеров грудной клетки, ее подвижность,
повышает частоту и глубину дыхания, так как
потребление кислорода работающими мышцами
увеличивается и функция органов дыхания
возрастает. Значение индекса Эрисмана от 1 до 5 –
среднее развитие, более 5 – хорошее развитие.
Экскурсия грудной клетки характеризует
развитие органов дыхания. Разница между замерами
окружности грудной клетки на вдохе и выдохе у
тренированных людей составляет 8–10 см.
Таблица 5
Оценка индекса пропорциональности
Результат |
Оценка |
Менее 87 |
Малая длина ног |
87–92 |
Пропорциональное телосложение |
Более 92 |
Большая длина ног |
Таблица 6
Оценка жизненной емкости легких
Группа тестируемых |
Результат (л) |
Здоровые, нетренированные,
молодые
мужчины
женщины |
3,5–4,5
2,5–3,5 |
Спортсмены (бегуны, лыжники,
пловцы)
мужчины
женщины |
4,7–5 и более
3,5–4 и более |
К анализу фактического и
должного значений жизненной емкости легких. В
норме у здоровых лиц жизненная емкость легких
может быть ниже должной величины на 10–15% и
составлять 90–85% от жизненной емкости легких.
Жизненная емкость легких фактическая,
составляющая 84–70% от должной жизненной емкости
легких, расценивается как умеренно сниженная,
69–65% – значительно сниженная, 49% и менее – резко
сниженная, что указывает на нарушение функции
вентиляции легких. Если фактическая жизненная
емкость легких больше должной жизненной емкости
легких, то это указывает на высокое
функциональное состояние легких и характерно
для тех, кто занимается бегом, лыжным спортом, т.
е. упражнениями, развивающими выносливость. При
расчете жизненной емкости легких по величине
массы тела можно значительно ошибиться в сторону
завышения, так как после 18–20 лет она обычно
увеличивается. Рост жизненной емкости легких
после занятий физической культурой и спортом
свидетельствует об эффективности занятий.
Таблица 7
Оценка жизненного индекса в
возрастном интервале до 35 лет
Результат |
Пол |
Оценка |
Примечание |
60–65
55–60 |
муж.
жен. |
Хорошо |
Для лиц, не занимающихся
физкультурой и спортом |
65–75
60–70 |
муж.
жен. |
Хорошо |
Для лиц, занимающихся
физкультурой и спортом |
менее 55
менее 50 |
муж.
жен. |
Плохо |
У вас либо избыточный вес, либо
недостаточная ЖЕЛ |
После 40 лет изза уменьшения
эластичности легких и грудной клетки жизненная
емкость легких снижается.
Индекс силы кисти у мужчин в среднем
составляет 65–80%, у женщин – 45–50%.
Таблица 8
Оценка индекса становой силы
Результат (%) |
Оценка |
Менее 175 |
Малая сила мышц спины |
175–190 |
Ниже средней |
190–210 |
Средняя |
210–225 |
Выше средней |
Более 225 |
Большая сила мышц спины |
Полученные фактические
значения веса, роста, окружности грудной клетки,
жизненной емкости легких, силы кисти для детей и
подростков могут быть оценены по центильному
методу.
Функциональная подготовленность
Частота сердечных сокращений (пульс) у
взрослого нетренированного человека в покое
колеблется в пределах 60–89 уд./мин. Лежа частота
сердечных сокращений реже примерно на 10 уд./мин.,
чем стоя. У женщин частота сердечных сокращений
на 7–10 уд./мин. больше, чем у мужчин того же
возраста. У детей частота сердечных сокращений
имеет значительно большие значения, чем у
взрослых. Для получения сравнимых данных
необходимо измерять пульс всегда в одном и том же
положении (лежа, стоя или сидя). Частота пульса
изменяется в соответствии с интенсивностью
физической нагрузки. Считается, что двойное
увеличение показателя частоты сердечных
сокращений, по сравнению с замером в покое,
отражает нормальный уровень нагрузки, меньшее
свидетельствует о слабой физической нагрузке.
Оптимальная интенсивность физической нагрузки
определяется измерением частоты сердечных
сокращений за 1 мин. с последующим использованием
формулы: 180 – возраст. Люди, занимающиеся спортом,
за счет систематических тренировок добиваются
меньшего увеличения частоты сердечных
сокращений.
Артериальное давление характеризует
функциональное состояние сердечнососудистой
системы и имеет большое значение для активной
профилактики сосудистых заболеваний,
своевременной диагностики врожденных пороков
сердца, а также почечной патологии. Если
артериальное давление выше расчетного
(систолическое давление – на 15 мм рт. ст., а
диастолическое – на 10 мм рт. ст.), это
свидетельствует о гипертоническом состоянии
(повышенное артериальное давление). Если же
артериальное давление фактическое ниже
расчетного (систолическое давление – на 20 мм рт.
ст., а диастолическое – на
15 мм рт. ст.), это свидетельствует о
гипотоническом состоянии (пониженное
артериальное давление).
Частота дыхания увеличивается в
зависимости от мощности физической нагрузки и
может достигать 60 и более вдохов в минуту.
Нормальной реакцией на умеренную физическую
нагрузку считается частота дыхания до 35 вдохов –
выдохов в минуту. Частота дыхания в покое
составляет 14–18 вдохов в минуту, что примерно в 4
раза реже частоты пульса. Частота дыхания у
спортсменов – 10–16 вдохов в минуту.
Время задержки дыхания позволяет
оценить способность к воспитанию скоростной
выносливости, выявить скрытое состояние
пониженного насыщения крови кислородом,
приводящее к заболеваниям органов дыхания и
кровообращения.
Проба Штанге – задержка дыхания на
вдохе.
Таблица 9
Оценка пробы Штанге
Группа тестируемых |
Оценка |
Результат (сек.) |
Здоровые нетренированные люди |
Норма |
45–55 |
Спортсмены |
Норма |
60–90 и более |
Таблица 10
Ориентировочная оценка пробы
задержки дыхания на вдохе для определения
способности к воспитанию скоростной
выносливости
Возраст (лет) |
Оценка «отлично» |
Оценка «хорошо» |
Оценка «удовлетворительно» |
9–10 |
Больше 55 |
50–55 |
40–50 |
11–12 |
Больше 70 |
65–70 |
55–65 |
13–14 |
Больше 95 |
90–95 |
80–90 |
Таблица 11
Ориентировочные показатели пробы
Штанге (сек.) в зависимости от возраста и пола
Если проба проводится вслед за пробой
Штанге или другой подобной, то необходим отдых
5–7 мин.
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
7 |
36 |
30 |
8 |
40 |
36 |
9 |
44 |
40 |
10 |
50 |
50 |
11 |
51 |
44 |
12 |
60 |
48 |
13 |
61 |
50 |
14 |
64 |
54 |
15 |
68 |
60 |
16 |
71 |
64 |
Проба Генча – задержка дыхания
на выдохе.
Таблица 12
Оценка пробы Генча
Группа тестируемых |
Оценка |
Результат |
Здоровые нетренированные люди |
Норма |
25–30 сек. |
Спортсмены |
Норма |
40–60 сек. и более |
Таблица 13
Оценка индекса Скибински для
учащихся
Результат |
Оценка |
Более 60 |
Отлично |
60–31 |
Хорошо |
30–11 |
Удовлетворительно |
10–5 |
Неудовлетворительно |
Менее 5 |
Очень плохо |
Таблица 14
Оценка индекса Руффье для
учащихся
Результат |
Оценка |
0-5 |
Отлично |
6-10 |
Хорошо |
11-15 |
Удовлетворительно |
Более 15 |
Неудовлетворительно |
Таблица 15
Оценка уровня функционального
состояния
Результат |
Оценка |
0,826 и более |
Высокий |
0,676–0,825 |
Выше среднего |
0,526–0,675 |
Средний |
0,376–0,525 |
Ниже среднего |
0,225–0,375 |
Низкий |
Таблица 16
Оценка адаптационного потенциала
(АП), индекса функциональных изменений (ИФИ) и их
оценка
Значения АП, ИФИ |
Оценка |
Рекомендации |
До 2,10 |
Нормальная
(удовлетворительная) адаптация |
Занятия без ограничений |
2,11–3,20 |
Напряжение механизмов
адаптации |
Занятия по спец. программе |
3,21–4,30 |
Неудовлетворительная
адаптация |
Занятия строго ограничены |
Более 4,30 |
Срыв адаптации |
Занятия ЛФК |
Адаптационный потенциал и
индекс функциональных изменений являются
показателями, обусловливающими взаимосвязь двух
противоположных понятий: «здоровье» и «болезнь».
Здоровый человек должен быть максимально
адаптирован к окружающей среде, и, наоборот,
конкретным выражением морфофункциональных
изменений при болезни будет дезадаптация. Вывод
о том, что адаптационные возможности организма
определяют меру индивидуального здоровья,
является общепризнанным. По величине индекса
функциональных изменений оценивается уровень
напряжения регуляторных систем. Чем выше
адаптационные возможности системы
кровообращения, тем меньше значения
адаптационного потенциала и индекса
функциональных изменений.
Таблица 17
Оценка ортостатической пробы
Результат |
Оценка |
Менее 10 |
Отлично |
Менее 15 |
Хорошо |
Менее 20 |
Удовлетворительно |
Более 20 |
Неудовлетворительно |
Результаты пробы более 20
свидетельствуют о нарушении работы сердца изза
переутомления или заболевания.
Коэффициент выносливости представляет
собой интегральную величину, объединяющую
частоту сердечных сокращений, систолическое и
диастолическое давление. В норме коэффициент
выносливости равен 16. Увеличение его
указывает на ослабление деятельности
сердечнососудистой системы, уменьшение – на
усиление деятельности сердечнососудистой
системы. Значения нормы коэффициента
выносливости для дошкольников приведены в табл.
18. По мере развития выносливости числовые
значения коэффициента выносливости снижаются.
Таблица 18
Показатели коэффициента
выносливости у детей
Возраст (лет) |
3 |
4 |
5 |
6 |
КВ |
30 |
29 |
25 |
23 |
Таблица 19
Оценка индекса Кверга
Результат |
Оценка |
105 и более |
Отлично |
99–104 |
Хорошо |
93–98 |
Удовлетворительно |
92 и менее |
Неудовлетворительно |
Теппинг-тест
Теппингтест представляет один из
нетрадиционных подходов к физическому
воспитанию, хотя процедура тестирования
моделирует типичные для уроков физической
культуры условия соревновательной деятельности
и оценки успешности выполнения задания. Он
позволяет дать экспрессоценку силе или
слабости нервной системы на основе определения
ее функциональной выносливости, а также выявить
особенности психомоторной работоспособности.
Методика выполнения теппингтеста
проста:
1. На листе бумаги начертить 4 квадрата
размером 10?10 см.
2. По команде преподавателя (тренера): «Начали!»
шариковой ручкой с максимальной частотой ставят
точки в квадрате в течение 10 сек. По команде
«стоп» отдыхают 20 сек., а затем повторяют все со
2м, 3м и 4м квадратами. Ручка должна быть
расположена строго перпендикулярно к столу, а
кисть и локоть работающей руки – находиться на
весу.
3. Подсчет точек в каждом квадрате осуществляют
их соединением.
Таблица 20
Оценка теппингтеста
Результат |
Оценка |
70 и более точек в квадрате |
Хорошее состояние двигательных
центров, центральной нервной системы |
Снижение количества точек от квадрата
к квадрату |
Недостаточная функциональная
устойчивость нервномышечного аппарата
(утомление) |
Таблица 21
Показатели быстроты движений в
разном возрасте x + m
(по материалам В.К. Бальсевича, В.А.
Запорожанова)
Возраст (лет) |
7–8 |
9–10 |
11–12 |
13–14 |
15–16 |
17–19 |
20–29 |
30–39 |
40–49 |
50–59 |
Теппингтест за 10 сек. |
53,9+14 |
55,8+14 |
62,4+9 |
62,9+11 |
71,4+10 |
72,8+10** |
64,6+13 |
65,3+14 |
64,1+12 |
59,4+16 |
** Подчеркнут лучший результат.
Физическая подготовленность
Гибкость достаточно стабильна у лиц
мужского пола с 9–10 до 19 лет, а потом постепенно
начинает ухудшаться; у лиц женского пола
заметное ухудшение гибкости отмечается гораздо
позднее – после 40 лет.
Другие показатели физической подготовленности
оцениваются по табл. 22, 23, 24 (школьники), 25
(студенты), 26, 27, 28 (дошкольники).
Расчетные формулы и некоторые стандартизованные
показатели для детей дошкольного возраста
приведены в табл. 22–24 [32, 34].
Таблица 22
Уровень физической подготовленности
учащихся 7–10 лет
№ п/п |
Физические
способности |
Контрольное
упражнение
(тест) |
Возраст
(лет) |
Уровень |
Мальчики |
Девочки |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
1 |
Скоростные |
Бег на 30 м (сек.) |
7
8
9
10 |
7,5 и выше
7,1
6,8
6,6 |
7,3–6,2
7,0–6,0
6,7–5,7
6,5–5,6 |
5,6 и ниже
5,4
5,1
5,1 |
7,6 и выше
7,3
7,0
6,6 |
7,5–6,4
7,2–6,2
6,9–6,0
6,5–5,6 |
5,8 и ниже
5,6
5,3
5,2 |
2 |
Координационные |
Челночный бег 3х10 м (сек.) |
7
8
9
10 |
11,2 и выше
10,4
10,2
9,9 |
10,8–10,3
10,0–9,5
9,9–9,3
9,5–9,0 |
9,9 и ниже
9,1
8,8
8,6 |
11,7 и выше
11,2
10,8
10,4 |
11,3–10,6
10,7–10,1
10,3–9,7
10,4–9,5 |
10,2 и ниже
9,7
9,3
9,1 |
3 |
Скоростносиловые |
Прыжок в длину с места (см) |
7
8
9
10 |
100 и ниже
110
120
130 |
115–135
125–145
130–150
140–160 |
155 и выше
165
175
185 |
85 и ниже
90
110
120 |
110–130
125–140
135–150
140–155 |
150 и выше
155
160
170 |
4 |
Выносливость |
6минутный бег (м) |
7
8
9
10 |
700 и ниже
750
800
850 |
750–900
800–950
850–1000
900–1050 |
1100 и выше
1150
1200
1250 |
500 и ниже
550
600
650 |
600–800
650–850
700–900
750–950 |
900 и выше
950
1000
1050 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения
сидя (см) |
7
8
9
10 |
1 и ниже
1
1
2 |
3–5
3–5
3–5
4–6 |
+9 и выше
+7,5
7,5
8,5 |
2 и ниже
2
2
3 |
6–9
5–8
6–9
7–10 |
12,5 и выше
11,5
13,0
14,0 |
6 |
Силовые |
Подтягивание на высокой
перекладине из виса (мальчики) (раз), на низкой
перекладине из виса лежа (девочки) (раз) |
7
8
9
10 |
1
1
1
1 |
2–3
2–3
3–4
3–4 |
4 и выше
4
5
5 |
2 и ниже
3
3
4 |
4–8
6–10
7–11
8–13 |
12 и выше
14
16
18 |
Таблица 23
Уровень физической подготовленности
учащихся 11–15 лет
№ п/п |
Физические
способности |
Контрольное
упражнение
(тест) |
Возраст
(лет) |
Уровень |
Мальчики |
Девочки |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
1 |
Скоростные |
Бег на 30 м (сек.) |
11
12
13
14
15 |
6,3 и выше
6,0
5,9
5,8
5,5 |
6,1–5,5
5,8–5,4
5,6–5,2
5,5–5,1
5,3–4,9 |
5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5 |
6,4 и выше
6,2
6,3
6,1
6,0 |
6,3–5,7
6,0–5,4
6,2–5,5
5,9–5,4
5,8–5,3 |
5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9 |
2 |
Координационные |
Челночный бег 3?10 м (сек.) |
11
12
13
14
15 |
9,7 и выше
9,3
9,3
9,0
8,6 |
9,3–8,8
9,0–8,6
9,0–8,6
8,7–8,3
8,4–8,0 |
8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7 |
10,1 и выше
10,0
10,0
9,9
9,7 |
9,7–9,3
9,6–9,1
9,5–9,0
9,4–9,0
9,3–8,8 |
8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5 |
3 |
Скоростносиловые |
Прыжок в длину с места
(см) |
11
12
13
14
15 |
140 и ниже
145
150
160
175 |
160–180
165–180
170–190
180–195
190–205 |
195 и выше
200
205
210
220 |
130 и ниже
135
140
145
155 |
150–175
155–175
160–180
160–180
165–185 |
185 и выше
190
200
200
205 |
4 |
Выносливость |
6минутный бег (м) |
11
12
13
14
15 |
900 и ниже
950
1000
1050
1100 |
1000–1100
1100–1200
1150–1250
1200–1300
1250–1350 |
1300 и выше
1350
1400
1450
1500 |
700 и ниже
750
800
850
900 |
850–1000
900–1050
950–1100
1000–1150
1050–1200 |
1100 и выше
1150
1200
1250
1300 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из
положения сидя (см) |
11
12
13
14
15 |
2 и ниже
2
2
3
4 |
6–8
6–8
5–7
7–9
8–10 |
10 и выше
10
9,0
11,0
12,0 |
4 и ниже
5
6
7
7 |
8–10
9–11
10–12
12–14
12–14 |
15,0 и выше
16,0
18,0
20,0
20,0 |
6 |
Силовые |
Подтягивание на высокой
перекладине из виса (мальчики) (раз), на низкой
перекладине из виса лежа (девочки) (раз) |
11
12
13
14
15 |
1
1
1
2
3 |
4–5
4–6
5–6
6–7
7–8 |
6 и выше
7
8
9
10 |
4 и ниже
4
5
5
5 |
10–14
11–15
12–15
13–15
12–13 |
19 и выше
20
19
17
16 |
Таблица 24
Уровень физической подготовленности
учащихся 16–17 лет
№ п/п |
Физические
способности |
Контрольное
упражнение
(тест) |
Возраст
(лет) |
Уровень |
Мальчики |
Девочки |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
1 |
Скоростные |
Бег 30 м (сек.) |
16
17 |
5,2 и выше
5,1 |
5,1–4,9
5,0–4,7 |
4,4 и ниже
4,3 |
6,1 и выше
6,1 |
5,9–5,3
5,9–5,3 |
4,8 и ниже
4,8 |
2 |
Координационные |
Челночный бег 3?10 м (сек.) |
16
17 |
8,2 и выше
8,1 |
8,0–7,6
7,9–7,5 |
7,3 и ниже
7,2 |
9,7 и выше
9,6 |
9,3–8,7
9,3–8,7 |
8,4 и ниже
8,4 |
3 |
Скоростносиловые |
Прыжок в длину с места (см) |
16
17 |
180 и ниже
190 |
195–210
205–220 |
230 и выше
240 |
160 и ниже
160 |
179–190
170–190 |
210 и выше
210 |
4 |
Выносливость |
6минутный бег (м) |
16
17 |
1100 и ниже
1100 |
1300–1400
1300–1400 |
1500 и выше
1500 |
900 и ниже
900 |
1050–1200
1050–1200 |
1300 и выше
1300 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения
сидя (см) |
16
17 |
5 и ниже
5 |
9–12
9–12 |
15 и выше
15 |
7 и ниже
7 |
12–14
12–14 |
20 и выше
20 |
6 |
Силовые |
Подтягивание на высокой
перекладине из виса (мальчики) (раз), на низкой
перекладине из виса лежа (девочки) (раз) |
16
17 |
4 и ниже
5 |
8–9
9–10 |
11 и выше
12 |
6 и ниже
6 |
13–15
13–15 |
18 и выше
18 |
Таблица 25
Нормы для оценки физической
подготовленности студентов
Тест |
Женщины |
Мужчины |
Оценка в баллах |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Бег на 100 м (сек.) |
15,7 |
16,0 |
17,0 |
17,9 |
18,7 |
13,2 |
13,6 |
14,0 |
14,2 |
14,6 |
Бег на 2000 м (мин., сек.) |
10.15 |
10.50 |
11.15 |
11.50 |
12.15 |
– |
– |
– |
– |
– |
Бег на 3000 м (мин., сек.) |
– |
– |
– |
– |
– |
12.10 |
12.35 |
13.10 |
13.50 |
14.00 |
Подъем туловища (раз) |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
– |
– |
– |
– |
– |
Подтягивание на перекладине (раз) |
– |
– |
– |
– |
– |
15 |
12 |
9 |
7 |
5 |
Отжимание в упоре лежа (раз) |
16 |
12 |
9 |
6 |
4 |
– |
– |
– |
– |
– |
Отжимание на брусьях (раз) |
– |
– |
– |
– |
– |
15 |
12 |
9 |
7 |
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
190 |
180 |
168 |
160 |
150 |
250 |
240 |
230 |
223 |
215 |
Таблица 26
Некоторые расчетные формулы для
дошкольников
№ п/п |
Формула |
Пояснения |
1. |
Расчет массы тела
Р расч = 2W + 9
Р расч = 3W + 4 |
Для возраста 2–5 лет
Для возраста 5–12 лет
Превышение веса на 10% – ожирение |
2. |
Расчет роста
L мальчики = 6W + 77
L девочки = 6W + 76 |
Отставание от нормы на 20%
требует консультации эндокринолога |
3. |
Расчет артериального
давления
АДmax(CД) = 100 + W
АДmin(ДД) = (1/2...2/3)Адmax |
Повышение давления
может свидетельствовать о неадекватном
двигательном режиме, избыточном весе,
заболеваниях сердца, а пониженное – о
хронической недостаточности кровообращения,
острой сосудистой недостаточности |
4. |
Расчет темпов прироста
физических качеств (%)
Т = 100(Р2 – Р1)/0,5(Р2 + Р1),
где Т – темп прироста,
Р1 – исходный уровень,
Р2 – конечный уровень |
До 8% – за счет
естественного прироста;
8–10% – за счет роста естественной двигательной
активности;
10–15% – за счет целенаправленной системы
физического воспитания;
выше 15% – за счет эффективного использования
естественных сил природы и физических
упражнений |
Таблица 27
Рост, масса тела и их допустимые
отклонения у детей в возрасте от 2 до 6 лет
Возраст (лет) |
Тип ребенка*** |
Средний рост (см) |
Отклонения (см) |
Средняя масса тела (кг) |
Отклонения (кг) |
2 |
В |
97,6 |
3,5 |
14,2 |
2,2 |
С |
91,8 |
2,4 |
12,1 |
2,1 |
М |
83,8 |
2,1 |
9,8 |
1,6 |
3 |
В |
105,4 |
2,8 |
16,8 |
2,5 |
С |
98,7 |
2,5 |
13,4 |
1,9 |
М |
91,3 |
1,9 |
11,3 |
1,6 |
4 |
В |
113,3 |
2,2 |
17,1 |
2,3 |
С |
106,2 |
2,4 |
15,4 |
1,5 |
М |
98,5 |
2,1 |
12,2 |
1,9 |
5 |
В |
120,4 |
2,9 |
24,3 |
2,4 |
С |
111,6 |
2,7 |
16,3 |
2,1 |
М |
104,0 |
2,2 |
13,9 |
1,9 |
6 |
В |
124,2 |
2,3 |
27,2 |
2,2 |
С |
118,7 |
2,2 |
21,7 |
1,8 |
М |
113,2 |
2,4 |
16,2 |
2,2 |
***В – дети высокого роста, С –
среднего роста, М – малого роста.
Таблица 28
Средние показатели окружности
грудной клетки (см)
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
3 |
53,6 |
53,0 |
4 |
54,2 |
54,4 |
5 |
56,4 |
55,9 |
6 |
58,0 |
57,2 |
Таблица 29
Возрастнополовые показатели
двигательных качеств детей дошкольного возраста
Пол |
Бег на 30 м (сек.) |
Бег на 10 м (сек.) |
Метание набивного мяча (см) |
Метание мешочка с песком
вдаль (м) |
Прыжок в длину с места (см) |
Прыжок в высоту с места (см) |
Статическое равновесие
(сек.) |
Становая сила (кг) |
Сила кисти (кг) |
Правая рука |
Левая рука |
Правой |
Левой |
4 года |
Мальчики |
10,5–8,8 |
3,3–2,4 |
117–185 |
2,5–4,1 |
2,0–3,4 |
60–90 |
14–18 |
3,3–5,1 |
14–18 |
3,9–7,5 |
3,5–7,1 |
Девочки |
10,7–8,7 |
3,4–2,6 |
97–178 |
2,4–3,4 |
1,8–2,8 |
55–93 |
12–15 |
5,2–8,1 |
12–16 |
3,1–6,0 |
3,2–5,6 |
5 лет |
Мальчики |
9,2–7,9 |
2,5–2,1 |
187–270 |
3,9–5,7 |
2,4–4,2 |
100–110 |
20–26 |
7,0–11,8 |
18–25 |
6–9 |
6–8 |
Девочки |
9,8–8,3 |
2,7–2,2 |
138–221 |
3,0–4,4 |
2,5–3,5 |
95–104 |
20–35 |
9,4–14,2 |
14–20 |
6–8 |
5–7 |
6 лет |
Мальчики |
7,8–7,0 |
2,2–2,0 |
450–570 |
6,7–7,5 |
5,8–6,0 |
116–123 |
22–25 |
40–60 |
20–23 |
11 |
10,5 |
Девочки |
7,8–7,5 |
2,4–2,2 |
340–520 |
4,0–4,6 |
4,0–4,4 |
111–123 |
21–24 |
50–60 |
19–21 |
10 |
9 |
Рассчитанным количественным
показателям физической подготовленности на
третьем этапе дается соответствующая
качественная оценка («супер», «отлично»,
«хорошо», «опасная зона» и т. д.). По
индивидуальным значениям физической
подготовленности каждого ученика оцениваются
рейтинги физической подготовленности различных
классов и школ, выявляются лучшие и худшие, в
мониторинге отслеживается динамика показателей.
Для оценки темпов прироста показателей
физических качеств удобно пользоваться
формулой, предложенной В.И. Усаковым (см. табл. 26,
позиция 4).
Критерии оценки зависят от возраста: до
трех лет – простая оценка: «умеет», «не умеет»;
после трех лет – стандартная пятибалльная шкала;
в школе и других учреждениях – более точная
рейтинговая шкала.
Сбор и обработка данных по оценке
показателей здоровья
Оперативный сбор и обработка
результатов измерений, а также хранение этой
информации невозможны без компьютеризации
выполняемых работ. Разработка программного
обеспечения в соответствии с приведенной
методикой позволяет занести в компьютер всю
собранную информацию, создать банк данных,
выполнить все необходимые расчеты, вывести на
печать в виде таблиц, диаграмм, графиков комплекс
показателей здоровья, накопленных за период
обучения отдельными учащимися, различными
классами, группами. Внедрение
информационнодиагностических технологий
поможет постоянно совершенствовать процесс
оценки показателей здоровья, сделать его
соответствующим сегодняшнему уровню знаний,
увлечь учащихся новым, нужным и интересным делом.
Занесенный в карту тестирования список учащихся
с указанием пола, даты рождения и т. д. хранится
в банке данных и используется в течение всех лет
пребывания в дошкольном учреждении, учебы в
школе, вузе.
Проблема трудоемкости набора на дискету
исходной фактической информации решается с
помощью самих учащихся, освоивших начальные
элементы компьютерной грамотности. По готовому
шаблону, полученному ответственным районного
отдела образования в
информационнодиагностическом центре
управления образования и переданному в каждую
школу, два ученика (один диктует, другой вводит в
компьютер) в течение часа заносят на дискету
информацию одного класса. Контроль осуществляет
преподаватель информатики. Для исключения
возможных ошибок при наборе информации
программой обработки предусмотрены граничные
условия для результатов измерений с учетом их
размерности. Например, при введении показателей
роста более 3 м, частоты сердечных сокращений
ниже 30 уд./мин. или более 300 уд./мин. обработка
данных будет остановлена.
Вся исходная информация, содержащая три
группы автономно рассчитываемых параметров
физического развития, физической и
функциональной подготовленности, позволяет
комплексно оценить состояние показателей
здоровья тестируемых. Обеспечение автономности
расчетов – важный элемент методики. Например,
при заполнении столбцов группы физической
подготовленности будут рассчитаны только
показатели физической подготовленности, группы
физического развития – только показатели
физического развития и т. д. Физическая
подготовленность учащихся востребована в
соответствии не только с законом «О физической
культуре и спорте в РФ», но и с программами:
федеральной «Президентские состязания»,
республиканской «Образование и здоровье
школьников Республики Татарстан», Евразийской
ассоциации университетов «Физический статус
студента России».
Методика и ее
информационнодиагностическое обеспечение
позволяют, используя компьютер, освободить
учителя физической культуры от трудоемкой
работы по многократному составлению списков и
паспортов здоровья всех тестируемых
(тестируются 100% учащихся), а также от всех
расчетных операций (определения в процентах
количества учащихся, выполнивших и не
выполнивших требования по физической
подготовленности, расчетов по программе
«Президентские состязания», расчетов, связанных
с оценкой мониторинговых исследований,
позволяющих ответить на вопрос: «Является
образовательное учреждение содействующим
здоровью или нет?»). Раньше (для сравнения)
учитель физической культуры заполнял от руки на
каждого учащегося три подобные по содержанию
формы: для Министерства образования субъекта
Федерации, Министерства образования РФ
(«Президентские состязания») и городского
управления образования. Теперь высвободившееся
время он может использовать для занятий
двигательной активностью с учащимися, анализа
динамики показателей здоровья каждого
школьника, класса, школы. Использование
компьютера для обработки данных по оценке
физического развития, физической и
функциональной подготовленности позволяет
принимать обоснованные решения по корректировке
учебного процесса, оценке эффективности труда
учителя физической культуры.
Компьютерная обработка результатов
фактических измерений использует
унифицированную программу Excel и унифицированную
программу базы данных Ассеss, с помощью которых
обсчитывается групповая карта внутриклассного
тестирования показателей здоровья.
Вопросы и задания для самостоятельной
работы
1. Какие расчетные формулы для оценки
показателей физического развития человека Вы
считаете наиболее значимыми и почему?
2. Как оценивается по формулам каждое
физическое качество и общий уровень физической
подготовленности?
3. Что оценивает индекс Руффье и как он
рассчитывается?
Рекомендуемая литература
1. Волков В.Ю. и др. Организация и
контроль в реабилитации здоровья студентов:
Учебное пособие. – СПб., 1996.
2. Синяков А.Ф. Самоконтроль
физкультурника // Знание. – 1987. – № 1. – (Серия
«Физкультура и спорт»).
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. –
Ростовна-Дону, 1996.
4. Спорт и питание. Игры доброй воли. –
СПб., 1994.
5. Физическое воспитание: Сб. лекций / Под
ред. В.М. Шадрина. – Казань: Издво КГУ, 1995.
6. Акишин Б.А. и др. Физкультура –
самостоятельно: Учеб. пособие. – Казань: Издво
КГТУ им. А.Н. Туполева, 2002.
7. Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания //
Знание. – 1991. – № 1. (Серия «Физкультура и спорт»).
8. Ганопольский В.И. и др. Туризм и
спортивное ориентирование. – М.: Физкультура и
спорт, 1987.
9. Круглый М.М., Лежнева С.Б. Еще раз об
Аполлоне. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – (Серия
«Физкультура и здоровье»).
10. Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко
Л.Я. Бег для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
11. Баевский Р.М. и др. Оценка
эффективности профилактических мероприятий на
основе измерения адаптационного потенциала
системы кровообращения // Здравоохранение
Российской Федерации. – 1987. – № 8. – С. 6–10.
12. Казначеев В.П., Баевский Р.М. и др.
Донозологическая диагностика в практике
массовых обследований населения. – Л.: Медицина,
1980. – С. 207.
13. Вавилов Ю.Н. и др. Проверь себя //
Теория и практика физической культуры. – 1997. – №
9. – С. 58.
14. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.:
Физкультура и спорт, 1987. |