Несостоявшееся интервью,
или Вопросы без ответов
Вот и подошел к концу 2007 год.
Разительных, неожиданных перемен в системе
общего образования пока не наступило, и это…
радует. Какими будут перемены? Не уничтожат ли то,
что есть? Принесут ли пользу для российских
детей?
В последних номерах газеты «Спорт в школе» мы
опубликовали различные взгляды на перспективы
развития системы преподавания физической
культуры в общеобразовательной школе. Логичнее
всего было бы завершить год интервью с
руководителем Росспорта Вячеславом ФЕТИСОВЫМ,
ведь именно его громкие высказывания о некоторых
возможных реформах (например, о замене уроков
спортивными секциями, о массовом введении в
школах сдачи норм ГТЗО) вызвали сильную
отрицательную реакцию у большинства учителей
физической культуры. К сожалению, Вячеслав
Александрович не смог найти время для того, чтобы
ответить на вопросы учителей.
Придется вести заочную беседу, отвечая на
вопросы читателей, используя материалы
различных выступлений Вячеслава Александровича
и работников Агентства по физической культуре и
спорту. И самостоятельно делать выводы о том,
чего нам следует ждать в следующем, 2008 году.
Мечты или реальность?
…Руководитель департамента
медикосоциальных проблем семьи, материнства и
детства Министерства здравоохранения и
социального развития РФ Ольга Шарапова: «В
год в школах на уроках физкультуры по причине
внезапной остановки сердца гибнут от 6 до 12
человек».
«В ходе прошедшей в 2002 году всероссийской
диспансеризации детей было установлено, что
только 30% из них здоровы и без ограничений могут
допускаться к занятиям физкультурой и
спортивным соревнованиям», – сообщила Шарапова.
«Дети со второй группой здоровья имеют какието
функциональные осложнения и могут допускаться к
занятиям физкультурой с ограничениями. С третьей
группой здоровья в России 16% детей. Это дети с
хронической патологией, по сути дела, одной ногой
стоящие в группе инвалидности», – сказала она.
http://www.newsru.com/russia/07dec2005/school.html
|
Утверждения о том, что уроки в
общеобразовательных школах будут заменены
спортивными секциями по выбору, что нормы ГТЗО
скоро станут частью ЕГЭ, – это принятые на
законодательном и правительственном уровне
факты или позиция Росспорта?
Никаких официальных распоряжений, законов или
положений, которые регламентировали бы такие
нововведения, пока не существует. Мы спрашивали
об этом и членов группы по подготовке стандартов
образования нового поколения, и работников
Министерства образования и науки, и ученых,
занимающихся разработкой нового содержания
образования. Оказалось, что заявления, сделанные
Вячеславом Фетисовым по этому поводу на
различных прессконференциях и озвученные в
средствах массовой информации, являются лишь
точкой зрения Федерального агентства по
физической культуре и спорту.
…Надо упразднить должность
учителя физкультуры и ввести вместо нее
должность тренера, который станет первым
тренером для начинающих спортсменов и будет в
дальнейшем записан у него в паспорте, – отметил
глава федерального агентства Вячеслав
Фетисов. – Профессиональный тренер заметит
перспективного спортсмена и подготвит его для
дальнейшего роста...
http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=20493
_________________
…По мнению руководителя Федерального
агентства по физической культуре и спорту Вячеслава
Фетисова, …необходимо поднять статус
детского тренера и учителя физкультуры. «Именно
они выращивают для нас “звезд” российского
спорта, которые поднимают статус страны на
международной арене», – отметил Фетисов. Низкий
социальный статус учителей физкультуры и
детских тренеров, по его мнению, отпугивает
молодых специалистов…
http://www.bashinform.ru/index.php?id=57278 |
Можно предположить, что Росспорт,
ведомство, которое на сегодняшний день курирует
часть системы дополнительного образования,
пытается внедриться в систему основного
образования и изменить ее развитие таким
образом, чтобы выполнить основную (для своего
ведомства!) задачу: поиск и поддержку юных
спортивных звезд. При этом Министерство
образования и науки находится в несколько
отстраненной позиции: с Агентством по физической
культуре и спорту на официальном уровне никто не
спорит, но в то же время в Академии наук
разрабатываются совсем не подходящие для этих
проектов стандарты образования.
Спортизация уроков
О том, что вместо уроков физкультуры скоро
будут введены занятия в спортивных секциях по
выбору, говорят уже больше трех лет. Насколько
реальна замена уроков занятиями в спортивных
секциях по выбору в российских школах?
Существуют ли программы для спортивных секций,
по которым могли бы заниматься, в том числе, и
дети с ослабленным здоровьем?
Ответ очевиден: таких программ нет, и быть не
может. Занятия в спортивной секции подразумевают
основную группу здоровья у тренирующихся, а если
тренер допускает на тренировки ослабленных
детей, то делает это только на свой страх и риск
или по письменному заявлению родителей. Тем не
менее, при любых проблемах со здоровьем
воспитанников именно тренер понесет уголовную
ответственность – это всем хорошо известно.
Спортивнотехнический комплекс
«Готов к труду и защите Отечества» включен в
новый образовательный стандарт по физкультуре,
который в настоящее время разрабатывается в
Министерстве образования и науки РФ. Тесты и
нормы ГТО станут основой единого
государственного экзамена (ЕГЭ) по дисциплине
«физическая культура». Такую новость сообщил
журналистам 20 сентября начальник Управления
физической культуры Федерального агентства по
физической культуре и спорту Станислав
Бирюков в ходе круглого стола, посвященного
возрождению ГТО в современных условиях... В
Росспорте и Минобороны считают возрождение ГТО
делом решенным и в настоящее время обсуждают
механизмы его внедрения.
…По всей видимости, …всему населению от 6 до 29
лет уже можно начинать тренироваться.
http://www.stadium.ru |
ГТЗО
Действительно ли стоит ожидать введения
норм ГТЗО в обязательную школьную программу?
Опасение учителей физической культуры понятны:
большинство детей не могут быть допущены к сдаче
нормативов ГТЗО вследствие ослабленного
здоровья. Заявления о том, что ГТЗО станет
основой для ЕГЭ по физкультуре, что на основании
сдачи нормативов детям будут выставляться
отметки по физической культуре, по меньшей мере,
необоснованны. На самом деле все подобные
рассуждения – не более чем рекламная кампания,
организованная с целью дальнейшего лоббирования
данной идеи.
Учителя хотели бы увидеть не только
нормативную, но и методическую часть проекта
комплекса ГТЗО прежде, чем он будет окончательно
утвержден. И это – не прихоть, а острая
необходимость. Обсуждение проекта в
профессиональной среде позволит избежать массы
ошибок, исправлять которые потом придется за
счет сил и здоровья детей, на ком этот проект
будет опробоваться. Стоит ли так рисковать? Ради
чего?
Ольга ЛЕОНТЬЕВА |