МастерклассУчитель физической культуры МЭШ Алексей Владимирович МАЛЕНЬКИЙ в своем выступлении обратил внимание на игры, развивающие внимание. Такие игры целесообразно проводить как в начале урока (чтобы настроить детей на рабочий лад), так и в конце, чтобы переключить внимание детей на другие задания. Несмотря на простоту заданий, эти игровые упражнения вызвали бурю положительных эмоций у учителей (учеников) и дали общий настрой мастерклассу. Игры на внимание при перестроенияхУчитель предлагает детям построиться: – по росту (в порядке его увеличения); Задания можно придумать и другие – важно, чтобы перестроение выполнялось в очень быстром темпе (скажем, до счета «три» или «пять»). Затем ученикам предлагается быстро перестроиться в круг. Как правило, это не вызывает больших трудностей у учащихся, так как в зале либо есть нарисованный круг (в центре площадки), либо ученики быстро образуют его сами, взявшись за руки. Затем нужно перестроиться так, чтобы получился треугольник. Это задание может вызвать определенные трудности. Обычно ни один класс не может его выполнить с первого раза в быстром темпе. Связано это с тем, что в зале нет треугольной разметки. Даже из строя в одну шеренгу упражнение выполняется легко. Для перестроения из круга в треугольник необходимо, чтобы в классе нашлись три ученика, которые способны взять на себя роль лидеров, образуя «вершины» треугольника. Они могут быть капитанами команд, командирами отделений и т.п.
Игра «Класс, смирно!»Детям предлагается выполнять упражнения только после того, как учитель скажет слово «Класс!». Если учитель не произносит его, упражнение выполнять не нужно. Выполнение упражнения сопровождается показом учителя. Перед игрой класс необходимо построить в одну шеренгу. Ученик, допустивший ошибку, делает шаг вперед. В проведении игры многое зависит от подачи материала учителем. Можно придумать смешные движения, увеличить темп и т.п. Игра «Запрещенное движение»Учитель показывает упражнения, дети повторяют за ним. Но одно из движений (заранее оговоренное) выполнять нельзя – оно запрещено. Перед этой игрой класс также должен построиться в одну шеренгу. Ученик, допустивший ошибку, делает шаг вперед. В отличие от предыдущей игры, она направлена на зрительный анализатор, а не на слуховой. Как правило, дети меньше ошибаются в этой игре. Правильно говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Игра «Слушай сигнал!»Детям при выполнении упражнений (на месте или в движении) даются другие задания, которые выполняются по сигналу учителя (свистку, определенному положению, команде). При успешном выполнении предлагаются два условных сигнала, затем три. Задание можно усложнить, воздействуя как на слуховой, так и на зрительный анализатор. Например: учитель принял положение «руки за голову» – ученикам нужно принять положение «упор лежа»; учитель принял положение «руки на пояс» – ученики выполняют одно приседание; по команде «Время!» – прыжок вверх. В этой игре можно незаметно дать детям дополнительную нагрузку. Важно только правильно ее рассчитать, воздействуя на нужные группы мышц, в зависимости от задач урока. Данный семинар показал, что порой учителям физкультуры не стоит ждать, пока ктото другой решит их наболевшие проблемы. Может быть, стоит использовать опыт учителей международных школ и самим проводить такие встречи, делиться опытом, обсуждать, спорить. Кому, как не нам, учителям физкультуры, лучше знать, что нам важно и нужно сейчас! А решение проблем можно найти, посетив соседнюю школу, поговорив с коллегами. А еще лучше организовать такую встречу самому. Это позволит и на себя взглянуть с другой стороны. Алексей МАШКОВЦЕВ
|