ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Мониторинг физического развития и
физической подготовленности учащихся
Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1. Предмет
«физическая культура» и его значение в
комплексной оценке качества образования. |
18 |
Лекция № 2. Факторы,
понятия и термины, определяющие качество
образования в сфере физической культуры. |
19 |
Лекция № 3. Методика
мониторинговых исследований физического
развития, физической и функциональной
подготовленности как важнейших показателей
здоровья учащихся.
Контрольная работа № 1 |
20 |
Лекция № 4. Технология
широкомасштабного тестирования показателей
здоровья на уроках физической культуры и
физкультурно-спортивных праздниках. |
21 |
Лекция № 5. От
тестирования практических умений и навыков – к
тестированию уровня знаний по предмету
«физическая культура».
Контрольная работа № 2 |
22 |
Лекция № 6. Различные
методические подходы к оценке показателей
здоровья. |
23 |
Лекция № 7. Пример
мониторинговых исследований с анализом
результатов учебных достижений школьников по
предмету «физическая культура». |
24 |
Лекция № 8.
Научно обоснованные управленческие решения,
принимаемые органами системы образования по
результатам мониторинга физического развития и
физической подготовленности школьников.
Итоговая контрольная работа |
Лекция № 8.
Научно обоснованные управленческие
решения, принимаемые органами системы
образования по результатам мониторинга
физического развития и физической
подготовленности школьников
«Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их
духовная жизнь,
умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы».
В.А.Сухомлинский.
О необходимости тестировать
показатели здоровья учащихся
Представленная методика осуществления
комплексного педагогического мониторинга в
условиях тревожной статистики здоровья
населения, демографического спада и реализации
приоритетных национальных проектов
«Образование» и «Здоровье» является весьма
актуальной. Преподаватель физической культуры,
овладевший данной методикой, может обучить
самостоятельной оценке важнейших
индивидуальных показателей здоровья любого
человека, независимо от его пола, возраста,
профессиональной принадлежности, условий труда
и т.д.
Сегодня системе российского
образования, которая на законодательном уровне
ввела тестирование знаний (ЕГЭ), необходима эта
методика. Образовательные услуги нельзя считать
качественными, если в погоне за знаниями
забывают о здоровье детей, не осуществляют
постоянный мониторинг показателей их
физического развития и физической
подготовленности. Такая методика должна
значительно поднять утраченный престиж труда
учителя физической культуры, всей системы
массового физического воспитания как главного
профилактического средства укрепления здоровья
обучающихся. Кроме того, она поможет узнать, на
какой ступени образования (дошкольник, школьник,
студент) начинается ухудшение показателей
здоровья и какими темпами оно происходит. Только
комплексный мониторинг учащихся позволит в
каждом конкретном случае проанализировать
ситуацию.
Простейшие, доступные, малозатратные
фактические измерения общеизвестных параметров
физического развития, физической и
функциональной подготовленности, расчет, оценка
и отслеживание их динамики в мониторинге, наряду
с измерением уровня знаний, дадут возможность
системе образования на любом уровне принимать
научно обоснованные решения по:
управлению организацией учебного
процесса, направленного на укрепление и
сохранение здоровья учащихся (корректировка
расписания с целью снижения учебных перегрузок,
удобные парты, качественное питание и т.д.);
оценке эффективности внедрения
образовательных и оздоровительных инноваций, в
том числе предусмотренных приоритетными
национальными проектами «Образование» и
«Здоровье»;
стимулированию труда учителя
физической культуры, других педагогов и
коллектива в целом за комплексную положительную
динамику уровня знаний и показателей здоровья и,
следовательно, за предоставление населению
качественных образовательных услуг.
Алгоритм действий для принятия
решений на всех уровнях
1. Тестирование знаний (фактические
измерения).
2. Тестирование показателей здоровья
(фактические измерения):
I. Уровень учащегося
1 |
расчет рейтинга
в баллах по предметам образовательного цикла |
построение
диаграммы учебных достижений ученика |
анализ и
рекомендации |
2 |
занесение
фактических измерений в индивидуальную карту
показателей здоровья |
расчет и оценка
индивидуальных результатов |
анализ и
рекомендации |
Выводы.
II. Уровень учителя, завуча, директора
школы
1 |
построение
диаграммы рейтинга учебных достижений класса |
определение
рейтинга учебных достижений различных классов и
всей школы |
анализ и
рекомендации |
2 |
построение
диаграмм, отражающих общий уровень физического
развития и физической подготовленности класса,
школы |
анализ и
рекомендации |
Выводы.
III. Муниципальный уровень районного и
городского отделов образования.
1 |
построение
диаграмм общего рейтинга учебных достижений
района, города, в том числе по отдельным
предметам |
анализ и
рекомендации |
2 |
построение
таблиц и диаграмм физического развития и
физической подготовленности |
анализ и
рекомендации |
Выводы.
Фрагменты конкретных результатов
Личностный уровень
Таблица 1
Индивидуальная карта учебных
достижений учащегося (в баллах)
Школа: № 001 Ф.И.О.
учащегося: Иванов И.И.
Иностранный язык: английский |
Класс: 10 А Вариант: 1
Дата тестирования: май 2006 г. |
Предмет |
Вопросы трех
уровней |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
I yp. |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
II ур. |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
III ур. |
Итого |
Филология |
|
+ |
+ |
|
+ |
9 |
+ |
+ |
|
|
|
14 |
|
|
|
+ |
+ |
20 |
43 |
Математика |
+ |
+ |
|
|
+ |
9 |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
28 |
+ |
|
+ |
|
+ |
30 |
67 |
История |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
12 |
+ |
|
|
+ |
|
14 |
|
+ |
+ |
+ |
|
30 |
56 |
География |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
|
+ |
|
+ |
|
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
50 |
83 |
Рыночная экономика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
28 |
+ |
|
|
|
|
10 |
53 |
Физика |
|
+ |
+ |
|
+ |
9 |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
40 |
49 |
Химия |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
12 |
+ |
|
+ |
|
+ |
21 |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
40 |
73 |
Биология |
+ |
+ |
|
|
+ |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
28 |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
40 |
77 |
Информатика |
+ |
+ |
+ |
|
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
35 |
+ |
+ |
|
|
|
20 |
64 |
Иностранный язык |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
35 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
40 |
87 |
Татарский язык |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
+ |
+ |
|
+ |
|
21 |
+ |
+ |
|
+ |
|
40 |
76 |
Физическая культура |
+ |
|
+ |
|
+ |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
35 |
+ |
+ |
|
|
|
20 |
64 |
Рис. 1. Индивидуальная диаграмма
учебных достижений учащегося
Анализ и рекомендации
Из табл. 1 и рис. 1 следует, что
наиболее успешными для учащегося являются
иностранный язык и география, наименее успешными
– филология, физика и рыночная экономика.
Средний рейтинг – у физической культуры.
Тестирование показателей здоровья по
параметрам физического развития, физической и
функциональной подготовленности
Таблица 2
Индивидуальная карта фактических
измерений показателей здоровья
Дата рождения: 15.03.1991
Пол: м
Показатели здоровья:
|
Данные |
Параметры физического
развития: |
|
Рост (см): |
184 |
Масса тела (кг): |
60 |
Окружность грудной клетки (см): |
|
в покое |
93 |
на вдохе |
97 |
на выдохе |
90 |
Сила правой кисти (кг): |
50 |
Сила левой кисти (кг): |
48 |
Жизненная емкость легких (мл): |
4100 |
Параметры физической
подготовленности: |
|
Гибкость (± см): |
–15 |
Прыжок в длину с места (см): |
220 |
Прыжки через скакалку за 1 мин.
(раз): |
110 |
Отжимание (раз): |
58 |
Вис на перекладине (сек.): |
35 |
Подъем туловища за 30 сек. (раз): |
24 |
Подтягивание (раз): |
15 |
Челночный бег 3?10 м (сек.): |
7,2 |
Бег на 30 м (сек.): |
4,2 |
Бег на 1000 м (мин., сек.): |
3,34 |
Параметры функциональной
подготовленности: |
|
Артериальное давление (мм рт.
ст.): |
|
систолическое |
120 |
диастолическое |
80 |
Частота сердечных сокращений
(уд./мин.): |
|
в покое сидя |
84 |
в покое стоя |
90 |
после нагрузки |
148 |
после восстановления |
100 |
Задержка дыхания (сек.): |
|
на выдохе |
33 |
на вдохе |
60 |
Таблица 3
Расчет и оценка индивидуальных
показателей здоровья ученика
№ п/п |
Наименование показателя |
Результат |
Оценка |
Примечания |
1 |
Весоростовой индекс |
0,3 |
дефицит массы тела |
Показатели физического
развития |
2 |
Индекс жизненный |
68,3 |
выше нормы |
3 |
Индекс силовой |
83,3\80,0 |
выше нормы |
4 |
Ортостатическая проба |
6 |
ниже нормы |
5 |
Группа физического развития |
I гр. |
здоров |
6 |
Гибкость |
–2,5 |
Опасная зона |
Показатели физической
подготовленности |
7 |
Подтягивание |
1,14 |
Супер |
8 |
Прыжок в длину с места |
0,07 |
Хорошо |
9 |
Прыжки через скакалку |
–0,12 |
Хорошо |
10 |
Отжимание от пола (раз) |
0,81 |
Супер |
11 |
Бег 30 м |
0,18 |
Хорошо |
12 |
Бег 1000 м |
0,99 |
Супер |
13 |
Подъем туловища |
0,14 |
Хорошо |
14 |
ОУФП |
0,09 |
хорошо |
15 |
Индекс Руффье |
13,2 |
удовл. |
Показатели функциональной
подготовленности |
16 |
Проба Штанге |
60 |
норма |
17 |
Проба Генча |
33 |
норма |
18 |
АД |
110/66 |
норма |
19 |
УФС |
0,547 |
средний |
20 |
АП |
1,88 |
норма |
Анализ и рекомендации
Из табл. 2 и 3 следует, что
учащийся обладает высокими силовыми качествами
и выносливостью, хорошей общей физической
подготовленностью. Однако ему надо обратить
внимание на развитие гибкости и питание,
контроль работы сердечнососудистой системы.
Выводы
Выводы, которые могут сделать учащийся и
его родители, анализируя результаты
комплексного педагогического мониторинга
уровня знаний и показателей здоровья, сводятся к
следующему:
1. Усилить подготовку по предметам с
низким рейтингом.
2. Обратить внимание на питание школьника (при
дефиците или избытке массы тела).
3. На занятиях по физической культуре сделать
акцент на воспитании тех физических качеств, по
которым показаны результаты ниже нормы.
4. По низким значениям уровня функционального
состояния (УФС) определить с помощью расчетных
формул (лекция № 7), какая из систем организма
имеет отклонения, и тогда обратиться к
соответствующему медицинскому специалисту.
Решение, принимаемое родителями при
отрицательной динамике показателей здоровья, –
направление ребенка для занятий в группе общей
физической подготовки, а при отрицательной
динамике уровня знаний по какомулибо из
предметов – организация дополнительных занятий
по нему.
Учрежденческий уровень
Имея в компьютере результаты
комплексного педагогического мониторинга
уровня знаний и показателей здоровья на каждого
учащегося, учительпредметник вместе c классным
руководителем может проанализировать рейтинг
успеваемости по 100балльной шкале в своем классе
(см. рис. 2), завучи – в младших, средних и старших
классах (см. табл. 4), директор – школы в целом (см. рис.
3).
Рис. 2. Диаграмма рейтинга учебных
достижений 11го класса
Таблица 4
Рейтинг в баллах результатов
тестирования уровня знаний учебных предметов
школьниками различных классов и общий по школе
Классы |
Фило
логия |
Мате
матика |
История |
География |
Рыночная экономика |
Физика |
Химия |
Биология |
Инфор
матика |
Иностран
ный язык |
Татарский язык |
Физи
ческая культура |
Рейтинг |
начальные |
3-й класс |
84 |
78 |
|
|
|
|
|
64 |
|
|
68 |
|
73,64 |
средние |
5-й класс |
65 |
56 |
44 |
|
|
|
|
48 |
|
53 |
55 |
|
53,57 |
6-й класс |
68 |
63 |
39 |
49 |
|
|
|
31 |
|
48 |
61 |
|
50,28 |
7-й класс |
61 |
42 |
44 |
36 |
|
31 |
|
28 |
|
44 |
56 |
|
42,80 |
8-й класс |
78 |
51 |
45 |
35 |
|
42 |
77 |
42 |
|
33 |
44 |
|
49,70 |
9-й класс |
59 |
46 |
31 |
43 |
|
45 |
23 |
37 |
|
35 |
35 |
46 |
40,09 |
старшие |
10-й класс |
69 |
47 |
45 |
37 |
31 |
27 |
23 |
46 |
46 |
56 |
54 |
|
43,75 |
11-й класс |
64 |
36 |
63 |
|
|
35 |
63 |
72 |
23 |
57 |
48 |
54 |
51,43 |
Школа |
69 |
52 |
44 |
39 |
31 |
36 |
46 |
46 |
34 |
47 |
52 |
50 |
50,66 |
Рис. 3. Диаграмма учебных
достижений школы
Анализ и рекомендации
Выявлен низкий рейтинг в обученности
информатике, физике, математике. Высокий балл
учащиеся показали на биологии.
Завуч получает комплексную информацию о
начальных, средних и старших классах. Директор,
анализируя рейтинг всей школы, получает
информацию о достижениях не только учащихся, но и
учителей, которые их обучают.
Результаты тестирования показателей здоровья
представлены на диаграммах рис. 4.
Рис. 4. Диаграммы, отражающие
комплексную оценку показателей здоровья класса,
школы, района и т.д. (в % учащихся)
Важнейшие решения по организации
учебного процесса связаны с преподаванием
предмета «физическая культура», который должен
обеспечить гармоничное физическое развитие
детей.
Решения, принимаемые на уровне
общеобразовательного учреждения, касаются
конкретных классов и предметов,
совершенствования методик преподавания с целью
лучшего усвоения учебного материала учащимися.
Главный результат всей работы педагогического
коллектива – содействие здоровью обучающихся.
Фактические измерения, их расчет и обработка с
построением наглядных диаграмм показывают
исходное состояние комплекса важнейших
показателей здоровья. По их динамике,
отслеживаемой в мониторинге, дается
качественная и количественная оценка
организации учебного процесса в классе и школе.
Определяется главный результат в работе учителя
физической культуры и всего педагогического
коллектива – содействие здоровью учащихся.
Выводы
Поощрение лучших учеников, имеющих
положительную динамику уровня знаний и
показателей здоровья. Поощрение лучших учителей
и работа с учителями, которым необходимо
повысить квалификацию.
Отрицательная динамика показателей физического
развития (например, увеличивающийся процент
детей с дефицитом массы тела) акцентирует
внимание руководства образовательного
учреждения на работе столовой. Увеличение
количества детей в третьей группе требует их
дополнительного медицинского обследования. Дети
с высоким уровнем физической подготовленности
отбираются для участия в соревнованиях
различных рангов, вовлечения в различные
спортивные секции.
Вы можете дополнить приведенный список своими
выводами.
Рис. 5. Общий рейтинг учебных
достижений школьников по районам города
Рис. 6. Общий рейтинг учебных
достижений городских школьников по предметам
общеобразовательного цикла
Рис. 7. Диаграммы физической
подготовленности городских школьников
начальных, средних и старших классов
Муниципальный, районный, городской и
региональный уровни состояния системы
образования
Диаграммы уровня знаний городских
школьников по районам и предметам
общеобразовательного цикла представлены на рис.
5 и 6 (рейтинг в баллах):
По результатам, предоставленным городским
информационнодиагностическим центром, отделы
образования выстраивают рейтинг школ района,
рейтинг достижений в преподавании предметов,
выявляют лучших учителей, используют их
учебнометодический опыт на семинарах повышения
квалификации. Аналогичной работой, только на
городском уровне, занимается управление
образования. Оно рекомендует лучшие
образовательные учреждения и лучших педагогов
для участия в конкурсах, учитывает как
достижения, так и выявленные недостатки в
организации учебного процесса, принимает
стратегические управленческие решения,
направленные как на достижение успехов в
получении знаний, так и на сохранение и
укрепление здоровья школьников.
Анализ и рекомендации
Из диаграммы на рис. 5 можно
отметить более высокий уровень знаний
школьников в районах П и М.
Рис. 6 демонстрирует необходимость
совершенствования в городских школах методики
преподавания предметов: информатика, физика и
физическая культура.
На рис. 7 показаны диаграммы физической
подготовленности городских школьников по
результатам тестирования физических качеств.
Трехуровневая оценка в процентах школьников
рассчитана по отношению к общероссийской норме
для начальных, средних и старших классов.
Анализ и рекомендации
По общему уровню физической
подготовленности 69,5% городских школьников
показывают положительный результат (выполняют
норматив). Из возрастных групп лидируют
школьники старших классов. Возможен и более
подробный анализ представленных диаграмм
(например, по каждому из физических качеств).
Пример представления результатов комплексного
мониторинга показателей физического развития и
физической подготовленности одной из школ
приведен в табл. 5.
Таблица 5
Комплексный мониторинг
показателей физического развития и физической
подготовленности школы
Уровень показателей
здоровья |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
сентябрь
начало уч. года |
май
конец уч. года |
сентябрь
начало уч. года |
май
конец уч. года |
май |
май |
май |
ФП |
I |
III |
ФП |
ФР |
I |
III |
ФП |
ФР |
I |
III |
ФП |
ФР |
I |
III |
ФП |
ФР |
I |
III |
ФП |
ФР |
I |
III |
ФП |
ФР |
I |
III |
ФП |
45 |
35 |
38 |
90 |
64 |
59 |
19 |
88 |
50 |
64 |
16 |
81 |
57 |
65 |
14 |
71 |
47 |
62 |
18 |
71 |
50,2 |
65 |
15,3 |
76 |
49,8 |
65,2 |
14,1 |
79,4 |
Примечание:
физическое развитие (ФР) и физическая
подготовленность (ФП) в % (ФР – учащиеся с массой
тела в норме, I гр. – здоровые дети с нормальным
ФР, III гр. – дети со значительным отклонением в ФР,
ФП – учащиеся, выполняющие норматив).
Анализ положительной динамики % детей,
относящихся к первой группе (табл. 5), показал
эффективность созданного в школе Центра
здоровья и серьезного отношения к измерениям
комплекса характеристик.
Выводы
Серьезным сигналом для принятия
управленческих решений по реформированию
системы образования является ситуация, при
которой знания учащихся растут за счет ухудшения
здоровья. Сегодня такое положение не редкость,
поэтому особого внимания требуют вопросы
формирования здорового образа жизни и
мониторинговые исследования показателей
физического развития и физической
подготовленности, осуществляемые на уроках
физической культуры, спортивных праздниках,
часах и Днях здоровья.
Итоговая работа
Мониторинг физического развития и физической
подготовленности учащихся
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Идентификатор:
Комментарии
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Уважаемые слушатели курсов повышения
квалификации!
Предлагаемые задания итоговой
контрольной работы выполняются после знакомства
с методикой мониторинговых исследований. Вам
нужно провести анализ результатов тестирования
показателей физического развития, физической и
функциональной подготовленности, а также уровня
знаний по предмету «физическая культура» в
выбранных классах школы или других
образовательных учреждений.
Возможные варианты анализа:
1. Сравнение показателей учащихся,
занимающихся по разным методикам у различных
преподавателей.
2. Комплексная оценка уровня знаний и
показателей здоровья.
3. Определение с помощью тестирования
физического развития и физической
подготовленности эффективности внедрения
инноваций (здоровьесберегающих,
здоровьеформирующих и других).
4. Сравнение показателей здоровья учащихся
общеобразовательного учреждения и тех, кто
дополнительно занимается спортом.
5. Анализ результатов тестирования в начале и в
конце учебного года.
Возможны и другие варианты проведения
анализа полученных результатов.
К выполненной работе необходимо приложить
справку (Акт о внедрении), заверенную в вашем
образовательном учреждении. Бланк
справки высылается каждому слушателю по почте.
Итоговую работу и справку необходимо выслать до
28 февраля 2008 г. по адресу: ул. Киевская, д. 24, г.
Москва, 121165, Педагогический университет «Первое
сентября». |
|