Здоровый образ жизни
Элективный курс для 10–11-х классов
культурологического направления
Пояснительная записка
В последние годы наблюдается резкое ухудшение
состояния здоровья и физической
подготовленности школьников. По данным научных
исследований, около 40% детей страдают
хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют
болезни сердечнососудистой и костномышечной
систем, которые во многом обусловлены
недостаточной двигательной активностью в
сочетании с неблагоприятными экологическими
условиями и питанием, а также полной
неграмотностью в вопросах сохранения здоровья и
профилактики заболеваний. Одними из
приоритетных направлений в деятельности
образовательных учреждений стали создание
условий для увеличения двигательной нагрузки
обучающихся, проведение внеучебных
физкультурнооздоровительных, спортивных
мероприятий и развитие навыков здорового образа
жизни. Основная задача школы – подготовить
ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав
ему для этого необходимые знания.
Здоровье – величайшая социальная ценность.
Хорошее здоровье – основное условие для
выполнения человеком его биологических и
социальных функций, фундамент самореализации
личности. Становится все более очевидным, что для
достижения здоровья населения предпочтение
следует отдавать охране здоровья практически
здорового человека.
Курс «Здоровый образ жизни» в доступной для
подростка форме рассказывает ему о
физиологических основах здоровья, о том, что
важно знать строение, особенности
функционирования и способы повышения
работоспособности своего организма; свое
психическое здоровье и методы его регулирования;
помогает подростку разобраться в своем
внутреннем мире и понять, в какой степени от него
зависит его собственное здоровье и здоровье
окружающих его людей. Школьник, не умеющий
заботиться о своем здоровье, ничего не
предпринимающий для его укрепления, не будет
здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи.
Только личная ответственность за свое здоровье в
сочетании с необходимой компетенцией в приемах и
технологиях сохранения и укрепления здоровья, а
также знание своих индивидуальных особенностей
позволяют достигать целей, которые ставит
здоровьесберегающая педагогика (заложить основы
формирования здорового и гармонично развитого
поколения).
В результате изучения курса «Здоровый образ
жизни» учащиеся получат знания и навыки, которые
пригодятся им во всей дальнейшей взрослой жизни.
Они узнают, как с помощью различных физических
упражнений можно укрепить здоровье, какое
воздействие на организм оказывают ходьба, бег,
спортивные и подвижные игры, как правильно
организовать процесс закаливания. Школьники
смогут овладеть приемами самоконтроля за
функциональным состоянием во время выполнения
физической нагрузки, смогут методически
правильно начать самостоятельные занятия
оздоровительным бегом, ходьбой, изучат основы
гигиены и способы поддержания организма в
хорошем состоянии.
Базовые понятия курса, умения и навыки,
формируемые у учащихся к окончанию изучения
курса
Курс «Здоровый образ жизни» – теория и
практика формирования, сохранения и укрепления
здоровья индивида с использованием медицинских
и парамедицинских технологий. Предмет –
индивидуальное здоровье человека, его механизмы.
Главными объектами курса «ЗОЖ» являются
здоровый человек и человек в стадии
«предболезни». Методологические основы курса
сформулированы в виде следующих принципов:
1. Курс «Здоровый образ жизни» рассматривает
здоровье человека как самостоятельную
социальномедицинскую категорию, сущность
которой может быть количественно и качественно
охарактеризована прямыми показателями и которой
можно управлять (формировать ее, сохранять,
укреплять).
2. Подход к человеку и его здоровью –
интегративный (системный), холистический
(целостный). Методы воздействия –
преимущественно немедикаментозные,
естественные.
3. Разработка теоретических принципов курса
отвечает задаче формирования общей теории
медицины, соединяющей философское осмысление
сущности здоровья, болезни и переходных
состояний.
Основные задачи курса
1. Разработка и реализация представлений о
сущности здоровья, построение диагностических
моделей и методов его оценки и прогнозирования.
2. Количественная оценка уровня здоровья
практически здорового человека, его
прогнозирование, характеристики образа и
качества его жизни.
3. Формирование «психологии» здоровья,
мотивации к коррекции образа жизни индивидом в
целях укрепления здоровья.
4. Реализация индивидуальных оздоровительных
программ, профилактика заболеваний, оценка
эффективности оздоровительных мероприятий.
5. Овладение методами современных
здоровьеформирующих и здоровьесберегающих
технологий (по формированию телосложения,
правильной осанки, рациональному дыханию,
профилактике остроты зрения), умениями
использовать их в самостоятельных занятиях
физической культурой.
6. Укрепление здоровья, познание индивидуальных
возрастных особенностей физического развития и
физической подготовленности, овладение
способами индивидуального контроля, умениями
измерять физическую нагрузку во время
выполнения физических упражнений (по частоте
сердечных сокращений, внешним признакам и
внутренним ощущениям).
7. Приобретение компетентности в
физкультурнооздоровительной сфере:
– позитивное отношение к укреплению здоровья и
организации здорового образа жизни;
– представление об индивидуальных возрастных
особенностях и физических возможностях;
– умение подбирать средства и методы для
индивидуальных форм занятий, планировать их
содержание и осуществлять контроль над
функциональным состоянием организма, проводить
наблюдения за индивидуальным физическим
развитием и физической подготовленностью.
8. Приобретение навыков в
оздоровительнореабилитационной сфере:
– профилактика утомления (комплексы
общеразвивающих, специальных и дыхательных
упражнений, гимнастика для глаз, упражнения на
расслабление);
– предупреждение травматизма, приемы оказания
первой доврачебной помощи — простейшие приемы
гигиенического и спортивного массажа
(самомассажа), знание основ гигиены;
– знание приемов аутогенной тренировки и
релаксации для снятия утомления и повышения
работоспособности.
Ожидаемые результаты
В результате освоения обязательного минимума
содержания данной программы ученики должны
уметь:
объяснять:
– роль и значение здорового образа жизни в
развитии общества и человека;
– цели и принципы физической культуры и спорта,
их роль и значение в современном мире;
– роль и значение занятий физической культурой в
укреплении здоровья человека, в профилактике
вредных привычек, здорового образа жизни;
характеризовать:
– индивидуальные особенности физического и
психического развития и их связь с регулярными
занятиями физическими упражнениями;
– особенности функционирования основных
органов и структур организма во время занятий
физическими упражнениями;
– особенности содержания и направленности
различных систем физических упражнений, их
оздоровительной эффективности;
соблюдать:
– правила личной гигиены и закаливания
организма;
– правила организации и проведения
самостоятельных занятий физическими
упражнениями;
– правила профилактики травматизма и оказания
первой помощи при травмах и ушибах;
проводить:
– самостоятельные занятия физическими
упражнениями с общей
оздоровительнокорригирующей направленностью;
– контроль за индивидуальным физическим
развитием и физической подготовленностью,
функциональным состоянием и физической
работоспособностью;
– контроль за дозировкой физической нагрузки и
направленностью воздействия физических
упражнений;
– приемы оказания первой помощи при травмах и
ушибах;
– приемы спортивного массажа и самомассажа;
– занятия физической культурой и спортивные
соревнования с учащимися младших классов.
Содержание программы
В 10–11х классах продолжается курс «Валеология
– наука о здоровом образе жизни», начатый в
7–8–9х спортивных классах.
Программа курса «ЗОЖ» рассчитана на 72 часа (10й
класс – 36 часов, 11й класс – 36 часов).
10-й класс
Тема 1
Валеология – наука о здоровье. Истоки и история
развития валеологии как науки о здоровье.
Основные задачи и понятия. Индивидуальное
здоровье, его механизмы (лекция – 1 ч).
Тема 2
Современный подход к понятию «здоровье».
Функциональные резервы организма и физические
упражнения. Физические упражнения и система
иммунитета (лекция – 1 ч).
Тема 3
Понятия «здоровый организм», «предболезнь»,
«болезнь», «гигиена». Движение – основное
условие жизнедеятельности растущего организма.
Механизмы оздоровительного действия физических
упражнений. Опасность гиподинамии (лекция – 1
ч).
Тема 4
Режим дня школьников как модель формирования
здорового образа жизни. Дневник планирования и
учета самостоятельных занятий физкультурой и
спортом. Дневник самоконтроля физического
состояния и работоспособности спортсмена (лекция
– 1 ч).
Тема 5
Движение для здоровья. Влияние физических
упражнений на организм человека. Виды
физкультурных занятий. Виды физических нагрузок.
Физические качества спортсмена (сила, скорость,
выносливость, гибкость, координация) и способы их
развития. Скоростносиловые нагрузки (лекция – 1
ч).
Тема 6
Средства здорового образа жизни, виды
оздоровительных систем. Виды двигательной
активности. Влияние физических упражнений на
сердечнососудистую систему человека. Занятия
лыжной подготовкой – важнейший фактор
укрепления здоровья (защита рефератов – 1 ч).
Тема 7
Закаливание и здоровье. Виды закаливания.
Механизмы закаливания воздухом, водой, солнцем.
Физические упражнения как средство закаливания.
Подвижные игры на воздухе, их влияние на развитие
школьников. Плавание – важнейший способ
закаливания организма. Комплексы закаливающих
процедур. Дневник самоконтроля при закаливании
школьника (защита рефератов – 1 ч).
Темы 8–9
Возрастные особенности детей и подростков.
Антропометрические показатели. Типы
телосложения. Нормы роста, веса подростков.
Способы измерения. Оценочные индексы
физического развития спортсменов (жизненный
индекс, весоростовой индекс Кетле, индекс Брока
– Бругша, жизненный показатель, индекс Эрисмана,
показатель крепости телосложения, показатель
пропорциональности физического развития,
измерение кожножировой складки, измерение
гибкости позвоночного столба, подвижности
суставов, силовые индексы) (лекция – 2 ч,
практическое занятие – 2 ч).
Тема 10
Приемы самоконтроля физического состояния
школьника. Характеристики показателей дневника
самоконтроля. Признаки утомления и
переутомления, пульсовой режим. Объективные и
субъективные приемы самоконтроля при выполнении
физических упражнений. Тесты, используемые для
оценки физического состояния подростков (лекция
– 1 ч, практическое занятие – 1 ч).
Тема 11
ЗОЖ – основа долголетия. Проблемы
продолжительности человеческой жизни. Влияние
осанки на функционирование внутренних органов.
Основные принципы использования
оздоровительных упражнений хатхайоги. Общие
требования при выполнении асан. Суставная
гимнастика и ее влияние на здоровье (лекция – 1
ч, практическое занятие – 2 ч).
Тема 12
Пагубность вредных привычек. Предупреждение
вредных привычек у школьников (гиподинамия,
курение, алкоголь, наркомания, токсикомания) (защита
рефератов – 1 ч).
Тема 13
Курение и заболевания легких. Многообразие
дыхательных техник. Основные принципы
организации дыхательной гимнастики. Дыхательная
гимнастика игрового характера (по Е.П. Журавлеву) (практическое
занятие – 1 ч).
Тема 14
Правильное питание – фактор здорового образа
жизни. Рациональное питание. Питание школьника,
спортсмена. Для чего нужны витамины. Водный
баланс в организме человека. Диетическое
питание. О пользе и вреде диет (защита рефератов
– 1 ч).
Тема 15
Роль физических упражнений в предупреждении
заболеваний и укреплении здоровья. Механизмы
оздоровительного действия физических
упражнений. Комплексы упражнений для
восстановления после заболеваний (лекция – 1 ч).
Темы 16–17
Биологические часы человека, недельный и
месячный цикл в жизни спортсмена. Характеристики
основных биоритмов. Спорт и биоритмы. Значение
биоритмов в режиме дня школьника. Применение
теории биоритмов. Биопатогенные зоны и здоровье
человека. Влияние магнитных бурь на здоровье
человека (лекция – 1 ч, практическое занятие – 1
ч).
Темы 18–19
Спортивные травмы и причины их возникновения.
Предупреждение травматизма. Оказание первой
помощи. Способы лечения (лекция – 1 ч,
практическое занятие – 1 ч).
Тема 20
Особенности моторного развития подростков.
Возрастные закономерности динамики
двигательной функции. Оценка скоростносиловых
показателей (лекция – 1 ч, практическое занятие
– 1 ч).
Темы 21–22
Виды массажа и их назначение. Спортивный
массаж. Самомассаж. Массаж и лечебная
физкультура. Точечный массаж при простудных
заболеваниях (лекция – 1 ч, практическое
занятие – 1 ч).
Тема 23
Психическое здоровье спортсмена. Эмоции.
Чувства. Настроение. Развитие психических
функций при занятиях спортивными играми.
Основные принципы формирования психического
здоровья (лекция – 1 ч).
Тема 24
Характер спортсмена, темперамент спортсмена,
взаимоотношения в спорте. Влияние спортивных игр
на развитие физических и психических качеств
подростков (лекция – 1 ч).
Тема 25
Способы и методы психической саморегуляции.
Осознанное управление своим здоровьем. Роль воли
и веры в управлении здоровья (лекция – 1 ч).
Тема 26
Понятие «аутогенная тренировка». Методика ее
использования при подготовке к соревнованиям (практическое
занятие – 1 ч).
Тема 27
Понятия «стресс», «невроз». Реакция иммунной
системы на стресс. Что такое релаксация? Техника
релаксации (лекция – 1 ч).
Тема 28
Валеологический самоанализ «Твое здоровье» по
учебнику Г.К. Зайцева для школьников «Твое
здоровье (укрепление организма)» (практическое
занятие – 1 ч).
Тема 29
Мечты, цели, самооценка в спорте. Воля к победе.
Валеологический самоанализ «Твое здоровье» по
учебнику Г.К. Зайцева для школьников «Твое
здоровье (регуляция психики)» (практическое
занятие – 1 ч).
Тема 30
Здоровье населения больших промышленных
городов России. Влияние индустриализации на
здоровье человека. Экологические факторы и
подготовка спортсменов (защита рефератов – 1 ч).
Всего 36 ч (в том числе: лекции – 18 ч,
практические занятия – 13 ч, защита рефератов – 5
ч).
11-й класс
Тема 1
Валеология – наука о здоровье. Истоки и история
развития валеологии как науки о здоровье.
Основные задачи и понятия. Основы валеологии.
Различие гигиены и валеологии как
самостоятельных разделов медицины.
Индивидуальное здоровье, его механизмы
(повторение) (лекция – 1 ч).
Тема 2
Основные принципы формирования здоровья. Как
сохранить здоровье? Факторы риска. Что такое
здоровый образ жизни? Влияние образа жизни на
здоровье человека. Формирование здоровья в
детском и подростковом возрасте, образ жизни
семьи. Качество жизни в обществе. Человек и его
здоровье с позиций системного подхода (лекция
– 1 ч).
Тема 3
Влияние физических упражнений на организм
человека. Диагностика уровня здоровья по прямым
показателям: определение биологического
возраста и оценка энергопотенциала.
Самоконтроль спортсмена. Дневник спортсмена.
Анализ ведения дневников самоконтроля учеников (лекция
– 1 ч, практическое занятие – 1 ч).
Тема 4
Главные факторы здоровья. Уровень здоровья
человека. Прогнозирование здоровья.
Классификация факторов риска возникновения
заболеваний. Группы факторов риска. Генетические
факторы. Медицинские факторы. Экология.
Окружающая среда. Образ жизни (лекция – 1 ч).
Тема 5
Понятие о биоритмах (повторение). История
биоритмологии. Биоритмы и здоровье. Лунные,
солнечные, суточные биоритмы и их влияние на
здоровье человека. Спорт и биоритмы (лекция – 1
ч).
Тема 6
Рациональное питание спортсменов,
совместимость продуктов. Зависимость различных
людей от определенных пищевых продуктов,
конкретных элементов и химических соединений.
Питание – главный фактор восстановления
работоспособности спортсмена. Примеры рационов
для людей, занимающихся разными видами спорта (лекция
– 1 ч).
Тема 7
Питание и физическая активность спортсменов.
Питание, помогающее сохранить здоровье,
работоспособность и радость жизни. Подготовка к
соревнованиям и питание во время соревнований (защита
рефератов – 1 ч).
Темы 8–9
Витамины, минеральные добавки, их значение.
Суточная потребность организма спортсмена в
витаминах и минеральных добавках. Микро, макро и
ультрамикроэлементы в питании спортсменов (лекция
– 1 ч).
Тема 10
Применение анаболических средств и
стимуляторов. Антидопинговый контроль в спорте.
Биологические пищевые добавки: их вред и польза (защита
рефератов – 1 ч).
Тема 11
Доврачебная медицинская помощь, ее организация
и общие принципы. Основные понятия об
антисептике и асептике (лекция – 1 ч).
Тема 12
Общие принципы оказания первой медицинской
помощи. Виды повязок и наложение повязок. Первая
помощь при ушибах, разрывах и вывихах. Первая
помощь при кровотечениях, при обмороке, тепловом
ударе, обморожениях (лекция – 1 ч, практическое
занятие – 1 ч).
Тема 13
Факторы, ухудшающие физическую
работоспособность и состояние здоровья
спортсменов. О вреде алкоголя. Курение.
Профилактика вредных привычек (защита
рефератов – 1 ч).
Тема 14
Исследование и оценка функционального
состояния спортсменов и лиц, занимающихся
физической культурой и спортом. Тесты,
используемые для оценки физического состояния,
состояния нервномышечного аппарата (лекция – 1
ч).
Тема 15
Энергетика при мышечной деятельности
спортсменов. Аэробные возможности организма и
физические нагрузки. Виды, классификация
физической работы (динамическая и статическая) и
их влияние на функциональное состояние
организма (лекция – 1 ч).
Тема 16
Исследование сердечнососудистой системы и
оценка физической работоспособности
спортсменов. Виды функциональных проб.
Гемодинамика в покое и при нагрузке в
зависимости от положения тела (ЧСС, АД) (лекция
– 1 ч, тестирование – 1 ч).
Тема 17
Внешнее дыхание и оценка физической
работоспособности. Типы дыхания. Жизненный объем
легких (лекция – 1 ч, практическое занятие – 1 ч).
Тема 18
Система дыхания йогов. Парадоксальная
дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Глубокое дыхание по К.П. Бутейко (защита
рефератов – 1 ч).
Тема 19
Характеристики особенностей подросткового
возраста. Врачебный контроль за школьниками,
юными спортсменами. Средства лечебной
физической культуры. Сроки возобновления
занятий после заболеваний. Комплексы упражнений
для восстановления после простудных и
респираторновирусных заболеваний (лекция – 1 ч,
практическое занятие – 1 ч).
Тема 20
Средства восстановления спортивной
работоспособности (физические методы,
гидробальнеотерапия, иглорефлексотерапия,
оксигенотерапия, мануальная терапия, массаж) (лекция
– 1 ч).
Тема 21
Влияние больших нагрузок на функциональное
состояние спортсменов. Причины возникновения
спортивных травм. Предупреждение травматизма.
Общие требования безопасности во время занятий
физической культурой и спортом. Комплексы
лечебных упражнений при различных заболеваниях (лекция
– 1 ч).
Тема 22
Массаж и лечебная гимнастика. Виды и задачи
массажа (спортивный, косметический,
гигиенический, лечебный, точечный). Методика
спортивного подготовительного массажа. Методика
спортивного восстановительного массажа (лекция
– 1 ч, практическое занятие – 1 ч).
Тема 23
Понятие о физио и гидробальнеотерапии.
Применение тейпа (функциональных
лейкопластырных повязок). Применение мазей,
гелей и кремов при травмах (лекция – 1 ч).
Тема 24
Экогигиена физической культуры и спорта.
Санитарногигиенические мероприятия.
Гигиенические требования к отдельным видам
спорта (лекция – 1 ч).
Тема 25
Экогигиенические факторы, ухудшающие
состояние здоровья и физическую
работоспособность. Влияние неблагоприятных
климатогеографических условий на спортивные
результаты. Питьевой режим (лекция – 1 ч).
Тема 26
Средства и методы достижения
духовнонравственного, физического и
психического благополучия. Современные системы
оздоровления организма (Брэгг, Семенова,
Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.) (защита
рефератов – 1 ч).
Тема 27
Физиологические основы, средства и методы
физической оздоровительной тренировки.
Дозирование физической нагрузки в
оздоровительной тренировке. Объем и кратность
оздоровительной физической тренировки.
Распределение нагрузки (лекция – 1 ч).
Тема 28
Основы поддержания здорового состояния
позвоночника. Декомпрессионные упражнения.
Упражнения для усиления мышечного корсета.
Упражнения для повышения эластичности суставов.
Способы измерения гибкости и подвижности
суставов (лекция – 1 ч, практическое занятие – 1
ч).
Тема 29
Понятие «гипоксия нагрузки» (кислородное
голодание). Расширение резервов физиологических
функций спортсменов и совершенствование
механизмов здоровья. Понятие «гипоксическая
тренировка» (лекция – 1 ч).
Тема 30
Задачи современных систем физических
упражнений прикладной направленности (защита
рефератов – 1 ч).
Всего 36 часов (в том числе: лекции – 23
ч, практические занятия – 7 ч, защита рефератов –
6 ч).
Литература
Для учащихся
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье
(укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб.:
Детствопресс, 2000.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье
(регуляция психики). – СПб.: Детствопресс, 2000.
Для учителей
Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое
здоровье (вопросы валеологии). – М.: Московский
психологосоциальный институт, 1999.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская
валеология. – Киев: Здоровье, 2000.
Дубровский В.И. Все виды массажа. – М.: Молодая
гвардия, 1993.
Коглер А. Йога для спортсменов (секреты
олимпийского тренера). – М.: Гранд, 2002.
Куинджи Н.Н. Валеология (Пути формирования
здоровья школьников). – М.: АспектПресс, 2000.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы
физических упражнений. – М.: Владоспресс, 2002.
Назаренко Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя. –
М.: Аркти, 2003.
Ужегов Г.Н. Биоритмы. Хорошие и плохие дни в
вашей жизни. – РостовнаДону: Феникс, 2000.
Чумаков Б.Н. Валеология: курс лекций. – М.:
Педагогическое общество России, 2000.
Ольга КУЛЕВА,
учитель физической культуры,
МОУ «Одинцовская гимназия № 13»,
г. Одинцово, Московская обл.
|