Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2008

МЕТОДИКА. ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Основы прикладной физической и педагогической подготовки

Элективный курс для 10–11-х классов

Программа рекомендована для применения в общеобразовательных школах, профильных школах, лицеях и гимназиях

Пояснительная записка

Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Педагогика рассматривает вопросы воспитания и обучения учащихся.

Физическая культура рассматривает вопросы о влиянии оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни, о профилактике профессиональных заболеваний. Характеризуется введением в учебное содержание дополнительных тем и разделов, отдельных новых знаний и форм учебной деятельности, позволяющих учащимся углубить свое образование, повысить уровень физической подготовленности, более качественно подготовиться к последующей (после окончания школы) активной творческой деятельности по выбранной специальности.

Педагогика представляет основы фундаментальных педагогических знаний, которые необходимы учащимся для их успешной последующей профессиональной деятельности, изучения разноплановых взглядов по вопросам психолого-педагогических теорий человеческого учения.

Учебно-тематический план

Темы

Лекции

Практические занятия и семинары

Всего часов

1. Педагогика как область знаний о воспитании людей:

– общественно-исторический характер педагогики;
– предмет и категории педагогики;
– методологические основы и отрасли педагогики.

Самостоятельная работа № 1

2

2

4

2. Педагогическая культура:

– структура и содержание педагогической культуры;
– педагогическое мастерство педагога;
– культура речи преподавателя.

Самостоятельная работа № 2

2

2

4

3. Теории человеческого учения и инновации в обучении:

– психолого-педагогические теории человеческого учения;
– теория поэтапного формирования умственных действий.

Самостоятельная работа № 3

2

2

4

4. Личность, референтная группа и коллектив:

– формирование коллектива;
– воспитание личности в коллективе

4

 

4

5. Физическая культура и здоровый образ жизни:

– физическая культура в организации трудовой деятельности человека;
– упражнения по предупреждению утомления и повышению работоспособности в течение дня

4

8

12

6. Прикладноориентированная физическая подготовка

2

8

10

7. Формы организации физической подготовки учащихся

2

8

10

8. Средства физической подготовки и методика их применения

2

10

12

9. Организация самоконтроля за физическими нагрузками

2

6

8

Итого часов

22

46

68

Цели курса: развитие у учащихся желания заниматься спортом, повышение их работоспособности, укрепление и сохранение здоровья, организация и проведение индивидуального, коллективного и семейного отдыха, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Задачи курса

1. Знакомство с основными понятиями педагогики как области знаний о воспитании людей.
2. Изучение и применение на практике форм организации физической подготовки учащихся к профессиональной деятельности с учетом выбранной профессии.
3. Овладение умениями и навыками использования знаний по основам физической и педагогической подготовки.
4. Подготовка выпускников школы к осознанному выбору профессии, а также развитие их физических качеств в системе прикладно-ориентированной подготовки.

Содержание программы

Тема 1. Педагогика как область знаний о воспитании людей

Общественноисторический характер педагогики. Предмет и категории педагогики. Методологические основы и отрасли педагогики, методы научнопедагогических исследований.

Самостоятельная работа № 1.
«Беседа с классиком педагогики»

Выберите одного из классических представителей русской или зарубежной педагогики и на основании хрестоматии или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в трудах этого классика. Характер вопросов должен соответствовать основным интересам респондента, например: П.Ф. Лесгафт – о семейном воспитании, А.С. Макаренко – о работе с трудными подростками и т.п.

Тема 2. Педагогическая культура

Структура и содержание педагогической культуры. Педагогическое мастерство педагога, культура речи преподавателя, этикет педагога в общении и поведении.

Самостоятельная работа № 2.
Оценка устного выступления

Пользуясь диагностической картой, оцените по девятибалльной шкале устное выступление вашего товарища, выставив баллы по пяти показателям: экспрессия речи, правильность речи, воздействие речи, дидактическое мышление, перцептивные действия. Для выставления оценки используйте следующую градацию:

– «отлично» – 34–46 баллов;
– «хорошо» – 24–33 балла;
– «удовлетворительно» – 14–23 балла;
– «неудовлетворительно» – 13 и менее баллов.

Тема 3. Теории человеческого учения и инновации в обучении

Психологопедагогические теории человеческого учения, теория поэтапного формирования умственных действий. Изучение предметов дидактики и их развернутая характеристика. Дидактические принципы. Традиционные и инновационные формы организации учебного процесса.

Самостоятельная работа № 3.
Возрастные особенности

Методом целенаправленного педагогического наблюдения проанализируйте особенности поведения на уроках детей различных возрастных групп (младшие школьники, подростки, старшие школьники) и опишите их по следующему плану: самосознание, ведущие потребности и мотивы деятельности, отношение к сверстникам, отношение к противоположному полу, отношение к требованиям взрослых, типичные отклонения в поведении. На основании описаний разработайте педагогические рекомендации для каждой из групп.

Тема 4. Личность, референтная группа и коллектив

Формирование коллектива, воспитание личности в коллективе. Основы теории референтных групп. Сущность воспитания в широком и узком значениях. Накопление опыта коллективной деятельности, совместное обсуждение выполняемой работы. Традиции, стили и тон коллектива.

Тема 5. Физическая культура и здоровый образ жизни

Физическая культура в организации трудовой деятельности человека. Формы и содержание занятий по предупреждению утомления и повышению работоспособности в режиме дня. Комплексы упражнений, направленные на оздоровление и укрепление здоровья занимающихся. Подготовка к профессиональной деятельности в соответствии с выбранной профессией. Практические занятия.

Тема 6. Прикладноориентированная физическая подготовка

Подготовка к профессиональной деятельности в соответствии с выбранной профессией. Кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования. Преодоление полосы препятствий с использованием разнообразных способов метания. Переноска пострадавшего. Специальные упражнения, предназначенные для развития силы, ловкости, координации движений, быстроты, гибкости, выносливости.

Тема 7. Формы организации физической подготовки учащихся. Практические занятия

Организованные формы занятий физическими упражнениями как система передачи знаний, умений и навыков от специалиста-преподавателя учащемуся в процессе плановой, систематической правильно организованной деятельности по физическому и педагогическому воспитанию. Самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Систематичность занятий, их важность для получения положительных результатов. Самостоятельные занятия различной классификации в зависимости от характера выполняемой работы. Практические занятия.

Тема 8. Средства физической подготовки и методика их применения

Контрольные нормативы и упражнения, средства и методы подготовки молодежи к их выполнению. Средства, развивающие выносливость. Средства, развивающие силу. Средства, развивающие быстроту. Средства, развивающие специальные качества комплексного характера. Цели и задачи применения в различных формах занятий физических упражнений подводящего и подготовительного характера. Достижение положительного результата в подготовке учащихся. Использование разнообразных методов и средств подготовки. Практические занятия.

Тема 9. Организация самоконтроля физических нагрузок

Формы самоконтроля. Карта самоконтроля физического развития и физической подготовленности, дневник самоконтроля физических нагрузок на занятиях. Практическое занятие – составление карты самоконтроля и дневника. Самоконтроль физического развития; определение трех показателей физического развития и контроль динамики их развития.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1. Что такое педагогика? С чьим именем связывают развитие педагогики как науки?

2. Оцените вклад древнегреческой философской мысли в педагогику.

3. Расскажите о педагогической мысли в период зарождения капитализма.

4. Что такое педагогическая культура? Расскажите об основных блоках, выделенных в структуре педагогической культуры.

5. Что относится к высшей степени проявления педагогической культуры?

6. Что относится к культуре речи?

7. Расскажите о психолого-педагогических теориях человеческого учения.

8. Теория поэтапного формирования умственных действий.

9. Формы организации человеческих групп и их классификация.

10. Расскажите о принципах воспитания. Что такое коллектив? Каковы основные признаки коллектива?

11. Что такое физическая культура?

12. Расскажите о здоровом образе жизни и вредных привычках.

13. Выполните комплексы упражнений, направленных на оздоровление и укрепление здоровья, а также упражнения, необходимые для будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранной профессией.

14. Что такое прикладно-ориентированная подготовка?

15. Провести практические занятия по физической подготовке с целью подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с выбранной профессией (врач, учитель, геолог, военный, горный инженер).

16. Что относится к организованным формам занятий физическими упражнениями?

17. Что относится к организованным формам занятий военноприкладными упражнениями?

18. Составьте план одного самостоятельного занятия физическими и военноприкладными упражнениями.

19. Назовите средства физической подготовки. Какие они бывают?

20. Назовите цели и задачи подводящих и подготовительных упражнений.

21. Проведите практические занятия, направленные на развитие необходимых двигательных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

22. Какие бывают формы самоконтроля?

23. Какие показатели физического развития определяются при самоконтроле физического развитиея?

24. Как осуществляется самоконтроль физических нагрузок?

25. Как можно быстро восполнить затраченные силы?

Василий СЛАСТЕН,
средняя школа № 38,
г. Норильск

 

Рейтинг@Mail.ru