Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2008

МЕТОДИКА. ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Инструктор по лыжным гонкам

Элективный курс для 10-х классов

Программа обсуждена на методическом объединении учителей физической культуры Северобайкальского района и рекомендована для работы в школах района

Пояснительная записка

Тренировка юных спортсменов – это увлекательный способ войти в мир спорта. В нашей школе открыт элективный курс «Инструктор по лыжным гонкам».

Лыжи очень популярны в нашей школе. И это неудивительно: ведь зима длится у нас шесть месяцев и лыжи – весьма доступное, увлекательное и полезное занятие для наших учащихся. Регулярно занимающиеся лыжным спортом учащиеся меньше подвержены простудным заболеваниям, у них нормализуются биохимические показатели, увеличивается физическая работоспособность, повышаются показатели умственной активности. Лыжи предоставляют огромные возможности для воспитания характера, преодоления лени.

Приобщая учащихся к лыжному спорту, надо помнить о том, что это не только сделает их более здоровыми, физически крепкими, но и воспитает важную для жизни привычку настойчиво доводить начатое дело до конца, преодолевая инертность, а также вырабатывает терпение, умение преодолевать трудности и стойкость.

Элективный курс рассчитан на 68 часов. Учащиеся узнают:

– о профессии тренера­инструктора;
– о роли профессионально­личностного становления;
– о педагогическом мастерстве;
– о методике физического воспитания;
– об истории возникновения и развития лыжного спорта;
– о российских чемпионах по лыжным гонкам;
– о лыжном инвентаре, правилах соревнований по лыжным гонкам;
– об основных способах передвижения на лыжах.

Работа проводится в форме бесед, семинаров, лекций, практических занятий, самостоятельного обслуживания соревнований. Предусмотрено также составление планов тренировок, Положений о соревнованиях по лыжным гонкам.

В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. У нас в стране используются две основных формы занятий лыжами: лыжная подготовка и лыжный спорт.

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания в школах, учебных заведениях, Вооруженных Силах Российской Федерации. Она проводится на основе государственной программы.

Основная задача лыжной подготовки – обучение детей, подростков, юношей и взрослых людей технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов.

Заинтересованность учащихся любимым делом – вот то, к чему должны стремиться все работники физического воспитания, в том числе и инструктор по лыжным гонкам.

Учебно­тематический план

Темы

Всего часов

Лекции

Семинары и практические занятия

1. Лыжные гонки в мире, в России

3

3

2. Спорт и здоровье

3

3

3. Лыжный инвентарь, мази, парафины

2

1

1

4. Мелкий ремонт лыжного инвентаря

2

2

5. Знаменитые лыжники

2

2

6. Правила проведения и организации соревнований по лыжным гонкам

5

1

4

7. Основы техники лыжных ходов

5

5

8. Общая и специальная физическая подготовка

20

20

9. Основы техники и тактики лыжника­гонщика

15

15

10. Соревнования

5

2

3

11. Инструкторская и судейская практика

4

2

2

12. Культурномассовая работа

2

2

Всего часов

68

19

49

Содержание программы

1. Лыжные гонки в мире, в России

Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене. Всероссийские, региональные, городские соревнования юных лыжниковгонщиков. История спортивной школы, достижения и традиции.

2. Спорт и здоровье

Задачи и порядок прохождения медицинского контроля. Поведение, техника безопасности, оказание первой помощи при травмах, потертостях и обморожениях. Питание спортсмена. Личная гигиена. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях. Самоконтроль и ведение дневника. Понятие об утомлении, восстановлении, тренированности.

3. Лыжный инвентарь, мази, и парафины

Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Снаряжение лыжника, подгонка инвентаря, мелкий ремонт, подготовка инвентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафинов. Особенности их применения и хранения.

4. Мелкий ремонт лыжного инвентаря

Устранение повреждений лыж, шероховатостей на скользящей поверхности, восстановление носкового загиба. Замена износившихся ремней на лыжных палках, заточка штырей, ремонт лыжных ботинок.

5. Знаменитые лыжники

Спортивные биографии лыжников России и мира.

6. Правила проведения соревнований по лыжным гонкам

Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Определение времени и результатов индивидуальных гонок. Проведение жеребьевки. Подготовка и ведение протоколов. Состав судейских бригад и обязанности отдельных судей по лыжным гонкам.

7. Основы техники лыжных ходов

Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. Классификация классических лыжных ходов. Фазовый состав и структура движений попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов. Типичные ошибки при передвижении классическими лыжными ходами. Классификация коньковых лыжных ходов. Фазовый состав и структура движений.

8. Общая и специальная физическая подготовка

Этапы многолетней подготовки лыжника­гонщика. Юношеский возраст – начальный этап специальной подготовки. Годичный цикл тренировки: подготовительный и соревновательные периоды. Задачи, средства и методы тренировки по периодам и этапам.

Практические занятия. Повторение ранее пройденного материала.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег на коротких отрезках 30–60 м. Бег в упоре в максимальном темпе. Имитация движений рук при беге в максимальном темпе. Бег на короткие дистанции (30–80 м) с низкого и высокого старта. Ускорения (100–150 м) на велосипеде. Плавание с максимальной интенсивностью на коротких отрезках 20–40 м. Прыжки с места: тройной, пятерной; многоскоки на отрезках 20–40 м. Спортивные игры: футбол, баскетбол. Имитация попеременного двухшажного хода в подъемы малой и средней крутизны на отрезках 50–70 м с максимальной интенсивностью.

Упражнения для развития силы. Прыжки в приседе, выпрыгивание из приседа с отягощением 2–4 кг, прыжки через препятствия на одной ноге. Подтягивание в висе и другие упражнения с использованием собственного веса. Лазание по канату или шесту с помощью и без помощи ног. Пилка и колка дров, полевые и строительные работы.

Упражнения для развития ловкости, гибкости и координации движений. Элементы акробатики. Спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, теннис). Прыжки в воду с вышки и с трамплина. Наклоны туловища впередназад из положения сидя, и стоя на коленях.

Упражнения для развития равновесия. Катание на роликовых коньках, водных лыжах.

Упражнения для развития скоростной выносливости. Повторный бег на отрезках 100–200–400–600 м с интенсивностью 60% от максимальной. Переменный бег на отрезках 50–300 м с интенсивностью не выше 70% от максимальной.

Упражнения для развития специальной выносливости. Смешанное передвижение по пересеченной местности; различные чередования бега равномерной и переменной интенсивности с ходьбой и имитацией попеременного двухшажного хода в подъем (без палок и с палками). Чередование ускорения и имитации в подъемы (с интенсивностью 70% от максимальной) с равномерным бегом слабой интенсивности.

Дальнейшее совершенствование имитации упражнений для овладения элементами техники лыжных ходов. Совершенствование элементов техники передвижения различными ходами на роликовых коньках и лыжероллерах.

9. Основы техники и тактики лыжника­гонщика

Условия удержания устойчивости на спусках и при прохождении неровностей. Выбор стойки спуска и способа поворота в зависимости от крутизны и неровностей, условий скольжения, состояния лыжни, видимости, степени утомления, близости соперника и посторонних предметов на трассе.

Практические занятия. Дальнейшее совершенствование поворотов на месте.

Изучение способов преодоления препятствий на местности: перешагивание, перепрыгивание, перелезание и подползание.

Дальнейшее совершенствование техники всех попеременных и одновременных ходов, а также переходов с хода на ход в различных условиях пересеченной местности и при различном состоянии лыжни. Совершенствование техники конькового хода.

Задания: непрерывное передвижение одновременными ходами или скольжение за счет попеременных отталкиваний палками (без движения ног) на отрезках 100–300 м.

Дальнейшее совершенствование техники подъемов, спусков, торможений и поворотов на склонах разной длины и крутизны в условиях, приближенных к соревновательным. Игровые задания и эстафеты.

Упражнения для развития скорости. Повторные тренировки на укороченных отрезках 100–150 м на равнине и 50–100 м на подъемах разной крутизны. Прохождение отрезков с максимальной интенсивностью (интервалы для отдыха – 4–6 мин).

Упражнения для развития выносливости. Равномерные тренировки на пересеченной местности со слабой и средней интенсивностью продолжительностью 1–1,5 ч, работа над совершенствованием техники в период «вкатывания».

Упражнения для развития скоростной выносливости. Прохождение отрезков 300600 м повторным, переменным и интервальным методами с интенсивностью 70–80% от максимальной (интервалы для отдыха – 4–6 мин).

10. Соревнования

Участие в соревнованиях по лыжным гонкам (девочки – до 5 км, мальчики – 10 км), подготовка к соревнованиям. Разработка вариантов тактики ведения гонки. Анализ прошедших соревнований.

11. Инструкторская и судейская практика

Активное участие в проведении спортивно­массовой и оздоровительной работы в школе. Судейство соревнований в должности судьи на старте, судьи на финише, секретаря.

12. Культурномассовая работа

Организация и проведение спортивных вечеров, выступлений, встреч с известными людьми. Посещение театров, музеев. Проведение экскурсий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Тест на знание техники одновременного бесшажного лыжного хода

1. Цель отталкивания палками: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) сохранить равновесие.

2. Цель свободного скольжения: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) как можно меньше терять скорость.

3. При выносе рук и палок вперед

3.1. Движение рук начинается: а) с плечевого сустава; б) с локтевого сустава; в) с запястья.

3.2. Напряженность рук: а) руки расслаблены; б) руки напряжены; в) руки расслаблены в конце выноса вперед.

3.3. Палки находятся в отношении лыж: а) под ост­рым углом по ходу движения; б) под тупым углом.

3.4. Тяжесть тела переносится: а) на пятки; б) на пальцы стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе.

3.5. При выносе рук вперед происходит: а) выдох; б) вдох; в) задержка дыхания.

3.6. Руки поднимаются: а) выше головы; б) до уровня глаз; в) до уровня груди.

4. Исходная поза отталкивания палками

4.1. Постановка лыжных палок на опору: а) впереди креплений; б) на уровне креплений; в) позади креплений.

4.2. Локтевые суставы: а) разогнуты; б) немного согнуты; в) отведены в сторону; г) находятся внизу.

4.3. Палки наклонены: а) только вперед; б) вперед и наружу; в) вперед и внутрь.

4.4. Вес тела распределяется: а) больше на носки стоп; б) больше на пятки; в) равномерно по всей стопе.

5. Отталкивание палками

5.1. Отталкивание: а) только туловищем; б) туловищем и руками; в) только руками.

5.2. Вес тела распределяется: а) больше на пятки; б) больше на носки стоп; в) равномерно по всей стопе.

5.3. Кисти рук по отношению к коленным суставам: а) ниже; б) выше; в) на уровне колен.

6. Поза окончания отталкивания палками

6.1. Палки: а) составляют прямую линию с руками; б) не составляют прямую линию с руками.

6.2. Удержание палок: а) положение палок контролируется большим и указательным пальцами; б) палки зажаты в кулак.

6.3. Тяжесть тела распределяется: а) равномерно по всей стопе; б) больше на пятки.

6.4. Ноги находятся по отношению к лыжне: а) вертикально; б) отклонены назад.

Тест на знание техники выполнения торможения «плугом»

1. Применяется на спуске: а) прямо; б) наискось.

2. Носки лыж находятся: а) на одном уровне; б) один носок лыжи впереди другого.

3. Пятки лыж: а) обе отводятся в сторону; б) только одна отводится в сторону.

4. Лыжи ставятся: а) на внутренние канты; б) на внешние канты; в) на всю скользящую поверхность (не «закантовываются»).

5. Давление на лыжи должно быть: а) равномерное; б) неравномерное.

6. Неравномерность в давлении на лыжи: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее нагруженной весом тела лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более нагруженной весом тела лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.

7. Неравномерность в кантовании лыж: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее «закантованной» лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более «закантованной» лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.

8. Сгибание ног: а) ноги согнуты в коленях; б) ноги выпрямлены.

9. Колени: а) подаются вперед; б) не подаются вперед.

10. Положение рук: а) руки согнуты в локтях на уровне пояса; б) руки поднимаются выше головы; в) руки отведены назад.

11. Кольца лыжных палок: а) вынесены вперед; б) отведены назад; в) отведены в стороны.

12. Лыжные палки: а) прижаты к туловищу; б) не прижаты к туловищу.

Тест на знание техники выполнения поворота переступанием в движении

1. Поворот переступанием в движении применяется: а) на равнине; б) на пологом склоне; в) на крутых склонах.

2. Скорость при выполнении поворота переступанием: а) увеличивается; б) сохраняется; в) уменьшается.

3. Поворот выполняется на спуске: а) в низкой стойке; б) в средней стойке; в) в высокой стойке.

4. В начале выполнения поворота вес тела распределяется: а) больше на внешнюю лыжу; б) больше на внутреннюю лыжу; в) равномерно на обе лыжи.

5. Внутренняя лыжа при отталкивании ставится: а) на внутренний кант; б) на внешний кант; в) на всю поверхность.

6. В начале отталкивания лыжей нога: а) согнута в коленном суставе; б) выпрямлена в коленном суставе.

7. В начале отталкивания ногой голень: а) вертикальна; б) наклонена вперед; в) отклонена назад.

8. В момент окончания отталкивания лыжей нога в коленном суставе: а) согнута; б) выпрямлена.

9. Внешняя лыжа приставляется к внутренней: а) вплотную; б) на расстоянии 30–40 см; в) на расстоянии 70–80 см.

10. Лыжные палки в момент постановки в снег располагаются: а) впереди креплений; б) на уровне креплений; в) сзади креплений.

Контрольные нормативы

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

Бег на 60 м (сек.)

10,4

Бег на 100 м (сек.)

14,6

Прыжок в длину с места (см)

203

180

Бег на 800 м (мин., сек.)

3.20

Бег на 1000 м (мин., сек.)

3.25

Кросс 2 км (мин., сек.)

9.50

Кросс 3 км (мин., сек.)

12.00

Лыжи (классический стиль): – 3 км (мин., сек.)

13.50

– 5 км (мин., сек.)

19.00

22.00

– 10 км (мин., сек.)

40.30

 

Лыжи (свободный стиль): – 3 км (мин., сек.)

13.00

– 5 км (мин., сек.)

18.00

21.00

– 10 км (мин., сек.)

39.00

Основы знаний

1. Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые упражнения с лыжами.

2. Одежда и обувь для занятий на лыжах.

3. Подготовка лыж к учебнотренировочным занятиям и соревнованиям.

4. Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий.

5. Оказание первой помощи при травмах и обморожениях.

6. Терминология разучиваемых упражнений и основы техники.

7. Элементы тактики лыжных гонок.

8. Виды лыжного спорта.

9. Краткий обзор состояния и развития лыжного спорта в России и в мире.

10. Положительное влияние занятий лыжным спортом на здоровье

11. Режим дня и питание лыжника.

12. Значение выносливости в жизни человека. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий.

13. Методика самостоятельной тренировки. Самоконтроль на занятиях.

Литература

1. Бутин И.М. Проложи свою лыжню. – М: Просвещение, 1988.

2. Видякин М.В. Система лыжной подготовки детей и подростков. – Волгоград: Учитель, 2006.

3. Капланский В.Е. На лыжах в выходной. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

4. Квашук П.В. Лыжные гонки. – М.: Советский спорт, 2003.

5. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. – М.: Дрофа, 2001.

6. Осимцев В.В. Лыжная подготовка в школе. – М.: Владос­Пресс, 2001.

Александр ЧИРКОВ,
преподаватель физического воспитания,
Верхнеангарская СОШ,
с. Кумора,
Республика Бурятия

 

Рейтинг@Mail.ru