Спортивно-прикладной
туризм
Элективный курс для 10–11-х профильных
классов
Программа рассчитана на 20 часов. Курс
предусматривает консультационную работу с
учащимися, повторение и применение полученных
знаний, а также контроль знаний учащихся.
Программа обсуждалась в МОУ СОШ № 5 пос.
Новочунка Чунского района Иркутской области.
Рекомендуется для работы в средних школах.
Пояснительная записка
Детскоюношеский
туризм является одной из наиболее эффективных
оздоровительных технологий, способствующих
формированию здорового образа жизни человека и
общества в целом.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что
детскоюношеский и молодежный туризм – важный
способ передачи молодежи накопленного
человечеством жизненного опыта и
материальнокультурного наследия, формирования
жизненно важных ценностей, нравственного
оздоровления и культурного развития нации, один
из путей социализации личности.
В основе курса лежат теоретические и
практические сведения по спортивноприкладному
туризму. Элективный курс предусматривает
использование следующих форм работы: лекции,
практические занятия (тренировки), семинары,
экскурсии, консультации и походы.
Результатом изучения данного курса будет
организованный самими учащимися поход, который
даст возможность каждому из них почувствовать
себя настоящим туристом, решить для себя вопрос о
выборе профиля дальнейшего обучения, получить
заряд положительных эмоций от общения с
природой.
Вероятно, не каждый ученик, прошедший данный
курс, решит сделать туризм своей основной
профессией, но, освоив данную программу, он
получит практические навыки выживания в
экстремальных ситуациях, а романтика туризма
никого не оставит равнодушным.
Статья опубликована при поддержке компании "Кастур", оказывающей профессиональную помощь физическим лицам в оформлении заграничных стандартных и биометрических паспортов, заполнении анкет на загранпаспорт, а также оформлении паспортов граждан РФ.Гражданам РФ, выезжающим за рубеж не чаще двух раз в год, имеет смысл оформить загранпаспорт на 10 лет — биометрический. Сорока шести страниц паспорта будет достаточно для этого периода. Если же выезды за границу случаются чаще, биометрический паспорт будет испещрен визами и штампами еще до истечения срока действия. Для активных путешественников рекомендуется более дешевый загранпаспорт старого образца, который можно менять каждые 5 лет. Обращайтесь в "Кастур" и Вам помогут оформить загранпаспорт даже в том случае, если до отъезда остались считанные дни! С подробной информацией о порядке оформления документов, об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте castour.ru.
Цели курса
В результате прохождения программы данного
курса учащиеся должны:
иметь представление:
1) об истории развития туризма;
2) о классификации туризма;
3) о месте туризма в современном российском
обществе;
4) об особенностях физической подготовки
туристов различной направленности;
5) об уровне развития спортивного туризма в
России;
знать:
1) как развивать основные физические качества,
необходимые туристу (силу, выносливость,
быстроту);
2) свой уровень физической подготовленности и
функциональные возможности своего организма;
3) особенности природных условий родного края;
4) основные правила поведения в лесу (в походе);
5) как приготовить пищу с использованием
природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды,
травы);
6) как вести себя в экстремальной ситуации;
7) правила проведения соревнований по туризму;
8) стандартные международные знаки «земля –
воздух»;
уметь:
1) запоминать пройденный путь и пользоваться
дорожными знаками;
2) готовить личное снаряжение в зависимости от
сезона;
3) читать топографическую карту;
4) ориентироваться на местности без карты (с
компасом и без компаса);
5) выбрать место для привала, оборудовать его
простейшими укрытиями от дождя (на случай
ночлега под открытым небом);
6) приготовить пищу на костре;
7) преодолевать сложные участки пути (бурелом,
переправа по бревну, по камням через реку, по
кочкам через болото);
иметь навыки:
1) разведения костра в любую погоду;
2) установки палатки в любых условиях;
3) оказания первой медицинской помощи при
несчастных случаях и перевязки при несложных
ранениях.
Задачи курса
1. Дать базовые знания по разделу
«Спортивноприкладной туризм».
2. Способствовать формированию интереса к
окружающей природе, среде обитания и мотивации к
познанию через занятия туризмом.
3. Способствовать развитию интереса к трудовой
деятельности, формировать у учащихся навыки
гигиены, охраны труда, воспитывать бережное
отношение к окружающей среде.
Структура курса
Учебный план курса
Номер темы |
Ссылка на цели |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
1 |
Иметь представление – 1, 2, 3
Знать – 4 |
Что такое туризм? |
1 |
Участие в беседе,
запись лекции |
2 |
Иметь представление – 4
Знать – 1, 2
Уметь – 7 |
Физическая подготовка туриста |
3 |
Запись лекции, работа в группах для
выполнения практических заданий, тренировка |
3 |
Уметь – 2, 5
Иметь навык – 1, 2 |
Туристическое снаряжение |
3 |
Запись лекции, работа в группах,
работа с раздаточным материалом, тренировка |
4 |
Знать – 3
Уметь – 1, 3, 4 |
Топография и ориентирование |
2 |
Запись лекции, участие в беседе,
практическая работа, работа с раздаточным
материалом, самостоятельная работа |
5 |
Знать – 5
Уметь – 6 |
Питание в туристическом походе |
1 |
Запись лекции, работа в группах,
работа с раздаточным материалом, решение
практических задач |
6 |
Знать – 3, 4, 5, 6, 8
Уметь – 4, 5
Иметь навык – 1, 2, 3 |
Экстремальные ситуации в походе |
2 |
Запись лекции, самостоятельная
работа, практическая работа |
7 |
Иметь представление – 2, 5
Знать – 7 |
Туристические слеты и соревнования |
1 |
Запись лекции, работа с раздаточным
материалом |
8 |
Уметь применять полученные знания на
практике |
Однодневный поход |
6 |
Подготовка личного и группового
снаряжения, движение по маршруту, бивуачные
работы, ориентирование на местности |
9 |
Иметь представление – 2
Знать – 1, 3, 4, 8
Уметь – 3, 4
Иметь навык – 3 |
Итоговое занятие |
1 |
Беседа, консультация, тестирование |
Содержание программы
1. Что такое туризм? (1 ч)
Лекция – 1 ч.
Туристические путешествия, история развития
туризма. Организация туризма в России.
Туристические возможности родного края.
2. Физическая подготовка туриста (3 ч)
Лекция – 1 ч.
Основные физические качества, необходимые
туристу (сила, выносливость, быстрота). Врачебный
контроль, самоконтроль, предупреждение
спортивных травм на тренировках. Общая
физическая подготовка. Специальная физическая
подготовка.
Практика – 2 ч.
Упражнения на развитие выносливости.
Упражнения на развитие быстроты. Упражнения на
развитие силы. Прохождение врачебного контроля.
3. Туристcкое снаряжение (3 ч)
Лекция – 1 ч.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Типы
рюкзаков, спальных мешков, палаток; преимущества
и недостатки каждого типа. Снаряжение для зимних
походов. Групповое снаряжение, требования к нему.
Практика – 2 ч.
Укладка рюкзаков. Установка палаток.
Предохранение палатки от намокания и
проникновения насекомых. Разжигание костра.
Вязание узлов.
4. Топография и ориентирование (2 ч)
Лекция – 1 ч.
Работа с компасом. Ориентирование по горизонту.
Азимут.
Ориентирование на местности по предметам.
Топографические карты, значение топографических
карт для туристов.
Практика – 1 ч.
Ориентирование по карте и по компасу,
определение азимута на заданный предмет.
Определение расстояния до недоступного
предмета.
5. Питание в туристcком походе (1 ч)
Лекция – 1 ч.
Значение правильного питания в походе.
Составление меню, списка продуктов. Фасовка,
упаковка, переноска продуктов в рюкзаках.
6. Экстремальные ситуации в походе (2 ч)
Лекция – 1 ч.
Действия в случае потери ориентировки.
Международные знаки «земля – воздух». Основные
приемы оказания первой доврачебной помощи.
Приготовление пищи с использованием природных
ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы).
Практика – 1 ч.
Приемы транспортировки пострадавшего.
Оказание первой медицинской помощи, перевязки
при несложном ранении.
7. Туристские слеты и соревнования
(1 ч)
Лекция – 1 ч.
Правила организации и проведения туристcких
соревнований учащихся Российской Федерации.
Положение о соревнованиях. Классификация
соревнований. Условия проведения соревнований.
8. Поход выходного дня (6 ч)
Подготовка к походу. Личное и групповое
снаряжение. Организация туристского быта.
Привалы. Питание. Ориентирование. Правила
движения в походе, преодоление препятствий.
9. Итоговое занятие (1 ч)
Подведение итогов похода. Тестирование.
Изучение курса завершается для ученика выдачей
сертификата о прохождении данного курса в
соответствии со школьным Положением о
прохождении элективного курса.
Итоговый контроль предусматривает проверку
теоретических знаний, умений, навыков
прикладного туризма.
Литература
1. Смирнов Д.В. Программы дополнительного
образования детей. Вып. 4.
Оздоровительнопознавательный туризм. – М.:
Советский спорт, 2003.
2. Смирнов Д.В. Программы дополнительного
образования детей. Вып. 5. Спортивный туризм:
туристское многоборье: В 2 ч. Ч. 2 // В кн.: Этапы
туристскоспортивной подготовки:
учебнотренировочный, спортивного
совершенствования, высшего спортивного
мастерства / Авт.сост. Ю.М. Логусев, А.И. Зорин, Д.В.
Смирнов; под общ. ред. Д.В. Смирнова. – М.:
Советский спорт, 2003.
Олег ЕРМОЛОВИЧ,
МОУ СОШ № 5,
пос. Новочунка,
Иркутская обл.
|