Практическая
терминология общеразвивающих упражнений
Мы получаем большое количество
методических разработок от учителей
физкультуры. Среди них планыконспекты уроков,
тематическое планирование, авторские
программы, сценарии спортивных праздников и
внеклассных мероприятий. К сожалению, некоторые
из них бывает очень сложно понять. Причина
кроется в несоблюдении правил терминологии
физических упражнений. Поэтому публикация
профессора Евгения Земскова является весьма
своевременной и полезной.
В предлагаемом материале представлена
практическая терминология основных положений и
движений головой, руками, туловищем, ногами и их
сочетаний при проведении общеразвивающих
упражнений, с которыми учителя физкультуры
сталкиваются практически на каждом уроке. В
ближайшее время мы планируем опубликовать
практическую терминологию основных
гимнастических упражнений, входящих в школьную
программу по физическому воспитанию.
Основными терминами для описания ОРУ
являются: стойки, положения рук и ног и основные
движения ими; наклоны, повороты туловища, присед,
полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных
терминов может быть описано множество
физических упражнений с общеразвивающей
направленностью, используемых в повседневной
профессиональной спортивной деятельности.
В настоящее время специалисты по
физической культуре не соблюдают или нарушают
правила гимнастической терминологии. При
проведении общеразвивающих упражнений можно
слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…»,
«вращения», «захлестывая ноги…»; слова,
словосочетания (термины), не соответствующие
смысловому понятию реальных движений.
В текстах государственных и авторских
программ, научных и методических статьях, в
конспектах уроков, представленных на конкурс
«Учитель года», допускаются терминологические
погрешности в записи общеразвивающих
упражнений, произнесении строевых команд и др.
Настоящие факты свидетельствуют о
недостаточной прочности знаний терминологии и
умений применять ее учителями в практической
деятельности.
В учебном процессе терминология – это
физкультурная лексика, которая охватывает
систему, составляющую совокупность терминов.
Терминология способствует краткому, точному
названию и доступному описанию ограниченной
формы физического упражнения (телодвижения),
повышению моторной плотности урока, управлению
деятельностью учеников, достижению
образовательного, воспитательного воздействия;
делает учебный процесс более целенаправленным. В
широком смысле терминология является
профессиональным языком общения специалистов в
педагогических системах «учитель – учитель»,
«учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик
– ученик – учитель» для написания конспектов,
научнометодических материалов.
Название движения состоит из главного
слова (термина), которое характеризует сущность
движения, и из дополнительных слов, которые либо
предшествуют главному, либо стоят после него.
Каждое движение выполняется из определенного
исходного положения, которое имеет свое
название; затем следует само движение, которое
завершается конечным положением.
Основные термины исходных положений
(сокращенно – и.п.).
Стойка (стойки) – вертикальное
положение тела вверх или вниз головой и с опорой
ногами или руками.
|
Основная стойка
(сокращенно – о.с.) соответствует выполнению
команды «Смирно!», ноги вместе, но в тексте это не
пишется и не произносится |
Стойки выполняются с различным
положением ног. К терминам «стойка» относятся:
|
Стойка ноги врозь.
При этом ноги расставляются на ширину плеч. По
правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не
пишется и не произносится |
|
Широкая стойка
(ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть
тела равномерно распределяется на обе ноги) |
|
Стойка ноги врозь,
правая (левая) спереди |
|
Стойка ноги врозь
скрестно, правая (левая) спереди |
|
Стойка на коленях
(туловище и бедро составляют прямую линию) |
|
Стойка на правом
(левом) колене (другая нога, согнутая в суставе
на 90°, выставлена вперед, но это в тексте
не указывается) |
Стойки выполняются с различным
положением рук. В этом случае описание видов
стоек осуществляется по правилу «снизу вверх».
Вначале указывается положение ног, затем – рук.
|
Стойка ноги врозь,
руки в стороны |
|
Стойка ноги врозь,
руки вперед |
|
Стойка ноги врозь,
руки вверх |
|
Стойка руки назад |
|
Руки в стороны |
|
Стойка ноги врозь,
руки в стороны |
В положении руки в стороны
ладони обращены вниз, но при описании
направление ладоней вниз не указывается и не
пишется. Если при описании положений руки в
стороны положение кистей иное, то направление
ладоней обязательно должно быть указано:
например, «стойка ноги врозь, руки в стороны
ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая
ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же
требования предъявляются при описании положения
руки вверх.
|
Руки вверх |
|
Стойка ноги врозь,
руки вверх |
В положении руки вверх ладони
обращены внутрь, но в тексте это не указывается.
Стойка ноги врозь предполагает
разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не
пишется.
|
Широкая стойка,
руки на пояс (ноги разведены значительно шире
плеч), тяжесть тела равномерно распределяется на
ноги |
Другие положения рук:
|
|
|
|
Руки за голову |
Руки перед грудью |
Руки вверхнаружу |
Руки вверх
скрестно |
Вышеуказанные положения рук
являются симметричными.
Ниже приведены асимметричные положения:
|
|
|
|
Левая (правая) рука
в сторону (другая рука вниз, но ее положение не
указывается) |
Левая рука вверх |
Правая рука вверх,
левая рука в сторону |
Левая рука
внизнаружу, правая рука вверхнаружу |
Симметричные положения
согнутых рук:
|
|
|
|
Руки на пояс |
Руки за голову |
Руки к плечам |
Руки перед грудью |
|
|
|
|
Руки в стороны,
согнуты вниз |
Руки вниз, согнуты
вперед |
Руки вперед,
согнуты к плечам |
Руки назад,
согнуты |
Асимметричные положения рук:
|
Правая рука на
пояс, левая рука за голову |
|
Правая рука
согнута вверх, левая рука согнута вниз |
Движения руками
выполняются с малой, средней и большой
амплитудой.
Малая амплитуда
характеризуется перемещением руки в
пространстве не более чем на 90°. В этом случае при
терминологической записи указываются только
положения рук.
Например:
И.п. – о.с. |
|
1 – руки назад. |
|
2 – руки в стороны. |
|
3 – руки вперед. |
|
4 – и.п. |
|
Средняя амплитуда
обозначается термином «дуга» (дугами, дугой).
Амплитуда перемещения рук (руки)
составляет более 90° и менее 360°.
Большая амплитуда обозначает,
что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по
кругу. Поэтому здесь используются термины
«круг», «круговые движения».
Например:
И.п. – стойка руки
в стороны. |
|
1 – дугами книзу,
руки вверх. |
|
2 – круг руками
внутрь |
|
3 – дугами наружу,
руки вниз |
|
4 – и.п. |
|
Направление движений руками по
дуге и по кругу определяется начальным
перемещением рук из различных положений.
|
Из
положений |
кверху
книзу |
|
|
|
|
Руки в стороны |
Руки вперед |
Руки назад |
Движения руками дугой (дугами) и
круг (круги) руками выполняются кверху – книзу.
Например:
– дугой книзу, руки вверх;
– дугой кверху, руки вниз;
– круг руками книзу;
– круг руками кверху.
Движения дугой (дугами), круг (круги)
выполняются также вперед – назад, наружу –
внутрь.
|
|
|
|
О.с. |
Руки вверх |
Руки в стороны |
Руки вперед |
Например:
|
Круг руками вперед. |
|
Круг руками наружу |
|
Дугами внутрь, руки вниз |
Положения и движения
головой: вертикальное положение головы,
наклон головы вперед, наклон головы влево, наклон
головы вправо; поворот головы налево, поворот
головы направо.
С учетом исходных положений движения
головы выполняются дугой, по кругу (круг головой
влево, круг головой вправо). При
терминологической записи всегда пишется слово
«голова».
Движения туловищем:
|
|
|
|
Наклон вперед |
Наклон вперед
прогнувшись |
Наклон назад |
Поворот туловища
налево (направо) |
По терминологической записи при
выполнении наклонов слово «туловище» не пишется
и не произносится – только при скручивании
(повороте) позвоночника, например: «наклон
прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не
«наклон назад прогнувшись», так как наклон назад
согнувшись выполнить невозможно; «поворот
туловища направо (налево)».
Положения ног. Согласно
правилам сокращения слово «нога» не пишется и не
называется, заменяется на «правая» или «левая».
|
Правая (левая)
вперед на носок |
|
Левая (правая) в
сторону на носок, руки в стороны |
|
Правая (левая)
согнута вперед, руки на пояс |
|
Правая (левая)
вперед, руки за голову |
Движения ногами выполняются
махом, подъемом, выставлением.
К группе положений и движений ногами
относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и
«присед»:
|
Выпад правой
(левой) вперед, руки в стороны |
|
Выпад влево
(вправо), руки вверх |
|
Полушпагат правой
(левой), руки на пояс |
|
Полуприсед, руки
на пояс. |
|
Присед, руки в
стороны |
Термин «упор» предполагает
выполнение упражнения, когда опора приходится на
руки и ноги. При этом мышцы туловища испытывают
значительное напряжение.
К упорам относят:
|
Упор присев |
|
Упор лежа |
|
Упор лежа на
согнутых руках |
|
Упор лежа сзади |
|
Упор лежа сзади,
согнув ноги |
|
Упор лежа правым
(левым) боком |
|
Упор присев на
левой (правой), правая (левая) в сторону на носок |
Термин «сед» используют при
описании упражнений, выполняемых в партере:
|
Сед |
|
Сед согнув ноги |
|
Сед углом |
|
Сед в группировке |
|
Сед на пятках,
руки на пояс |
|
Сед ноги врозь |
|
Сед углом, руки в
стороны |
К данной группе могут быть
отнесены положения лежа: на животе, на
спине, на боку.
Названия положений рук определяются по
отношению к туловищу:
|
Лежа на спине, руки
вперед (а не вверх) |
|
Лежа на животе,
руки вверх |
Евгений ЗЕМСКОВ,
профессор, к.п.н.,
ПИФК – МГПУ,
Москва |