Как провести
соревнования по биатлону в школе?
В прошлом году нам удалось приобрести
для школы две винтовки. Все были рады. «Вот
теперьто я проведу настоящий турнир по
биатлону», – думал я. Но винтовка почемуто
отказалась работать на морозе, хотя при стрельбе
в помещении никаких проблем не возникало.
Оказывается, по техническим характеристикам ее
нельзя использовать при температуре ниже 0°С. Что
же делать? Как провести уже давно обещанные детям
соревнования? Неужели зря покупали винтовки и
готовили лыжные трассы? Как сохранить эту
зрелищность, этот накал борьбы на детских
соревнованиях в условиях общеобразовательной
школы?
Соревнования нужно проводить отдельно и
начинать – со стрельбы.
Первый этап – стрельба
Все соревнования по биатлону можно разделить
на две группы. В одном случае начисляется
штрафное время (в минутах и секундах) в другом –
дополнительное расстояние (штрафные круги).
Кроме того, спортсменам можно предложить в
случае промаха воспользоваться дополнительными
патронами. Естественно, на каждый дополнительный
выстрел и перезарядку уходит время. Количество
выстрелов можно ограничить, а можно и не
ограничивать (вести стрельбу до попадания). Но
тогда может случиться так, что ученик вообще не
поразит мишень.
Соревнования по стрельбе можно провести внутри
школы: в спортивном зале, классе, тире или в
специально оборудованном подвале. При
проведении стрелкового этапа двоеборья в школе
можно использовать типовые мишени или даже
нарисовать их самому, можно вести стрельбу по
маленьким детским резиновым игрушкам. При этом
важно, чтобы ученик видел, удалось ему поразить
мишень или нет.
На «взрослых» соревнованиях биатлонисты ведут
стрельбу из положения как лежа, так и стоя, причем
выходят они на огневой рубеж не единожды. При
проведении школьных соревнований эту часть
программы можно упростить: например, вести
стрельбу из одного положения (например, лежа) и
только один раз, чтобы дети попробовали поразить
три или пять мишеней.
На этом этапе состязаний оценивается не только
результат стрельбы (количество пораженных
мишеней), но и время, затраченное на выполнение
упражнения. Ведь биатлонист должен уметь
стрелять не только метко, но и быстро. Счет
времени стрельбы начинается с того момента,
когда ученик взял винтовку, а заканчивается
тогда, когда стрельба полностью завершена и
винтовка аккуратно положена на огневой рубеж.
Судья (учитель физкультуры или один из его
помощников) фиксирует в протоколе количество
пораженных мишеней и время, затраченное на
стрельбу.
Второй этап. Лыжная гонка
преследования
Второй этап состязаний – лыжная гонка. При
подготовке трассы следует предусмотреть места
для обгона участников, а также учесть, что длина
дистанции не должна быть выше рекомендуемой
школьной программой для данной возрастной
группы.
Соревнования в лыжных гонках проводятся по
итогам проведенных стрельб, причем гонку можно
проводить как сразу после стрельбы, так и с
небольшим перерывом и даже на следующий день,
чтобы у судей было достаточно времени для
обработки стрелковых результатов. Самым простым
вариантом проведения биатлона является вариант
с использованием дополнительного времени.
Например, за каждый промах ученик получает
30 штрафных секунд, которые прибавляются к
времени, затраченному на стрельбу.
Например, Коля Авдеев поразил все пять мишеней,
затратив на стрельбу 45 сек. Андрей Фролов
справился за 35 сек., но совершил при этом один
промах. Таким образом, время старта Андрея будет
равно 1 мин. 5 сек. (35 сек. + 30 сек. штрафа). И
Андрей примет старт в лыжной гонке на 20 сек.
позже Коли. Старт в лыжной гонке напоминает старт
в гонке преследования. Ученик, показавший лучший
результат в стрелковых соревнованиях, принимает
старт первым. Такая форма организации
соревнований очень нравится детям. Она
современна и очень зрелищна. Главное, что ученик,
совершивший промахи в стрельбе, получает
возможность исправить свои ошибки в лыжной
гонке.
Лыжная гонка со штрафными кругами
При проведении лыжной гонки со штрафными
кругами нужно заранее подготовить
дополнительный круг протяженностью примерно 100
м, лучше в начале или в середине основной
дистанции.
Порядок старта в гонке будет определен
результатами скорострельности на первом этапе.
Первым примет старт тот ученик, который затратил
меньше времени на стрельбу.
Например, Петя Силаев хоть и промахнулся все
пять раз, но «отстрелялся» за 25 сек. Именно он
примет старт первым в гонке преследования,
правда, по пути ему предстоит преодолеть еще пять
штрафных кругов. А Игорь Астафьев, затративший на
стрельбу 40 сек., несмотря на то что не промахнулся
ни разу, примет старт на 15 сек. позже Пети, но ему
уже надо будет преодолеть штрафные круги.
Такой вариант проведения соревнования вносит
еще большую интригу в гонку, от чего интерес к
соревнованиям как среди участников, так и среди
зрителей еще больше увеличивается. Но он требует
дополнительной подготовки: нужно проложить
штрафной круг, предусмотрев на нем места для
обгона участников, а также понадобится отдельный
судья, который будет следить за тем, чтобы все
участники преодолели соответствующее их
промахам количество кругов.
Соревнования учащихся разного
возраста
Данную методику можно использовать и при
проведении соревнований с детьми разного
возраста (в малокомплектной школе, детском
оздоровительном лагере, в школьной секции и т.п.).
При этом прежде всего нужно учесть, что длина
лыжной дистанции не должна превышать
рекомендованную для самых младших участников. Но
для учеников разного возраста различными должны
быть и штрафные санкции за промахи: время (в
секундах) или расстояние (в метрах).
Например, за каждый промах 10летнего ученика к
его времени стрельбы прибавляется 10 сек.,
11летнего – 20 сек., 12летнего – 30 сек. и т.д. При
проведении гонки со штрафными кругами учащиеся
разного возраста должны преодолеть штрафные
круги разного размера. 10летние ученики бегут по
штрафному кругу протяженностью 50 м, 11летние – по
100метровому кругу, 12летние – по 150метровому
кругу. Такой вариант предусматривает большое
количество штрафных кругов. Можно предложить
ребятам один 50метровый штрафной круг. В этом
случае каждый промах 10летнего спортсмена
добавит ему один такой круг, 11летнего – сразу
два, 12летнего – три за каждый промах.
Эстафеты
Во время эстафет подобный принцип организации
соревнований сохраняется. Здесь, как правило,
используют штрафные круги.
При проведении стрельбы судья фиксирует
результаты каждого из участников команды в
отдельности: время стрельбы и количество
промахов каждого участника. При определении
порядка старта участвующих в лыжной гонке команд
суммируется время всех участников команды,
затраченное на стрельбу. Команда, все участники
которой в сумме затратили на стрельбы наименьшее
время, стартуют первыми. Штрафные круги на
дистанции каждый участник эстафеты преодолевает
сам согласно количеству своих промахов.
Например, первый участник команды выполнил
стрельбу за 30 сек. без промахов, второй – за 30 сек.
с одним промахом, третий – за те же 30 сек. с двумя
промахами и четвертый – тоже за 30 сек. с тремя
промахами. Таким образом, вся команда затратила
на стрельбу 2 мин. (4?30 сек.). Первый участник
отправится на дистанцию через две минуты после
включения секундомера и не будет забегать на
штрафной круг. Второй участник, получив эстафету,
пробежит помимо дистанции один штрафной круг,
третий – два круга, четвертый – три круга.
Можно также использовать вариант проведения
эстафеты с дополнительным штрафным временем. В
таком случае суммируется время стрельбы всей
команды со всеми ее штрафами. Тогда лыжная гонка
превращается в одну большую эстафету
преследования. На первый взгляд просто, но очень
интересно. Попробуйте!
Алексей МАШКОВЦЕВ
|