Продолжение. Начало в
№№ 1, 3/2007 г.
Читая Лесгафта
Простые игры
Игры с бегом
Пятнашки
В группе этих игр, называемых пятнашками, везде
сохраняется одно общее правило: один из
играющих – пятнашка – ловит одного из
участников, и как только он успеет кого-нибудь
«запятнать» он сам должен поскорее убежать, так
как «запятнанный» теперь получает право ловить
всех, включая того, кем он был только что пойман.
Таким образом, двое играющих могут чередоваться
несколько раз до тех пор, пока пятнашка не
поймает кого-нибудь другого.
Этот ряд игр мы опишем по степени сложности. К
ним относятся самые элементарные игры: пятнашки
простые, с названиями, с мячом, китайские, в кругу;
затем с несколько большим количеством правил:
пятнашки с перебежкой рядами, с препятствием, с
завязанными руками.
Простые пятнашки
Из играющих выбирается один – пятнашка,
который должен постараться поймать, т.е. сделать
пятнашкой, кого-нибудь из остальных играющих,
имеющих право бегать по площадке во всех
направлениях. Пойманным считается тот, которого
пятнашка ударил один или два раза – смотря по
условию. Как только первый пятнашка поймал
кого-нибудь, он громко называет его по имени и сам
становится играющим, а новый пятнашка начинает
ловить. Он может поймать и того, кто только что
его запятнал, но не нужно позволять ему делать
это слишком часто, иначе пятнашками будут только
двое или трое.
Игра заканчивается, когда дети устанут или все
перебывают пятнашками. В этом виде ее можно
проводить, если число играющих не более 10, лучше
всего – на площадке или в большом помещении. В
большом помещении при большом количестве
играющих можно увеличить число пятнашек, только
в этом случае необходимо, чтобы пятнашка был
отмечен каким-нибудь значком – например,
платком, который он держит в руке и бросает
«запятнанному», после того как поймает его
определенное число раз. В том же случае, где ни то,
ни другое невозможно, необходимо эту игру с
небольшим числом участвующих сделать более
сложной или при большем количестве играющих
ограничить их свободу передвижения.
Статья опубликована при поддержке книжного магазина "Кварт Плюс". Учебные и наглядные материалы, учебники и рабочие тетради для детского сада, начальной и средней школы (Плешаков. Рабочая тетрадь. 3 класс. Купить), а также для воспитателей, педагогов, психологов и родителей. Доступные цены, заказ учебников на класс, доставка по России. Оформить заказ и посмотреть условия доставки и оплаты Вы сможете на сайте: http://www.cvartplus.ru/.
Пятнашки с мячом
Следующая разновидность, тоже допускающая
небольшое число участников, – пятнашки с мячом. В
этом случае пятнашка бегает с мячом, которым
«пятнает» играющих. Если он «запятнал»
кого-нибудь, то громко называет его имя, а
«запятнанный» поднимает мяч и, в свою очередь,
старается запятнать кого-нибудь; подняв мяч,
пятнашка может некоторое время бежать за тем,
кого он хочет «запятнать», чтобы бросить мяч на
более близком расстоянии. Когда игра проводится
в большом помещении или на площадке, задача
пятнашки усложняется: во-первых, все играющие
могут разбежаться на большое расстояние, а
следовательно, в них труднее попасть; во-вторых,
приходится много бегать, так как брошенный, но не
попавший в цель мяч далеко укатывается. Если же,
напротив, игра происходит в комнате, задача
пятнашки очень легка. Чтобы несколько усложнить
ее в последнем случае, можно ввести следующие
одно или два правила:
1) пятнашка имеет право пятнать только с того
места, где он поднял мяч, но не может бежать за
играющими;
2) пятнашка должен предварительно назвать того,
кого он хочет «запятнать»; если же он попадает
мячом в другого, тот не считается «запятнанным».
Китайские пятнашки
К этой разновидности относятся также китайские
(или турецкие) пятнашки. Здесь все играющие при
приближении пятнашки могут или убегать, или
приседать на месте, причем пятнашка может ловить
присевшего только тогда, когда он встанет. Только
необходимо следить, чтобы приседания
производились правильно, т.е. чтобы играющие
приседали только тогда, когда пятнашка
действительно приближается к ним и может
запятнать, и вставали сразу же, как только он
отойдет или отвернется. Назначая эту игру, в
особенности маленьким детям, следует помнить,
что приседание вообще следует относить к
упражнениям, требующим довольно большого
напряжения, и поэтому она может продолжаться не
более 10 мин., иначе на следующий день все играющие
будут жаловаться на боль в ногах.
Вышеназванные виды пятнашек можно применять
тогда, когда число играющих незначительно – не
более 10 человек. Если же детей 15 и более, то
возникают следующие сложности: теснота; трудно
следить за тем, кто «запятнан»; пока пятнашка
ловит на одной стороне, играющие на другой
стороне бездействуют. Поэтому в таких случаях
лучше подойдут следующие виды пятнашек.
Пятнашки в кругу
Играющие встают в круг, но при этом между ними
должны быть такие промежутки, чтобы можно было
пробегать, не задевая стоящих. По выбору или
жребию двое детей выходят из круга: один ловит,
другой убегает. Они могут пробегать через
промежутки и через круг. Поймав убегающего,
пятнашка, убегая теперь от него, может или встать
в одном из промежутков между играющими, или
бегать до тех пор, пока его опять не «запятнают».
Таким образом, бегающие могут несколько раз
чередоваться. Чем чаще меняются бегающие, тем
живее идет игра. Как только убегающий встал на
место, стоящий справа от него должен выбегать, а
оставшийся или пятнашка (смотря по условию) может
теперь или ловить выбежавшего из круга, или
убегать. Последнее видоизменение лучше: игра в
этом случае идет оживленнее, так как бывшему
пятнашке дается возможность выбора. В таком виде
можно продолжать до тех пор, пока все не устанут
или не пробегают по одному или два раза.
Если стоящий справа зазевался, то при первом
условии оставшийся или пятнашка может сразу
подбежать и «запятнать» его даже тогда, когда тот
еще не сдвинулся с места. Таким образом,
оставшийся получает право убегать, а тот, кому
нужно было выбегать, должен ловить.
Если дети уже хорошо усвоили правила игры и
если их много, можно назначить две пары, которые
будут играть самостоятельно; необходимо только,
чтобы все стоящие в кругу внимательно следили за
ними.
Пятнашки с перебежкой
Все становятся в сплошной круг, т.е. без
промежутков, а двое бегают, догоняя друг друга;
однако они не имеют права пробегать между
стоящими и через круг, а могут бегать только
кругом, в одном направлении. Так они бегают до тех
пор, пока кто-нибудь из стоящих в кругу не
пробежит между ними, иначе говоря, не перебежит
дорогу пятнашке. Тогда убегающий, обежав круг до
пустого места, занимает его или же, если вовремя
заметил, что пятнашке перебежали дорогу, входит в
круг и встает на место перебежавшего дорогу. С
того момента как пятнашке перебежали дорогу, он
уже ловит того, кто ему перебежал дорогу, и если
поймает его, в свою очередь, убегает от него до
тех пор, пока кто-нибудь опять не перебежит им
дорогу. Необходимо только установить очередь для
перебегающих: например, первый перебегает по
назначению, а в следующей раз – уже стоящий от
него справа и т.д. Каждый, кому приходит очередь
перебегать дорогу, должен следить за бегающими,
выждать, когда убегающий добежит до него, и тогда
уже пробежать между ними. Направление после
перебежки он может выбрать любое.
При небольшом количестве участников эта игра
может быть еще проще: пятнашка громко называет
того, кого он хочет поймать, бежит за ним и
старается «запятнать». Кто-либо из остальных
игроков, находящийся в любом месте игровой
площадки, пробегает между ними, и тогда пятнашка,
громко называя последнего, бежит за ним и
старается его догнать, между тем как первый
убегавший становится свободным и занимает любое
место. Необходимо следить за тем, чтобы игроки не
перебегали дорогу по несколько человек сразу.
Пятнашки рядами
Все играющие встают в два, три или четыре ряда,
так что первый играющий из второго ряда стоит на
некотором расстоянии позади первого играющего
из первого ряда; первый играющий из третьего ряда
так же располагается по отношению к первому
играющему из второго ряда и т.д. (см. рис. 1). Таким
образом, как между стоящими в одном ряду, так и
между стоящими в различных рядах остаются
довольно большие промежутки, через которые можно
пробегать.
Двое участников начинают игру: один ловит,
другой убегает. При этом убегающий может бегать
только вдоль рядов, не имея права пробегать в
промежутках между играющими одного и того же
ряда. Переходить же из одного ряда в другой он
может только по краю, при этом ему разрешается
менять направление, т.е. бежать назад по тому же
пути, по которому он уже пробежал. Догоняющий
бегает так же, но только в поперечном
направлении, т.е. проходя в промежутках между
играющими из одного и того же ряда; еще он может
возвращаться назад в том же направлении.
Рис. 1
Когда догоняющий поймает убегающего, он по
общему правилу становится убегающим и потому
должен тотчас изменить направление бега, так же
как и тот, кто прежде был убегающим. Так они могут
меняться до тех пор, пока убегающий не встанет
впереди кого-нибудь из стоящих в первом ряду,
тогда этот же номер последнего ряда должен
выбежать и догонять оставшегося, а тот, убегая,
должен изменить направление. Как только
убегавший встал на место, тот, перед которым он
встал, делает два или три шага назад, чтобы
перейти во второй ряд, а стоявший во втором ряду
– в третий и т.д.
Игра продолжается до тех пор, пока все не
устанут или не поменяются ролями условленное
число раз. Кто ошибся и попал не в назначенный
промежуток, встает впереди какой-нибудь пары, а
стоящий позади идет его заменить; только в этом
случае он делается или убегающим, или догоняющим
– смотря по тому, кого он должен заменить.
Пятнашки с завязанными руками
Игра проводится так же, как и простые пятнашки,
только пятнашке платком завязывают руки за
спиной, и в таком виде он должен ловить играющих.
Когда он кого-нибудь «запятнает» рукой, он может
развязать руки и передать платок пойманному,
которому завязывают руки, и он начинает ловить.
Но так усложнять игру можно только в том случае,
если дети уже освоились: умеют быстро
поворачиваться на бегу, бегать спиной вперед и
уравновешивать тело на бегу без помощи рук. В
противном же случае они могут легко упасть и, не
имея возможности помочь себе руками, получить
травму. Игра эта, предложенная своевременно,
проходит оживленно, способствуя развитию
ловкости.
Пустое место
Игра заключается в беге взапуски с целью
поскорее занять место в кружке, оставшееся
пустым после того, как выбежал запятнанный.
Главное в этой игре – быстрота бега и
внимательное отношение к чувству
соприкосновения.
Игра эта, подобно предыдущей, принадлежит к
самым элементарным, так как здесь каждый
играющий думает и действует только за себя и в
ней очень мало правил, притом самых простых.
Все играющие, кроме одного (пятнашки), встают в
круг так, чтобы между ними не было промежутков.
Если же детей очень мало и круг тоже очень мал, то
все дети отодвигаются друг от друга на
расстояние вытянутых в стороны рук либо для
каждого играющего (даже находящегося на
расстоянии нескольких шагов от других) рисуют
круг. Пятнашка проходит мимо стоящих, задевает
кого-нибудь из них и бежит дальше в том же
направлении. «Запятнанный» же бежит в
противоположную сторону. Оба стараются, сделав
определенное число кругов, поскорее занять
место, оставшееся пустым.
Прибежавший раньше занимает место и остается в
нем, а опоздавший начинает ходить вокруг,
продолжая игру в том же порядке. Игра
заканчивается, когда дети устанут или когда
каждый обежит кругом определенное число раз.
В этой игре руководителю необходимо обращать
внимание на то, чтобы все дети по возможности
принимали одинаковое участие в игре, и если
пятнашка по забывчивости или даже намеренно
«пятнает» только некоторых играющих, то другие
должны поднимать руки и таким образом указывать
пятнашке на тех играющих, которых он пропускает.
Нужно также следить, чтобы дети при беге
держались определенной стороны и не
сталкивались.
С целью усложнения и разнообразия игры бег
можно заменить прыжками на одной ноге. Пока никто
не «запятнан», пятнашка может идти или бежать на
двух ногах, но с того момента, как он задел
кого-нибудь, оба должны прыгать на какой-то одной
ноге или менять ногу во время прыжков и таким
образом стараться поскорее достигнуть пустого
места. Здесь нужно следить за тем, чтобы дети
умели одинаково хорошо прыгать как на одной, так
и на другой ноге, а не только на той, на которой им
удобнее.
Если нельзя сделать так, чтобы дети образовали
большой круг (когда этого не позволяет
помещение), то можно требовать от бегающих, чтобы
они пробегали два-три круга, прежде чем смогут
встать на пустое место. Чтобы не закружилась
голова при беге в одном направлении и чтобы
приучить детей производить на бегу поворот,
можно позволить обоим бегающим добежать до
пустого места и, повернувшись, уже бежать в
противоположную сторону; при этом каждый
поворачивается, как только достигнет пустого
места, не дожидаясь другого, и тогда, если он уже
пробежал два круга, занимает пустое место. При
этом можно еще предложить играющим один круг
бежать, а другой – прыгать на одной ноге и т.д.
Жгут
Данная игра требует пристального внимания и
быстроты в действиях. Она напоминает игру
«Пустое место», только требования, предъявляемые
играющим, здесь более сложные.
Все играющие, кроме одного – жгутчика,
назначенного или выбранного по жребию или по
общему соглашению, садятся в круг на пол, лицо
обращено в середину круга. Жгутчик берет платок,
свертывает его жгутом и ходит или бегает вокруг
сидящих, стараясь незаметно подложить его
кому-нибудь. Присутствие платка можно определить
на ощупь или на слух или по тому, как подбросивший
ускоряет бег. Как только сидящий, не оборачиваясь
назад, обнаружит платок, он поднимает его,
выбирает направление и бежит кругом сидящих,
чтобы догнать жгутчика и «запятнать» его.
Жгутчик же теперь должен убегать, поэтому он с
самого начала должен следить за тем, какое
направление выберет догоняющий. При этом он
может изменить ранее выбранное направление, если
так ему будет легче убежать. Он стремится занять
место догоняющего, оставшееся пустым, пока не
«запятнали», пробежав при этом один или два круга
(смотря по уговору). Если он успеет добежать до
пустого места и сесть, то догонявший его делается
жгутчиком, и игра продолжается в том же порядке.
Если сидящий не заметит, что ему подложен жгут,
и жгутчик успел обойти весь круг, то он поднимает
жгут, «пятнает» им положенное число раз
прозевавшего, бросает жгут на пол или ему в руки и
пробегает условленное число кругов до пустого
места. Если же поднявший жгут догнал жгутчика
раньше, чем тот успел занять пустое место, то он
«пятнает» его положенное число раз, бросает ему
платок и бежит к своему месту, но при этом
опять-таки должен пробежать определенное число
кругов. Если он успеет сесть на свое место, то
жгутчик остается прежний, а если жгутчик успел
его, в свою очередь, догнать, то должен
«запятнать» и бросить ему платок. Так они могут
меняться до тех пор, пока кто-нибудь из них не
успеет добежать до места и сесть.
В этой игре необходимо соблюдать следующие
правила:
1. Жгутчик должен класть платок позади сидящего,
а не сбоку, и притом на таком расстоянии, чтобы
его можно было достать руками.
2. Сидящие не имеют права оборачиваться назад, а
могут только нащупать платок руками, если он им
подложен, после того как жгутчик пройдет мимо
них.
3. Никто из сидящих, видевший, как жгутчик
подложил платок его товарищу, не смеет говорить
ему об этом.
4. Нашедший у себя платок может сразу взять
какое угодно направление, а затем уже не имеет
права менять его.
При несоблюдении этих правил либо нарушитель
выходит из игры, либо, если это касается первого
правила, жгутчик должен снова поднять платок и
идти кругом. При несоблюдении второго правила
сидящий лишается права бежать. При несоблюдении
третьего правила подсказавший должен догонять
жгутчика вместо того, кому подложен жгут. При
несоблюдении четвертого правила убегающий или
жгутчик должны начать бег снова.
Игру «Жгут», как и игру «Пустое место», можно
закончить каждый раз, когда убегающий садится на
пустое место.
Уголки
Игра заключается в быстрой смене мест
участниками в соответствии с уговором. При этом
свободное лицо стремится занять временно
освободившееся место, что требует внимания и
быстроты в действиях. Все усложнения здесь нужны
для тренировки быстроты бега и концентрации
внимания.
«Уголки» – одна из более простых и
распространенных игр; она известна под
различными названиями и встречается в самых
разнообразных видах.
Рассмотрим здесь сперва самую простую ее
разновидность и затем только – те видоизменения,
которые имеют какое-нибудь существенное отличие
от нее, потому что в основном меняются только
название игры, порядок перемены мест и условные
слова, которые играющие говорят друг другу.
Самый простой вид, который возможен только в
том случае, если играющих мало, называется
«Мышка». Играющие становятся по углам комнаты.
Если же участников больше пяти, то для каждого на
полу рисуют кружок. Играющий, находящийся в
середине, подходит к кому-нибудь из стоящих в
кружках и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой
уголок». Тот отказывается, тогда он идет с той же
просьбой к другому; в это время только что
отказавший ему называет кого-нибудь из товарищей
(по имени?) и меняется с ним местами. Находящийся
же в середине должен воспользоваться этим
моментом, чтобы занять кружок одного из
перебегающих. Если ему это удалось, то играющий,
оставшийся без кружка, идет в середину и
продолжает игру таким же образом; если же не
удалось, то он снова идет к стоящим с той же
просьбой. Если он почему-либо долго не может
получить кружок, то один из тех, к кому он
обращается, говорит: «Кошка идет», – и тогда все
играющие должны поменяться местами, а стоящий в
середине пользуется случаем и занимает
чей-нибудь кружок.
В таком виде игру можно предлагать даже самым
маленьким детям. Руководитель, чтобы как следует
следить за происходящим, должен обращать здесь
основное внимание на стоящего в середине, так как
около него сосредоточиваются главные моменты
игры; так, часто случается, что стоящий в середине
и перебегающий вбегают в кружок одновременно, а
не один после другого, и тогда первый опять идет
спрашивать, а занимает кружок только в том
случае, если вбежал в него раньше.
Когда детей очень много, при таком ведении игры
не каждому играющему придется активно
участвовать в ней, а потому лучше устроить так,
чтобы все играющие имели возможность меняться
местами. Все встают в круг как можно дальше друг
от друга, насколько это позволяет помещение, и
рисуют на своем месте по кружку. То же делает и
стоящий в середине. По сигналу руководителя все
выбегают из своих кружков в каком-нибудь
определенном направлении, чтобы поторопиться
занять один из следующих кружков: рядом
находящийся, через один или два и т.д. – смотря по
соглашению (перебегать через один или два кружка
можно позволить, если помещение маленькое и
кружки расположены очень близко друг от друга).
Стоящий в середине должен в это время
постараться занять какой-нибудь кружок, тогда
оставшийся без кружка начинает ходить вместо
него.
Случается, что во время перемены мест кто-либо
из играющих неправильно перебежит, т.е. или
совсем не выбежит из своего кружка, или займет не
свой кружок; вследствие этого если в это время
стоящий в середине успевает занять чье-либо
место, без кружка остается не тот, чье место он
занял, а тот, чье место занял неправильно
перебежавший; в таком случае он и должен
оставаться в середине, а не тот, кто остался без
кружка.
Перед тем как начать считать, определяют
направление, по которому должны бежать
играющие, – направо или налево. Необходимо
также следить за тем, чтобы никто не выбегал из
своего кружка раньше условленного сигнала.
Иногда для разнообразия можно позволить
участникам меняться местами в каком угодно
направлении – особенно это хорошо в том случае,
если стоящий в середине долго не может получить
кружок.
Последний способ перемены места значительно
облегчает игру, а потому не следует к нему
прибегать слишком часто, так как в комнате и так
может быть слишком тесно. Даже напротив, в
небольшом помещении бывает необходимо придумать
для стоящего в середине какое-либо усложнение:
например, ему дают мяч, и в то время, когда все
перебегают, он должен наметить какой-либо кружок,
попасть в него мячом и затем уже успеть вбежать в
него раньше, чем тот, кто по очереди должен был
занять этот кружок.
Аналогично игре «Мышка» проводят игры «Соседи»
и «Почта». В том и другом случае дети так же
встают в круг и так же для обозначения места
каждого рисуют маленький кружок.
В игре «Соседи» находящийся в середине
подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:
«Довольны ли вы своим соседом?» Если играющий
доволен, то он отвечает утвердительно, а
находящийся в середине идет дальше и задает тот
же вопрос другим. При отрицательном ответе
играющий должен назвать того соседа, которым он
недоволен, и того, кого он желал бы иметь своим
соседом; тогда названные лица меняются местами, а
находящийся в середине старается занять одно из
этих мест. Если же спрошенный отвечает: «Всеми
недоволен», – то все выбегают из своих кружков и
меняются местами.
В игре «Почта» играющие встают в круг, а один
играющий – в середину. Стоящие в кругу выбирают
для себя какие-либо названия городов. Затем
стоящий в середине объявляет: «Почта идет из
такого-то города (или таких-то городов) в такой-то
город (или в такие-то города)». Все дети, чьи
города он назвал, меняются местами, а стоящий в
середине, выбегая из своего кружка, старается
занять какое-нибудь из этих мест. Если ему это
долго не удается, то он объявляет: «Почта идет во
все города», – и тогда все играющие должны
выбежать из своих кружков и поменяться местами.
«Трех много!»
Данная игра требует быстроты и внимания. Это
одна из наиболее сложных разновидностей
пятнашек. Она хотя и не носит уже данного
названия, но все же в ней соблюдается главное
правило пятнашек, согласно которому пойманный
имеет право тотчас же ловить того, кто его
«запятнал».
Два участника образуют столб (или колонну).
Каждый играющий должен стать впереди или позади
него; по сигналу третий участник становится
догоняющим.
Все играющие становятся в круг в два ряда, весь
первый ряд стоит лицом по направлению к середине
круга. Убегающий и догоняющий бегают вне круга.
Задача убегающего – вбежать в круг, не будучи
«запятнанным», успеть встать впереди
какой-нибудь пары и сказать: «Трех много!» Если
убегавший успел все это исполнить и не был
пойман, то стоящий позади той пары, перед которой
встал убегавший, говоря: «Двух довольно», –
выбегает со своего места и должен догонять
отставшего, который теперь делается убегающим и
должен, в свою очередь, постараться вбежать в
круг, встать впереди какой-либо пары и произнести
указанные слова. Чтобы не было споров, лучше
всего нарисовать перед каждой парой маленькие
кружки, определив таким образом место, которое
должен занять убегающий.
Эту игру еще можно вести так: догоняющий встает
в круг и не дает вбежать убегающему. Остальные
правила – те же самые, так что если убегающий
успел встать в круг, то догоняющий делается
убегающим и может, в свою очередь, или встать
впереди какой-нибудь пары, или выбежать из круга,
а стоявший во втором ряду той пары, перед которой
встал убегающий, начинает ловить.
Продолжение следует
|