Развитие
координационных способностей у детей 7–9 лет
Цель исследования
Одной из главных задач физического воспитания
детей является развитие у них двигательных
функций и умения управлять своими движениями.
Важную роль в решении этой задачи играют
упражнения на координацию движений –
двигательной способности, которая развивается
посредством самих движений. Чем большим запасом
двигательных умений обладает ученик, тем богаче
его двигательный опыт и шире база для овладения
новыми формами двигательной деятельности.
Известно, что наиболее эффективно двигательные
способности ребенка развиваются к 8–9 годам.
Следовательно, возраст от 7 до 9 лет нужно
рассматривать как период активного развития
координационных способностей (КС).
Основным средством, совершенствующим
координационные двигательные способности,
являются специально направленные упражнения.
К сожалению, в практике учителей физической
культуры отсутствуют научно обоснованные
программы совершенствования координационных
способностей, что приводит к снижению эффекта
обучения новым упражнениям.
Целью нашей работы являлась разработка
программы, направленной на развитие базовых
координационных способностей у детей младшего
школьного возраста.
В связи с поставленной целью было проведено
тестирование, которое включало в себя:
1) тест «Ловля линейки»;
2) пробу Ромберга (поза «пяточноносочная»);
3) тест «Разность между бегом и слаломом» (20 м);
4) тест «Разность между прыжком в полную силу и
вполсилы».
Тестирование проводилось с учениками третьих
классов. Анализ результатов тестирования,
проведенного до начала педагогического
эксперимента, показал, что занимающиеся
экспериментальной и контрольной групп по уровню
развития координационных способностей
достоверно между собой не различались (p < 0,05).
После предварительного тестирования были
сформированы контрольная и экспериментальная
группы. Экспериментальная группа стала
заниматься по нашей заранее разработанной
программе, а контрольная группа занималась по
обычной учебной программе.
Об эксперименте
Разработанная нами программа состоит из двух
частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая
часть предусматривает оценку уровня развития
базовых видов КС. Обучающая часть включает
практические занятия по совершенствованию КС.
При разработке учебной программы, прежде всего,
был рассмотрен вопрос о продолжительности
целенаправленного педагогического воздействия.
В результате анализа научнометодической
литературы выявлено, что в процессе развития КС
исследователи использовали различные по
продолжительности программы.
Принимая это во внимание, мы разработали
учебнотренировочную программу, рассчитанную 25
занятий. Занятия по данной программе проводились
2 раза в неделю в подготовительной и в начале
основной части урока и продолжались 20 мин.
Программа состоит из комплексов упражнений,
сгруппированных по направленности развития
способности к ориентации в пространстве,
дифференцированной способности, способности к
равновесию, реагирующей способности и
ритмической способности. В одном занятии для
совершенствования отдельной координационной
способности использовалось не менее 5 упражнений
и одной игры. Разучивание и выполнение
упражнений проводилось по степени их
координационной сложности – по принципу «от
простого к сложному».
Для развития способности к ориентации в
пространстве применялись специальные задания:
смена направления движений по сигналу, ходьба в
обход препятствий, бег из различных исходных
положений, метание мяча из различных исходных
положений и др.
При совершенствовании пространственной
ориентировки мы руководствовались
рекомендациями М.И. Судата, который отмечает, что
в работе с детьми более эффективны такие
методические приемы, как:
– смежные задания (например, одновременное
ведение баскетбольного мяча руками и
футбольного мяча ногами);
– контрольные задания (например, броски мяча в
цель с резко различающегося расстояния – с 5 и
10 м);
– временное выключение зрительного контроля.
Для развития способности к сохранению
равновесия использовались следующие упражнения:
– сохранение равновесия после резкого
изменения направления движения;
– чередование ходьбы с поворотами;
– ходьба по гимнастической скамейке;
– уменьшение площади опоры;
а также повторение упражнения с закрытыми
глазами, которое рекомендуют многие авторы.
Для развития чувства времени использовались
упражнения при недостатке времени.
Для развития силовой дифференцировки
использовались различные по тяжести предметы
(мячи, пояса и т.д.).
Для развития ритмической способности
использовалось следующее упражнение: повтор
ритма движения после предварительной
демонстрации этого ритма с помощью зрительного
или слухового средства.
Блочная система построения программ
предполагает возможность гибкой замены
различных комплексов в зависимости от
показателей предварительного и текущего
тестирования. Программа с гибкой системой
варьирования упражнений позволяет
дифференцировать величину нагрузки и дозировку
упражнений, комплексы упражнений, учитывая
особенности детей. Наша программа практически не
меняет структуры урока.
Результаты исследования
В конце эксперимента мы провели контрольное
тестирование, которое показало, что базовые
координационные способности в
экспериментальной группе стали значительно
выше, чем в контрольной.
По тесту «Ловля линейки» до проведения
педагогического эксперимента результат в
экспериментальной группе в среднем был 21,2 см, а
после эксперимента составил 14,7 см, т.е. улучшился
на 6,5 см. В контрольной группе этот прогресс
составил лишь 2,9 см, что в 2 раза меньше, чем в
экспериментальной. Примерно такие же показатели
наблюдались по всем тестам. По тесту Ромберга
результаты в экспериментальной группе в среднем
в 3 раза лучше, чем в контрольной. По тесту
«Разность между бегом и слаломом» (20 м) результат
улучшился в 6,6 раза, а тест «Разность между
прыжком в полную силу и вполсилы» результат в
экспериментальной группе в 4,8 раза лучше, чем в
контрольной.
Анализ и обобщение результатов работы
показали, что базовые координационные
способности в экспериментальной группе
значительно выше, чем в контрольной.
Следовательно, разработанная нами программа
более эффективна для развития координационных
способностей у детей младшего школьного
возраста, чем ныне применяемая.
От редакции. Программа Андрея Маслюкова будет
издана в виде брошюры во втором полугодии 2008
года.
Андрей МАСЛЮКОВ,
к.п.н.,
доцент Сургутского государственного
университета |